Файл: Функции налогового учета (Основные принципы, функции и методы налогового учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Например, это могут быть следующие операции:

  1. Порядок отражения в учете операций по признанию выручки в организации. Насколько корректно, полно и своевременно данные показатели отражены на счетах бухгалтерского учета.
  2. Порядок формирования расходов в организации. Насколько правильно исчисляются и отражаются данные показатели на счетах учета и учетных регистрах.
  3. Арифметическая проверка правильности определения налоговой базы и самого налога к уплате.
  4. Сопоставимость отраженных данных в налоговой декларации с данными в бухгалтерском учете предприятия.
  5. Своевременность и полноту перечисления платежей в бюджет.
  6. Документальное оформление всех хозяйственных операций, которые являются элементами налогового учета.

Данные процедуры, аудитор проверяет при проверке налогового учета по налогу на прибыль. При проверке налогового учета по налогу на добавленную стоимость, аудитор проверяет:

  1. Своевременность отражения обязательств и налоговых вычетов по НДС на счетах бухгалтерского учета.
  2. Документальное оформление операций с НДС (счета-фактуры, книга продаж, книга покупок и т.д.).
  3. Арифметическая проверка правильности определения налоговой базы и самого налога к уплате.
  4. Сопоставимость отраженных данных в налоговой декларации с данными в бухгалтерском учете предприятия.
  5. Своевременность перечисления налога в бюджет.[45]

При аудите налогового учета по другим видам налогов, методика проверки может несколько отличаться. На заключительном этапе, аудитор готовит аудиторское заключение, в котором отражено его независимое собственное мнение, как профессионала о состоянии налогового учета в организации.[46]

Налоговый аудит может осуществляться по трем основным методикам. Комплексный налоговый аудит. Данный вид налогового аудита является наиболее затратным по времени и финансам для предприятия ввиду своей масштабности. При комплексном аудите, проверке подлежат абсолютно все операции, которые влияют на показатели в налоговой и бухгалтерской отчетности. Такой вид налогового аудита целесообразно осуществлять непосредственно перед плановой проверкой контролирующих органов.[47]

Проверке подлежат правильность исчисления всех видов налогов и сборов, которые должна начислять и уплачивать компания. Например:

  • налог на прибыль;
  • налог на добавленную стоимость;
  • имущественный налог; и т.д.[48]

Однако даже при комплексном налоговом аудите, существует риск не обнаружения. Особенно этот риск увеличивается, если аудит осуществляется не сплошным, а выборочным методом.[49]

Тематический налоговый аудит. Данный вид налогового аудита предусматривает проверку наиболее сложных или «проблемных» участков налогового учета. Как правило, руководство предприятия знает свои проблемные места и целенаправленно проверяет именно те участки, по которым риск ошибок и искажений наиболее высокий.

Такой аудит, соответственно требует затрат ресурсов в меньшем объеме, чем комплексный. Целесообразен такой аудит, если по непроверяемым участкам учета есть твердая уверенность в правильности отражения данных. Например, предприятия на упрощенной системе налогообложения по методу расчета налогооблагаемой базы «Доходы» могут быть уверены в правильности исчисления такой базы. А тематический аудит посвятить проверке правильности расчета и уплаты НДФЛ.[50]

Структурный налоговый аудит. Данный вид налогового аудита, как правило, осуществляется в организациях, имеющих несколько подразделений и филиалов. При структурном аудите проверяется вся система налогообложения действующая в сети. Результатом структурного налогового аудита, являются показатели, которые позволяют сравнить налоговую нагрузку на каждую обособленную единицу хозяйствования в такой сети и сбалансировать ее.[51]

Для целей налогового учета применяется первичная учетная документация, аналитические регистры налогового учета и расчеты налоговой базы. В большинстве своем первичные документы налогового учета – это те же первичные документы, что применяются в бухгалтерском учете. Однако в особую категорию первичных документов налогового учета включаются такие документы как счета-фактуры, книги покупок и продаж, которые можно охарактеризовать как сводные первичные документы, а также такие документы налогового учета как справка о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ); карточка индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов и так далее.[52]

Отличительной особенностью этих документов (за исключением счетов-фактур) является то, что они не формируют записи на счетах бухгалтерского учета, а обеспечивают сведения, необходимые для исчисления налогов.[53]


Счет-фактура как одна из основных форм первичного налогового учета Счету-фактуре посвящена отдельная статья (169) Налогового кодекса Российской Федерации, в отличие от любого другого первичного документа налогового учета.

Счет-фактура – документ, служащий основанием принятия покупателем предъявленных продавцом ценностей или прав сумм налога на добавленную стоимость к вычету в порядке, предусмотренном налоговым законодательством.

Налоговое законодательство допускает составление счета-фактуры, как на бумажном носителе, так и в электронном виде (при наличии согласия сторон сделки и возможностей для обмена документацией в электронном виде). Законодательство допускает принятие к учету счетов-фактур и корректировочных счетов-фактур с ошибками в том случае, если они не препятствуют идентификации продавца и покупателя, а также иных показателей счета-фактуры.[54]

Обязанность составления счета-фактуры возлагается на налогоплательщика при:

  • совершении операций, являющихся объектом обложения налогом на добавленную стоимость;
  • реализации товаров, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, вывозимых за пределы Российской Федерации в государства Евразийского экономического союза;
  • в иных случаях, предусмотренных законодательством.[55]

Организации, освобожденные от уплаты налога на добавленную стоимость, при получении или выставлении счетов-фактур (например, при аренде государственной или муниципальной собственности) обязаны вести журналы их регистрации.[56]

Обязательными реквизитами счета-фактуры являются:

  • его номер и дата составления документы;
  • сведения о налогоплательщике и покупателе (наименование, идентификационный номер, адрес);
  • сведения о грузоотправителе и грузополучателе (наименование, адрес);
  • номер платежного документа (при получении предоплаты);
  • сведения о поставляемых товарах, работах услугах (наименование, единица измерения, количество);
  • валюта;
  • цена и стоимость товаров, работ, услуг;
  • сумма акциза;
  • ставка и сумма налога на добавленную стоимость, стоимость товаров с налогом на добавленную стоимость;
  • сведения о происхождении товара (страна);
  • номер таможенной декларации.[57]

Особого внимания заслуживает порядок подписания счетов-фактур:

  • подписание счетов-фактур является обязанностью руководителя и главного бухгалтера (либо уполномоченных на это лиц);
  • для подписания электронного счета-фактуры применяется усиленная квалифицированная электронная подпись указанных лиц.[58]

Форма счета-фактуры является одним из унифицированных документов, обязательным к применению. Она утверждается Правительством Российской Федерации наряду с формами книг покупок и продаж. Электронный формат указанных документов утверждается уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору в области налогов и сборов – Федеральной налоговой службой России.[59]

Таким образом, ведение системы налогового учета включает в себя:

  • заполнение первичных учетных документов (включая бухгалтерские справки);
  • составление и ведение аналитических регистров;
  • налоговые расчеты (расчет налоговой базы, суммы налога);
  • учет и уплата налогов;
  • учет и перечисление штрафных санкций.

3. Основные принципы, функции и методы налогового учета

Предметом налогового учета в обобщенном виде выступа­ет финансово-хозяйственная деятельность пред­приятия, в результате чего у налогоплательщика возникают обязательства по исчислению и уплате (удержанию) налога. Причем ведение налогового учета может быть возложено как непосредственно на налогоплательщика, так и на лиц, кото­рые, согласно налоговому законодательству, обязаны осуществ­лять исчисление налога.[60]

Для функционирования системы налогообложения в стране необходимо осуществлять учет налогоплательщиков. Так, в этой связи реализуется функция под названием налоговый контроль. Поэтому для реализации такой системы контроля все налогоплательщики устанавливаются на учет в специализированных структурах.[61]

Итак, в целях обозначенных выше, все плательщики налоговых обязательств обязаны быть определены на учет в соответствующих налоговых инспекциях. Обычно такого рода учет происходит в налоговых учреждениях, прикрепленных к:

  • месту (местности)нахождения фирмы- юридического лица;
  • месту (местности) проживания по прописке физического лица;
  • месту нахождения основного средства (например, недвижимость, транспорт, земля).[62]

Так постановка к рассматриваемому учету происходит на базе предоставления налогоплательщиком важного пакета документации в налоговый орган. Так формируются сведения и данные ЕГРЮЛ (единого реестра всех юридических лиц), ЕГРИН (реестр индивидуальных предпринимателей). На базе предоставленных документов налогоплательщикам выдается соответствующая справка или выписка, а также свидетельство, которое называется – ИНН.[63]


На правовом уровне аспекты учета плательщиков налоговых платежей устанавливаются в Налоговом Кодексе в ст. 346.46., а еще ст. 83, где данные положения устанавливаются. Главным нормативным документом в исследуемой сфере является Налоговый Кодекс РФ. Также важно учитывать нормы ФЗ No 76-ФЗ. В законе указаны основные положения, касающиеся государственной регистрации как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей.[64] При этом Министерство Финансов правомерно может устанавливать особенности, которые касаются установления на учет самых крупных налоговых плательщиков и иностранных организаций.

Основные принципы налогового учета:

  1. предприятие рассматривается как обособленный объект налогового учета. Имущество и обязательства данного предприятия учитываются отдельно от имущества и обязательств владельцев и других предприятий;
  2. использование метода начисления и разграничения деловой активности между смежными отчетными периодами. Доходы и расходы признаются и отражаются в те периоды, когда имел место факт совершения сделки;
  3. предприятие функционирует в настоящее время и в ближайшей перспективе. У него отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);
  4. имущество и обязательства имеют стоимостную оценку. Оценка должна производиться с возможной точностью и осторожностью.[65]

Цели  налогового учета ( ст.313 НК РФ):

  • формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;
  • обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налогов.[66]

К функциям налогового учета можно отнести фискальную функцию. В неё входит:

  • вести документацию и хранить на бумажных, электронных или магнитных носителях информацию в течение 5 лет;
  • регистрация, постановка на учет и снятие с учета по РНН;
  • регистрировать и выдавать лицензии и патенты на отдельные виды предпринимательской деятельности;
  • в установленные сроки осуществлять платежи налогов, представлять декларации по налогам;
  • представлять в соответствующие органы информацию о платежах, продлении срока или возврате платежей и т.п.[67]