Файл: Психологические способы воздействия в процессе общения (Роль внушения как способа психологического воздействия в проведении «Чудовищного эксперимента»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, каждый из способов психологического воздействия (внушение в частности) может оказывать на человека как положительное, так и отрицательное влияние. В данном случае необходимо исходить из личностных особенностей собеседника, контекста разговора и значения сказанных слов.

Заключение

Проблема внушения в структуре психологического воздействия играет важную роль. Прежде всего, это зависит от особенностей внушаемости человека. Так, в качестве основных факторов внушаемости выделяются такие, как возраст (как и было указано ранее, что больше всего внушению поддаются дети и люди преклонного возраста), степень утомленности, физической слабости объекта внушения, авторитет человека, который осуществляет внушение, характеристики личности объекта внушения, а именно степень ее самостоятельности, жизненной позиции, интересов, потребностей.

Ни маловажным условием достижения эффективности внушения выступает авторитет внушающего. В свою очередь, степень внушаемости зависит от особенностей самой личности, являющейся объектом воздействия. В приведенном в качестве примера эксперименте, в качестве такой единицы был представлен взрослый человек, который, в связи с особенностями личности детей, выступал для детей в роли значимого взрослого, слова которого воспринимались им «на веру». Поэтому данный эксперимент по итогу имел представленные результаты.

На мой взгляд, данный эксперимент хоть и является в некоторой степени результативным, его можно было бы провести таким образом, чтобы не оказывать усиленное влияние на речь ребенка посредством унижений. Возможно, экспериментаторами не был учтен тот факт, что это скажется не только на речи ребенка, но и на его самооценке. Если уж и проведен был эксперимент, то по итогу необходимо было организовать для тех детей, подвергшихся со стороны эксперимента негативу, коррекционную работу. А ее, как показывают источники, не было. Поэтому и неизвестно, как сложилась судьба данных детей и кому из испытуемых была выплачена моральная компенсация правительством. На мой взгляд, данный эксперимент можно было организовать таким образом, чтобы было возможным исключить негативное давление на детей. Ведь как показали результаты эксперимента, при положительной стимуляции у детей с дефектами речи наблюдались положительные сдвиги. Можно, на мой взгляд, было бы организовать исключительно данного рода экспериментальную группу.


Исследование, которое приведено мной в качестве примера, на мой взгляд, является актуальным. Во-первых, потому, что механизм внушения хоть и изучен многими исследователями, однако он имеет свою особенность и специфику. Также данным механизмом и в повседневной жизни в процессе общения пользуются многие люди. При грамотном использовании данного способа психологического воздействия можно построить процесс разговора в нужное и выгодное для обеих сторон русло. Во-вторых, данный эксперимент является актуальным в связи с тем, что в последнее время наблюдается рост речевых дефектов среди детей. Результаты данного исследования можно активно использовать при организации коррекционной работы с такими детьми, но с осторожностью, убрав при этом негативное проявление данного эксперимента.

Список использованных источников

  1. Бодалев, А. А. Психология общения / А. А. Бодалев. – М.: Воронеж: НПО МОДЭК, 2012. – 564 с.
  2. Зимбардо, Ф. Социальное влияние / Ф. Зимбардо, М. Ляйппе. – СПб.: Питер, 2000. – 448 с.
  3. Зобков, В. А. Личность и деятельность в теории отношения В. Н. Мясищева / В. А. Зобков // Психологический журнал. – 2013. – № 4. – С. 16-22.
  4. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2013. – 576 с.
  5. Леонтьев, А. А. Прикладная психолингвистика речевого общения и массовой коммуникации / А. А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2011. – 290 с.
  6. Леонтьев, Д. А. Место понятия «общение» в психологической теории деятельности / Д. А. Леонтьев // Вопросы психологии. – 2013. – № 3. – С. 67-80.
  7. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина. – М.: МОДЭК, 2011. – 384 с.
  8. Манойло, А. В. Государственная информационная политика в особых условиях / А. В. Манойло. – М. : МИФИ, 2003. – 388 с.
  9. Митрова, Н. О. Общение как социально-психологическая и коммуникационная категория / Н. О. Митрова, К. С. Мигаенко // Новые технологии. – 2010. – № 4. – С. 22.
  10. Мюнстерберг, Г. Основы психотехники. В 2 т. Т. 1 / Г. Мюнстерберг. – СПб.: П.Э.Т., 1996. – 352 с.
  11. Нестерова, О. Б. Структура личности коммуниканта и речевое воздействие в тексте интервью / О. Б. Нестерова // Вестник МГОУ, 2009. №3. – С. 30 35.
  12. Пашукова, Т. И. Теории общения в отечественных и зарубежных психологических исследованиях / Т. И. Пашукова // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2009. – № 1. – С. 38-52.
  13. Пую, Ю. В. Истоки и генезис феномена манипулирования / Ю. В. Пую // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – СПб.: Изд-во Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена, 2008. – № 11 (72). – С. 15–25.
  14. Сергеев, А. А. Предрасположенность к психологическому воздействию: теоретико-методологический аспект исследования феномена. Монография / А. А. Сергеев. – Волгоград: ВГУ, 2016. – 276 с.
  15. Смирнов, С. Д. Место понятия «общение» в психологической теории деятельности / С. Д. Смирнов // Вопросы психологии. – 2013. – № 3. – С. 81-91.
  16. Танасов, Г. Г. Проблема общения в отечественной психологии и в исследованиях психологов Кубанского государственного университета / Г. Г. Танасов // Человек. Общество. Управление.– 2011. – № 1.71. – С. 23.