Файл: Организация проведения товарной экспертизы товаров (на примере кожаной обуви).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На подкладку под берцы, или задний внутренний ремень, или штаферку, или клапан под застежку-молния каждой полупары обуви несмываемой краской, горячим тиснением, в том числе через фольгу, должны быть нанесены обозначение модели, размера, сорта, знака «СТ», номера ОТК, защитных свойств обуви (для специальной обуви), нормативно-технической документации (для армейской обуви), дата выпуска, порядок размещения обозначений в соответствии с образцом-эталоном.

Размер, полноту и цену обуви указывают также на ходовой поверхности подошвы. Обувь 1-го сорта маркируют клеймом круглой формы диаметром 10 мм, 2-го сорта – ромбом с длинной стороны 10 мм, стандартную обувь – знаком «СТ». В клейме указывают дробью сорт (арабскими цифрами) или знак «СТ» и номер контролера ОТК.

Кожаную обувь упаковывают в потребительскую и транспортную тару. К потребительской таре относят картонные коробки, картонные пачки, бумажные пакеты и пакеты из полимерных материалов. К транспортной таре относят деревянные неразборные ящики, разборные многооборотные ящики, ящики из гофрированного картона.

В потребительскую тару обувь, как правило упаковывают попарно. Обувь кожаную модельную, а так же с верхом из лаковой кожи, велюра, нубука, замши, из кож белого и светлых тонов, синтетической кожи упаковывают в картонные коробки или картонные пачки с перестиланием бумагой или укладкой каждой полупары в пакет из полимерных материалов [30, с. 54].

Для предохранения модельной обуви от деформации при транспортировке и хранении в носочную часть каждой полупары, а так же в голенище сапожек вставляют вкладыш из коробочного картона.

В потребительскую тару вкладывают памятку по уходу, хранению и эксплуатации обуви с указанием гарантийных сроков ее носки. К потребительской таре, в которую упакована кожаная обувь, должна быть прикреплена этикетка или нанесен штамп с четким указанием товарного знака, наименования предприятия-изготовителя и его почтового адреса, артикула, номера модели, размера, полноты, цвета и сорта обуви, номера НТД, цены пары обуви, даты выпуска.

Деревянные ящики с кожаной обувью должны быть обтянуты металлической лентой или обвязаны проволокой и опломбированы. Картонные ящики кроме того должны быть оклеены по периметру в середине ящика бумажной контрольной лентой с оттиском товарного знака предприятия-изготовителя. На каждом ящике с боковой стороны прикрепляют ярлык с транспортной маркировкой. В ней указывают товарный знак, наименование предприятия-изготовителя и его фактический адрес, номер модели, сорт обуви, номер НТД, цену пары обуви, номер ящика, материал ящика, количество пар обуви в ящике и ростовочно-полнотный ассортимент, массу брутто, дату упаковки и номер упаковщика.


Транспортируют обувь при иногородних перевозках в радиусе более 100 км в транспортной таре в контейнерах, без контейнеров или транспортными пакетами по ГОСТ 21922-76. При внутригородских перевозках разрешается транспортирование в контейнере упаковано в термоусадочную пленку и в потребительской таре. Хранят в сухих проветриваемых помещениях при температуре не ниже 14°С и не выше 25°С при относительной влажности воздуха 50-80%. Обувь должна быть защищена от попадания прямых солнечных лучей, воздействия паров, газов и химических веществ. Обувь должна располагаться на расстоянии не менее 1 м от отопительных приборов. Основания штабелей должны быть выше уровня пола помещения не менее чем на 0,2 м. высота штабеля не должна превышать 1,5 м. Ширина проходов между штабелями и стенками склада или между штабелями должна быть не менее 0,7 м. [26, с. 29].

Таким образом, под оценкой качества обуви подразумевают действия и операции, включающие выбор объекта для оценки качества, определение численного выражения важнейших свойств, просмотр изделий в партии и отдельных партий, а также установление базисных показателей, необходимых для обоснованного заключения о качестве каждого образца обуви или всей партии.

2.2. Оценка качества кожаной обуви

Экспертиза качества женской обуви на стадии ее реализации осуществлялась на базе ассортимента торгового предприятия «Kari» г. Нижневартовска. Основным видом продукции данного торгового предприятия является женская и мужская (модельная и повседневная) обувь, а также обувная косметика и чулочно-носочные изделия.

Ассортиментная коллекция «Kari» сезона «Осень-зима 2018-2019» состоит из 170 моделей (56-мужской и 114-женской) обуви и представлена следующими торговыми марками:

ARAGONA – мужская и женская модельная обувь, в меру рациональная и консервативная. Марка – ARAGONA идеальна для современной деловой женщины, отличающейся безупречным вкусом и женственностью. Основной акцент в моделях – носовая часть в форме элегантного каре и овала, отсутствие жестких граней и плавность линий.

В качестве материала верха использованы кожи: гладкие, лаковые, с тиснением разнообразной цветовой гаммы. Некоторые модели сапожек на деталях верха имеют татуировку – один из символов современной моды, полученную с помощью новейших лазерных технологий. В зимних моделях широко использована лоскутная техника, придающая оригинальность.


Фаворитом коллекции являются сапоги «трубы» – овальная носочная часть, жокейский устойчивый каблук и расширенное голенище. Эти модели демонстрируют равновесие между новым и экстравагантным, но везде в пропорциях присутствует идея мягкой линии. Композиции построены на комбинации металлизированных кож с тиснением из текстиля, использованного в качестве подкладки.

E COLLECTION – демократичная женская и мужская обувь по умеренной цене для тех, кого в равной степени интересует универсальность, практичность, комфорт.

В зимнем сезоне E COLLECTION предлагает оригинальную коллекцию обуви. Одна из основных линий – цветы, продлевающие настроение праздника после жаркого лета. Яркий тому пример – модели с роскошным цветочным орнаментом на тисненой коже, затейливой вышивкой и забавными цветами ручной работы. Еще одна новация в данной коллекции – эффект стариной позолоты, позволяющий придавать натуральной коже роскошный вид.

В некоторых моделях сапог металлическая фурнитура, которая напоминает о легендарных рыцарских доспехах.

Узоры, выполненные из металлических клепок, создают решительный образ современной женщины и становятся главной достопримечательностью этой темы.

WIND – повседневная обувь для молодых людей. В данной торговой марке есть несколько остро модных моделей, которые стали рекламой предприятия. WIND предлагает массу интересных идей: резиновая подошва имитирует автомобильную шину – в условиях зимнего бездорожья это как раз то, без чего невозможно обойтись.

Стильные сапоги «милитари» - это металлическая фурнитура, кожаные ремни вокруг щиколотки, похожие на портупею, грубые наружные швы. В качестве материала верха использован велюр с эффектом старения, который, безусловно будет интересен молодежной аудитории.

Анализ показал, что «Kari» представляет довольно широкий ассортимент женской модельной обуви по конструкциям и примеряемым материалам в соответствии с тенденциями современной моды. Использование торговых марок позволяет предприятию адресно реализовать свою продукцию в зависимости от возраста и дохода покупателя, что выделяет его среди конкурентов.

На основании РД 17-06-152-89 «Обувь. Номенклатура показателей качества». Номенклатура потребительских показателей качества обуви включает в себя групповые показатели: надежности, эргономические и эстетические. Общее количество единичных показателей качества в этих трех группах равно – 22 (надежности-8; эргономических -13; эстетических –1), из которых 12 – определяются при испытаниях готовой обуви и 10 – при испытаниях отдельных материалов или систем материалов верха или низа обуви. Из 12 показателей, характеризующих качество по испытаниям готовой обуви, только 9 определяются стандартными инструментальными методами и нормируются:


- прочность ниточных креплений деталей заготовки верха обуви (ГОСТ 9290-76);

- прочность крепления деталей низа обуви (ГОСТ9134-78, ГОСТ 9292-82);

- прочность крепления каблука (ГОСТ 9136-72);

- прочность крепления набойки (ГОСТ 9136-72);

- общая и остаточная деформация носочной и пяточной частей обуви (ГОСТ 9135-73);

- гибкость обуви (ГОСТ 9718-88);

- водопромокаемость обуви (ГОСТ 26362-84);

- водопроницаемость обуви (ГОСТ 26362-84);

- масса обуви (ГОСТ 16993-71).

Эти показатели, равно как и другие, предусмотренные РД 17-06-152-89, могут и должны использоваться на предприятиях изготовителях при проектировании и изготовлении обуви. Их значения не должны быть больше или меньше установленных норм, в противном случае обувь считается не отвечающей требованиям стандартов и не может быть реализована.

Таким образом, оценка качества обуви на стадии реализации по показателям, установленным РД 17-06-152-89, может лишь подтвердить ее соответствие требованиям действующей НТД. Для сравнительной оценки качества женской обуви в условиях торгового предприятия следует использовать органолептический метод, который позволяет определить качество обуви по внешнему виду, отсутствию или наличию дефектов. Качество обуви определяется по допустимости дефектов. Проверяют обе полупары, о качестве судят по худшей.

Целью проведения экспертизы обуви является органолептическая оценка качества женской обуви, выявление в ней производственных (в том числе скрытых) пороков, которые снижают потребительские свойства обуви, ухудшают внешний вид или делают невозможной дальнейшую эксплуатацию обуви без опасности для здоровья потребителя.

Поскольку комплексный показатель качества выбранных моделей женской обуви не представляется возможным выразить через объективные единичные показатели, предусматривающие разборку на детали и изменение внешнего вида образцов обуви, в связи с чем, использован органолептический метод оценки.

Для проведения исследований было отобрано 80 пар женской обуви «Kari» со сроками эксплуатации от одного до трех месяцев и дан анализ основных причин, по которым покупатели предъявляют претензии к качеству обуви. В ходе эксперимента проводили экспертизу соответствия обуви требованиям ГОСТ 28371-89 «Обувь. Определение сортности», ГОСТ 27438-87 «Обувь. Термины и определения пороков».

В таблице 2 представлено распределение выявленных пороков женской кожаной обуви, проявившихся в период 1-3 месяцев эксплуатации.

Таблица 2

Перечень пороков, установленных в результате исследований


Наименование порока

Удельный вес обуви с

пороками, %

Каблука и его крепления

14

Завышенная высота задника

14

Материалов заготовки верха

13

Ниточных швов соединения деталей верха

9

Подкладочных материалов

9

Крепления деталей низа (подошвы)

8

Материалов деталей низа (подошвы)

5

Применение на детали низа материалов, не допускаемых НД

5

Формования обуви, в том числе пяточной части

5

Прочие

18

Итого

100

Как видно из таблицы, наибольшее количество обуви, к качеству которой были предъявлены претензии, имеют пороки каблука и его крепления, а также пороки, связанные с завышенной высотой задника (соответственно по 14%).

Пороки каблука и его крепления возникают в женской обуви на высоком и особо высоком каблуках. Наиболее часто этот порок возникает в обуви с конструкцией каблука, у которого его верхнее основание удлинено в сторону геленочной части. При клеевом креплении каблука в этом участке возникает порок «расщелина между каблуком и подошвой». При такой форме каблука рекомендуется использовать крепление удлиненного основания на так называемые «клеевые гвозди».

К другим порокам каблука следует отнести осыпание покрытия, преимущественно в области набойки, в результате воздействия влаги, вздутие (отклейка) обтяжки каблука, трещины каблука, смещение каблука назад. В ряде случаев имеет место недостаточное количество гвоздей для крепления каблука изнутри, неравномерное их расположение или меньший номер (длина), отсутствие центрального шурупа, что связано с нарушением технологии изготовления. Переломы каблука, его деформация связаны с недостаточной прочностью пластмассы или металлической втулки.

Завышенная высота задника в обуви, как правило, приводит к жалобам покупателей на неудобство при носке, натирание стопы, появлению других пороков.

Рекомендации действующего ГОСТа на высоту задника в обуви необходимо соблюдать. В области верхнего края задника при надевании и снятии обуви возникают дополнительные деформации растяжения и истирания. Как показывает анализ обуви с завышенными задниками (до 70-75 мм), в области верхнего края задника возникают и другие пороки (разрывы заднего ниточного шва заготовки верха, разрывы или сквозное истирание подкладки). В тех случаях, когда заготовка верха в области пяточной части выкроена из рыхлых и тонких участков кожи, в области верхнего края задника могут появляться трещины и даже разрывы кожи.