Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
Семья – один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействия личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Она дает ребенку представления и жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести. В семье ребенок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношении с другими людьми, соотносит свое «Я» и «Я» других детей, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.
То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находиться в наиболее значимый период своей жизни, и по силе и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Однако, воспитание детей – не только личное дело родителей, в нем заинтересовано все общество (педагоги, государство в целом и др.). Семейное воспитание – часть общественного воспитания, но часть весьма существенная и уникальная. Поэтому после семейного дошкольного воспитания приходит школьное воспитание во главе с первым учителем. И здесь важно насколько ребенок положительно, адекватно, нравственно воспитан был в семье, и насколько квалифицированный учитель в школе, будет происходить процесс привыкания ученика и учителя, какие выстроятся взаимоотношения между ними.
Воспитание детей в семье. А.С. Макаренко - педагог-новатор, обогативший педагогику ценными педагогическими идеями, методами и приемами (система перспективных линий, принцип параллельного действия, стиль и тон педагога и т. д.). Он успешно применял в теории и на практике воспитания диалектико-материалистические принципы. Он внес много нового, оригинального в освещение проблемы семейного воспитания. Главнейшим условием семейного воспитания Макаренко считал наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать живут дружно между собой и с детьми, где царствуют любовь и взаимное уважение, где имеет место четкий режим и трудовая деятельность. Макаренко дал интересный психолого-педагогический анализ ложных видов родительского авторитета. Им он противопоставлял истинный авторитет, главным основанием которого является жизнь и работа родителей, их гражданское лицо и поведение, требовал, чтобы родители честно и разумно руководили своими детьми, сознавали свою ответственность перед обществом за их воспитание. Каждая семья, говорил Макаренко, ведет свое хозяйство, ребенок - член семьи и, следовательно, участник всего семейного хозяйства.(Приложение №4)
Воспитывайте у ребенка отношение к учебе не как к тяжкой повинности, навязываемой взрослым, а как к познанию мира, проявляйте сами уважение к учителю, раскрывайте детям особенности и значение его труда, воспитывайте интерес к одноклассникам. Имейте в виду, что информация о школе, учителе, детях, которую вы получаете от своего ребенка, может быть субъективной, искаженной. Необходимо самим быть ближе к школе, чтобы иметь реальные представления о том, в какой помощи нуждается ребенок.
Терпимо относитесь к тому, что ребенок не сразу усваивает новые знания, овладевает учебными навыками, не впадайте от этого в панику и не делайте преждевременных выводов. Старайтесь избегать таких оценок: «не думал», «не стараешься», «не выучил».
Если ребенок все время боится, что его будут ругать за плохую успеваемость, накажут, это не только не способствует желанию учиться, интересу к знаниям, но и вызывает отрицательное отношение к школе и учителю, разрушает взаимопонимание детей и родителей. Страх - плохой помощник, как в воспитании, так и в обучении.
При возникших у ребенка трудностях в обучении не обвиняйте в них его самого. Чрезмерная строгость, осуждение, угрозы не только не стимулируют желание преодолевать трудности учения, но и лишают ученика уверенности, что он с ними справится, формируют чувство вины, сознание собственной неполноценности. Постарайтесь вместе с учителем разобраться в причинах возникших трудностей и помогите устранить их.
Ни в коем случае ребенок не должен ощутить, что неуспехи в школе могут лишить его любви родителей. Если члены семьи ставят свое отношение к школьнику в зависимость от полученных им оценок («я не могу и не хочу любить двоечника»), то они отдаляют его от себя, а значит, уменьшают возможность своего влияния на него.
Почаще хвалите ребенка, особенно в первый год школьной жизни. Он должен ощущать, что в него верят: «Я знаю, ты этому обязательно научишься, у тебя уже стало лучше получаться». Только уверенность ребенка в том, что он любим, принят родителями таким, какой есть, помогает ему добиться успеха.
Объектом воздействия педагогов может быть не только ребенок в семье, но и взрослые члены семьи и сама семья в целом как коллектив.
Деятельность педагогических коллективов с семьей включает в себя три основные составляющие педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую, которые неразрывно связаны между собой.
Педагогические умения и навыки по воспитанию детей формируются посредством практикумов для родителей. Они могут проводиться как в конце родительских лекториев и собраний, так и в качестве самостоятельной формы работы. В ходе практикумов родителям можно предложить следующие задания: составить режим для школьника; на основе прочитанных фрагментов проанализировать отношение к самообслуживанию и труду детей в собственной семье; прослушав ряд фрагментов об использовании различных методов поощрения и наказания детей в семье, прокомментировать эти высказывания, выразить свое отношение к ним. Практикумы для родителей дают возможность всестороннего обмена опытом по различным аспектам семейного воспитания.
Влияние семьи на развитие растущего человека на разных этапах не остается одинаковым. Наиболее значимо оно в первые годы его жизни. Однако это не означает, что роль семейного воспитания утрачивается с поступлением ребенка в образовательное учреждение. Пребывание в нем не исключает ежедневного общения родителей с детьми и, следовательно, родительского влияния. Более того, семья — это единственная педагогическая система, воздействие которой человек испытывает на протяжении всей своей жизни. Поэтому следует говорить о том, что: семья начинает разделять свою воспитательную функцию с другими социальными системами и институтами. Причем чем сильнее взаимосвязь и преемственность между семейным воспитанием и воспитанием общественным, тем значительнее его результат.
Таким образом, чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы родители делились с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Сама обстановка в семье должна помочь ребенку в учении. Ребенок должен видеть в лице матери или отца тружеников, которые любят свой труд. Родители-труженики и ребенка должны вдохновлять на труд, вселить уверенность в свои силы, надежду на успех. (Приложение №3)
Вывод. Какую же помощь может оказать семья ребенку, начинающему обучение? Первое, воспитывать у ребёнка положительное отношение к школе, к учителю. Важно объяснить маленькому человеку, что учёба – это не тяжёлая повинность, а познание мира. Родители не должны забывать, что информация о школе, учителе, одноклассниках из уст своего ребёнка может быть субъективной, искажённой. Для того, чтобы иметь реальные представления о том, в какой помощи нуждается ребёнок, надо самим быть ближе к школе. Второе, терпимо относиться к тому, что ребёнок не сразу усваивает новые знания, овладевает учебными навыками. Боязнь того, что будут ругать за плохую успеваемость, накажут, не только не способствуют желанию учиться, интересу к знаниям, но и вызывает негативное отношение к школе, к учителю. А самое главное – разрушает взаимопонимание детей и родителей. Осуждение, угрозы лишают ученика уверенности, что он может справиться с трудностями, формируют чувство вины, неполноценности. Только совместными усилиями родителей и учителя можно помочь ребёнку преодолеть трудности и в обучении, и в общении. Третье, ребенок не должен ощущать того, что неуспехи в школе могут лишить его родительской любви. Родители не должны строить свои отношения с ребёнком в зависимости от полученных им оценок. Этим они отдаляют его от себя. Особенно в первый год обучения ребёнок должен ощущать, что в него верят, что он любим, принят родителями таким, какой есть. Именно эта вера помогает ему поверить в себя, добиться успеха.
Любили тебя без особых причин
За то, что ты — внук,
За то, что ты — сын,
За то, что — малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Очень проникновенно написал поэт В. Берестов.
Эмоционально чувствительные, ранимые, застенчивые дети, болезненно реагирующие на замечания учителя, насмешки сверстников, глубоко переживают собственные неудачи и ошибки, требуют особого внимания семьи. Родителям таких детей нужно поговорить с учителем об индивидуальных особенностях ребенка. Важно с пониманием относиться к переживаниям детей, ненавязчиво побуждать рассказывать о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми вне семьи. Это поможет правильно оценивать как собственные поступки, так и критические замечания, сделанные ребенку. Постепенно у младшего школьника сформируется потребность делиться с близкими своими переживаниями, искать у них совета и помощи. Какие бы отрицательные чувства ни вызывали рассказы ребёнка, надо быть сдержанным, спокойно, справедливо и доброжелательно разобраться в ситуации. Упрекая и обвиняя ребенка, в будущем на его откровенность рассчитывать не придётся. В то же время нельзя постоянно фиксировать внимание на детских переживаниях, связанных со школой и одноклассниками, показывать свою тревогу, чрезмерно опекать ребенка, решать за него все проблемы и лишать самостоятельности. Авторитарность родителей, акцентирование недостатков детей порождают у них тревожность, безынициативность. Одноклассникам не интересно с такими детьми. Дети, которые общались до школы только со взрослыми также испытывают проблемы в общении со сверстниками, т.к. в классе они необщительны, робки, при этом многие из них воспитаны, добры.
«Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это - наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». (А. С. Макаренко)
Заключение.
Возможно, мы признаем, что школьная программа не так и нужна, но нужен аттестат, а для этого нужно сдать школьную программу. Возможно, мы считаем, что знания лишними не бывают, и школьная программа не так уж и плоха. В любом случае, ребенок должен как-то ее постичь. В школе это миссия возложена на учителя/учителей. А если ребенок не посещает школу, то как быть?
Говоря о школе и учителе мы, как правило, представляем того самого учителя у доски и активное «вливание» знаний в голову ребенка. Вспоминаем свой детский опыт или безнадежную попытку растолковать любимому чаду — пока еще школьнику задачку по математике. При мысли о том, что этим придется заниматься каждый день по несколько часов, у некоторых родителей начинается нервный тик.
Я предлагаю немного задуматься о роли Учителя в полном смысле этого слова. Кто такой учитель и какова его роль? Чему на самом деле учатся дети в школе? Что мы хотим от образования?
Я предлагаю сделать в этом месте паузу и подумать об этом серьезно, в широком смысле. Желая дать своему ребенку хорошее образование, мы чаще всего имеем ввиду знания, которые позволят ребенку выбрать дело по душе, хорошо зарабатывать и хорошо устроиться в жизни. Также не будем забывать о развитии личных качеств, ценностях, мировоззрении. Предполагается, что учитель передает ребенку знания по какому-то определенному предмету.
Однако, думаю любой родитель, наблюдая за своим ребенком или за другими детьми, уже понял, что качество передачи информации сильно зависит от личности самого учителя и его контакта с ребенком. Хотим мы этого или нет, труд учителя выходит за рамки его предмета: учитель передает ребенку не только знания, но и информацию о себе, своем отношении и взглядах. Учителя влияют на формирование мировоззрения и ценностей. От личности учителя зависит судьба уроков и самого предмета. Состоявшийся учитель-профессионал транслирует ребенку увлеченность, любовь к своему предмету и работе. Неудачник – усталость от жизни, негатив, раздражение…
Дальше давайте обратим внимание на ребенка.
С рождения ребенок страстно пытается самостоятельно познавать окружающий его мир: смотрит, трогает, слушает, бросает, задает множество вопросов, проводит эксперименты…. Отправляясь в школу, ребенок неожиданно получает «программу», шаблоны решений, необходимость сидеть и слушать. Теперь его собственное стремление узнавать становится «вне закона», его интересы больше никого не волнуют или на них не остается времени, он должен быть послушным, соблюдать дисциплину и отвечать то, что есть в программе. Ему не интересно…
Ребенок растет, развивается и учится независимо от того, «учат» ли его и «развивают» ли его. Он учится и развивается в любом случае, вопрос только в направлении. Чем более качественна и разнообразна среда и доступны источники информации, тем больше знаний о самом себе получит маленький человек и тем легче ему будет найти свое место в жизни. Среда оказывает влияние на ребенка. Значимый взрослый имеет способность повлиять на результат. Позитивный эмоциональный отклик вдохновляет продолжать, негативная реакция или безразличие тормозят. Его реакция формирует в ребенке представление о себе самом. Он хочет быть услышанным, понятным, принятым. И при этом – самостоятельным. Ребенок хочет жить свою жизнь сам, ощущая поддержку важного для него человека.