Файл: Роль семьи в процессе обучения младших классов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами. Результаты специального изучения своеобразия семейных отношений последних лет позволили выделить типичные модели семейного воспитания.

Семьи, уважающие детей. Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит. Уважают их мнение, переживания, стремятся правильным советом помочь и ободрить. Это наиболее благополучные для воспитания семьи и в дальнейшем обучения в школе ребенка. Взаимоотношения родителей и детей в этой модели характеризуются общей высоконравственной атмосферой семьи: порядочностью, взаимным доверием, откровенностью, взаимопомощью и равенством. С таким ребенком легко работать учителю. Ребенок приходит на занятия подготовленным, морально и психически уравновешен. Если у него появляются проблемы в обучении , он не расстраивается, потому что придя домой родители помогут ему разобраться в этой проблеме. С такими семьями легче работать и педагогу, вовлекать учеников и их родителей в не школьные занятия, соревнования. Ребенок легче усваивает школьный материал и адаптируется в школьном коллективе.

Отзывчивые семьи. В таких семьях родители часто сами решают, что нужно детям, вникают в их заботы и интересы, а дети делятся с ними своими проблемами. Они растут послушными, вежливыми, но недостаточно инициативными. Также дети в таких семьях нередко с трудом могут сформировать и отстаивать собственное мнение, легко попадают в зависимость от других людей. Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую родители и дети стараются не нарушать. Родители решают, что нужно детям, что им может принести пользу, а что может навредить. В таких семьях дети учатся послушанию, нравственности, быть вежливыми, дружелюбными, но у них существует нехватка инициативности. Часто дети не имеют собственного мнения, придерживаются мнения родителей. Родители вникают в детские жизненные вопросы, интересы детей, и дети делятся с ними своим мнением на разные вопросы, мировоззрением, интересами. Отношения выглядят благополучными, но есть некоторые глубинные и сокровенные связи, которые могут нарушаться. Поэтому важно ребенка вырастить со своим личностным «Я». Это начинается еще с раннего детства, когда ребенок только начинает познавать мир. Учиться кушать сам, обуваться, рисовать и др. И когда ребенок вам говорит, когда начинает что – то делать « Я САМ», не отмахивайтесь от ребенка, пусть он сделает первый раз плохо, ничего не получиться, не так как вы этого хотите, а он сделает это по - своему. Дайте возможность ребенку в самореализации. Пусть это дольше проблемнее он сам это сделает. Важно в этом возрасте не переломить его «Я САМ». Иначе он вырастит без своего мировоззрения, мнения и будет только смотреть на родителей с вопросом « я правильно сделал, «я правильно сказал» т.п.


Материально-ориентированные семьи. Детей здесь с раннего детства приучают смотреть на жизнь прагматически. Духовный мир родителей и детей, как правило, обеднен. Такой вариант модели воспитания может сформироваться и при чрезмерной увлеченности родителей собой, своей работой или собственными отношениями. Внимание в семье уделяется в большей степени материальному благополучию. Родители заставляют своих детей хорошо учиться с единственной целью - чтобы поступить в вуз, получить диплом и знания о том, где и как возможно максимально обогащаться. Духовный мир родителей и детей омрачен корыстью и выгодой, дети не умеют жертвовать собой и своими принципами. В семье интересы детей родители стараются не учитывать, поощряют выгодную инициативность. Детей с детства учат лицемерию, делению общества на богатых и бедных. Родители воспитывают и учат своих детей «покланяться золотому тельцу» из-за этого дети рано взрослеют, хотя это нельзя назвать социализацией в полном смысле слова. В таких семьях отношения детей с родителями начинают приобретать материально-выгодную основу. Часто повзрослевшие дети начинают употреблять наркотики, спиртное, вести всё дозволенный образ жизни, порой граничащий с криминальным образом жизни и даже сливающейся с ним: часто для достижения своих целей, выросшие в материально-ориентированных семьях дети, прибегают к физической расправе над оппонентами для достижения своих целей, а высокое материальное положение дает возможность избегать наказания. Суть в том, что высокие помыслы родителей в этом случае зачастую разбиваются о низкую педагогическую культуру осуществления. Мечтая и надеясь предостеречь детей от опасностей, осчастливить их, обеспечить будущее, родители фактически обрекают своих питомцев на неправомерные ограничения и даже страдания. Еще такие дети зачастую относятся к педагогу с высока, не уважают их мнение, возраст. Приведу пример воспитания в такой семье из рассказанной мне ситуации одной воспитательницы детского садика (старшая подготовительная группа). Стаж у этой воспитательницы очень большой. Она заслуженный почетный педагог России), имеет множество грамот, дипломов. Однажды в ее группу привели новенькую девочку. Эта девочка из достаточной семьи, выращена избалованным ребенком, не уважавшая старших. И вот в один из дней все дети вместе с этой девочкой сидели на плановых занятиях, делали аппликации. Эта девочка подошла к воспитателю и сказала я не хочу делать аппликацию почитайте мне сказку. Воспитатель тактично объяснила девочке, что сейчас у нас занятия, позже почитаем. Девочка тут же устроила истерику, что она хочет сказку и при этом сказала « вот сейчас придет моя мам она вам устроит, а если папа вообще ….», развернулась и отошла. Воспитатель, что бы свести ситуацию на нет, так как на нее смотрела еще целая группа детей, просто ответила « хорошо придет твоя мам и нахлопает мне по попе» улыбнулась и продолжила занятия. Девочка успокоилась, села, но дождавшись маму она ей все рассказала. Мама девочки естественно пошла к воспитателю прояснить эту ситуацию. Девочка же до последнего присутствовала при разговоре, что бы удовлетвориться как мама наказывает воспитателя. Поэтому очень тяжело в такой ситуации выйти решения и понимания с обоих сторон.


Враждебные семьи. В таких семьях детям живется плохо, они сталкиваются с неуважением к ним, недоверием, контролированием их действий, частые наказания. Дети растут скрытными, недружелюбными, плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками, не любят школу, могут уходить из семьи. Механизм отношений здесь такой. Поведение, увлечения жизненные стремления детей вызывают в семье раздражения и конфликты, родители, имея свой авторитет, воспитывают детей людьми подобными себе. Такого рода ситуации обычно связаны с возрастными особенностями детей, когда они еще не могут оценить опыта родителей, их усилий на благо семьи. Справедливые огорчения родителей вызывают односторонние увлечения детей во вред учебе, основным занятиям, а в некоторых случаях - с аморальными поступками.

Важно, чтобы родители в таких ситуациях стремились разобраться в мотивах поведения детей, проявляли достаточное уважение к их доводам и аргументам. Ведь дети, будучи неправы, искренне убеждены, что правы именно они, что родители не хотят или не способны их понять. При всей правоте родителей им полезно знать, что существуют психологические барьеры общения: недостаточное знание общающимися друг друга, неприемлемые навыки общения, взаимного восприятия, различие характеров, противоборствующих желаний, отрицательные эмоции. Часто враждебность родители проявляют к своим детям, потому что сами были так воспитаны. И сами того не подозревая переносят свою детскую ситуацию на своих детей. Родителям кажется, что так правильно воспитывать, но грубость и агрессия – это не признак хорошего воспитания. Малейшая провинность, шалость ребенка кажется им как очень большой проступок или что в будущем ребенок вырастит разболтанным, неуправляемым, что любую вещь нужно не просто получить, а заработать. По - этому во многих случаях дети вырастают агрессивными, неуравновешенными детьми. С такими детьми сложно работать учителям.

Антисоциальные семьи. Это скорее не семьи, а временное пристанище для детей, которых здесь не ждут, не любят и не приемлют. Родители в этих семьях, как правило, ведут аморальный образ жизни. Влияние таких родителей на детей может быть только крайне негативным.  Как показывает опыт, родители ведут низкий духовный и нравственно низкий образ жизни. В таких семьях жизнь соединена с частыми конфликтами, угрозами друг другу и детям, родители пьянствуют, сквернословят, дерутся, воруют. Влияние таких семей крайне негативное, в 30% случаев ведет детей к антиобщественным поступкам, к очень плохому обучению. В некоторых вопиющих случаях дети из таких семей берутся под опеку государства.


В таких антисоциальных семьях происходит ужасное «воспитание». Родители своим поведением, показывают и подают детям дурные примеры, конфликтную позицию, дети воспринимают все в штыки. Конфликтное поведение может вызываться личными недостатками родителей, не имеющими или не считающими нужным подавлять их в себе, в своих внутрисемейных отношениях друг с другом и с детьми. Если родители находят удовольствие в пьяных посиделках, половом и групповом сожительстве с собутыльниками, то дети в таких семьях вырастают психически травмированными. Это проявляется в нервозности, вспыльчивости, нетерпимости к иному мнению, тем самым напрямую имеет отрицательное влияние на обучение младших школьников. Болезненные конфликты также возникают из-за отсутствия эмоциональной чувствительности родителей. Дети всех возрастов особенно ранимы в минуты тонких эмоциональных переживаний, душевного подъема, возвышенных устремлений, непонятных взрослым, здесь должна работать тонкая эмоциональная чувствительность, которая весьма часто атрофируется у уже взрослых родителей. Непонимание и непринятие таких переживаний взрослыми ведет к обоюдному отчуждению. Обе стороны утрачивают способность слушать и понимать друг друга. В итоге это приводит к тому, что ребенок совсем перестает посещать школу, попадает в дурные компании, и катиться по наклонной вниз. Такого ребенка тяжело поставить на ноги чужим людям, он не воспринимает нравоучений со стороны старших, он озлоблен на весь мир во круг него. Здесь важно вовремя педагогу распознать проблему и передать на рассмотрение в другие инстанции, что бы ни было совсем поздно.

Вывод. Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. Семьи как мы видим очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Все семьи разные, как мы рассмотрели ранее. И поэтому многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации. Взаимодействие педагогов и семьи - целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Основой сотрудничества школы и семьи является общая цель создания благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей.


4. Типы и стили семейного воспитания.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников.

Семейное воспитание – это разносторонняя и сложная система. На него влияют наследственность и природное здоровье детей и родителей, социальное положение, уклад жизни, количество членов в семье, место проживания, материальное обеспечение, отношение к ребенку. И в каждом конкретном случае все это органично переплетается и проявляется по –разному.(10)

Содержание семейного воспитания охватывает все направления: умственное, физическое, трудовое, эстетическое, экономическое и др.

Центральное место в семейном воспитании занимает нравственное воспитания. В первую очередь это воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание, честность, трудолюбие, милосердие к людям. Ребенок воспитанный на таких качествах легче адаптируется к школьному процессу, одноклассникам, первому учителю. С таким учеником учителю проще организовать учебный процесс. Его легче вовлечь вне школьные мероприятия. Учитель будет вкладывать знания в ученика и получать результаты.

Под типом семейного воспитания психологи и педагоги подразумевают определенные воздействия родителей на детей, которые в наибольшей степени оказывают влияние на психическое развитие ребенка и развитие его личности: отношение родителей к ребенку, характер контроля за его действиями, способ предъявления требований, формы поощрения и наказания.

Правильное педагогическое руководство семейным воспитанием возможно при условии целостного подхода к воспитанию, направленное воздействие усилий разным направлениям воспитания - умственного, нравственного, эстетического, физического. От правильного семейного воспитания прямым образом зависит успешное обучение младших школьников, их мотивационные стремления, а также полученная «семейная закалка» работать и развиваться в своем разностороннем обучение.

Эта сложная и ответственная работа учитывает проблемы, выдвигаемые перед современным обществом жизненными потребностями. Некоторые из них можно описать следующим образом:

1) малочисленность семьи и воспитание в ней одного ребенка,

2) проживание молодых супругов с их родителями,

3) отсутствие достаточного влияния на детей в неполных семьях, недостаток родительского общения с детьми,