Файл: Роль семьи в процессе обучения младших классов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4) связанного с задержками на работе,

5) обучение молодых родителей,

6) дети не вовлекаются в посильные им трудовые дела семьи, потому что родители не желают вовлекать детей в трудовое воспитание,

7) обесценивание духовно-нравственных потребностей ребенка «бытовой суетой» - «потребительством» - из-за неумения или отсутствия данных ценностей в материально благополучных семьях.

Тип семейного воспитания, как интегративная характеристика родительских ценностных ориентаций, духовно - нравственных установок, эмоционального отношения к ребенку, уровня родительской компетентности - является значительным фактором становления Я - концепции, а также помогает успешному обучению младших школьников, определяет когнитивное развитие ребенка, его мировоззрение и мироощущение.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать выводы. Существует связь между личностью родителей и особенностью поведения ребенка. От условий жизни и мировоззрения родителей в общем, зависит тип нервной системы ребенка. Так мировые психологи подметили. Если мать или отец грубые, дерзкие, деспотичные, не уважающие мнение других людей( это же отношение перекладывается на собственного ребенка, то ребенок может получить две ветви развития. Первый, стать закрытым боязненным ребенком. Такой ребенок приходя в школу становиться нерешительным. Вроде дома выучил материал, а придя в школу боясь совершить ошибку и выслушать критику, он просто «отсидится» за партой. С таким ребенком тяжело вести диалог. Так как ребенок закрывается внутри себя, выстраивает каменную защиту. Здесь однозначно учитель должен быть психологом, что бы найти ключик к ребенку, вывести его на разговор, помочь адаптировать к учебному процессу и даже найти подход к родителям ребенка.

Вторая ветвь развития: ребенок, смотря на родителей, впитывает, как говориться « с молоком матери» нервозность, грубость, дерзость. Ребенок адаптируется к таким условиям жизни, становиться похожим на свих родителей, перенимает привычки и характер родителей. Такой ребенок, придя в школу, не контролирует свои эмоции, проявляет не уважение к одноклассникам, если учитель указывает уму на его ошибки, он воспринимает, как личное оскорбление и может оскорбить даже учителя, нахамив ей. При таких условиях очень тяжело построить учебный процесс. Из – за таких детей происходит даже срыв урока. Тяжело учителю ввести такого ребенка в учебный процесс, если ребенок не хочет учиться и так относиться к окружающим (не уважает и не стремиться к общению с обществом). У таких детей возобладает понятие как « Я – центр вселенной, а кто не со мной , тот против меня и будет наказан невниманием». Но даже при таких условиях педагог должен рационально относиться к таким детям, вовремя обратить внимание и провести профессиональную оценку и помочь ученику .(11)


Именно поэтому будущим родителя нужно задуматься о воспитании своего ребенка, подойти рационально сознательно к этому вопросу. Провести анализ своей личности в первую очередь, во вторых, как воспитывались они сами, их родители, какие может, были проблемы в школе и как выходить из них. И уже на основе такого анализа закладывать воспитание в своем ребенке, что бы по истечении лет можно было с гордостью сказать это мой ребенок.(11)

Выделяют несколько типов неправильного воспитания.

Противоречивое воспитание - это сочетание различных стилей в одной семье, зачастую не совместимых и не адекватных, что проявляется в открытых конфликтах, конкуренции и конфронтации членов семьи. Результатом такого воспитания может быть высокая тревожность, неуверенность, низкая неустойчивая самооценка ребенка. Противоречивость воспитания способствует развитию внутреннего конфликта у ребенка. Не менее сложными для ребенка являются и проявления непоследовательности в отношениях с ребенком, связанное с непониманием родителями собственной родительской позиции и необоснованными сменами запретительных и разрешительных подходов к воспитанию. Часто непоследовательность в воспитании ребенка связана с тем, что родители любят некую модель идеального ребенка, а реального - только когда он оправдывает ожидания.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Опека, гиперопека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема - удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека - заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.


Опека родителей может перерасти в гиперопеку. При этом ребенок находиться под бдительном и неустанном надзором, он постоянно сталкивается с запретами. В результате этого ребенок постепенно становиться нерешительным, неуверенным в своих знаниях и силах, не может за себя постоять и отстоять свою точку зрения. Часто на уроках ученик знавший на отлично предмет при ответе, один запнувшись при рассказе материала, становиться в ступор. Учитель поправляет его, но он воспринимает это как «поражение» и дальше уже не может изложить весь материал. Часто у детей, особенно подростков, это выливается в унт против родителей, они против всех семейных запретов. И здесь появляется проблема – не упустить развитие ребенка в худшую сторону. Ребенок привыкший быть всегда в центре, тяжело переносит преодоление своего эгоцентризма. Такому человеку тяжело адаптироваться в коллективе.

Безнадзорность, бесконтрольность. Этот тип чаще всего характерен для родителей, излишне занятых своими делами и не уделяющих должного внимания детям. Выше мы с вами рассматривали такие семьи подробнее. Как правило, в таких семьях дети предоставлены сами себе, часто попадают под влияние негативных факторов социальной среды( «уличных компаний» и др.).

«Жесткое воспитание». За малейшую провинность ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе. К. Д. Ушинский отмечал, что страх – самый обильный источник пороков: жесткости, приспособленчества, угодничества и др.

Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности. С малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей, или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких. В таких случаях возможны невротические срывы, трудно складывается отношение с окружающими.

Воспитание по типу Золушки. Такой тип семейного воспитания характеризуется безразличием родителей к своим детям, холодностью, эмоциональной отверженностью. Ребенок, что отец или мать его не любят, тяготятся им, хотя со стороны может показаться, что родители достаточно внимательны и добры к нему. Ребенок переживает особенно сильно, когда кого-то другого из членов семьи любят больше. Такая ситуация способствует появлению неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобленности. Такой ребенок растет и думает, что вечно обижен, обделен любовью. Такая ситуация может развиться в семьях, когда мама - мачеха или отец отчим, при этом у родителей есть общий ребенок. При такой ситуации не родной ребенок чувствует от мачехи или отчима не любовь, угнетение, не внимание, обделение по сравнению как относятся родители к другому «общему» ребенку. В такой семье тяжело держать баланс, нужно работать с детьми на психологическом уровне.


Синдром опасного обращения с детьми. Это один из самых недопустимых типов семейного воспитания, связанный с физическими наказаниями детей, когда на детей воздействуют с помощью страха. Физическое наказание вызывает физические, нравственные, психические травмы, которые в конечном итоге ведут к изменению поведения ребенка. Чаще всего физическим наказаниям подвергаются мальчики. Впоследствии они сами нередко становятся жестокими. Им начинает нравиться унижать других, бить, издеваться.

Однажды в своей жизни я была очевидцем и на протяжении долгого времени наблюдала за семьей где переплелись все негативные типы семейного воспитания. В семье на первый взглядблагополучной6 пап работал за хорошо оплачиваемой, мама не работающая, ( однако мам была с психическими отклонениями, такие выводы я сделала по стечении не которого времени.). Впоследствии в этой семье рождается дочка следом двойня (двое мальчишек), при этом семья берет на попечение девочку, мальчика и немного позже еще двоих девочек. Я проживала с этой семьей в частом секторе напротив друг друга. В это время у меня тоже маленький ребенок. Но зато время пока наши дети росли дети из этой семьи никогда не выходили на улицу. Гуляли эти дети только на территории своего дома. Если бы нужно было вывести детей элементарно в больницу на прием, их перевозили в микроавтобусе, при этом передвижения все быстрые. Когда мой ребенок гулял на улице с другими детьми, дети из этой семьи наблюдали в окно или в расщелину в заборе, выход за территорию дома был запрещен. Мама не хотела никогда готовить ни для себя, ни для мужа, ни для детей. Так готовили время от времени, в основном ели дети лапшу быстрого приготовления. Когда муж уходил на работу, дети отправлялись к бабушке эта мамочка приходила в магазин набирала разных вкусностей со словами « сейчас сама нажрусь и спать завалюсь пока дома никого нет» Когда дети стали по старше я стала замечать, когда утром я направлялась на работу(Был зимний период), мальчик из этой семьи раненько, что бы ни кто не видел бежал на колонку с пустыми бутылками за водой, что бы соседи не видели, что он носит воду без рукавичек в мороз. В летнее время все дети занимались уходом за домашним подворьем ( коровы, куры и др.). По вечерам пасли скотину. Не родная девочка пойдя в школу не хотела возвращаться домой и однажды сбежала, уехав в близь лежавшую деревню к родственникам. Ее благополучно нашли в дальнейшем. Эта ситуация в конечном результате разрешилась так. К чему привело все такое воспитание. Сначала на эту семью обратила свое внимание опека и попечительство, по жалобам соседей. Приемных детей забрали и вернули в детский дом.( их усыновили другие родители). Брак дал трещину и муж ушел из семьи. В о этой одна мама осталась невозмутимая. А у детей нарушилась психика и адаптироваться им будет очень сложно.


Система межличностных отношений в семье. Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом.

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

Какой вывод я хочу сделать, подводя итог этой главы. Семья – это социально – педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении ( продолжения рода) и самоутверждении(самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не просто ка помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где любят, понимают, защищают.

Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с детьми, когда они испытывают устойчивую потребность во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное доверии, равенство во взаимоотношениях, когда родители умеют понять мир ребенка, его возрастные запросы. Поменьше приказов, команд, угроз, чтения морали, а побольше умения слушать друг друга, стремление к поиску совместных решений – вот залоги эффективного семейного воспитания.

5. Какую помощь может оказать семья ребенку, начинающему обучение в школе?

Семья и школа – два основных и равноправных субъекта социализации в период детства и отрочества. Взаимоотношения между школой и семьей прежде всего должны основываться на принципах взаимосвязи и взаимодополнения в воспитательной деятельности. В процессе взаимообщения не только учитель должен обращать внимание родителей на недостатки в методах т содержаний семейного воспитания, но и родители указывать учителю на аналогичные «сбои» в работе школы. Однако взаимная критика должна быть обоснованной. В основе должны лежать конкретные аргументы и факты, предложения.