Файл: Правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий (Понятие приватизации, её объекты и правовое регулирование).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конечно, в настоящее время упор может быть сделан на эффективности функционирования объектов, а не количестве переданного имущества, но обеспечение стабильности принадлежности выкупленных предприятий должно гарантироваться государством, во избежание повторной спонтанной приватизации, способной запустить тяжелый для всей страны период денационализации.

Ведущие мировые экономисты уже давно доказали, что приватизация государственной или муниципальной собственности является одним из средств превращения экономики страны в эффективное развитие, надежный и эффективный оплот построения нового экономического общества. В этом случае государство не обязано производить никаких дополнительных расходов из бюджета страны, что, как правило, не является лучшим вариантом. Все расходы, связанные с приватизацией, несет потенциальный владелец. В настоящее время единственным требованием, предъявляемым к государственным органам, является своевременная разработка четкого и понятного механизма приватизации, который юридически предписывает все методы приватизации, имеющиеся в настоящее время в распоряжении будущих владельцев. Сегодня различные пути и средства приватизации в России приобрели вполне цивилизованные очертания, и весь процесс перехода права собственности от государственных структур к частным носит вполне четкий законодательный характер.

Наконец, сам процесс приватизации начался в середине 1990-х годов, когда новое российское государство показало только первые формы собственности. В настоящее время методы приватизации имеют несколько основных направлений и подкреплены различными правовыми актами и документами. Вот список методов приватизации в России. Акционерное общество представляет собой комплекс экономических и правовых мер, направленных на создание государственного предприятия в форме открытого акционерного общества.

Во-первых, этот вид приватизации определяет количество акций, подлежащих продаже частным лицам, с дальнейшим уточнением процента и стоимости каждого собственника, а также количества акций и их распределения между государственной и частной собственностью.[3]

Выкуп арендованного у государства имущества. акие методы приватизации были распространены в России в 1990-х годах в начале приватизации. Банкротство. Один из методов приватизации, осуществляемый путем ликвидации государственных предприятий с неэффективным использованием. Обычно это происходит с последующей продажей новому владельцу всей недвижимости. Целью такой приватизации является защита кредиторов от недобросовестных должников в лице государственных предприятий. Механизм заключается в ликвидации неэффективного собственника до роспуска всей собственности.


Залоговая приватизация. Коммерческая конкуренция с социальными или инвестиционными условиями - это конкурентная приватизация, при которой заявитель не только предлагает самую высокую цену за приобретение государственного имущества, но и берет на себя заранее согласованные инвестиции и социальные обязательства.

Продажа на аукционе. Данный метод приватизации заключается в приоритетном приобретении права на приобретение государственной собственности или акций без дополнительных условий, но только по самой высокой цене. Аукционы по приватизации недвижимости являются открытыми и закрытыми. В ходе денежно-кредитной приватизации в России были четко сформулированы все цели государственной политики в этой области, что означало постоянный поиск и поддержание рациональных отношений между интересами государственного бюджета и новыми собственниками приватизируемых компаний. Конечной целью приватизации в нашей стране было проведение процесса разгосударствления российской экономики как перехода к преимущественно рыночным механизмам производства и государственного управления. В результате повысилась эффективная деятельность предприятий, активизировался процесс стабилизации финансовой ситуации в стране, сформировалась конкурентная среда в различных отраслях экономики.

Мы также обнаружили, что в юриспруденции отсутствует общее понимание термина приватизация. В теории гражданского и земельного права отсутствует общая позиция относительно определения понятия "приватизация" и его содержания. Как отметила О.В. Шатрова, "с момента первого упоминания термина "приватизация" в научной литературе его смысловые границы подверглись многочисленным корректировкам, что привело к появлению ряда формулировок, содержащих расширительное или, наоборот, ограничительное толкование в соответствии с целями и направлениями, установленными авторами.

Существует мнение, что приватизация - это деятельность. Как отметил В.П. Камышанский, "приватизация является компенсационной, если иное не предусмотрено законом, организованной и целенаправленной деятельностью по передаче в собственность граждан и юридических лиц государственного и муниципального имущества, которая осуществляется по решению и при непосредственном участии специальных органов в определенный срок в установленном порядке и форме.

Однако, по мнению С.В. Новиковой, понятие "приватизация" необходимо детально определить. В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации основаниями для создания гражданских прав и обязанностей являются сделки, действия государственных органов и органов местного самоуправления. С.В. Новикова определяет приватизацию государственной и муниципальной собственности как комплекс мер по компенсационной продаже имущества физических и (или) юридических лиц, находящегося в государственной собственности, т.е. как конкретное основание для создания и прекращения имущественных прав. Принимая во внимание это определение, можно выделить следующие характеристики приватизации государственной и муниципальной собственности: Объект является собственностью Российской Федерации (федеральная собственность), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; продажа имущества; возвратность продажи; покупателями являются физические и юридические лица; государственная собственность передается в частную собственность.


Аналогичное мнение придерживается и В. Пащенко. По его мнению, догматические определения приватизации в некоторых случаях могут несколько отличаться от юридических определений. Некоторые российские и зарубежные ученые, определяя приватизацию, ниже него не только сам процесс передачи государственной собственности, но и осуществление ряда мер по снижению влияния государственного сектора и, соответственно, укреплению позиций частного сектора в экономике и стимулированию экономической активности в стране.

И. С. Комарицкий, с другой стороны, определяет приватизацию как "правовой инстинкт, связанный со сферой правового регулирования права собственности и означающий прекращение права государственной собственности на определенную недвижимость и создание права частной собственности на ту же недвижимость".

Приватизация государственной и муниципальной собственности рассматривается некоторыми как особый вид хозяйственной деятельности, комплекс взаимосвязанных и целенаправленных действий субъектов приватизации по передаче объектов государственной и муниципальной собственности в частную собственность.

Представляется, что термин приватизация охватывает только работу по связям с общественностью компенсационного характера, в которой необходимо рассматривать так называемую приватизационную сделку как основание для приобретения гражданами и юридическими лицами прав собственности. Понимание приватизации существует в широком и узком смысле этого слова. А. В. Кашанин рассматривает приватизацию в самом широком смысле как сокращение сферы влияния государства и передачу отдельных сфер общественных отношений в частные руки.

В. А. Виноградов и С. Я. Веселовсекий считали, что приватизация в широком смысле означает "процесс сокращения размеров государственного сектора в рамках национальной экономической системы и структурного перераспределения прав собственности в пользу частного капитала путем сокращения доли государства в производстве валового национального продукта". В более узком смысле приватизация - это "инициированный государством и формализованный соответствующими правовыми актами процесс ограничения полномочий государства как объекта собственности, управления и/или менеджмента".

Для А. В. Кашанина приватизация в более узком смысле является конкретной мерой, направленной на передачу части имущества из государственной в частную собственность.

Или, как предлагает А.Д. Радыгин, приватизация в более узком смысле - это процесс продажи (передачи) в частную собственность имущества (активов) государственных и муниципальных предприятий.


Поэтому необходимо разделить термины "приватизация" и "приватизационные сделки". Приватизацию можно рассматривать несколькими способами: как передачу права собственности от государства уполномоченным государством частным лицам, как форму продажи государственной собственности, как способ приобретения права на частную собственность.

По мнению А.В. Кашанина, термин "приватизационная квота" является научной абстракцией, так как не существует ни одного однородного такого подхода. В ходе приватизации существует ряд правовых связей между различными компаниями с разной правовой природой.

Гражданские права, в том числе имущественные права, могут вытекать из договоров и иных сделок, актов уполномоченных органов, судебных решений, устанавливающих эти права. Как уже упоминалось, приватизацию можно понимать как двустороннюю сделку, что подтверждается тем фактом, что она требует воли обеих сторон. Однако неприемлемо рассматривать приватизацию как чисто гражданскую сделку. Приватизация не означает полной договорной свободы. Цели этих правоотношений определяются заранее, и субъекты в меньшей степени соблюдают гражданское законодательство, чем требования конкретных нормативных актов. С другой стороны, В.А. Белов ссылается на следующее понятие приватизации: Приватизация - это обязательное отчуждение (предусмотренное законом и одобренное им) его имущества из государственной или муниципальной (государственной) собственности в частную собственность государственным органом.

Таким образом, мы видим, что подход к определению приватизации, как и развитие приватизационного законодательства, в значительной степени зависит от ситуации в государстве, от экономических целей, которые оно преследует при продаже своего имущества. И то, как это исключение, т.е. способ проведения приватизации, неразрывно связано с целью приватизации. В ходе развития этого института в России законодатель по-разному подошел к определению приватизации.

Теперь, в статье 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" законодателем установлено, что термин приватизация государственной и муниципальной собственности означает компенсационную продажу имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и/или юридических лиц.


1.2 Объекты приватизации и их классификация

Приватизация является управленческой функцией. С этой точки зрения, данная деятельность представляет собой комплекс мероприятий оперативного и взаимосвязанного характера, направленных на передачу объектов государственной муниципальной собственности в частную собственность. Приватизация осуществляется с участием, в самом прямом порядке, специализированных организаций нашей страны в юридически установленных формах. Элементами этого процесса являются объекты и объекты приватизации. При этом объектами рассматриваемого процесса являются собственность, которая является муниципальной и государственной. Следует отметить, что действующее законодательство в области приватизации не дает четкого ответа на вопрос о том, какие объекты являются частью приватизации, за исключением упомянутых выше. Нормативно-правовые нормы ограничиваются только перечнем товаров, на которые они не распространяются. Таким образом, в такой перечень объектов могут включаться природные ресурсы, заповедники и другие объекты, перечень которых виден по прямому указанию в законе. Исходя из этого, следует отметить, что основными объектами приватизации являются муниципальная и государственная собственность. Понятие собственности в законе не определено.

Таким образом, можно предположить только то, какую собственность имел в виду законодатель. Очевидно, сюда относятся как объекты недвижимости, так и права собственности.

Субъекты права собственности, в частности приватизация - это государство, субъекты Российской Федерации, образование муниципального уровня, организации и физические лица. Основное направление приватизации ориентировано на реализацию таких функций государства, как экономическая. Субъекты права собственности в соответствии с законом уполномочены осуществлять приватизационный процесс. Они являются исполнительными органами нашей страны на федеральном уровне.[4]

Некоторое время назад Государственному комитету по имуществу и его территориальным комитетам было поручено заниматься этим направлением деятельности. Методы приватизации государственной и муниципальной собственности предусматривают преобразование унитарного предприятия в акционерное общество, продажу государственного имущества на аукционах, продажу акций ОА на специальных аукционах, продажу государственного имущества на конкурсе, продажу принадлежащих государству открытых акционерных обществ за пределами Российской Федерации. Кроме того, необходимо рассмотреть возможность продажи государственного имущества посредством публичной оферты и передачи права собственности в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества. Кроме того, следует отметить продажу ценных бумаг в форме акций ОА открытого типа по результатам доверительного управления недвижимостью. Следует отметить, что методы приватизации изложены в законе в порядке возрастания их важности. Как правило, переход к последующему методу приватизации допускается, если вышеуказанный метод не может быть реализован и отсутствует возможность его использования. Если разрешенная собственность переходит от государства к другим собственникам, то к ним может быть применено такое понятие как к субъекту собственности.