Файл: Правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий (Понятие приватизации, её объекты и правовое регулирование).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В других случаях приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется другими способами приватизации имущественного комплекса, предусмотренного в пункте 1 статьи 13 закона, о котором идет речь: – преобразование унитарного предприятия путем его преобразования в общество с ограниченной ответственостью; – продажа предприятия как имущественного комплекса на аукционе и т.д. Основываясь на анализе ст. 13 Закона о приватизации, можно утверждать, что преобразование государственного муниципального предприятия в открытое акционерное общество является основным способом приватизации: в конце концов, когда сумма чистых активов превышает 1000-кратный минимум заработной платы, единственный способ приватизации – превратить предприятие в акционерное общество.

Статья 4 вышеуказанного закона устанавливает, что законодательство Российской Федерации о приватизации состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных нормативных актов Российской Федерации, принятых в соответствии с ним. Важнейшим аспектом нашего рассмотрения является законодательная новелла, закрепленная в статье 11, определяющая состав имущественного комплекса унитарного предприятия, которое будет приватизировано. Автор прокомментирует вышеуказанную норму закона. Согласно ст. 559 ГК РФ :

– по договору купли-продажи предприятия продавец обязуется передать в собственность покупателя предприятие в целом как имущественный комплекс;

– права на торговое (фирменное) название, товарный знак, знак обслуживания и другие средства индивидуализации продавца и его товаров, работ или услуг, а также права на использование таких средств индивидуализации, принадлежаних ему на основании лицензии, являются переданными покупателю;

– права продавца, полученные им на основании разрешения (лицензии), не подлежат передаче покупателю предприятия, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами[10].

Передача обязательств покупателю на предприятии, исполнение которого покупателем невозможно при отсутствии такого разрешения (лицензии), не освобождает продавца от соответствующих обязательств перед кредиторами. За невыполнение таких обязательств продавец и покупатель совместно отвечают кредиторам;

– предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимым имуществом, поэтому предприятие в целом или его часть может быть предметом покупки, продажи, залога, аренды и других операций, связанных с созданием, модификацией и прекращением прав собственности;


– согласно ст. 132 Гражданского кодекса Российской Федерации предприятие как имущественный комплекс11 включает все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая землю, здания, объекты, оборудование, инвентарь, сырье, продукты, претензии, долги и т.д.;

– акт передачи должен основываться на акте инвентаризации государственного унитарного предприятия и аудиторском заключении, соответствующем положениям ст. 561 Гражданского кодекса Российской Федерации о сертификации структуры проданного предприятия, где состав и стоимость продаваемого предприятия определяются в договоре купли-продажи предприятия на основе полной инвентаризации предприятия, проводимой в соотверствии с установленными правилами такой инвентаризации.

До подписания договора купли-продажи предприятия должны быть составлены и приняты сторонами:

1) акт инвентаризации,

2) бухгалтерский баланс,

3) заключение независимого аудитора о составе и стоимости предприятия,

4) перечень всех долгов (обязательств), включаемых в состав предприятия, с указанием кредиторов, характера, размера и сроков их требований.

В соответствии с пунктом 1 ст. 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»12 для обеспечения достоверности бухгалтерских данных и финансовой отчетности организаций необходимо провести инвентаризацию имущества и обязательств, в течение которых они проверяются и задокументировали их доступность, состояние и оценку. Согласно ст. 6 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ (с изменениями от 03.07.2016) «Об аудиторской деятельности»13 представляют собой официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудированных лиц. Форма, содержание и порядок представления аудиторского отчета определяются федеральными стандартами (стандартами) аудита. По мнению аудитора, данные имущественного комплекса и данные инвентаризации должны соответствовать данным баланса. Баланс в соответствии с пунктом 2 ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» является неотъемлемой частью бухгалтерской отчетности организаций. Пунктом 3 ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» установлено, что формы счетов организаций, а также инструкции о том, как их заполнять, утверждаются Министерством финансов России.

Состав, содержание и методологическая основа для формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации, в дополнение к кредитным организациям и бюджетным организациям, установлены Положением по бухгалтерскому учету «Организация бухгалтерской отчетности» (ПБУ 4/99), утвержденным Приказом Министерства финансов от 6 июля 1999 года №43н (ред. от 08.11.2010, с изм. от 29.01.2018)15. Образец формы баланса (форма № 1) прилагается к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н (ред. от 06.03.2018) «О формах счетов организаций»16, в котором также были утверждены инструкции по размеру форм финансовой отчетности и инструкции о порядке составления финансовой отчетности. Согласно п. 2 ст. 15 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия определяется на основании финансовой отчетности в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.


При расчете стоимости чистых активов государственного или муниципального предприятия применять порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденный Приказом Минфина РФ от 28 августа 2017 года № 84н «Об утверждении «Порядок определения стоимости чистых активов». Статья 11 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178- ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» устанавливает правила определения стоимости земельных участков, подлежащих приватизации, в составе имущественного комплекса.

Стоимость земли принимается равной их кадастровой стоимости в случае создания хозяйственного общества путем преобразования унитарного предприятия. В других случаях стоимость земельных участков равна рыночной стоимости земельных участков, определенных в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2001 года « 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» перечень объектов (включая имсключительные права), которые не подлежат приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, должен быть утвержденный решением об условиях приватизации федерального имущества. Таким образом, подытоживая, можно сказать, что правовое регулированиепроцессов приватизации государственных и муниципальных предприятий затруднено, поскольку оно осуществляется во всех взаимосвязанных экономических, правовых, организационных, технических и земельных аспектах, которые определяют размер, цели и результат приватизации[11].

Законодательство о приватизации содержит нормы, регулирующие финансовые инструкции и определенные бюджетные отношения, которые обсуждаются в этой и другой форме. Нынешний гражданский закон, закон о приватизации не предусматривает предконтрактный состав ответственности субъектов приватизационной компании.

Мы считаем, что необходимо установить ответственность стороны, которая несправедлива по отношению к своим обязанностям при осуществлении действий по приватизации государственных предприятий. Кроме того, необходимо рассмотреть вопрос о выделении законодательства о приватизации в подотрасль гражданского права, сохраняя при этом единство метода гражданского регулирования процессов приватизации с учетом их разнообразия. При проведении приватизационных процессов предусмотреть административную ответственность за надежность, доступность, состояние и оценку приватизируемого имущества.


В результате выяснилось, что вопросы приватизации имущества, ранее принадлежавшего государству, не теряют своей актуальности. Существует множество правовых норм и законов о приватизации государственной и муниципальной собственности, и государство тщательно контролирует этот процесс с целью защиты своих прав без ущерба для интересов граждан.

Статья 235 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что все материальные ценности, находящиеся в государственной собственности, могут быть проданы и переданы в частную администрацию при условии, что они не противоречат действующему законодательству и осуществляются в установленном законом порядке.

Согласно правилам приватизации, государственная собственность не может быть продана в частном порядке, поскольку такие сделки не подпадают под категорию публичного права. Этот процесс осуществляется в соответствии с нормами права, которые закреплены в правовых актах.

Как отмечают эксперты, приватизация в этом случае будет иметь несколько отдельных характеристик, среди которых мы можем выделить несколько:

- Передача недвижимого имущества из государственной или муниципальной администрации в частные руки;

- Продажа материальных ресурсов осуществляется по решению собственника;

- В начале процесса приватизации применяется специальная процедура, которая предусмотрена действующим законодательством и является обязательной для всех пользователей.

Вопросы приватизации по-прежнему являются предметом оживленных дискуссий и дебатов. В начале 1990-х годов, когда этот процесс начался, не были определены основные моменты перехода права собственности, и многие объекты недвижимости были проданы по цене, которая была ниже цены, что привело к огромным потерям для экономики в целом. Методы приватизации государственной и муниципальной собственности, использовавшиеся в то время, часто не соответствовали основным положениям закона.

Со временем, однако, государство начало контролировать и регулировать этот процесс. С этой целью были введены специальные правила приватизации, которые стали обязательными и помогли защитить интересы и права всех участников процесса.

Особенно важным считается вопрос о взаимосвязи между гражданским правом и действующим законодательством о приватизации. Как показывает практика, часто возникают противоречия между этими нормами, но государство определяет, что применение этих норм и догм, закрепленных в актах приватизации, будет иметь приоритет. Таким образом, в некоторых случаях требования статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть проигнорированы.


Таким образом, законодатель создает условия, при которых приоритет отдается тем правовым нормам, которые упомянуты в специальных законах о приватизации и их основных положениях.

Практика показала, что сочетание гражданских положений Кодекса и специальных положений приватизационного законодательства может привести к определенным трудностям и проблемам. В соответствии с действующими положениями основных правил, применимых в данной ситуации, вполне возможно, что могут возникнуть правовые коллизии, которые могут привести к возникновению существенных проблемных аспектов для многих сделок, связанных с приватизацией.

Такая ситуация обусловлена тем, что приватизация регулируется несколькими законодательными актами и для различных видов имущества (земля, недвижимость, промышленные предприятия) существует несколько законов, которые имеют статус федеральных законов и должны применяться в начале процедуры.

Другая сложность заключается в том, что за годы применения данной процедуры возникло много спекуляций и мифов о приватизации государственной и муниципальной собственности. Многие пользователи весьма скептически относятся к таким сделкам, что неудивительно при анализе начала этого процесса в нашей стране.

Процесс приватизации в нашей стране был начат в начале 1990 года, но полностью заработал после распада СССР на несколько суверенных государств. Следует отметить, что различные эксперты по-разному оценивают результаты этой процедуры. Однако невозможно не заметить как положительные, так и отрицательные стороны приватизационного процесса.

Среди факторов, оказавших в то время негативное влияние на российскую экономику, он выделяется:

- игнорирование интересов субъектов Российской Федерации и без учета особенностей проведения приватизации в том или ином субъекте Российской Федерации;

- Правительство поставило перед собой задачу как можно быстрее провести значительную часть приватизации национальной экономики, что привело к созданию условий для развития коррупционных систем;

- Вид передачи права собственности был выбран бесплатно или за символическую плату. В результате многие объекты были переданы в частную собственность и впоследствии уничтожены;

- Приватизация промышленных предприятий является приоритетной задачей, и многие граждане не в состоянии оформить право собственности на свои дома, поскольку уполномоченные должностные лица пытаются относиться к ним лучше.