Файл: Психологические способы воздействия в процессе общения (Роль внушения как способа психологического воздействия в проведении «Чудовищного эксперимента»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вместе с тем исследователи практически все едины во мнении, что психологическое воздействие есть процесс и результат целенаправленного, заранее запланированного преобразования, изменения разного рода психологических характеристик.

В. Н. Куликов рассматривает психологическое воздействие как осуществляемое с помощью речи и неречевых средств воздействие одной личности или группы на другую личность или группу, которое исходит из определенных мотивов и преследует определенную цель. Психологическое воздействие представляет собой психическую активность одного субъекта, направленную на психику другого субъекта. В качестве предмета изменений выступают психические явления (взгляды, мнения, отношения или установки) [4]. Однако у А. В. Манойло в качестве такового выступает изменение эмоциональных состояний субъекта. Он рассматривает психологическое воздействие как влияние на отдельных индивидов и на группы, осуществляемое с целью изменения идеологических и психологических структур их сознания и подсознания, стимулирования определенных типов поведения с использованием различных способов явного и скрытого психологического принуждения [8].

У Т. С. Кабаченко – это психологические регуляторы внутренней и внешней активности человека, у А. Н. Леонтьева– мотивы деятельности, у Ф. Зимбардо и М. Ляйппе – поведение человека, его чувств и мыслей и др [14].

Для более детального рассмотрения сущностных характеристик психологического воздействия способствуют представления о структуре и механизмах речевого воздействия, которые заложены в отечественной психолингвистике, т.к. теоретическая предпосылка большинства исследований речевого воздействия заложена в идее о подчиненности речи той деятельности, в структуре и ради целей которой она развертывается [11]. В дальнейшем деятельностное учение речевого общения было развито на базе общепсихологической теории деятельности A. H. Леонтьева и задействовано в теории речевой деятельности в рамках отечественной психолингвистической школы.

В психолингвистике рассматривают понимание речевого воздействия в узком и широком смысле. В первом случае оно соответствует любым вариантам речевого общения, при условии, что они рассматриваются через призму его целевой направленности и обусловленности. Это соответствует варианту речевого общения, описанного с позиции одного из участников коммуникативного акта, когда он рассматривает себя в качестве субъекта воздействия. Примером речевого воздействия, в узком смысле понимания данного термина, можно рассматривать воздействие, осуществляемое при управлении поведением собеседника. Относительно данного случая Е. Ф. Тарасов говорит о речевом воздействии не только как о средстве изменения поведения, но и как о способе сохранения прежних характеристик поведения, стилей общения и т.д. [5]. Как вид общения, речевое воздействие рассматривается также в определении Г. Г. Матвеевой, где речевое воздействие определяется как речевое влияние на личность и поведение человека с целью его формирования и регулирования его поведения» [14].


Также предметом психолингвистических исследований является речевое воздействие в широком смысле. Под ним понимается речевое общение в системе массовой коммуникации, когда в качестве аудитории выступает большая группа, масса или толпа. Такое речевое воздействие A. A. Леонтьев определяет как различные формы социально ориентированного общения [5]. Именно в таком ракурсе Ю. А. Шерковин дает определение воздействия относительно массовой коммуникации, считая, что оно сводится к побуждению индивидов к определенной деятельности, ориентированной относительно разделяемых данных обществом ценностей, и к определенному поведению, осуществляемому в пределах выработанных этим обществом норм [14].

Таким образом воздействие психологическим в том случае, когда оно имеет относительно адресата внешнее происхождение и способствует изменению психологических регуляторов конкретной активности человека. При этом активность может носить ориентированную направленность как внешнюю, так и внутреннюю.

Итоговым или промежуточным результатом изменения этого может быть смена степени выраженности, вектора приложения, уровня значимости для субъекта разнопрофильных проявлений активности. Таким образом, психологическое воздействие может быть представлено и как процесс, приводящий к изменению психологического каркаса конкретной активности, и как результат этого процесса, и как одновременное проявление двух сторон одного процесса. Использованные нами признаки, определяющие понятие «психологическое воздействие», с одной стороны, представляются достаточно общими, но с другой – позволяют отграничить это явление от других, внешне сходных с ним явлений. Вероятнее всего, в качестве основного отграничивающего момента может выступать сам факт происходящих изменений регуляторов активности на фоне отражения субъектом внешнего психологического воздействия [13].

Как отмечают К. А. Краснова и П. В. Агапов, разработка проблем психологического воздействия обусловлена тем, что в психологической науке раскрываются конкретные механизмы, способы и методы управления как психическими, так и социальными явлениями. В качестве научной проблемы категория «психологическое воздействие» содержит в себе актуальные проблемы психологии, начиная от вопросов о сущности, структуре и механизмах функционирования психики человека и заканчивая общеметодологическими и мировоззренческими проблемами. Данная категория объединяет в себе наиболее важные абстракции психологической науки: «личность», «деятельность», «общение». Личность человека при взаимодействии с другими реализуется в качестве «объекта» или «субъекта» психологического воздействия посредством процессов деятельности, общения, поведения и т.д.


Таким образом психологическое воздействие выступает результатом различных видов человеческой активности и выражает психологическую эффективность и результативность этих процессов, характеризуя их потенциал (личностно преобразующий, воспитывающий, развивающий).

Психологическое воздействие несет существенную функциональную нагрузку. Так, Ю. А. Шерковин и Б. Д. Парыгин выделяют следующие функции психологического воздействия:

  • управленческую (направленную на формирование определенных установок и процессов);
  • воспитательную (направлена на формирование и принятие общественных норм);
  • психотерапевтическую (направлена на поддержание психического состояния личности);
  • пропагандистскую (направлена на формирование убеждений, взглядов, стереотипов).

Психологическое воздействие как сложный процесс целенаправленного преобразования, изменения различных психологических характеристик представлен большим количеством видов.

В качестве основы для создания классификации психологического воздействия некоторые исследователи выделяют следующие признаки:

  • контактность воздействия (контактное, дистантное);
  • произвольность воздействия (намеренное и ненамеренное);
  • открытость воздействия (открытое, скрытое);
  • время воздействия (краткосрочное и долгосрочное);
  • на какой тип реакции направленно воздействие;
  • форма реализации (воздействие, реализованное в устной или письменной формах речевой деятельности).

Так, Г. А. Ковалев определяет ряд видов психологического воздействия, которые тесно взаимосвязаны между собой. К ним относятся следующие:

  • экологические (осуществление связи человека с факторами естественной и искусственной природной среды);
  • социальные (характеризуются принадлежностью личности к общественной системе, а также ее проникновением во взаимосвязи с другими людьми через построение процессов непосредственной или опосредованной коммуникации);
  • культурологические (характеризуют исторически выработанные формы, методы и средства материального и духовного производства как основу существования и развития общества);
  • аутовоздействия (взаимосвязаны с потенциальными возможностями личности как автономной системы) [14].

Центральной фигурой любой формы психологического воздействия является его субъект, от которого во многом зависит эффективность воздействия. Субъектом может быть отдельный человек или группа людей.


В работах М. М. Бехтера, А. Г. Ковалева, В. Н. Колбановского указывается, что группа людей, как правило, является обладателем большей силой воздействия, чем отдельный индивид.

Принцип активного использования группы как форма психологического воздействия с целью решения психологических и психотерапевтических задач является одним из основных в тренинговой практике.

Помимо субъекта, всегда различают и объект воздействия. Он также может быть индивидуальным или групповым. Если для личности объектом воздействия являются ее особенности, то для группы этими особенностями будут выступать групповое сознание и ряд групповых психологических процессов.

Мишенями воздействия могут выступать:

  • психические процессы,
  • психические явления.
  • психические состояния,
  • когнитивная сфера личности,
  • аффективная сфера личности,
  • поведенческая сфера личности,
  • личность в целом.

Таким образом, психологическое воздействие, как отмечает А. А. Сергеев, выступает одним из ряда механизмов образования и функционирования разнообразных социально-психологических феноменов: общественного настроения и мнения, социально-психологической атмосферы в группе, макиавеллизма, зарождаемости и циркуляции слухов, ритуалов и т. д

1.3. Характеристика способов психологического воздействия
в процессе общения

В группу психологических способов воздействия на людей относятся внушение, подражание, психическое заражение и т.д.. Это способы, которые действуют прежде всего на бессознательное. Существует еще такой важный способ воздействия, как убеждение. В отличие от предыдущих, его используют тогда, когда хотят повлиять на сознание человека. Если действие трех первых механизмов связана преимущественно с некритическим отношением людей к информации, поведения, эмоций тех, кто действует на них, то убеждение предполагает логическое мышление, критический анализ этих сигналов.

Убеждение ‑ это способ воздействия, когда человек обращается к сознанию, чувствам и опыта другого человека с тем, чтобы сформировать у него новые установки. Убеждение влияет не только на разум, но и на чувства, если обращение к другим сопровождается эмоциями.


Итак, убеждение ‑ это такое воздействие одного человека на другого или на группу людей, действующего на рациональное и эмоциональное в их единстве, формирует новые взгляды, отношения, которые отвечают требованиям общества.

Искусство убеждать заключается как в том, чтобы быть приятным, так и в том, чтобы логически обосновывать свою позицию и переводить из мышления в речь. Например, убеждение, основанное на законах логики и направлено к разуму человека, которого хочет убедить. Однако если человек не хочет, чтобы его убедили, тут не помогут ни логика, ни аргументация. Нельзя также достичь желаемого результата, если тот, кто убеждает, ведет себя высокомерно, стремится самоутвердиться, дойти до финала «победа – поражение».

А потому, чтобы убедить другого, сначала следует добиться того, чтобы человек захотел выслушать внимательно и осмысленно предложенные ей доказательства. Для этого надо выделить то общее, что объединяет людей, и установить психологический контакт. Затем целесообразно вместе анализировать все аргументы обоих собеседников и прийти к общему выводу, согласия. Тогда убеждающего воздействия на человека не будет навязанным, а отвечать ее мыслям, взглядам, чувствам.

Следующий способ – внушение, подразумевающий под собой воздействие одного человека па другого или на группу людей, предусматривающий некритическое восприятие высказанных мнений и свобод. В нашей стране значение внушения долго недооценивалось. Его называли буржуазным средством воздействия на людей. На самом же деле, внушение занимает очень важное место в нашей жизни, оно является механизмом, позволяющим повлиять па бессознательное: установки, эмоциональные реакции, ожидания и т.п.. Во время внушения согласие не достигается, но обеспечивается принятие информации, содержащее готовый вывод.

Внушение может быть преднамеренным, т.е. целенаправленное и сознательно организованное психологическое воздействие, когда суггестор (т.е. тот, кто пользуется этим способом) знает, кому и что он хочет внушить и соответственно этому подбирает приемы и методы воздействия. Желательно, чтобы суггестор был человеком авторитетным, т.к. в таком случае уровень доверия к нему будет выше.

Выделяют также внушение непреднамеренное, когда суггестор не ставит перед собой специальной цели, однако своими словами и действиями внушает другом именно то состояние, которое бы побуждал того до соответствующего действия.

По содержанию воздействия и конечным результатам внушения бывают положительными и отрицательными, этическими и неэтичными; по средствам воздействия ‑ прямыми и косвенными. При прямом внушении суггестор призывает к определенному действию. Оно передается как приказ, указание, распоряжение и запрет (например: «Всем быть завтра в 9 часов на работе», «Этот блок включать не будем» и др.). При косвенном внушении суггестор не говорит прямо о своей цели, но выражает свое отношение к предмету. Косвенное внушение, рассчитанное на некритическое восприятие информации, для этого использует не приказы, а повествовательные формы. Цель достигается за счет вызываемых сильных эмоциональных реакций. Основными формами внушения являются намек, одобрение, осуждение (например: «Наши соседи сделали такой замечательный ремонт» или «А наш начальник каждый день желает нам хорошего дня» и т.д.).