Файл: Роль семьи в процессе обучения младших классов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Модели семьи.

Невозможно однозначно ответить на вопрос, какой тип семьи лучше подходит для решения задач воспитания. В любой из них есть свои достоинства и недостатки. Так, в простой семье молодое поколение привыкает быть самостоятельными и ответственными, в ней меньше конфликтов между поколениями. Но такой семье быстро нарушается связь меж поколениями, теряются семейные традиции, объединяющих взрослых и детей, у старшего поколения исчезает возможность общения со своими внуками, снижается участи в заботе об их воспитании. А в сложной семье могут быть также свои плюсы и минусы. Большая семья живет вместе несколько поколений живет большой дружной семье, много внимания, много опыта, традиции, облегчение быта. Однако воспитание разных поколений могут отличаться друг от друга и противоречить друг другу. От этого начинаются конфликты в семье, что негативно отражается на детях.

К сожалению, возможности современной российской семьи усложнены социально-экономическими трудностями. Неустойчивое материальное положение, угроза безработицы и сопровождающие безработицу материальные и психологические проблемы, увеличение бытовых нагрузок влияют на удовлетворенность браком. Неблагоприятный морально-психологический климат отражается на отношениях между детьми и родителями, что осложняет процесс их освоения их в обществе.

Полная и неполная семья, благополучная и неблагополучная семья - эти понятия введены А.С. Макаренко, который акцентировал внимание на составе семьи.(приложение №2 ).

Полная семья это образец для подражания многих. Семья состоит из мамы, папы и детей. Иногда с ними могут проживать бабушки и дедушки такие семьи богаты семейным опытом. Если материальное положение полной семьи в достатке, дети растут в любви и заботе, то и ребенок будет расти здоровым , счастливым, спокойным. Он будет спокойно относиться к критики со стороны, адаптация в школьном коллективе для него пройдет без каких либо эмоциональных всплесков. Будет спокойно и уравновешенно воспринимать все, что происходит во круг него. Если ребенок столкнётся с какой либо трудностью, родители всегда придут на помощь словом и делом.

Полной семьей может быть семья, в которой вместо отца отчим или вместо матери мачеха. Данные семьи, хотя не имеют кровного родства, однако наличие «неродного родителя» оказывает положительное воспитание на ребенка, потому что отчим или мачеха должны заботиться о детях, а дети должны слушаться их как отца и как мать.


Но в таких семья тоже есть свои проблемы.

Возьмем теперь такую же семью с мамой , папой но не благополучную. Родители постоянно вынуждены проводить на работе хоть, как то обеспечить ребенка. В связи с этим ребенку уделяется совсем мало времени, а порой ребенок предназначен сам себе. За ним ни кто не следит, когда он покушал, умывался ли и самое главное делал ли уроки. Ребенку тяжело адаптироваться в школьном коллективе. Элементарно, ребенок прослушав но уроке материал приходит домой, при выполнения домашнего задания встает вопрос, что он что-то не до понял. К кому обратиться? Мама с папой на работе или пришли с работы уставшие и им дела нет уже до уроков детей. В результате у ребенка появляется провал в знаниях, которые очень тяжело наверстать. Так же появляется вместе с этим ещё одна проблема, смотря на отношение родителей к его образованию, ребенок начинает так же относиться не серьезно к школе « а ну не сделаю, ну и ладно», или «и так сойдет». В итоге ребенок отстает от учебного материала. Учитель может оказать помощь, но при этом нужно хотение самого ребенка. Педагог должен вмешаться поговорить с родителями, провести беседу в присутствии психолога при необходимости.

Еще в таких не благополучных семьях ситуация ещё осложняется если родитель, оба родители пьющие или употребляют запрещенные препараты. В такой семье ребенок очень страдает в первую очередь. Ребенок постоянно наблюдает родителей в неадекватном состоянии. Часто такие родители бьют своих детей, заставляют работать. Ребенок начинает пропускать школу. Порой ему просто стыдно появиться в школе и услышать насмешки в свой адрес. И как вывод отстает от сверстников, пропадает стремление учиться и просто ходить в школу. В Худшем случае ребенок попадает в плохую компанию и идет по стопам своих родителей. В таком случае большой ответственность лежит и на учителе. Во время обратить на этого ребенка внимание, поддержать его, сходить домой этому ребенку, оценить домашнюю обстановку, побеседовать с родителями и может даже обратиться в органы власти для решения такого вопроса.

К сожалению у нас в России эта распространённая проблема. И с ней очень тяжело бороться.

Теперь давай те рассмотрим неполные семьи. Неполной семьей принято считать, когда нет матери или отца по тем или иным причинам. Причины могут быть разными: смерть одного или обоих родителей, развод (ребенок остаётся проживать с одним из родителей, зачастую второй родитель не принимает участия в воспитании ребенка). Дети, которые воспитываться в неполной семье, у них отличается мироощущение от детей из полных семей. Такому ребенку может не хватать материнской или отцовской любви. Деи смотрят на полноценные семьи и у них просыпается чувство зависти, что приводит к стрессу ребенка, чувству неполноценности. От таких детей мы часто слышим « а вот был бы папка(мамка) у меня мы бы с ним……..». Родитель в этой же ситуации хочет ребенку заменить обоих родителей, и зачастую эта любовь приводит к не лучшим результатам. Например: вседозволенность, гиперопека и т.п. Ребенок просто говоря народными словами «садиться на шею». Приходя в школу у такого ребенка возобладает его эго «Я» и только «Я» ( я прав, делай как я, будь как я или не как).


Часто при разводах родители ребенка начинают как говориться «перетягивать одеяло каждый на себя». Каждый из родителей хочет угодить ребенку и быть лучше другого. Ребенок понимает это и просто начинает пользоваться ситуацией.

Эта же ситуация может произойти, если ребенка воспитывают бабушка с дедушкой. Они из лучших побуждений хотят дать внукам самое лучшее, но во всем должна быть норма. Когда ребенок вырастит он поймет правильность воспитания, если бабушка с дедушкой поучали ребенка, делали замечания, даже где – то и наказывали.(7)

Мужчины реже остаются отцами, воспитывающими своих детей без супруги, это связано с тем, что женщине отведена роль вынашивания и рождения ребенка. Мужчины становятся отцами-одиночками, зачастую в силу тех или иных жизненных обстоятельств, например: если умирает супруга, если женщина, морально неготовая к семейной жизни, бросает мужа с ребенком и уходит из семьи. Если женщина, страдающая алкоголизмом, или другими вредными привычками, разрушающими нравственно-духовную атмосферу здоровой семьи, бывает лишена родительских прав. При таком стечение неблагоприятных жизненных обстоятельств мужчина вынужден воспитывать ребенка без его родной матери.

отцовская и материнская семьи.

Различают также отцовскую и материнскую семьи; последние составляют абсолютное большинство среди неполных семей. [7] Женщине, по природной роли вынашивания ребенка, гораздо легче обзавестись родным дитем и воспитывать ребенка без мужчины. Это может происходить в результате влияния разных жизненных факторов, таких как: ранние половые связи, если отец ребенка не готов становится отцом и матери приходится воспитывать ребенка одной, невозможность найти мужчину, который оправдал бы ожидание будущей матери, когда женщина принимает решение воспитывать ребенка самостоятельно, также алкоголизм отца, вынуждающий женщину разводиться с супругом и воспитывать ребенка матерью-одиночкой, разочарование в отношениях, когда «семейная лодка» разбивается о «камни» и жить с человеком становится трудно, среди прочего измены. Также, если женщина хочет только родить ребенка от понравившегося ей мужчины (в расчете на хорошие отцовские гены), с которым она не желает, или не может быть соединена семейными отношениями. Н. Соловьев говорит, что «отец по своим потенциальным возможностям не менее одаренный воспитатель, чем мать. К своей воспитательной функции он так же, как и мать, подготовлен природой и обществом. Во-первых, у отца уравновешенная нервная система. Он меньше отдает распоряжений детям и меньше отменяет их. Во-вторых, воспитателю необходимо обладать достаточно большим объемом разнообразной информации. Объем подобной информации у него чаще всего не меньше, чем у матери, а нередко и больше. В-третьих, для воспитания детей необходимо время, которое воспитатель может уделить непосредственно воспитуемому. Такого времени у отца часто гораздо больше, чем у матери».


В неполной семье преобладает высокая степень уязвимости мальчиков, возможны и другие виды причин их тревожности. Если в неполной семье отсутствует носитель мужского пола, мать-одиночка пытается компенсировать данный недостаток изменением и дополнением родительской роли. Но когда мать пытается брать на себя социальную роль отца, в стратегии отношений с сыном - это приводит к драматическим результатам: женщине не удается выполнять одновременно материнскую функцию любви, терпимости и теплоты с отцовской, основанной на мужской строгости, требовательности, мужском доверии и авторитарности. В глазах мальчика это выглядит более похожим на нелепую пародию со стороны матери, что не может не отразиться на эмоциональном состоянии ребенка. В результате мальчик лишается не только отца, но и частично матери. Эмоциональное состояние мальчиков в неполной семье более низкое, чем девочек, и связано с ощущением личностной изоляции. Мальчики в неполной семье чаще испытывают чувство одиночества и трудности в общении, чем девочки или дети из полных семей. «Кроме того, в неполных семьях ребёнок лишён возможности полноценного формирования стереотипа поведения своего пола. Мальчик не имеет возможности на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения и невольно перенимает женские черты. Психическое и сексуальное развитие девочки в неполных семьях, также отличается противоречивостью». [7]

Женщины - матери одиночки, зачастую становятся подверженными сугубо отрицательному комплексу чувств к мужчинам, к брачной и семейной жизни, видя своего ребенка не получающим полноценного семейного воспитания и любви обоих родителей. Матерям - одиночкам сложно передать детям нормальные отношения к мужчинам, к брачной жизни, т.к. под влиянием отрицательного комплекса ей трудно дать детям неискаженные представления о семье и супружестве. «В ряде случаев мать стремится восполнить недостаток отцовской заботы, окружая ребёнка чрезмерной лаской и опекой. Во всех таких ситуациях воспитательная атмосфера семьи отрицательно сказывается на становлении личности ребёнка». [7]

Большинство социальных характеристик детей, переживающих развод, говорит о негативном характере его последствий на личность ребенка. Отмечается высокий уровень тревожности, свойственный детям развода, так как: тревожность детей как реакция на объективные трудности функционирования неполной семьи, личные проблемы детей как следствие семейного неблагополучия. Развод родителей порождает в душе ребенка враждебность к отцу, покинувшему его, ребенка, и к матери, позволившей отцу уйти. Формируется и проявляется в поведении агрессия по отношению к обоим родителям, особенно к матери, которой вменяется вина за уход отца. «При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами. Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большая часть неполных семей возникает по причине ухода отца. Поэтому женщины своё разочарование по отношению к бывшему мужу иногда бессознательно проецируют на ребёнка». [7]


3. Модели семейного воспитания.

Результаты исследований говорят о том, что младшие школьники принимают любых родителей. Детям этого возраста свойственна "разлитая доброжелательность": они настроены на хорошие отношения к другим, особенно близким людям, и они сами ожидают от них такого же отношения.

Нередко в семьях младших школьников провинившемуся ребенку долго и с раздражением выговаривают за проступок, оценивая и поступок и самого ребенка. В потоке назидательных оценок родители подчас утрачивают чувство меры и чувство собственного достоинства, а значит, и авторитет. Неудивительно, что родители, обращаясь за помощью к психологам, к социальным педагогам, жалуются, что "детей ничем не проймешь", они не боятся никаких наказаний. Желая объяснить ребенку смысл его поступка, родители превращают объяснения в назидания, а разговор в наказание. [9]

Правильное педагогическое руководство семейным воспитанием возможно при условии комплексного подхода к воспитанию, обеспечения координации усилий по всем направлениям воспитания - умственного, нравственного, эстетического, физического.

Семейное воспитание - общее название для процессов взаимодействия родителей с детьми с целью достижения желаемого уровня развития, обучения и воспитания детей. Общественное, семейное и школьное виды воспитания осуществляются в неразрывном единстве. Неповторимость и уникальность каждой семьи выявляет множество отличительных факторов воспитания в разных семьях и их особенностей, и все же удается выделить типичные модели семейного отношений межу взрослыми и детьми. В основу анализа положено видоизменение отношений как одной из фундаментальных характеристик межличностных отношений. Отношения определяются по степени напряженности и последствиям негативного влияния на воспитание детей.

Семьи, уважающие детей. Дети по-настоящему любимы своими родителями. Родители контролируют детские интересы, принимают участие в детских делах, выясняют то, к чему дети проявляют интересы, что их беспокоит. Мнение детей, переживания уважаемо родителями, они стараются тактично помочь, дают возможность раскрыть детям их природные таланты. Такие семьи занимаются развитием интересов детей. Это наиболее благополучные для успешного обучения и воспитания семьи. У таких родителей дети растут грамотными, благородными, предприимчивыми, самостоятельными, общительными, дружественными, у них возникает масса вопросов, на которые любящие родители готовы дать правильный ответ. Родители и дети питают необходимую, потребность во взаимном общении, реализующую себя на основе любви. Отношения между родителями и детьми характеризуются духовно - нравственной атмосферой семьи -- неподдельной любовью, взаимным доверием, порядочностью, откровенностью, заботой о детях, о будущем детей.