Файл: Организация проведения товарной экспертизы товаров (на примере кожаной обуви).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В зависимости от поставленной заказчиком задачи при определении показателей качества товара с учетом требований, содержащихся в контрактных (договорных) условиях, эксперт выбирает:

а) вид проверки – выборочная или сплошная проверка. Проверка качества товара выборочным методом с распространением результатов экспертизы на всю партию допускается в случаях, предусмотренных контрактными (договорными) условиями или требованиями нормативно-технической документации. Если контрактом (договором) не предусмотрена проверка качества выборочным методом, то осуществляется сплошная проверка, т.е. проверка каждой единицы продукции в партии;

б) метод проверки:

– измерительный – метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе технических средств измерений и контроля;

– органолептический – метод определения качества продукции на основе анализа восприятия органами чувств внешнего вида (цвет, форма, консистенция), запаха, вкуса, звука, восприятия на ощупь, наличия дефектов.

Органолептический метод не исключает возможности использования технических средств (лупа, линейка, весы, микроскоп, микрофон, слуховая трубка и др.), повышающих восприимчивость и разрешающие способности органов чувств;

в) вид испытаний:

– разрушающий – с использованием методов контроля» при котором может быть нарушена пригодность объекта к применению;

– неразрушающий – с использованием неразрушающих методов контроля, при которых не должна быть нарушена пригодность объекта к применению;

г) условия и место проведения испытаний [16, с. 145].

В первую очередь эксперт проверяет условия хранения товара на месте проведения экспертизы, состояние упаковки и маркировки, оценивает однородность партии. Товары с нарушенной упаковкой должны быть отделены от товарной партии, их количество определяют отдельно.

Эксперт осуществляет проверку качества предъявленного товара, делая в рабочей тетради записи о наличии, характере, размерах и месторасположении обнаруженных дефектов, степени влияния на качество и, когда это возможно, причине их возникновения; определяет потерю качества в процентах, за исключением случаев, когда задача экспертизы предусматривает иной порядок [27, с. 136].

На проверенных забракованных экспертом изделиях, имеющих дефекты и не отвечающих требованиям нормативно-технической документации и/или условиям контракта (договора), экспертом ставится:

– на потребительские товары – при согласовании с заказчиком, если это возможно, не ухудшая товарного вида изделий – личный штамп;


– на оборудование и на изделия из металла – личное клеймо [17, с. 153].

Продукция, имеющая несоответствия, складируется отдельно от продукции, соответствующей установленным требованиям. Эксперт должен принять меры по обеспечению условий, не допускающих ухудшение качества и смешивание этих товарных фракций.

Если для определения показателей качества продукции необходимы лабораторные испытания, проводится отбор образцов (проб) непосредственно экспертом или под его руководством представителем заказчика в присутствии лиц, участвующих в проведении экспертизы.

Объем выборки (количество образцов, масса или мера проб), способы упаковки и хранения отобранных образцов (проб) должны соответствовать требованиям нормативно-технической документации.

Отобранные образцы (пробы) эксперт должен сопроводить оформленной этикеткой с указанием наименования товара, даты отбора образцов (проб), номера партии и других данных, указывающих на принадлежность отобранных образцов (проб) к предъявленной на экспертизу партии. Образец (проба) должен быть опломбирован или опечатан личным штампом эксперта.

В обязательном порядке оформляется акт отбора образцов (проб) по установленной форме в двух экземплярах, один из которых вместе с отобранным образцом (пробой) эксперт передает заказчику экспертизы для отправки на испытание или для хранения в качестве арбитражного образца (пробы), другой экземпляр акта отбора образцов (проб) и протокол испытаний прикладываются к акту экспертизы и являются его неотъемлемой частью [15, с. 141].

На основании протокола, в котором отражены результаты проведения лабораторных испытаний, оформляется акт экспертизы. Отказ заказчика от проведения лабораторных испытаний в тех случаях, когда эксперт считает их необходимыми, является основанием для аннулирования заявки.

При проверке технического состояния приборов, машин и оборудования части и узлы, имеющие пломбы производителя вскрывать без участия гарантийной мастерской или представителя производителя запрещается, если иное не предусмотрено условиями контракта (договора) [23, с. 259].

Если были нарушены условия транспортировки и/или хранения товара, приведшие к образованию дефектов, эксперт может проводить экспертизу качества только после приведения заказчиком товара в состояние, при котором возможно объективно определить качество. Отказ заказчика от выполнения вышеуказанного условия является основанием для аннулирования заявки.


Эксперт систематизирует результаты проверки качества товара, подсчитывает количество товара, качество которого соответствует требованиям нормативных документов, и количество товара, не соответствующее этим требованиям [19, с. 162].

Результаты экспертизы оформляются на основании записей, сделанных экспертом в рабочей тетради в процессе проведения экспертизы. Акт экспертизы составляется на бланках единой формы (контрактные экспертизы) с приложением, на бланках организации в произвольной форме или на бланках других форм для иных видов экспертизы (таможенные, консультационные, оценочные).

Таким образом, товарная экспертиза – это оценка экспертом основных характеристик товара. Основной целью товарной экспертизы является проведение оценки основополагающих характеристик товаров и процессов, влияющих на них, но зачастую не поддающихся непосредственному измерению и основанных на компетентных суждениях специалистов-экспертов.

2. ТОВАРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА КОЖАНОЙ ОБУВИ

2.1. Особенности оценки качества обуви

Нормируемые стандартами общие и перспективные показатели качества обуви определяются инструментальными (лабораторными), органолептическими, расчетными и социологическими методами, а также методом опытной носки. В торговле применяют в основном инструментальные и органолептические методы [19, с. 178].

Инструментальные методы подразделяют на методы, не требующие разборки и изменения качества обуви, методы с частичной разборкой обуви и изменением ее качества и методы, предусматривающие разборку и полное уничтожение обуви.

Методы, не требующие разборки и изменения качества обуви предназначены для определения линейных размеров основных видов обуви и отдельных деталей, величин перекосов в деталях, парности и массы обуви.

Методы с частичной разборкой и изменением качества обуви предназначены для определения гибкости конструкции, общей и остаточной деформации жестких задников и подносков, водостойкости юфтевых сапог, прочности крепления каблуков и набоек, а так же прочности крепления подошв обуви клеевого, литьевого методов, методов горячей вулканизации и жидкого формования низа. Эти методы позволяют определить качество выполненной затяжки заготовки, толщину деталей верха у затяжной кромки и состояние промежуточных деталей низа [29, с. 164].


Методы, требующие разборки и полного уничтожения обуви предназначены для установления прочности соединения деталей верха ниточными швами и крепления подошв гвоздями и винтами.

Инструментальные методы оценки качества относят к категории выборочных методов и применяют в основном при решении споров между поставщиком и производителем, а так же в порядке текущего контроля на обувных фабриках.

Методы опытной носки применяют в том случае, когда лабораторные испытания не дают полной характеристики свойств и показателей качества, необходимых для установления гарантийных сроков носки обуви новых конструкций или изготовленной из новых материалов. Опытной ноской определяют характер износа отдельных деталей и выражают износ в днях непрерывной носки. Это длительные и дорогостоящие методы, приводящие к полному уничтожению обуви.

Различают опытные носки с контрольными и опытными образцами, носки без контрольных образцов до полного износа ответственных деталей и усеченные (укороченные) носки до получения желаемых результатов.

Социологические методы основаны на данных анкетного опроса населения о «поведении» обуви в носке. Эти методы совмещаются с работой по изучению спроса на обувные товары.

Расчетными методами определяют уровень качества отдельных групп обуви или всей продукции производства при подведении итогов деятельности. В расчет включают не только характеристику качества обуви, но и показатели качества труда, экономии материалов и энергетических ресурсов [28, с. 77].

Органолептические методы, основанные на анализе восприятий органов чувств человека, используют на обувных производствах и торговых предприятиях по причине их простоты и доступности. Они сводятся к визуальному осмотру и изучению каждого в отдельности образца обуви. Органолептические методы подразделяют на экспертные и товароведные.

Экспертные методы, основанные на групповом мнении экспертов, применяют при оценке художественно-эстетических показателей обуви, утверждении лучших образцов и моделей на художественных советах, разработке нормативно-технической документации и выборе номенклатуры показателей качества. Экспертную группу комплектуют из товароведов, дизайнеров, технологов и специалистов других отраслей. Точность экспертной оценки зависит от компетентности, квалификации и заинтересованности экспертов в получении результатов оценки. По трудоемкости, точности оценки и воспроизводимости получаемых экспертные методы уступают инструментальным. Однако их применяют потому, что многие свойства, такие как эстетические, не поддаются измерению инструментальными методами.


Причины ухудшения качества

Следствие неправильной транспортировки

Следствие неправильной упаковки

Причины производственного характера

Ошибки проектирования

Неправильный покрой

Нарушение технологии выделки кожи

Несоблюдение технологии сборки заготовки

Следствие неправильной эксплуатации

Неправильный подбор по размерам

Неправильный уход (мытье, сушка)

Неправильный режим хранения

Рис. 2. Схематическое изображение дерева целей при экспертизе качества обуви

Товароведные методы органометрии относят к категории методов сплошного контроля качества изделий. Они предназначены для оценки обуви с помощью показателей сортности или пригодности ее к реализации и потреблению. Сортность и пригодность обуви к реализации устанавливаются работниками отдела технического контроля обувных производств по наличию выявленных пороков. Обувь с пороками, превышающими допустимые стандартами нормы, задерживается контролерами и направляется на исправление, а качественную обувь маркируют клеймом отдела технического контроля в установленном порядке.

Товароведные методы используют также товароведы-бракеры, общественные контролеры, эксперты бюро товарных экспертиз, работники инспекции по качеству и службы Госстандарта для контроля качества и проверки соответствия фактического качества обуви требованиям нормативно-технической документации и данным, указанным в сопроводительных документах [18, с. 133].

В нормативно-технической документации на кожаную обувь указаны маркировочные обозначения, наносимые на изделия, потребительскую и транспортную тару. Установлены размеры и форма клейма и ярлыка, высота шрифта маркировки, а также содержание, местоположение и способ нанесения маркировочных обозначений.

К маркировочным обозначениям кожаной обуви относят товарный знак предприятия-изготовителя, модель, артикул, размер, полноту, номер нормативно-технической документации, дату выпуска, сорт и знак «СТ», номер контролера ОТК и цену пары обуви. Маркировочные обозначения наносят непосредственно на детали обуви, а в тех случаях, когда это выполнить затруднительно, разрешается наносить их на ярлык из поливинилхлоридной пленки, тесьмы или ленты из химических волокон [6].

Товарный знак предприятия-изготовителя может быть нанесен в каждой полупаре обуви на кожаную подошву, вкладную стельку, полустельку, подпяточник, настрочной подпяточник, втачную стельку, подкладку под берцы, штаферку или клапан под застежку-молнию. Наносят его несмываемой краской или горячим тиснением на все виды кожаной обуви, кроме модельной. На модельную обувь товарный знак наносят золотой, серебряной краской или горячим тиснением через фольгу. В обувь литьевого метода и метода прессовой вулканизации товарный знак формируется в процессе литья или вулканизации.