Файл: Функции налогового учета (Основные принципы, функции и методы налогового учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 1 января 2003 г. вступило в действие Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02, утв. Приказом Минфина РФ от 31. 12. 02 № 114 н).  Данное Положение установило правила формирования в бухгалтерском учете и отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль и отражению в учете различий между прибылью, рассчитанной в бухгалтерском учете, и налогооблагаемой прибылью, сформированной по правилам гл. 25 НК РФ. Применение данного Положения позволило в бухгалтерском учете отразить прибыль, принимаемую для целей налогообложения. Дальнейшие изменения налогового законодательства (Федеральный закон № 58-ФЗ от 06.06.05 и Федеральный закон №119-ФЗ от 22.07.05) направлены на сближение бухгалтерского и налогового учета.[21]

Впервые определение налогового учета дано в ст.313 НК РФ в отношении налога на прибыль. Однако налоговый учет в соответствии с требованиями налогового законодательства (ст.167, ст.210, ст.237, ст.346.24 НК РФ и др.) должен быть организован и в отношении других налогов.[22]

 «Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым кодексом».[23]

Таким образом, у бухгалтерского и налогового учёта есть 3 ключевых различия.

  1. Главные задачи.

В качестве основной задачи бухучета выступает систематизация корректной информации для владельца компании, а потом уже для контролирующих органов, инвестиционных и банковских организаций и пр.[24]

Задачей, которую выполняет налоговый учет, является надзор государственных органов за финансовой сферой деятельности компаний, главная цель которых – стабильное пополнение бюджета государства.

  1. Нормативно-законодательные акты.

Разница в бухгалтерском и налоговом учете остро прослеживается в том, на основании каких правовых документов они ведутся.

Таким образом, бухучет формируется на основании Федерального Закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г. В данном документе говорится о том, что ведение бухучета должно основываться на Положении по бухгалтерскому учету. Налоговый учет организаций базируется на НК РФ, различных ФЗ РФ, Письмах Федеральной налоговой службы и Министерства финансов.[25]

  1. Порядок фиксации доходов и расходов.

В налоговом учете нет разницы между организациями, в отличие от бухучета – все компании любого масштаба и выбранной формы налогообложения обязаны следовать НК РФ.

Бухучет при формировании отчетности пользуется методикой начисления, а вот в НК РФ для доходов налогов и расходов организации используются кассовый и метод начисления.[26]

2. Формирование налогового учета и особенности первичных документов налогового учета

Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну (ст.313 НК РФ).[27]

Обязанность ведения налогового учета возложена на все организации, включая те, что применяют специальные налоговые режимы. [28]Налоговый учет формирует полную и достоверную информацию о порядке и результатах учета хозяйственных операций для целей налогообложения.
Любое коммерческое предприятие является плательщиком определенных видов налогов:

  • налог на доходы физических лиц (НДФЛ) начисляют и уплачивают субъекты хозяйствования, которые используют наемный труд;
  • налог на прибыль уплачивают все субъекты хозяйствования, если они не являются плательщиками специальных видов налогообложения.
  • налог на добавленную стоимость (НДС) начисляют и уплачивают субъекты хозяйствования, которые являются плательщиками такого налога.
  • прочие налоги (транспортный налог, налог на недвижимость) начисляют и уплачивают те субъекты хозяйствования, на балансе которых находятся транспортные средства или объекты недвижимости. [29]

Налоговым кодексом РФ предусмотрены и другие виды налогов, которые может уплачивать субъект хозяйствования.

Ведение налогового учета, как правило, состоит из нескольких этапов:

  • разработка учетной политики для целей налогового учета;
  • расчет налогов, сдача налоговых деклараций в налоговые органы;
  • выполнение периодических сверок с налоговыми органами и внебюджетными фондами.[30]

Организации и ведению налогового учета с полным взаимодействием по бухгалтерской отчетности препятствуют постоянно изменяющиеся требованиями в российском законодательстве, огромное количество нюансов и трудоемкость операций. Сложности при ведение налогового учета возникают и у индивидуальных предпринимателей и у крупных предприятиям, в связи с нехваткой квалифицированных кадров и, несомненно, в связи с увеличивающейся налоговой нагрузкой.[31]

Учетная политика предприятия в обязательном порядке должна содержать специально выделенный раздел, где регламентированы порядок и правила учета отдельных элементов, влияющих на налогообложение. Для налогового учета по НДФЛ, в учетной политике устанавливаются правила расчета данного налога, применение налоговых вычетов и прочих условий для его исчисления. Особое внимание должно уделяться ставкам НДФЛ. То есть в учетной политике должны быть обозначены действующие ставки.

Для налогового учета по налогу на прибыль или специальному режиму налогообложения, в учетной политике необходимо указать критерии признания доходов и расходов предприятия, а также их классификацию согласно регламенту Налогового кодекса РФ. Большее внимание уделяется порядку признания и классификации расходов предприятия, так как на величину некоторых из них, организация прямо влияет путем выбора той или иной методики учета затрат.

Например, предприятие самостоятельно выбирает метод начисления амортизации на основные средства, или способы оценки товарно-материальных ценностей при поступлении и выбытии. Также влияние на величину расходов оказывает порядок расчета себестоимости производства или реализации.[32]

Для налогового учета НДС, в учетной политике также указываются критерии признания налоговых обязательств по НДС и критерии признания налоговых вычетов. Таким образом, регламентируется порядок налогового учета и по остальным видам налогов. Составляя учетную политику для целей налогового учета, необходимо ориентироваться на действующую редакцию Налогового кодека РФ. [33]

Как приложение к учетной политике организации – составляется Рабочий план счетов, который предусматривает все счета синтетического учета для отражения операций, влияющих на налоговый учет. Рабочий план счетов составляется на основании:

  • плана счетов бухгалтерского учета;
  • специфики деятельности организации.[34]

В учетной политике также должны быть регламентированы формы первичных документов, которые подтверждают факты хозяйственных операций, влияющих на налогообложение и перечень учетных регистров. Кроме того, в учетной политике для целей налогообложения должны быть указаны порядок и сроки составления налоговой отчетности.[35]

Среди внутренних локальных актов организации, должны быть должностные инструкции и обязанности для работников, отвечающих за ведение налогового учета. Для того, чтобы в налоговом учете не допустить ошибок и искажений – необходимо организовать систему внутреннего контроля налогового учета и составить график документооборота.[36]

Налоговая декларация – это заявление налогоплательщика о доходах и прибыли, полученных им за определенный период времени. Здесь также учитываются налоговые скидки и льготы, которые предоставляются в налоговые органы по особой форме. Декларация является основой для налогообложения, с ее помощью налоговая инспекция осуществляет контроль за величиной налога, подлежащего для уплаты.

Налоговая декларация подается всеми лицами, которые ведут предпринимательскую деятельность. Такая декларация подается даже при отсутствии доходов. Согласно НК РФ, ее нужно предоставлять не позже 30 апреля текущего года.[37]

Некоторые декларации (например, по налогу на прибыль), необходимо предоставлять за налоговый и за отчетный период. А некоторые (например, по НДС), необходимо предоставлять ежеквартально.

Существуют следующие виды налоговых деклараций:

  1. По НДС.
  2. По налогу на прибыль.
  3. По НДФЛ.
  4. По налогу, в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
  5. По налогу на вмененный доход (ЕНВД).
  6. По акцизам.
  7. По водному налогу.
  8. По земельному налогу.
  9. По транспортному налогу.
  10. По налогу на имущество.
  11. По единому сельскохозяйственному налогу.[38]

Порядок заполнения налоговых деклараций, а также форма, формат и представление деклараций и документов к ним утверждается федеральным органом исполнительной власти. В налоговую декларацию возможно внесение изменений. Это допустимо в случае, если будет обнаружено неполнота отражения сведений или наличие ошибок, которые приводят к занижению суммы налога. В таком случае налогоплательщик должен внести исправления в декларацию и представить в налоговый орган так называемую «уточненную налоговую декларацию».[39] Если успеть подать ее до окончания срока подачи налоговой декларации, она считается представленной в день подачи.[40]


Если уточненная декларация подана после истечения срока подачи налоговой декларации, это не будет считаться нарушением сроков подачи. Если она подана до истечения срока уплаты налога, налогоплательщик освобождается от ответственности, при условии, что она была предоставлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта наличия ошибок.[41]

Аудит налогового учета – это проверка состояния расчетов с бюджетом, а также правильности и полноты формирования налоговой базы для исчисления различных налогов.[42] Аудит налогового учета является одним из распространенных видов аудита, так как ошибки и искажения в налоговом учете грозят предприятию и ответственным лицам штрафными санкциями.

При аудите налогового учета, проверке подлежит множество различных элементов учета, так как налоговую базу формируют практически все хозяйственные операции на предприятии.

Аудит налогового учета осуществляется в несколько этапов. На первом этапе, аудитор изучает учетную политику предприятия. Отдельное внимание аудитор уделяет разделу о налоговом учете на предприятии. Так, аудитор определяет:

  1. Порядок признания выручки в организации. Это может быть метод начисления или кассовый метод.
  2. Классификацию видов доходов предприятия.
  3. Классификацию видов расходов предприятия.
  4. Методы формирования различных видов расходов (методы амортизации, методы списания запасов, расчет незавершенного производства и т.д.)[43]

Изучая учетную политику, аудитор обращает внимание на ее соответствие Налоговому кодексу и другим действующим нормативно-правовым актам. Обязательной процедурой для аудитора является оценка системы контроля налогового учета на предприятии. После этого, аудитор изучает составляющие учета и документального оформления операций по налоговому учету. Далее, аудитор проводит следующие процедуры:

  1. Рассчитывает уровень существенность.
  2. Определяет степень аудиторского риска.
  3. Определяет метод аудиторской выборки.
  4. Составляет План и Программу аудита.[44]

Второй этап аудита налогового учета – это последовательная проверка согласно пунктам плана аудита всех элементов налогового учета. Пользуясь определенной методикой аудиторской выборки, аудитор изучает отдельные хозяйственные операции по налоговому учету.