Файл: Функции налогового учета (Основные принципы, функции и методы налогового учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, посредством налогового учета реализуются государственные задачи наполняемости бюджета.

Вторая функция - невмешательство в систему бухгалтерского учета. Ведение налогового учета позволяет сохранить основные принципы налогового учета, обеспечить выполнение его основных задач, предотвратить искажение данных о реальном финансовом состоянии предприятия в угоду фискальной политики государства.

Третья функция – контрольная. Налоговый учет позволяет налоговым органам через установленные налогово-учетные формы осуществлять более эффективный контроль за исполнением налогоплательщиками налоговых обязательств.[68]

Основные принципы внутреннего контроля налоговых обязательств для потребительской кооперации можно сформулировать следующим образом.

  1. Принцип законности. Этот принцип предполагает строгое соблюдение регламентирующих документов организации, а также законодательные нормы и инструкции.
  2. Принцип информационной доступности. Он означает возможность получения информации, необходимой для правильного толкования и исчисления налоговых платежей.
  3. Принцип ответственности. Он заключается в том, что при контроле всегда выявляется виновное лицо, устанавливается степень его вины. Разрабатываются мероприятия по предотвращению нарушений.
  4. Принцип планомерности. Под ним подразумевается, что любая контрольная деятельность должна осуществляться систематически, а значит - планироваться. Планы должны быть доведены до проверяемых. Это стимулирует их добросовестность при исполнении должностных обязанностей. Данный принцип предполагает составление программы контроля налоговых обязательств, а также определение очередности проведения проверок в отношении отдельных видов налогов и платежей в зависимости от видов деятельности организаций.[69]
  5. Принцип регулярности (систематичности) контроля. Согласно данному принципу контрольная деятельность должна носить периодический характер и отдельные мероприятия должны повторяться регулярно, через определенные промежутки времени. Принцип регулярности, действительно, очень ярко проявляется при проведении внутреннего контроля в области налогообложения. Более того, в определенных случаях ревизионное управление и службы внутреннего контроля организации должны устанавливать конкретные моменты времени для проведения запланированных контрольных мероприятий.
  6. Принципы объективности и достоверности предполагают, что при внутреннем контроле налогообложения к рассмотрению вопросов программы проверки следует подходить, основываясь только на фактах, не должно быть предвзятого отношения к решению каких-либо спорных ситуаций. Естественно, что такой подход при проверках может быть обеспечен только грамотными специалистами, для которых достоверность данных, их документальное обоснование является основным.
  7. Принцип документирования результатов контроля является основополагающим. Он означает, что все выявленные факты нарушений, ошибок, неточностей, а также предложения проверяющих отражаются в специальных документах, установленных регламентами, это акты, протоколы выемки, справки и т.д., и их применение определяется регламентом в каждой конкретной ситуации. Это очень важно для выработки управленческих решений в части реагирования на них в последующем.[70]

К основным задачам внутреннего контроля налоговых обязательств можно отнести: определение наличия и фактического состояния налоговых обязательств на контрольную дату; проверку правильности формирования налоговых баз; своевременное определение причин отклонений начисленных и уплаченных налогов от их планируемых значений; обеспечение снижения налоговых рисков за счет полноты, законности и своевременности уплаты налогов и др.[71]

При внутреннем контроле налогов можно идентифицировать гораздо больше задач и классифицировать их различным образом. Под частными задачами внутреннего контроля налогообложения нами понимается осуществление конкретных контрольных действий, которые могут быть представлены в виде стандартной программы - алгоритма выполнения конкретных процедур. К таким задачам относятся, в частности, стандартные или типовые задачи контроля налогов, например за правильностью расчетов взносов на обязательное пенсионное страхование, правильностью применения налоговых вычетов по НДС. При организации внутреннего контроля налоговых обязательств следует учитывать: изменение экономического состояния и деятельности хозяйствующего субъекта в различные периоды времени; оптимальный налоговый и бухгалтерский учет составных элементов налоговых баз; изменение структурных характеристик организации.[72]

Налоговый контроль играет ключевую роль в системе государственного контроля и представляет собой контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет. Налоговый контроль можно рассматривать в организационном, методическом и техническом аспектах.[73]

Налоговый контроль представляет собой единую систему учета налогоплательщиков, объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, а также контроля за соблюдением налогового законодательства.

В соответствии с действующим законодательством каждой конкретной страны налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода, в других формах, предусмотренных указанных в законодательных документах.[74] Основной формой налогового контроля является налоговая проверка, которая представляет собой действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей в бюджет. [17,С.98]


Налоговый контроль осуществляется органами государственной налоговой службы посредством учета налогоплательщиков, объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, поступлений в бюджет и государственные целевые фонды, налоговых проверок и иных форм, предусмотренных налоговым законодательством.[75]

Четвёртая функция налогового учёта - информационная. Она реализуется путем налоговых расчетов на основе непрерывного фиксирования и документирования всех хозяйственных операций, совершаемых в организации. Тем самым  достигается обеспечение информацией  внешних и внутренних пользователей. Кроме того налоговый учет позволяет осуществлять сбор и обработку необходимой налоговой информации для правильного исчисления налоговых      обязательств для лиц, которые в соответствии с действующим законодательством бухгалтерский учет вести не обязаны. Организация может в рамках закона влиять на трактовку хозяйственных операций в целях изменения налоговых последствий от их осуществления, создавая тем самым более выгодные условия для применения соответствующего режима налогообложения.[76]

Пятая функция – плановая (прогнозная). Эта функция лежит в основе налогового планирования и оптимизации системы налогообложения организации. Выбирая те или иные способы ведения налогового учёта, предприятие тем самым конструирует для себя наиболее эффективную модель налогового планирования, которая будет способствовать уменьшению величины налогов и сборов и рациональному распределению высвобожденных финансовых средств во времени.[77]

На сегодняшний день применяется два метода налогового учёта метод начислений и кассовый метод. До принятия 25ой главы налогового кодекса применялись метод по отгрузке и кассовый метод. Метод начислений является обязательным методом для всех тех налогоплательщиков, для всех тех организаций, которые осуществляют свою деятельность кроме тех, кому разрешен выбор метода. Таких организаций, таких налогоплательщиков немного. Это те налогоплательщики, у которых средняя годовая выручка от реализации товаров, работ и услуг не превышает в среднем миллиона рублей в квартал. таким образом выбор метода налогового учёта разрешен только тем налогоплательщикам, у которых выручка не велика. Как правило, это компании малого и среднего бизнеса. Все остальные налогоплательщики работают только по методу начисления.[78]


Законодатель указал ещё на то, что банки, в принципе, не могут работать по кассовому методу, как и организации, которые являются контролирующими лицами независимо от того, что выручка у них может быть невелика. Поэтому метод начислений в налоговом учете является обязательным методом для большинства налогоплательщиков.[79]

Метод начислений заключается в том, что доходы признаются в том периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств на счёт налогоплательщика, в кассу налогоплательщика или независимо от фактического поступления имущества к налогоплательщику и постановке его на налоговый учёт.[80]

Таким образом, метод начисления базируется на том факте, который определяет период, в котором произошли сами действия, направленные на извлечение прибыли, а не с теми действиями, которые стали результатом этого. Т.е. поступления денежных средств или имущества в пользу налогоплательщика. Именно с этими действиями, которые не направлены на извлечение прибыли, законодатель и связывает возникновение налоговой обязанности.[81]

Поскольку именно возникновение дохода, привязанное к соответствующему отчётному налоговому периоду, определяет и возникновение налоговой обязанности, соответственно, срок уплаты реального налога на прибыль.

В качестве отчётного периода, как правило, выступает первый квартал, полугодие, 9 месяцев и год. Для налогоплательщиков, которые работают по кассовому методу, иные отчётные периоды.

Основное отличие кассового метода от метода начислений заключается в том, кассовый метод основан на фактическом поступлении имущества денежных средств в распоряжение налогоплательщика, а метод начисления базируется на предполагаемой прибыли, предполагаемых поступлениях в адрес налогоплательщика и соответственно, разница получается существенная.[82]

Налогоплательщики, которые работают на кассовом методе, уплачивают налог за счёт того имущества, тех денежных средств, которые они получили. Налогоплательщики, которые работают по методу начисления, уплачивают реальный налог за счёт денежных средств, которые они ещё не получили. Следовательно, они должны уплатить этот налог за счёт каких-то иных источников, какого-то иного имущества, а не того, которое получат в будущем.[83]

Метод начисления для налогоплательщика более обременительный, чем кассовый метод. Однако, с точки зрения достижения баланса частного и публичного интереса, метод начисления отражает этот баланс. Баланс, который на сегодняшний день закреплен в налоговом кодексе и определяется методом начисления.[84]


В налоговом кодексе методам начисления посвящены две статьи 271-я и 272-ая, которые определяет конкретные юридические факты и конкретные даты возникновения дохода и возникновения расхода. В частности для признания доходов, действует несколько правил, предусмотренные в статье 271. Если речь идёт о реализационных доходах, то датой возникновения дохода признаётся дата реализации, а не дата расчёта. Дата реализации определяется по правилам статьи 39-ой налогового кодекса.[85]

В правилах признания доходов по кассовому методу налогоплательщик принимает доходы и расходы в том отчетном периоде в котором они реально были экономически осуществлены.

В тех случаях, когда невозможно доходы и расходы отнести к определенному налоговому отчетному периоду, применяется несколько принципов: это принцип равномерного признания доходов и расходов или принцип пропорциональности признания расходов относительно доходов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под налоговым учетом понимают систему обобщения информации в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании данных первичной документации, сгруппированной согласно порядку, предусмотренному налоговым законодательством России.

Данное определение, конечно, не в полной мере отражает содержание налогового учета на современном этапе, его ограниченность обусловлена тем, что оно дается в 25-ой главе Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующей порядок исчисления и уплаты налога на прибыль. На самом деле налоговый учет выходит за рамки исчисления только одного налога, поскольку регулирует на локальном уровне все альтернативные аспекты исчисления налогов.[86]

Однако с точки зрения его содержания обращает на себя внимание то факт, что основу для осуществления налогового учета составляют данные первичной документации. Большей частью информацию, необходимую для исчисления налогов, формируют данные первичных бухгалтерских документов, однако существует особый класс первичных документов, применяемых для целей налогового учета.

Итак, сущность налогового учета проявляется в следующем:

  • контрольная функция;
  • учетная функция;
  • формирование достоверной, полной информации о всех налогоплательщиках;
  • обеспечение такой информацией заинтересованные структуры на законных (правомерных) основаниях.