Файл: Роль семьи в процессе обучения младших классов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение.

Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей.

Именно родители должны стать нашими,

помощниками, союзниками

участниками одного единого педагогического процесса,

коллегами в деле воспитания детей.

В.А. Сухомлинский.

Вопрос о роли семьи  и школы в воспитании младших школьников сегодня является одним из важных и приоритетных направлений. Трудности, которые ребёнок испытывает в обучении, причины и неудачи в воспитании заставляют задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе (учителям, психологам, социальным педагогам), но и семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании. Поэтому вопрос о важности сотрудничества семьи и школы в воспитательном и образовательном процессе является наиболее актуальным, то воспитание и жизненный опыт, которые ребёнок приобретает в семье в детские годы, он сохраняет на протяжении последующих лет жизни. В семье закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Источник благополучия ребенка в семье, его правильное воспитание, счастливое детства – всё это исходит из родительской любви. Живя в семье, по словам В.А.Сухомлинского, ребенок должен быть уверен, что его кто-то очень любит и он тоже кого-то любит безгранично. Такая любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта. При этом ребёнок активнее постигает мир, легко овладевает знаниями. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Истинная родительская любовь учит человека культуре чувств, пониманию добра, формирует чувство долга, отзывчивости, ответственности, определённым моральным принципам.

Ошибочно мнение родителей, которые полагают, что с приходом ребенка в школу сни­жается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы. В данной ситуации влияние семьи не только не снижается, но и  возрастает. «Нельзя сводить духовный мир ма­ленького человека к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы ребенка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но прежде всего человеком с многогранными интересами»говорил В.А. Сухомлинский.


Только семья берёт на себя значительную долю заботы о всестороннем развитии ребёнка и вносит вклад в процесс влияния на младшего школьника, интересуется требования учебного заведения к уровню образованности, воспитанности ребёнка. Эти знания необходимы в тех случаях, если возникают ситуации, когда в школе требуют одно, а в семье – другое. В случае возникновения сомнений в правильности требований учителя, в методике обучения, следует поговорить об этом с педагогом, а не пытаться дома переучить ребёнка.

Какого воспитания требует современный человек? Как воспитание со стороны родителей может помочь ему утвердиться в жизни, сделать карьеру, стать счастливым? Новые реалии современности определяют задачи и пути развития современной педагогики.

Взаимосвязь педагога и ученика выходит на первое место в учебном процессе. Очень важно, с каким багажом ребенок приходит в школу. Очень многое зависит от того, что родители (плохого или хорошего) вложили в ребенка, в какой атмосфере воспитывался ребенок, какие у него нравственные и моральные устои. Очень много факторов влияет на то, как ребенок адаптируется к школьному процессу и просто на просто войдёт в коллектив. Здесь очень важно, что бы родители вели ребенка и помогали ему в обучении, а не бросали его на произвол. В таком возрасте детям необходима поддержка родителей, их понимание, оценка, помощь в учебе. От педагога тоже требуется квалификация и простые чувства добра, любви и понимания.

Задача моей работы лучше понять роль семьи в процессе обучения младших классов, нужно заглянуть немного глубже в понятие семьи и воспитания. Понять, что такое семья, какие бывают семьи и как обстановка в семье отражается на ученике.

1.Семья. Понятие семьи

Семья это уникальное явление сосуществования людей разных полов и дополняющих друг друга. Как смысл совместного проживания разных людей, разных полов, семья имеет главным смыслом удовлетворение социальных, психофизиологических, сексуальных потребностей, рождение детей как продолжение и распространение человеческого рода на планете Земля. «Семья (FAMILY) основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родительства - родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи».[1](приложение №1)


А.И. Фет высказывает следующую мысль о зарождение семьи. «В отличие от запрета убивать собратьев по виду, запрет прелюбодеяния не имеет опоры в инстинктах приматов, у которых половое общение, как правило (то есть почти у всех видов) не приводит к прочным и длительным связям. Парный брак, то есть, постоянное сожительство одного мужчины с одной женщиной, есть сравнительно новое изобретение эволюции - ничего подобного нет у ныне живущих антропоидов, шимпанзе и горилл» Действительно, семейные отношения между супругом и супругой исключают смену половых партнеров, которая называется изменой. Измена наносит непоправимый вред семье, она может быть причиной внутрисемейных скандалов, неприязненных отношений между супругами, очень часто приводящих к распаду семьи, что не может не отразиться на детской психике. Далее А.И. Фет пишет: - «Но вообще парный брак часто встречается у тех высших животных, у которых воспитание потомства продолжительно и требует участия не только матери, но и отца. Вероятно, причиной возникновения парного брака у человека была, как уже было сказано, неотения - затяжное развитие человеческого ребенка, связанное с трудностью усвоения культурной традиции. Во всяком случае, при всем разнообразии брачных обычаев у человека преобладает парный брак, и под прелюбодеянием Библия понимает его нарушение. От парного брака происходит семья, то есть вся система родственных связей, сохранивших свое значение до наших дней. Отношения супругов друг к другу и к детям, во всех формах семьи, определяются не только общим для всего вида инстинктом, но и культурной традицией». [2]

В древнейшей Книге «всего человечества» - Библии, говорится о зарождение семьи путем создания жены: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему». [3]

Семья есть классический пример социального института. Формирование семьи обусловлено заложенными механизмами продолжения рода, ценностно-нормативными регуляторами: созреванием, ухаживанием, выбором жизненного спутника, нравственными и социальными нормами, которые используют члены семьи, регулируя внутрисемейные отношения. Семья включает в себя брачные отношения между супругами, с обязательствами, взятыми перед обществом, она обхватывает и более широкий круг семейных взаимоотношений: с родителями и детьми, с близкими и нужными людьми. Поэтому семья рассматривается не только как брачные отношения супругов, но и как социальный институт, который имеет систему связей, взаимодействий и систему индивидов, выполняющих функцию воспроизведения человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействий и взаимоотношений, на основе определенных ценностей и норм, подверженных общественному контролю, определенной системе ценностей. «Семья в качестве лица имеет свою внешнюю реальность в некоторой собственности; в собственности она обладает наличным бытием своей субстанциальной личности лишь как в некотором имуществе. В сказаниях об основании государства или, по крайней мере, нравственно упорядоченной общественной жизни введение прочной собственности появляется в связи с введением брака». [4]


Из всех моделей семей самая лучшая традиционная модель. Во главе семьи стоит мужчина, который обеспечивает семью в материальном плане, принимает все важные решения, его слово имеет решающее значение во всех семейных делах. Женщина стоит под защитой мужской власти, она помогает мужу в принятие решений, или не принимает решений, но влияет на то, какое именно решение будет принято. В настоящее время, в результате привлечения к труду женской части населения, женщины занимаются не только внутрисемейным хозяйством и воспитанием детей, но и помогают мужчинам обеспечивать семью в материальном плане. Более либеральными в хозяйственном плане и воспитание детей становятся мужчины, преодолевая считающимися постыдными для мужчины «женские работы». Воспитанием детей занимаются оба супруга. Также, принимая решение, общее для всей семьи, родители часто спрашивают мнение и пожелания детей. Однако распределение власти в такой семье осталось прежним: глава семьи - мужчина, а женщина и дети обеспечивают ему надежный тыл.

Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве, а положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него людей в семье, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится о нем столько, как мама, папа, бабушки, дедушки, братья, сестры».

Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой, стартовой площадкой социализации. Влияние семьи, в большей степени на начальный период жизни детей, многократно превышает любые другие средства и способы воспитания. По воспитательному воздействию семья имеет большее влияние, по отношению к школе, друзьям, общественным организациям, трудовым коллективам, литературе и искусству. Это позволило педагогам вывести довольно четкую зависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. Практически всегда роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какова семья, таков и выросший в ней человек.

Самое большое влияние на маленького человека оказывает домашняя среда. В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни ребенка. По сути ребенок – точное отражение, зеркало той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, ценностей и взглядов. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье. Наследственность то же имеет большую роль на развитие ребенка. В этом случае обязанность в большей степени перекладывается на родителей по развитию этих способностей, во рем заметить уклон своего ребенка и спокойно подвести его к этому, дать понять, что он может больше, у него способность чему о немного больше, ем у других. В этом случае ребенка нужно похвалить, может даже поощрить. Но не коем случае не делать из этого цель всей его жизни, постоянно ребенка заставлять улучшать свой результат, не нужно нагнетать обстановку постоянным отсылом на его способность. В один из моментов ребенку может просто надоесть эта гонка и он может отказаться от всего, даже объявить бойкот. К примеру возьмем элементарно у ребенка математически уклон. Ему легко дается все что связано с математикой. Родители еще в маленьком возрасте ребенка ( 4-5 лет) замечают этот факт и начинают развивать в ребенке «ученого». Мало того, что он ходит в садик получает обучение, родители отдают его на дополнительные уроки, занимаются к тому же еще и дома. В итоге ребенок приходит в начальную школу, во первых он может быть уставший от перегрузок ( в которых виноваты родители, которые заставляли гнаться ребенка за лучшим результатом), во вторых он опережает сверстников, ему становится не интересно с первых учебных дней в школе, может проснуться эго ребенка «Я лучше всех», отсюда и конфликты в школьном коллективе. Или все может прийти к тому, что ребенок привыкнет к нечему неделанью и спровоцирует апатию к учебе ( что мне там делать я и так се знаю). Выходя из вышеизложенного нужно довериться профессионалам педагогам, которые дают учебный материал дозированно, так что бы ребенок мог усвоить материал и при том быть не лучше и не хуже своих сверстников. Родителям в такой ситуации нужно просто подойти к преподавателю и обсудить все вопросы. Может отдать ребенка в другую школу где он будет такой же как все Но ни в коем случае не давить на ребенка. В таких случаях похвала и одобрение ребенка в семье вполне достаточно для спокойного обучения.


Воспитанием принято называть приспособление человека к условиям существования. Уровень воспитанности у каждого человека свой, пропорциональный приложенным усилиям опять же его родителей, опекунов, бабушек и дедушек и т.п. Воспитание готовит подрастающее поколения к жизни в обществе, вооружает необходимыми навыками, умениями, знаниями. В несколько суженном «школьном» понимании его главные задачи – приобщение подрастающих поколений к человеческим ценностям, введение в мир экономики, искусству, к отечественной и мировой культуре.

Воспитание детей в семье - общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Результаты воспитания, желаемые родителями, обычно сводятся к десяти заповедям общечеловеческого общежития, данными Моисею на горе Синае. Пятая заповедь, которая гласит: - «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» [6], обязывает детей почитать и заботиться детей о своих родителях. Большинство родителей желают воспитать детей любящими своих родителей, свой народ, свой край, свою Родину, уважающими и принимающими ценности семьи и общества, образованными, компетентными, благополучными в материальном плане, самостоятельными, семейными людьми, способными передать своим детям духовно - нравственные ценности и правильные жизненные ориентиры.

Человек приспосабливается к окружающему миру благодаря знаниям, подражанию и приобретению личного опыта. Если подражание и накапливание личного опыта происходят после рождения, то воспитание начинается еще до рождения человека. Сегодня уже доказано, что ребенок находясь еще в утробе матери получает информацию. Этот период играет значительную роль в формировании характера и поведения ребенка. Поскольку ребенок воспринимает информацию до рождения, то после рождения он может узнавать ту музыку, которую любила слушать его мама во время беременности, запахи, речь родственников. Если мамочка нервничала всю беременность, то ребенок может родиться с нервными расстройствами. Поэтому после рождения ребенка влияние матери на воспитание ребенка очень большое. Но постепенно ребенок начинает отходить от материнской привязанности и начинают вступать такие факторы как общество, взаимоотношения с ним. И порой общество может очень сильно повлиять на ребенка на его мировоззрении в вообще отношении. В током случае семья должна раньше всех прийти на помощь и не упустить этот момент, подсказать где то словом, где то действиями показать правильный путь. Так ребенок находясь ежедневно в домашней обстановке, вокруг его все понимают с полу слова, это при том что если ребенок не ходил в детский садик, приходя в школу испытывает стресс. В школе коллектив, котором каждый ребенок со своим характером, со своим воспитанием и нужно адаптироваться к этой обстановке. Найти общий диалог со сверстниками, не ставя свои приоритеты выше других, у каждого может быть свое мнение и с ним необходимо считаться. Большое помощь в этом должны оказать родители разъяснив ребенку до похода в школу. Объяснить кто такой учитель в жизни ребенка. Зачастую ребенок приходит со школы и жалуется родителям, что вот меня учитель не любит, придирается, ставит плохие оценки. В этом вопросе всегда два выхода. Одни родители без выяснения причин бегут к учителю разбираться с претензиями и упреками. Во всем виноват учитель он не любит моего ребенка и поэтому плохо к нему относятся – слышим мы от таких родителей. И в присутствии ребенка вся «грязь» обрушивается на учителя присутствии ребенка. От уда следствие у ребёнка еще больше злоба к учителю неуважение, плохая успеваемость. Второй выход из этой ситуации. Когда ребенок пришел домой с таким претензиями, нужно сесть с ребенком и обговорить с самого начала, что произошло. Может ребенок просто не выучил урок , а виновата учительница которая спросила его задание, значит ребенок просто должен исправиться приготовить и ответить, и опять учитель будет любить его и хвалить. Родители должны идти на встречу учителю и помогать ему. Объяснять ребенку, что учитель и не должен вас всех любить, он должен уважать вас и оценивать по заслугам. Но бывают истории выходящие из рамок обычного, но в таком случае родителям нужно подойти к учителю без ребенка и разъяснить ситуацию, по необходимости обратиться к руководству школы. Но не при каких условиях не иметь привычку обсуждать учителя в присутствии ребенка. Потому что весь ваш настрой перенесётся на ребенка и он выплеснет это в школе. Не зря говорят в народе если хочешь узнать о чем говорят в семье, спроси ребенка. Дальше давайте конкретнее рассмотрим модели семей и взаимоотношения в них и как это влияет на обучение.