Файл: Роль семьи в процессе обучения младших классов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Семья – один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействия личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Она дает ребенку представления и жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести. В семье ребенок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношении с другими людьми, соотносит свое «Я» и «Я» других детей, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находиться в наиболее значимый период своей жизни, и по силе и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Однако, воспитание детей – не только личное дело родителей, в нем заинтересовано все общество (педагоги, государство в целом и др.). Семейное воспитание – часть общественного воспитания, но часть весьма существенная и уникальная. Поэтому после семейного дошкольного воспитания приходит школьное воспитание во главе с первым учителем. И здесь важно насколько ребенок положительно, адекватно, нравственно воспитан был в семье, и насколько квалифицированный учитель в школе, будет происходить процесс привыкания ученика и учителя, какие выстроятся взаимоотношения между ними.

Воспитание детей в семье. А.С. Макаренко - педагог-новатор, обогативший педагогику ценными педагогическими идеями, методами и приемами (система перспективных линий, принцип параллельного действия, стиль и тон педагога и т. д.). Он успешно применял в теории и на практике воспитания диалектико-материалистические принципы. Он внес много нового, оригинального в освещение проблемы семейного воспитания. Главнейшим условием семейного воспитания Макаренко считал наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать живут дружно между собой и с детьми, где царствуют любовь и взаимное уважение, где имеет место четкий режим и трудовая деятельность. Макаренко дал интересный психолого-педагогический анализ ложных видов родительского авторитета. Им он противопоставлял истинный авторитет, главным основанием которого является жизнь и работа родителей, их гражданское лицо и поведение, требовал, чтобы родители честно и разумно руководили своими детьми, сознавали свою ответственность перед обществом за их воспитание. Каждая семья, говорил Макаренко, ведет свое хозяйство, ребенок - член семьи и, следовательно, участник всего семейного хозяйства.(Приложение №4)


Воспитывайте у ребенка отношение к учебе не как к тяжкой повинности, навязываемой взрослым, а как к познанию мира, проявляйте сами уважение к учителю, раскрывайте детям особенности и значение его труда, воспитывайте интерес к одноклассникам. Имейте в виду, что информация о школе, учителе, детях, которую вы получаете от своего ребенка, может быть субъективной, искаженной. Необходимо самим быть ближе к школе, чтобы иметь реальные представления о том, в какой помощи нуждается ребенок.

Терпимо относитесь к тому, что  ребенок не сразу усваивает новые знания, овладевает учебными навыками, не впадайте от этого в панику и не делайте преждевременных выводов. Старайтесь избегать таких оценок: «не думал», «не стараешься», «не выучил».
Если  ребенок все время боится, что  его будут ругать за плохую успеваемость, накажут, это не только не способствует желанию учиться, интересу к знаниям, но и вызывает отрицательное отношение к школе и учителю, разрушает взаимопонимание детей и родителей. Страх - плохой помощник, как в воспитании, так и в обучении.

При возникших у ребенка трудностях  в обучении не обвиняйте в  них его самого. Чрезмерная строгость,  осуждение, угрозы не только  не стимулируют желание преодолевать  трудности учения, но и лишают  ученика уверенности, что он  с ними справится, формируют  чувство вины, сознание собственной неполноценности. Постарайтесь вместе с учителем разобраться в причинах возникших трудностей и помогите устранить их. 

  Ни в коем случае ребенок  не должен ощутить, что неуспехи в школе могут лишить его любви родителей. Если члены семьи ставят свое отношение к школьнику в зависимость от полученных им оценок («я не могу и не хочу любить двоечника»), то они отдаляют его от себя, а значит, уменьшают возможность своего влияния на него.

Почаще хвалите ребенка, особенно  в первый год школьной жизни.  Он должен ощущать, что в  него верят: «Я знаю, ты этому  обязательно научишься, у тебя  уже стало лучше получаться». Только уверенность ребенка в том, что он любим, принят родителями таким, какой есть, помогает ему добиться успеха.

Объектом воздействия педагогов может быть не только ребенок в семье, но и взрослые члены семьи и сама семья в целом как коллектив.

Деятельность педагогических коллективов с семьей включает в себя три основные составляющие педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую, которые неразрывно связаны между собой.

Педагогические умения и навыки по воспитанию детей формируются посредством практикумов для родителей. Они могут проводиться как в конце родительских лекториев и собраний, так и в качестве самостоятельной формы работы. В ходе практикумов родителям можно предложить следующие задания: составить режим для школьника; на основе прочитанных фрагментов проанализировать отношение к самообслуживанию и труду детей в собственной семье; прослушав ряд фрагментов об использовании различных методов поощрения и наказания детей в семье, прокомментировать эти высказывания, выразить свое отношение к ним. Практикумы для родителей дают возможность всестороннего обмена опытом по различным аспектам семейного воспитания.


Влияние семьи на развитие растущего человека на разных эта­пах не остается одинаковым. Наиболее значимо оно в первые годы его жизни. Однако это не означает, что роль семейного воспитания утрачивается с поступлением ребенка в образовательное учрежде­ние. Пребывание в нем не исключает ежедневного общения роди­телей с детьми и, следовательно, родительского влияния. Более того, семья — это единственная педагогическая система, воздействие ко­торой человек испытывает на протяжении всей своей жизни. Поэтому следует говорить о том, что: семья начинает разделять свою воспитательную функцию с другими соци­альными системами и институтами. Причем чем сильнее взаимо­связь и преемственность между семейным воспитанием и воспи­танием общественным, тем значительнее его результат.
Таким образом, чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы родители делились с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Сама обстановка в семье должна помочь ребенку в учении. Ребенок должен видеть в лице матери или отца тружеников, которые любят свой труд. Родители-труженики и ребенка должны вдохновлять на труд, вселить уверенность в свои силы, надежду на успех. (Приложение №3)

Вывод. Какую же помощь может оказать семья ребенку, начинающему обуче­ние? Первое, воспитывать у ребёнка положительное отношение к школе, к учителю. Важно объяснить маленькому человеку, что учёба – это не тяжёлая повинность, а познание мира. Родители не должны забывать, что информация о школе, учителе, одноклассниках из уст своего ребёнка может быть субъективной, искажённой. Для того, чтобы иметь реальные представления о том, в какой помощи нуждается ребёнок, надо самим быть ближе к школе. Второе, терпимо относиться к тому, что ребёнок не сразу усваивает новые знания, овладевает учебными навыками. Боязнь того, что будут ругать за плохую успеваемость, накажут, не только не способствуют желанию учиться, интересу к знаниям, но и вызывает негативное отношение к школе, к учителю. А самое главное – разрушает взаимопонимание детей и родителей. Осуждение, угрозы лишают ученика уверенности, что он может справиться с трудностями, формируют чувство вины, неполноценности. Только совместными усилиями родителей и учителя можно помочь ребёнку преодолеть трудности и в обучении, и в общении. Третье, ребенок не должен ощущать того, что неуспехи в школе могут лишить его родительской любви. Родители не должны строить свои отношения с ребёнком в зависимости от полученных им оценок. Этим они отдаляют его от себя. Особенно в первый год обучения ребёнок должен ощущать, что в него верят, что он любим, принят родителями таким, какой есть. Именно эта вера помогает ему поверить в себя, добиться успеха.


Любили тебя без особых причин

За то, что ты — внук,

За то, что ты — сын,

За то, что — малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

 Очень проникновенно написал поэт В. Берестов.

Эмоционально чувствительные, ранимые, застенчивые дети, болезненно реагирующие на замечания учителя, насмеш­ки сверстников, глубоко переживают соб­ственные неудачи и ошибки, требуют особого внимания семьи.  Родителям таких детей нужно поговорить с учителем об инди­видуальных особенностях ребенка. Важно с пониманием относиться к пере­живаниям детей, ненавязчиво побуждать рассказывать о взаимо­отношениях со сверстниками и взрослыми вне семьи. Это поможет правильно оценивать как собственные поступки, так и критические замечания, сделанные ребенку. Постепенно у младшего школьника сформируется потребность де­литься с близкими своими переживаниями, искать у них совета и помо­щи. Какие бы отрицательные чувства ни вызывали расска­зы ребёнка, надо быть сдержанным, спокойно, справедливо и доброжела­тельно разобраться в ситуации. Упрекая и обвиняя ребенка, в будущем на его откровенность рассчитывать не придётся. В то же время нельзя постоянно фиксировать внимание на детских переживаниях, связанных со школой и одноклассниками, показывать свою тревогу, чрезмерно опекать ребенка, решать за него все проблемы и лишать са­мостоятельности. Авторитарность родителей, акцентирование недостатков детей порождают у них тре­вожность, безынициативность. Одноклассникам не интересно с такими детьми. Дети, которые общались до школы только со взрослыми также испытывают проблемы в общении со сверстниками, т.к. в классе они необщительны, робки, при этом многие из них воспитаны, добры.

«Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это - наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». (А. С. Макаренко)

Заключение.

Возможно, мы признаем, что школьная программа не так и нужна, но нужен аттестат, а для этого нужно сдать школьную программу. Возможно, мы считаем, что знания лишними не бывают, и школьная программа не так уж и плоха. В любом случае, ребенок должен как-то ее постичь. В школе это миссия возложена на учителя/учителей. А если ребенок не посещает школу, то как быть?


Говоря о школе и учителе мы, как правило, представляем того самого учителя у доски и активное «вливание» знаний в голову ребенка. Вспоминаем свой детский опыт или безнадежную попытку растолковать любимому чаду — пока еще школьнику задачку по математике. При мысли о том, что этим придется заниматься каждый день по несколько часов, у некоторых родителей начинается нервный тик.

Я предлагаю немного задуматься о роли Учителя в полном смысле этого слова. Кто такой учитель и какова его роль? Чему на самом деле учатся дети в школе? Что мы хотим от образования?

Я предлагаю сделать в этом месте паузу и подумать об этом серьезно, в широком смысле. Желая дать своему ребенку хорошее образование, мы чаще всего имеем ввиду знания, которые позволят ребенку выбрать дело по душе, хорошо зарабатывать и хорошо устроиться в жизни. Также не будем забывать о развитии личных качеств, ценностях, мировоззрении. Предполагается, что учитель передает ребенку знания по какому-то определенному предмету.

Однако, думаю любой родитель, наблюдая за своим ребенком или за другими детьми, уже понял, что качество передачи информации сильно зависит от личности самого учителя и его контакта с ребенком. Хотим мы этого или нет, труд учителя выходит за рамки его предмета: учитель передает ребенку не только знания, но и информацию о себе, своем отношении и взглядах. Учителя влияют на формирование мировоззрения и ценностей. От личности учителя зависит судьба уроков и самого предмета. Состоявшийся учитель-профессионал транслирует ребенку увлеченность, любовь к своему предмету и работе. Неудачник – усталость от жизни, негатив, раздражение…

Дальше давайте обратим внимание на ребенка.

С рождения ребенок страстно пытается самостоятельно познавать окружающий его мир: смотрит, трогает, слушает, бросает, задает множество вопросов, проводит эксперименты…. Отправляясь в школу, ребенок неожиданно получает «программу», шаблоны решений, необходимость сидеть и слушать. Теперь его собственное стремление узнавать становится «вне закона», его интересы больше никого не волнуют или на них не остается времени, он должен быть послушным, соблюдать дисциплину и отвечать то, что есть в программе. Ему не интересно…

Ребенок растет, развивается и учится независимо от того, «учат» ли его и «развивают» ли его. Он учится и развивается в любом случае, вопрос только в направлении. Чем более качественна и разнообразна среда и доступны источники информации, тем больше знаний о самом себе получит маленький человек и тем легче ему будет найти свое место в жизни. Среда оказывает влияние на ребенка. Значимый взрослый имеет способность повлиять на результат. Позитивный эмоциональный отклик вдохновляет продолжать, негативная реакция или безразличие тормозят. Его реакция формирует в ребенке представление о себе самом. Он хочет быть услышанным, понятным, принятым. И при этом – самостоятельным. Ребенок хочет жить свою жизнь сам, ощущая поддержку важного для него человека.