Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ (Эволюция прямого налогообложения в РФ. Прямые налоги и перспективы их совершенствования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Настоящие налоги предусматривают вероятные итоги деятельности налогоплательщика. Так, налог на игорный бизнес введен с что же целью, что и налог на вмененный доход, вследствие того ,что важная доля прибылей игорного бизнеса не предъявляется к налогообложению, не предусматривается при расчете налога на прибыль. В следствие этого законодатель установил налог в твердом размере на любой игровой стол, игровую машину, кассу тотализатора или же букмекерской конторы.

Впрочем в случае если налог на вмененный заработок нацелен на учет ряда моментов, значительных для определения вероятного дохода, то налог на игорный бизнес взимается по ставке, единой для всех игорных заведений, находящихся на территории субъекта РФ.

Группу прямых реальных налогов образуют транспортный, земельный налоги, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, единый налог на вмененный доход, налог на игорный бизнес. В группу прямых личных налогов включают налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на наследование или дарение.

Российская система прямого налогообложения формировалась, развивалась и видоизменялась практически всякий раз под действием перемен в политическом устройстве страны, а еще под воздействием социального становления и исторических событий.

Обьединение древнерусского государства началось только с конца IX века. Ведущей формой налогообложения были поборы в княжескую казну, которые именовались дань. Сначала она носила нерегулярный характер и имела вид контрибуции с завоеванных народов, а вслед за тем трансформировалась в регулярный прямой налог. Платили ее мехом, монетами, продуктами питания, изделиями ремесла. Единицей обложения данью выступал «дым», определявшийся численностью труб и печей в любом доме. Дань взималась 2-мя методами: для начала, повозом — когда она привозилась в Киев; во-2-х, полюдьем — когда князья лично собирали ее.

Не считая дани на Руси было еще и поземельное обложение. Обычно поземельный налог обязан всякий раз падать на чистый заработок с земли. Впрочем методы определения дохода с земли в различное время и во всевозможных государствах были многообразны. Самый древний метод состоял в измерении земли и обложении ее по количеству; на Руси же обложение выполнялось по сохам или же плугам. Но уже на достаточно ранней поре цивилизации по причине несправедливости обложения земли по ее численности данный метод изменяют: земли делят по их плодородию. Так, в Древней Руси различалась «соха доброй» и «соха худой» земли. Иным древним методом, ещё более распространенным и длительное время державшимся, была десятина, т.е. взимание налога в объеме 1/10 валового дохода с земли.


В XIII веке впоследствии монголо-татарского нашествия и покорения Руси Золотой Ордой дань стала выступать формой эксплуатации российского народа. Единицей обложения данью в городках был двор, в сельской территории — хозяйство. Известно 14 видов «ордынских тягостей», ведущей среди них был «выход», взимавшийся с всякой души мужского пола и с головы скота.

Взимание прямых налогов в казну Руси делается уже невыполнимым. Ключевым источником внутренних прибылей стали пошлины, тем более торговые.

В конце 1 четверти XIV века бунты российских населенных пунктов и политическое обьединение Руси вокруг Столицы создали оптимальные обстоятельства для свержения монголо-татарского ига. Уплата «выхода» была прекращена Иваном III, впоследствии чего стартовало создание налоговой системы Руси, включающей 1-ые отечественные косвенные и прямые налоги.

В качестве головного прямого налога выступал продуктовый налог с крестьян и посадских людей. Не считая дани, источником дохода казны великого князя были оброки. На оброк отдавались пашни, сенокосы, леса, речки, мельницы, огороды. Особенное значение для развития юного Московского государства стали иметь мотивированные налоговые сборы. Но основную позицию в налоговой системе продолжали занимать акцизы и пошлины, ключевыми из них были таможенные и винные.

В царствование Ивана III были заложены 1-ые основы налоговой отчетности. Так, к данному времени относится вступление первой налоговой декларации — сошного письма. Площадь земляных участков переводилась в относительные податные единицы «сохи», на основании которых производилось взимание прямых налогов.

С помощью сбора налогов, Ивану Грозному удалось увеличить доход страны. Был введен дифференцированный подход: налог находился в зависимости от обилия или же недостатков в угодьях. Почти все натуральные повинности в это время были изменены валютным оброком. Не считая прямых податей и оброка, при Иване Грозном обширно практиковались целевые налоги. Ключевыми косвенными налогами оставались пошлины: торговые, питейные, судебные, банные и др.

Во время царствования Алексея Михайловича (1629—1676 гг.) экономическая система РФ была частично упорядочена путем создания в 1655 г. счетной палаты. Прямые налоги составляли 44% всех прибылей, косвенные — 53,3%, чрезвычайные сборы имели 2,7%. Были повышены прямые налоги, введен налог на имущество.

В эру Петра I (1672—1725 гг.) были проведены крупномасштабные переустройства. Петр пробовал укрепить экономическое состояние РФ, и к уже привычным видам налогов добавлялись все новые и новые: подушный налог на все мужское население, составлявший 50% доходов бюджета; гербовый сбор; подушный сбор с извозчиков; налоги с постоялых дворов; печей; налог на бород и другие.


Этап правления Екатерины I (1725—1730 гг.) счиатется периодом ослаблением налогового гнета: были снижены подушные подати, введена система рассрочек по уплате штрафов. Правление Анны Иоанновны (1730—1740 гг.) характеризуется немалыми налоговыми реформами: на армию были возложены обязанности по сбору подушной подати, рекрутская повинность была заменена денежной повинностью, поменялась система сбора горной подати.

Налоговая система стала снова модернизироваться только в период правления Екатерины II (1762—1796 гг.): были отложены почти все откупа и монополии. В 1775 г. Екатерина II начались кардинальные изменения в налогообложение купечества. Она ввела гильдейский сбор,а так же освободила от подушной подати всех купцов.

В России на этом этапе прямые налоги в бюджете играли второстепенную роль по сопоставлению с налогами косвенными. Так, подушной подати в 1763 г. собиралось 5667 тыс. руб., или же 34,3% всех доходов, а в 1796 г. уже — 24 721 тыс. руб., или же 36% от прибыли. Косвенные налоги выделяли 42% в 1764 г. и 43% — в 1796 г. Практически половину данной суммы навевали питейные налоги[9].

В следствие войны с Наполеоном, бютжет страны сводился с большим недостатком: расходы в 2 раза превосходили доходы, в следствие этого выросли акцизы, подушная подать. Заработок помещиков с их территорий обложили подоходным прогрессивным налогом. Возросли питейные сборы. Были повышены гильдейские налоги с негоциантов. Увеличился гербовый сбор.

Александр II (1855—1881 гг.) отменил в 1861 г. крепостное право, собственно что повлекло за собой перемены в налоговой системе. Главным налогом раньше выступала подушная подать, которая с 1863 г. стала заменяться налогом с городских строений. Впрочем абсолютная отмена подушной подати стартовала с 1883 г., уже в этап правления Александра III (1881—1892 гг.). При нем вторым по значению налогом выступал оброк — оплата казенных крестьян за использование территорий. Особенную роль начали играть специальные налоги: сборы за проезд по шоссейным дорогам, налог на доход с ценных бумаг, квартирный налог, паспортный сбор, налог на страховой пожарный полис, сбор с ж/д грузов, перевозимых с большой скоростью, и т.д. В данный же этап начала развиваться система регионального и районного налогообложения в виде земских (местных) налогов, которые взимались с земли, фабрик, заводов и торговых заведений. Как раз во 2 половине XIX века наибольшее значение приобрели прямые налоги.

Развитие прямого налогообложения России продлилось вплоть до революционных действий 1917 г. В конце XIX века, в 1898 г., Николай II ввел промысловый налог, который сыграл огромную роль в экономике страны. Огромный смысл приобрел налог с недвижимого имущества, впоследствии увеличения ставки до 10%.


Благодаря работе министра финансов С.Ю. Витте, акцизы стали гарантировать больше 60% всех государственных доходов, а прямые в пределах 40%. Впрочем конструктивные налоговые переустройства в 1903—1913 гг. заключались в установлении налога с оборота, внедрении прогрессивности в подоходном налоге и высвобождения малоимущих от налогового бремени предоставленного налога, повышении налоговой базы по имущественным налогам за счет переоценки неподвижного имущества, увеличении акцизов на спиртные напитки и др.

Вследствие революции в ноябре 1917 г. декретом Совета народныхкомиссаров (СНК) о взимании прямых налогов был введен налог на прирост доходов торговых и промышленных компаний и прибылей от собственных промыслов. Позднее декретом СНК от 14 августа 1918 г. был введен единовременный сбор на обеспечивание семей красноармейцев, взимаемый с хозяев частных торговых компаний, имеющих наемных сотрудников. Еще был введен единовременный чрезмерный десятимиллиардный новаторский налог на городскую буржуазию и кулачество.

Ключевой специфичностью лет НЭПа было возвращение к превалированию натуральных налогов, таких, как продовольственный налог, единый натуральный налог на продукты сельского хозяйства и др. Среди прямых налогов отличались аграрный, промысловый, подоходно-имущественный, носивший передовой характер (по мере наращивания денежных средств и имущества ставка налога увеличивалась). К 1925—1926 гг. прямые налоги обеспечивали 82% всех налоговых поступлений в бютжет. К началу 1930-х гг. в СССР сформировалась трудная и массивная налоговая система — действовало 86 видов платежей налогового характера

В 1930—1932 гг. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа, в итоге которой система акцизов была всецело упразднена, а все налоговые платежи компаний (около 60) были упразднены и изменены 2-мя платежами — налогом с оборота и отчислениями от прибыли. Большее количество налогов с населения было так же отменено. Нужно заметить, что налоги с населения уже не играли такой роли для бютжета, так как вся выгода промышленных и торговых компаний, за исключением нормативных отчислений на составление фондов, изымалась в пользу государства. В следствие начала войны ввели военный налог, налог на холостяков, одиноких и малосемейных людей, впрочем главным налоговым платежом остается налог с оборота — акциз на продукты народного употребления. В 1954 г. поступления от него составили 41% доходной части бютжета. В мае 1960г. упразднили налог с заработной платы трудящихся и служащих. К середине 1980-х гг. больше 90% госбюджета СССР формировалось за счет поступлений от компаний народного хозяйства. Налоги с населения составляли всего 7—8% всех поступлений бютжета.


На этом рубеже, система налогообложения была заменена административными (неналоговыми) способами изъятия прибыли компаний и централизованным перераспределением денежных ресурсов, этим образом, подрывались финансовые стимулы становления производства, а стимулирующая функция налогов понемногу атрофировалась вообще.

Перестройка, начавшаяся в середине 1980-х гг., беспристрастно привела к возрождению российского налогообложения. Уже в конце 1980-х гг. были предприняты меры по увеличению налоговой ставки на доходы кооперативов. 14 июля 1990 г. принимается Закон СССР «О налогах с компаний, объединений и организаций». Сообразно данному закону уточняются общесоюзные налоги, а именно: налог на прибыль; налог с оборота; налог на вывоз и импорт; налог на фонд оплаты труда колхозников; налог на прирост средств, направляемых на потребление; налог на прибыли и др.

Впоследствии развала СССР и становления России как автономного государства в августе 1991 г. была совершена широкомасштабная комплексная налоговая реформа. В декабре 1991 были подготовлены и приняты: основной налоговый Закон «Об основах налоговой системы в РФ» и весь пакет законодательных актов — по налогу на добавленную стоимость, подоходном налоге , акцизах и т.д.

Середину 1990-х гг. В.Г. Пансков охарактеризовывает как этап неустойчивого налогообложения, когда «правила игры» в налоговой сфере изменялись буквально каждый год, а то и некоторое количество раз в течение года.[10]

Потребуется масштабное, подчиненное единой логике реформирование налоговой системы, собственно что и было выполнено с принятием Налогового кодекса (НК). В целом, не обращая внимания на каждый день вносимые исправления в НК, можно признать, что ведущий период реформирования налоговой системы РФ в настоящее время близок к окончанию, в итоге которого сформирована принципиально новая законодательная основа, регламентированы все налоги и сборы, сформирована система налогового администрирования. Главная задача последующего улучшения налоговой системы, а как раз прямого налогообложения, РФ обязана заключаться в увеличении производительности ее функционирования.

ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВ ВЗИМАЕМЫХ В РФ