Файл: Политика мотивации персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации (Роль мотивации персонала в общей стратегии предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приведенный список не является исчерпывающим. Однако, он демонстрирует принципиальную разницу подхода к разработке систем экономического стимулирования по группам торгового персонала. Из него видно, что, например, система вознаграждения за сверхурочную работу обладает значительно большей универсальностью, чем схема долевого участия в бизнесе. Работа по совершенствованию системы мотивации не может быть полноценной, если не учитываются настроения и пожелания если не всех работников, то хотя бы ключевых специалистов, наиболее ярких представителей коллектива, неформальных лидеров.

Необходимо, чтобы система мотивации осуществлялась по отношению к каждому сотруднику индивидуально, ее нужно строить исходя из анализа потребностей работников, она должна быть гибкой, учитывать профессиональные, возрастные особенности коллектива. Каждый сотрудник должен знать, за что вознаграждают или наказывают в организации, для этого нужны четкие критерии оценки эффективности работы. [12,с.94]

Таким образом, для привлечения и удержания персонала следует не только предлагать сотрудникам достойную оплату труда, но и выстраивать для них систему профессионального роста и развития, предоставлять возможность обучения и повышения квалификации, предлагать наиболее значимые социальные гарантии, а также обеспечить качественные условия труда.

2. Оценка политики мотивации персонала в системе стратегического управления в ООО «Городской супермаркет»

2.1. Краткая характеристика ООО «Городской супермаркет»

ООО «Городской супермаркет» относится к торговой сети премиум класса «Азбука вкуса». Наиболее распространены магазины данной торговой сети в г.Москве и Московской области (52 минимаркета, 98 супермаркетов, 10 крупноформатных «АВ Маркет», 3 специализированных Энотеки), а также активно осваивается пространство г.Санкт-Петербурга.

Зарегистрировано торговое предприятие 19 сентября 2002, ОГРН 1027705012312 с уставным капиталом 310 000 000. Руководителем является Садовин Владимир Альбертович.


Миссия «Азбуки Вкуса» – создавать лучшую в мире сеть продуктовых супермаркетов, которая предоставляет возможность:

  1. Обществу – повышать качество жизни людей, задавая стандарты культуры торговли и социальной ответственности бизнеса;
  2. Клиентам – получать удовольствие от каждой покупки;
  3. Партнерам – строить долгосрочные, надежные и открытые отношения;
  4. Персоналу – постоянно развиваться, участвуя с командой единомышленников в жизни компании и получая достойную оценку личного вклада;
  5. Акционерам – иметь материальные и психологические дивиденды от владения лучшей розничной компанией в мире.

Выручка «Азбуки Вкуса» по итогам 2016 финансового года (закончился 31 марта 2017 г.) составила 49,8 млрд руб. (без НДС).

«Азбука Вкуса» стала первой из российских компаний в сфере розничного ритейла продуктами питания, внедрившего и сертифицировавшего систему менеджмента качества, основанная на стандартах серии ISO 9000. А в 2015 году в очередной раз компания успешно прошла ресертификационный аудит, что подтвердило соответствие внедренной ранее системы международного требованиям к стандарту ISO 9001:2008. В этом же году «Азбука Вкуса» сертифицировала и свое пищевое производство (фабрики-кухни) на соответствие международным стандартам ISO 22000:2005. Через год область действия стандарта была расширена за счет хлебопекарного производства компании.

Компания является одним из лидеров розничного риейла и занимает первое место среди продуктовых ТС по объему оборота на 1 кв.метр. «Азбука Вкуса» ориентирована на создание лучшей в мире сети продуктовых супермаркетов, это задает стандарты в области культуры торговли а также социальной ответственности бизнеса.

В компании особое значение уделяется социальной политики. С благотворительным фондом «Подари жизнь» ТС «Азбука Вкуса» сотрудничает с 2009 года. Программа направлена на помощь детям, страдающим от онкологических заболеваний. Важным аспектом сотрудничества является то, что привлекается внимание людей к проблеме детского рака. Из государственного бюджета лекарства от рака пока не оплачиваются, а приобретаются на благотворительные пожертвования людей.

Организацию системы мотивации и стимулирования персонала будем рассматривать на примере одного из магазинов торговой сети, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Армейская, д. 1.

Анализ результатов деятельности предприятия проведем исходя их бухгалтерской отчетности предприятия. Результаты анализа представлены в таблице 6.


Таблица 6

Анализ результатов деятельности магазина за 2015 – 2017 гг.

Показатель

2015г

2016г

2017г

Отклонение 2016г к 2015к

Отклонение 2017г к 2016г

Выручка

121845

148457

183210

26612

34753

Себестоимость продаж

84117

99083

120365

14966

21282

Окончание таблицы 6

Валовая прибыль (убыток)

37728

49374

62845

11646

13471

Коммерческие расходы

9360

11048

10004

1688

-1044

Управленческие расходы

12440

15300

20310

2860

5010

Прибыль (убыток) от продаж

15928

23026

32531

7098

9505

Прочие доходы

3114

2846

2917

-268

71

Прочие расходы

1780

1216

780

-564

-436

Прибыль (убыток) до налогообложения

17262

24656

34668

7394

10012

Текущий налог на прибыль

2589

3698

5200

1109

1502

Чистая прибыль (убыток)

14673

20958

29468

6285

8510

Рентабельность продаж

12,0

14,1

16,1

2,1

2,0

На основании оценки основных показателей работы торгового предприятия, можно сделать вывод о том, что предприятие развивается весьма успешно. Наряду с ростом выручки, увеличивается себестоимость продукции, что связанно с ростом цен у поставщиков и расширением ассортимента реализуемых товаров. Наиболее высокие коммерческие расходы были в 2016г, что связано с активной рекламной деятельностью магазина. Управленческие расходы растут вследствие увеличения численности сотрудников предприятия и роста заработной платы по отдельным категориям работников. Наибольшее отклонение данный показатель имеет в 2017г (+5010 тыс. руб.). В силу того, что за 2017г были снижены коммерческие расходы (-1044 тыс. руб.), прибыль предприятия за этот год возросла на 9505 тыс. руб. Снижение прочих расходов на 436 тыс. руб. и увеличение прочих доходов на 71 тыс. руб. привело к росту прибыли до налогообложения на 10012 тыс. руб. В результате чего, чистая прибыль увеличилась на 8510 тыс. руб. (2017г), что больше показателя 2016г на 2225тыс. руб. (8510-6285).


2.2 Характеристика политики мотивации ООО «Городской супермаркет»

Стратегия управления персоналом ООО «Городской супермаркет» основана на системе долгосрочного планирования персонала. В 2016 г. была проведена работа, определяющая потребность в персонале до 2018 г. Ежегодная потребность в привлечении молодых специалистов и рабочих составляет в среднем 10-15%, при этом в систему привлечения заложен принцип «самое лучшее».

На данном предприятии используется кадровая стратегия умеренного роста, основанная на стабилизации персонала и закрепление кадрового состава. На предприятии используются внутренние кадровые перемещения, совместительства.

Большое внимание уделяется системе мотивации кадрового состава. При мотивировании персонала в магазине применяются методы властной мотивации (распоряжения, указания) при управлении текущей деятельностью предприятия, а также экономические методы управления. Вопросами мотивации занимается директор магазина – он издает приказы о премировании работников, а также определяет основные аспекты системы мотивации.

На предприятии основным элементом системы мотивации является материальное стимулирование за качественный труд в виде квартальных и годовых премий. Оценка качества труда производится непосредственно директором магазина, по согласованию с менеджерами по продажам.

Материальное стимулирование труда работников заключается в выплате премиальных по результатам труда, использовании для отдельных категорий работников в виде сдельной формы оплаты труда. Этот вид стимулирования закреплен в Положении об оплате труда и касается, прежде всего, работников занятых обслуживанием клиентов: менеджеров по продажам, продавцов-консультантов.

Отметим, что как такового, Положения о премировании на предприятии нет, что отрицательно характеризует систему мотивации в целом по торговой сети. Премирование работников осуществляется, в основном по итогам кварталов или года в целом. Размер премии устанавливается директором магазина. Директор принимает и окончательное решение о списке премируемых лиц, а также размере премий для каждого премируемого. Решение о премировании работников проводится приказом директора.

Социально-психологические методы мотивации практически не применяются руководством. На предприятии имеется расширенное медицинское страхование.


Далее проанализируем конкретные показатели, характеризующие систему мотивации персонала в магазине. Так, рассмотрим фонд оплаты труда персонала более подробно. Для этого приведем необходимые расчеты в таблице 7.

Таблица 7

Расчет фонда оплаты труда сотрудников магазине, тыс.руб.

Показатели

2016 год

2017 год

Отклонение в тыс.руб.

Отклонение а %

Специалисты итого, в т.ч.

4539

4920

381

108

Административно-управленческий персонал

4464

4560

96

102

Обслуживающий персонал итого, в т.ч.

7434

8448

1014

114

основной

8309

8892

583

107

вспомогательный

739

1116

377

151

Служба безопасности

700

828

128

118

ИТОГО ФОТ по всем категориям

13669

15876

2207

116

Как показывают данные таблицы 7, общий фонд оплаты труда в магазине составил в 2016 году 13669 тыс.руб., при этом ФОТ специалистов составил около 4539 тыс.руб., ФОТ обслуживающего персонала составил 7434 тыс.руб. В 2017 году произошел рост фонда оплаты труда как для специалистов, так и для обслуживающего персонала – на 8% и 14% соответственно, что было связано как с ростом численности работников, так и с увеличением размера заработной платы (в основном, у специалистов).

Управленческие расходы в 2017г составили - 20310 тыс. руб., из которых 78% составляет фонд оплаты труда (15876/20310). Оставшаяся сумма (4434 тыс. руб.) была потрачена на обучение персонала, расходы аудиторских, консультационных услуг, аренда, пр.

В таблице 8 представим данные о средней заработной плате сотрудников торгового предприятия за последние два года:

Таблица 8

Динамика средней заработной платы сотрудников магазина

Показатели

2016 год

2017 год

Отклонение в тыс.руб.

Отклонение в %

Специалисты итого, в т.ч.

76

82

6

108

Административно-управленческий персонал

93

95

2

102

Обслуживающий персонал итого, в т.ч.

44

44

0

99

основной

57,7

57

-1

99

вспомогательный

30,8

31

0

101

Служба безопасности

58,3

69

11

118

Среднемесячная заработная плата в целом по магазину

60,0

63,0

3

105