Файл: Правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий (Понятие приватизации, её объекты и правовое регулирование).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Результаты приватизационного периода в нашей истории, по мнению многих, разочаровывают. В то время экономика понесла значительные потери, а коррупция достигла беспрецедентного уровня, который не оказал положительного влияния на население нашей страны.

Федеральный закон, который рассматривает и регулирует процессы приватизации, устанавливает, что процедура приватизации государственной и муниципальной собственности является обязательной для исполнения всеми субъектами Российской Федерации.

Однако это создало дополнительные трудности, и ходит много слухов и негативных оценок приватизации государственной и муниципальной собственности в обществе.

Приватизация осуществляется различными способами, которые регулируются Законом о федеральном значении и являются обязательными для всех субъектов Российской Федерации:

- В случае преобразования унитарных предприятий представлены условия, при которых объект трансформируется в открытое акционерное общество;

- Реализация материальных ресурсов осуществляется на конкурсной основе;

- Государственная собственность переходит в частные руки по результатам публичной оферты;

- Активы государства вносятся в уставный капитал АО;

- Формирование акций компании, которые распределяются между несколькими участниками.

2.2 Положительные и отрицательные стороны приватизации в России

Российская приватизация носила беспрецедентный характер не только по своим масштабам, но и по содержанию. В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, где передача в частные руки государственного имущества решала задачу повышения эффективности отдельных предприятий, в России приватизация была призвана обеспечить радикальное изменение отношений собственности, т.е. решить задачи изменения экономического базиса общества.

Приватизационные процессы, развивавшиеся в течение десяти лет, привели к существенному изменению структуры собственности в Российской Федерации в целом. В начале приватизации предполагалось, что сформировавшаяся структура собственности будет носить переходный характер и должна в дальнейшем трансформироваться в более эффективную структуру, и главным фактором в ходе приватизации станет приход на предприятия новых внешних инвесторов, в том числе иностранных, которые через биржевой и внебиржевой фондовые рынки будут инвестировать средства в развитие этих предприятий в обмен на участие в акционерном капитале. Однако эти ожидания не оправдались - очень многие предприятия не смогли привлечь реальные инвестиции в обмен на участие в акционерном капитале.


Важнейшим итогом первого этапа и в меньшей степени второго стало образование крупного частного и полугосударственного сектора, который, производя около 70% российского ВВП, безусловно доминирует в экономике РФ и является основой дальнейших рыночных преобразований.[12]

По существу, уже на первом этапе в стране сложилась принципиально новая структура отношений собственности, не имеющая ничего общего с прежним плановым хозяйством и исключающая или, по меньшей мере, делающая крайне маловероятной возможность возврата к последнему, и в целом благоприятствующая дальнейшей рыночной трансформации. Вместе с тем, итоги осуществленной приватизации оказались далеко не однозначными и во многом негативными. Это относится как к малой, так и к большой приватизации.

Поскольку приватизация во многом носила бесплатный характер, она не сопровождалась формированием реального капитала и его накоплением, без чего невозможен экономический рост и, следовательно, преодоление экономического кризиса. Вполне закономерно, что приватизация до сих пор не стала и крупным источником пополнения госбюджета. Даже в наиболее успешном в этом отношении 1998 г. на поступления от приватизации пришлось лишь 5,1% доходной части федерального бюджета РФ.

Большинство жителей, получив право на приватизацию, поспешили им воспользоваться, не особо задумываясь о возможных последствиях. И как показывает практика не очень, а иногда совсем не понимают сути приватизации ее положительных и отрицательных сторонах. Решив стать полноправным хозяином своего жилья, нужно понимать, что Вы становитесь не только обладателем определенных преимуществ, но и обретаете ряд обязательств, соблюдение которых может влиять на решение о проведении приватизации.

Собственника жилья, от нанимателей, которые у муниципалитета арендуют площадь, отличает ответственность, возникающая при гибели или порче имущества, ему принадлежащего, даже если ущерб возник в результате причин, на которые он не может повлиять. В данной ситуации, при отсутствии гарантий, о которых может побеспокоиться только собственник (к примеру, полис страхования), на компенсации от муниципалитета рассчитывать не приходиться.

Кроме того, владельцы жилья должны содержать его в соответствующем состоянии, то есть, косметические и капитальные ремонтные работы, призванные предотвращать его разрушение, проводятся за счет собственника. На хозяев также возлагается ответственность за полноценную работу инженерных коммуникаций, содержание мест общественного использования и придомовой территории. Иначе говоря, исходя из части, что находится в собственности, расходы по текущим платежам и сборам, ремонту общего имущества входят в Вашу ответственность. Собрали деньги на ремонт – сделали. Нет - дом будет, разрушатся, и до этого никому не будет дела.


Так же в случаях, если квартира располагается в памятнике архитектуры, Вы имеете достаточное количество ограничений по проведению перепланировок, улучшений внутренней и фасадной части, прочее.

Как показывают опросы многие считают, что приватизация, прежде всего выгодна системе ЖКХ, но увы это далеко не так. Система ЖКХ в виде коммунальных платежей или за обслуживание получит все начисленные платежи в любом случае от самих жителей или в виде компенсаций предоставляемых государством различным слоям населения.[13]

Основным моментом, возникающим при проведении приватизации и влияющий на принятие решения, в отношении собственников является налогообложение – собственники недвижимого имущества становятся плательщиками. Но этот вопрос пока мало кого волнует. Ставка налогообложения зависит от цены жилья и является обязательной к разовой плате в год. Следует учесть, что в законодательстве возможны изменения, влияющие на размер налогов исходя из стоимости квартиры, ее площади, месторасположения и так далее.

Исходя из этого, государство получает гарантированный источник дохода, в виде налоговых поступлений не зависимых ни от какой внешнеэкономической ситуации и полностью регулируемых государством, в тоже время избавляется от бремени расходов на его содержание, ремонт обслуживания придомовых территорий и т.д. Вот почему государство заинтересовано в приватизации и вынуждает избавится и муниципалитеты от принадлежащих им собственности.

Таким образом, приватизация государственной и муниципальной собственности Российской Федерации является эффективным средством улучшения экономической ситуации и, несомненно, роста социального благосостояния граждан не только в России, но и в других странах. Экономические реформы, проведенные в Российской Федерации в последние годы, в целом можно считать позитивными для дальнейшего развития экономики нашей страны. Согласно плану приватизации, утвержденному на 2017-2019 годы, приватизация принесет государству 5,6 миллиарда рублей в год.

Приватизация государственного и муниципального имущества представляет собой возмездную продажу имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципалитетов, физических и (или) юридических лиц.

При решении вопросов приватизации необходимо учитывать их исторический аспект в России. Наконец, в советские годы страна была сметена с лица земли массовой национализацией буржуазной собственности, т.е. переходом от частной к государственной. Все это было необходимо в контексте строительства коммунизма в СССР. Этот процесс вызвал массовый гнев, поскольку частная собственность и рыночные отношения сложились во всех развитых странах. Однако в связи с национализацией в СССР переход к рыночным отношениям занял много лет. В России большое внимание уделялось приватизации государственной и муниципальной собственности. Именно это привело к созданию новой рыночной системы экономики. Конечно, главным результатом должно было стать доминирование частной собственности, что позволило бы обновить рынок в России.


Однако отсутствие координации между государственными чиновниками и противоречивое законодательство в этой области только усугубило ситуацию и создало ряд новых, принципиально сложных проблем. Восстановление частной собственности, в том числе Института приватизации государственного и муниципального имущества, произошло только в 1991 году.

Говоря о приватизации государственной и муниципальной собственности, следует отметить термин "денационализация", т.е. процесс, прямо противоположный приватизации. "Денационализация" в России ассоциируется в первую очередь с двумя именами - Чубайс и Гайдар. Однако при проведении таких радикальных реформ в Российской Федерации политики не учитывали зарубежный опыт и тот факт, что приватизация государственной и муниципальной собственности в России приведет к сильной стратификации населения. Возрождение "олигархов" из забытой царской империи внесло путаницу в общественный порядок России.

Чиновников, государственную и муниципальную администрацию, чаще всего замечают при злоупотреблении служебным положением, а также при мародерстве на всех своих выставках, взяточничестве. К сожалению, все это связано с сегодняшней российской приватизацией государственной и муниципальной собственности, а также экономическими преступлениями, такими как подделка ценных бумаг, мошеннические операции с ваучерами, нечестные рекламные кампании, организация "финансовых пирамид" и многие другие. Все нарушения в приватизационных отношениях происходят в основном из законодательства, например, если нет достаточно строгих санкций за такие нарушения, граждане достаточно смелы, чтобы совершить дальнейшие нарушения, потому что знают, что они выдержат гораздо меньше, чем смогут заработать за все это.

По мнению правоохранительных органов, в процессе приватизации были созданы условия, позволяющие проводить операции по "теневому отмыванию" капитала, передаче значительной части государственных и муниципальных активов в собственность криминальных и так называемых "полукриминальных структур", что усилит их влияние на различные сферы экономической и политической жизни, а также на большую коррупцию государственного аппарата. Здесь сложность заключается в определении того, какие суммы "отмывались", а какие честно зарабатывались.

Полученная от Счетной палаты Российской Федерации информация подтверждает значительное количество выявленных нарушений Закона о приватизации. Среди нарушений в процессе приватизации, например, "популярными" являются: превышение установленных законом полномочий в области управления государственным имуществом; невыполнение органами власти прямых обязательств в области приватизации; занижение стоимости проданного государственного имущества; "притворство" проведения тендеров и низкая эффективность продаж; коррупция в органах власти; отсутствие системы противодействия преступности в области приватизации и т.д. Информация, полученная Палатой государственных бухгалтеров Российской Федерации, подтверждает наличие значительных нарушений а. Закона о приватизации, касающихся В вышеуказанных ситуациях основной проблемой является личность самих персонажей и их лидерские позиции. Дело в том, что они "с высоты своего побега" предполагают, что их "темные дела", представленные в органах государственной власти или местного самоуправления, могут остаться совершенно незамеченными и выглядеть законной деятельностью, но с количеством выявленных нарушений становится ясно, что их тактика не всегда работает.


Статистические данные Министерства внутренних дел и анализ судебных решений свидетельствуют о постоянном изменении и усложнении методов незаконной приватизации государственной и муниципальной собственности в Российской Федерации. Сегодня преступления совершаются как должностными лицами, так и покупателями государственной и муниципальной собственности, в основном на аукционах и аукционах по продаже государственной и муниципальной собственности. Все это говорит о том, что преступления в этой сфере совершаются достаточно часто, поскольку "оказание услуг" в ходе приватизации происходит или получает крупные и, в частности, крупные взятки, включая получение имущества в нарушение действующих норм, без необходимости проведения торгов или аукционов. В этом случае приватизация будет наиболее тесно связана с коррупцией в администрации и в обществе Российской Федерации в целом, а также с проблемами коррупции, и, как известно, все государственные силы будут брошены и до их решения незаконная приватизация государственной и муниципальной собственности будет продолжена.

Преступники также часто обращаются к арендодателям муниципального или государственного имущества, не подлежащего приватизации, но заявляют, что они могут помочь им передать арендованное имущество в собственность. Так, 1 апреля 2017 года в Москве были задержаны мошенники, действовавшие по этой системе. Преступники представили себя агентами чиновника Мингоримущества Москвы и предложили помощь в приватизации арендованного имущества за 9 миллионов рублей, которое, по их словам, должно было быть передано чиновникам "на поддержку". Домовладельцы, которые знали, что у них нет законных средств для приобретения имущества, согласились на такое мошенничество и выплатили необходимые суммы мошенникам.

Такие ситуации стали возможны из-за отсутствия адекватного правового регулирования процесса приватизации и установления ответственности за его нарушение, в том числе уголовной. Анализируя законодательство, регулирующее процесс приватизации с 1991 года по настоящее время, следует отметить, что в нем отсутствовал системный подход к разработке нормативно-правовой базы, что, в свою очередь, привело к постоянной задержке фактических приватизационных процессов, вытекающих из законодательства. Противоречивый характер законодательства привел к нарушению интересов государства и граждан. Например, вопрос полного соблюдения приватизационных норм еще не решен Конституцией России и Гражданским кодексом, что является актуальной проблемой.