Файл: Психологические способы воздействия в процессе общения (Роль внушения как способа психологического воздействия в проведении «Чудовищного эксперимента»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одним из видов внушения также является самовнушение. Это сознательное саморегулирование, внушение самому себе представлений, чувств, эмоций. В этом процессе человек сам создает модель состояния или действий и подчиняется ей. Модели самовнушения, по мнению В. Леви, вводятся в память, переходят из кратковременной памяти в долговременную, из сознания в подсознание и, наконец, автоматически, непроизвольно начинают влиять на самоощущение и поведение.

При психическом заражении процесс передачи эмоционального состояния осуществляется от одного индивида к другому на бессознательном уровне. Вследствие такого воздействия индивид быстро проникается психическим состоянием других людей. При этом многократно усиливается эмоциональное воздействие за счет его «отражение» многих людей. В таких ситуациях индивид бессознательно следует за другими, подражая их поведение.

Наибольшему влиянию психического заражения подвергаются люди в толпе. Это может быть совокупность индивидов, которые образуют многочисленную аморфную группу, члены которой одновременно взаимосвязанные каким общим и на время постоянным интересом. Они становятся некритичными, импульсивными. Чувство ответственности, которое, конечно, сдерживает отдельных индивидов в толпе исчезает. Люди начинают мыслить образами и готовы действовать под влиянием лозунгов, призывов признанных ими лидеров.

Психическое заражение может играть не только деструктивную, но и положительную роль. Чаще конструктивная действие заражения энтузиазмом наблюдается в профессиональной деятельности. В том случае, когда люди любят свое дело, то успехи одного заражают других, вызывая в них интерес, увлечение, а не зависть и плохое настроение. Люди своими словами, действиями могут так воздействовать на других, что те начинают проникаться чужими переживаниями как своими собственными, начинают плакать и смеяться, грустить и радоваться, возмущаться и сочувствовать.

Подражание ‑ особая форма поведения человека, заключающаяся в воспроизведении им действий других лиц. Причем важно подчеркнуть, что подражание может быть проявлением активности индивида, которая выступает следствием собственной инициативы или результатом влияния других людей, которые рассчитывают на это и стимулируют определенное поведение различными средствами. Итак, подражание может быть как бессознательным, так и сознательным, целеустремленным [14].

На практике внушение, убеждение, заражение, подражание редко употребляются в чистом виде. Зачастую они дополняют друг друга.


Заключение

Актуальность исследования феномена «психологическое воздействие» обусловлена тем, что каждый человек выступает в качестве, как субъекта, так и объекта различного рода воздействий, что в этой связи вызывает необходимость приобретения им знания, умения, навыков адекватного реагирования на эти воздействия для гармоничного взаимодействия с окружающим социумом.

В психологической науке принято выделять несколько способов психологического воздействия. Вот некоторые из них.

Психологическое влияние является процессом и результатом эффективного (успешного) психологического воздействия. Основными механизмами психологического воздействия являются: подражание, заражение, внушение, убеждение.

Заражение является самым древним способом влияния на людей, характеризующийся практически автоматикой, неосознанной передачей эмоционального состояния одного человека другому.

Подражание представляется воспроизводством одним человеком определенных образцов поведения другого человека или группы людей. Подражание отличается от заражения следованием какому-либо примеру (образцу). Используется в обучении ребенка, стимулирует его развитие.

Идентификация представляется отождествлением себя другому. Этот механизм дает возможность понять ценности, привычки, поведение и нормы иного человека.

Внушение (суггестия) понимается как воздействие на личность, приводящее либо к появлению у человека помимо его воли и сознания определенного состояния, чувства, отношения, либо к совершению человеком поступка, не следующего из принимаемых им норм и принципов деятельности.

Убеждение представляется социально-психологическим механизмом общения, строящимся на системе логических доказательств, ориентированных на критически настроенную личность.

Выбор того или иного способа воздействия в процессе общения зависит от целей, которые ставит перед собой человек, влияющий на другого.

Знание сущности и специфики психологического воздействия, а также их особенностей и способов позволит современном человеку не поддаваться на уловки других людей, общества, мира в целом, а также оставаться при этом целостной и гармоничной личностью.


ГЛАВА 2. Экспериментально-исследовательское эссе по проблеме исследования психологических воздействий в процессе общения

2.1. Методологические характеристики эксперимента

Одним из непредсказуемых способов психологического воздействия, на мой взгляд, выступает внушение. Дело в том, что посредством внушения необходимой информации другому человеку, результат может быть совершенно иным, чем предполагалось ранее, а также может иметь неизгладимые последствия. Именно такого рода воздействия на человека носят отрицательный, негуманный характер. Одним из примеров такого воздействия выступает эксперимент Уэнделла Джонсона, который в истории психологии называют «чудовищным».

Данный эксперимент был проведен в Университете Айовы (США) в 1939 году психологом Уэнделлом Джонсоном совместно с его аспиранткой Мэри Тюдор с целью выяснить, подвержены ли дети внушению со стороны взрослых и как это может отразиться на их речевом развитии.

Предметом исследования выступили речевые особенности детей. В качестве объекта исследования выступили 22 ребенка из детского дома в городе Давенпорт. Эксперимент длился на протяжении 6 месяцев.

В качестве гипотезы исследования У. Джонсон и его группы выдвинули следующее: несмотря на укоренение физиологических парадигм в области патологий речи (а именно заикания), можно предполагать, что у полностью здоровых детей можно спровоцировать развитие заикания посредством внушения.

2.2. Ход проведения эксперимента, основные результаты

В ходе проведения данного эксперимента всех детей из приюта разделили на две группы ‑ экспериментальную и контрольную. В первой группе было 11 детей (5 с заиканием и 6 с нормальным речевым развитием), которым говорили, что их речь нормальная и что они не испытывают проблем с речью, хвалили их за произношение. В другой группе детей, по соотношению и количеству совпадавших с первой группой, наоборот, убеждали, что они говорят неправильно, в их речи огромное количество всевозможных недостатков, и называли, ни много ни мало, этих детей жалкими заиками. Как отмечелось в отчетах, данным детям приходилось очень сложно, т.к. аспирантка Мэри Тюдор, не скупясь использовать самые сочные эпитеты, язвительно и кощунственно высмеивала даже самое малейшее отклонение в их речи.


Не удивительно, что у детей, которые со стороны взрослого человека подверглись словестному внушению и прилюдному унижению, в последующем проявлялись проблемы со вступлением в контакт, они проявляли огромное количество неадекватных или ранее отсутствовавших у них комплексов. Так, одним из данного рода проявлений было замедление речи, что дало основания Мэри Тюдор оскорблять детей, принадлежавших второй группе, жалкими заиками.

У тех детей, которые оказались в группе подвергающихся внушению и не имевших ранее проблем с речью, в результате проведения данного эксперимента сформировались явно наблюдаемые симптомы заикания, которые, как показали дальнейшие наблюдения исследователей, сохранились у них на протяжении всей последующей жизни.

Боясь испортить свою репутацию, университет Айовы держал данный эксперимент 39 года в секрете. Дело в том, что огласка данного эксперимента обязательно привлекла бы к себе внимание со стороны ряда ученых, что могло бы не в лучшую сторону сказаться на репутации Уэнделла Джонсона. Но, как говориться в поговорке, все тайное всегда становится явным. Результаты данного эксперимента были обнародованы в психологической науке, приписав таким образом данному эксперименту название «Чудовищный эксперимент». Как отмечают многие исследователи, идеи, которые вкладывались в методологию данного эксперимента, были заимствованы со стороны фашистской Германии, которые проводили подобного рода эксперименты над людьми и горький опыт Уэнделла Джонсона не смог их остановить.

С момента, когда был проведен данный эксперимент, прошло много лет и даже по прошествии такого периода времени он не оставил равнодушным ни одного человека. Так, с того момента, как в 2001 году подробности исследования в университете Айова описала одна из калифорнийских газет, данные результаты «Чудовищного эксперимента» вновь приобрели огласку. В 2003 году 6 человек, которые были участниками данного эксперимента, подали иск и потребовали материальной компенсации, т.к. в результате проведенных над ними экспериментов, их психика сильно пострадала и в результате они выиграли это дело в суде: всем выплатили по 900 тысяч долларов.

Таким образом, данный эксперимент еще раз подтверждает тот факт, что гуманность и отсутствие вреда для человека – одни из наиважнейших требований, выдвигаемых психологами-исследователями. Ведь ход организации и результаты эксперимента и могут быть яркими, красочными, но то влияние, те последствия, которые могут нести за собой данные предъявления, скажутся на испытуемом в огромной степени.


2.3. Роль внушения как способа психологического воздействия в проведении «Чудовищного эксперимента»

Внушение как один из способов психологического воздействия представляет собой процесс «навязывания» определенных установок. Оно носит целенаправленный и зачастую неаргументированный характер воздействия на отдельного человека или всю группу людей. Находясь под воздействием внушения, человеку сложно контролировать направленность воздействия на него. В данном случае, как отмечают психологи, проще внушить человеку то, к чему он предрасположен в силу своих особенностей, интересов, потребностей.

Как показывает психологическая практика, внушить что-то человеку можно вопреки его воле, при этом вызывая особые чувства и состояния, которые будут толкать его к совершению определенного поступка. При внушении происходит восприятие информации с готовыми выводами, а затем на ее основе формируются мотивы и установки определенного поведения. В ходе внушения интеллектуальная активность процесса сознания либо отсутствует, либо ослаблена.

Как показано в приведенном эксперименте, данный способ психологического воздействия имеет достаточно огромную и внушительную силу. Выбрав одну из самых уязвимых категорий людей, экспериментатор, скорее всего, не учитывал те последствия, которые могут обернуться по итогу. Однако при всем наличии отрицательных сторон данного эксперимента, можно отметить и положительную сторону. Так, как отмечают многие исследователи, истинные причины возникновения заикания не установлены по сей день. Однако автор эксперимента полагал, что его можно спровоцировать даже в отсутствие физиологических предпосылок. Пожалуй, с этой стороны Джонсону удалось внести вклад в психологическую науку. Коллеги из Университета Айовы сегодня называют наработки Джонсона и его аспирантки Тюдор наиболее исчерпывающим массивом данных о заикании.

Процесс внушения имеет огромную влиятельную силу в детском возрасте. Используя данный способ психологического воздействия в процессе общения необходимо быть осторожным. Неверно сказанное слово может быть воспринято ребенком как некая установка, которой необходимо придерживаться, либо как посыл, несущий для него негативный, порой даже оскорбительный с его точки зрения характер.