Файл: Правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий (Понятие приватизации, её объекты и правовое регулирование).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приватизация в стране является относительно новой правовой формой в правовой системе страны. В России эта деятельность регулируется федеральным законом, который предусматривает, что приватизация муниципальной собственности является правовой процедурой преобразования государственной собственности в частную, которая осуществляется на основе специально разработанных норм и законов.[5]

Эти правила устанавливают все меры и методы прекращения государственной собственности и методы развития частной собственности. Закон трактует приватизацию как компенсационную продажу частных лиц (физических лиц) или организаций (юридических лиц) муниципальной собственности. В различных источниках, особенно в учебной и научной литературе, передача муниципальной собственности рассматривается как передача недвижимого и иного имущества из государственной (или муниципальной) в юридически обеспеченную частную форму. В то же время закон прямо предусматривает, что передача может также включать ценные бумаги и другие активы с имущественными правами. Закон основан на предположении, что приватизация муниципальной и государственной собственности осуществляется в соответствии с принципами, изложенными ниже:

1) признания равенства участников приобретения муниципального имущества и соблюдение публичности и открытости работы органов власти в области осуществления деятельности по приватизации;

2) возмездности, то есть взимания определенной платы или передачи в госсобственность (муниципального образования) акций ОАО, в уставный капитал которых зачисляется приватизируемое госимущество или имущество муниципальных образований;

3) самостоятельности институтов власти по решению вопросов, которые затрагивает приватизация муниципального имущества, и принятии решений по этим вопросам; Российское законодательство, в части которого регулируется приватизация муниципального имущества, содержит, кроме уже указанного федерального закона, другие правовые акты, имеющие отношение к вопросам проведения приватизации. При этом федеральный закон специально оговаривает условие, что иные акты, регулирующие приватизацию, и которые принимаются на региональном уровне, не могут противоречить федеральному закону. Любое положение о приватизации муниципального имущества должно иметь исключительно согласованный характер и не превышать полномочий того или иного субъекта в осуществлении приватизации.[6]


Законодательство также четко оговаривает способы приватизации. Этот перечень имеет исчерпывающий характер и не может трактоваться или применяться иным образом. Среди этих способов, закон предусматривает следующие:

- изменение формы собственности, главным образом, через преобразование УП в ОАО;

- распродажа на аукционе;

- открытая реализация активов ОАО;

- реализация через размещение его на специальном конкурсе;

- реализация имущества пределами страны (этот способ применяется только активов, в которых есть доля государственной собственности);

- размещение и проведение операций по продажам акций ОАО на бирже;

- реализация муниципального имущества путем его публичного предложения или посредством продажи без объявления цены;

- внесение имущества в уставные капиталы ОАО и хозяйственных обществ;

- продажа активов ОАО по результатам трастовых сделок.

Обобщая сказанное, можно свести все операции по способам приватизации к преобразованию унитарных предприятий в ОАО, внесению его в уставные капиталы, продаже через аукционы и иные формы реализации. При этом следует учитывать региональные особенности при проведении сделок по приватизации имущества муниципальных образований.

2. Гражданско - правовое обеспечение приватизации государственных и муниципальных предприятий в России

2.1 Нормативно правовое регулирование и особенности приватизации государственных и муниципальных предприятий в России

Правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий осуществляется посредством регулирования на различных уровнях: федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства Российской Федерации. Законодательство о приватизации отличается тем, что регулирует отношения, в которых государство играет доминирующую роль. В связи с этим возникает вопрос, какое законодательство может быть связано с приватизационным законодательством? Ответ на этот вопрос возможен, когда мы определим, какие отношения регулируются приватизационным законодательством.


В частности, Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 2001 года, являющийся основой приватизационного законодательства, содержит следующие нормы: Регулирование деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; их прав и обязанностей в области управления и осуществления полномочий; связанных с организационно-административной деятельностью (полномочия органов управления землей, иных государственных органов в области приватизации). Эти отношения носят административный характер, возникают между различными органами государственной (муниципальной) администрации и характеризуются формой власти и подчинения.[7] Другой группой отношений, регулируемых приватизационным законодательством, являются гражданско-правовые отношения между равноправными субъектами в связи с переходом прав собственности на имущество, подлежащее приватизации.

Бесплатная передача муниципальной собственности в собственность юридических и физических лиц осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации государственной и муниципальной собственности.

Программа приватизации муниципальной собственности, разработанная органом управления недвижимостью на основе государственной программы приватизации государственной собственности в Российской Федерации, представляется в муниципальный совет руководителем (управляющим) администрации муниципального образования в течение двух месяцев с момента принятия государственной программы.

Продажу муниципальной собственности осуществляют юридические лица, отобранные на основании результатов предложения, порядок и условия которого определяются муниципальным советом.

Компания имеет право продавать свою недвижимость в рамках права хозяйственного ведения с согласия муниципального совета по предложению главы (управляющего) муниципального управления.

Решение Муниципального совета об одобрении сделки по продаже недвижимости устанавливает стандарты распределения средств от продажи недвижимости между предприятием и муниципальным бюджетом. Доля средств, направляемых в бюджет муниципального образования, не может быть менее 25%.

Таким образом, можно сделать вывод, что приватизационное законодательство содержит как гражданские, так и административные нормы, определяющие личные и общественные отношения граждан. Кроме того, закон о приватизации также содержит нормы, регулирующие другие виды отношений: финансовые и бюджетные отношения (в отношении определения норм и порядка распределения средств, полученных в результате приватизации), отношения, связанные с использованием культурных или социальных объектов и т.д.


Способы приватизации - это предусмотренные законом правовые формы продажи государственного имущества в частную собственность, принадлежащую физическим и юридическим лицам. Приватизация государственной и муниципальной собственности может осуществляться только способами, предусмотренными Законом о приватизации.

Законодательство о приватизации всегда предусматривало конкретные методы приватизации. По мере развития законодательства число методов приватизации увеличивалось, а условия их применения улучшались.

Большинство методов приватизации (восемь из десяти процедур, упомянутых в Законе о приватизации) - это договоры купли-продажи. Можно сказать, что большинство методов приватизации являются различными способами продажи государственной собственности.

Способы приватизации упорядочены в законе в соответствии с их значимостью в определенном порядке; как правило, переход к следующему способу приватизации допускается, если предыдущий способ не может быть применен или не был применен. Таким образом, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия может быть осуществлена только путем преобразования в открытое акционерное общество, а если размер уставного капитала предприятия не превышает минимального размера уставного капитала открытого акционерного общества, установленного законодательством Российской Федерации, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется иным способом, предусмотренным федеральным законом.

Законное основание приватизации государственного и муниципального имущества в Российской Федерации в настоящее время определено Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» .

Этот закон вводит ряд улучшений в управление процессом приватизации . Во-первых, устраняется двойственность правовой основы приватизации, что было вызвано параллельным принятием приватизационных законов и программ приватизации на определенный период (1-2 года).

Во-вторых, полномочия разных ветвей власти4 сбалансированы: Президент (который обычно не считается ветвью власти, потому что в Российской Федерации Президент имеет высшие исполнительные полномочия, принимает решения, обязательные для правительства, и высшие законодательные права – издание указов, имеющих силу закона для всего населения и всех юридических лиц), правительства и Федерального Собрания Российской Федерации. Закон устанавливает четкую последовательность действий государства в проведении государственной политики приватизации[8].


В соответствии с Конституцией Президент Российской Федерации обеспечивает включение стратегических предприятий и акционерных обществ и определяет возможность их приватизации.

Приватизация естественных монополий может осуществляться только на основе законов, принятых Федеральным Собранием. Правительство, принимая во внимание решения Президента и Федерального Собрания, планирует и направляет процессы приватизации и ежегодно докладывает депутатам о результатах. Кроме того, специфика компиляции активов организаций атомного энергетического комплекса Российской Федерации, подлежащих приватизации, а также федеральных государственных унитарных предприятий, для которых Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» решает от имени Российской Федерации, права по полномочиям собственника имущества. Специфика состава активов Государственной корпорации Роскосмоса по космической деятельности, подлежащей приватизации, в том числе государственных унитарных предприятий, для которых Государственная корпорация Роскосмоса по космической деятельности осуществляет полномочия собственника имущества от имени Российской Федерации и также определяет расчет их балансовой стоимости[9].

Закон о приватизации, в отличие от предыдущего законодательства, не указывает, что была создана комиссия для составления всех документов, необходимых для приватизации, акта инвентаризации, акта передачи.

Таким образом, создание комиссии по приватизации в составе, указанном в предыдущем законодательстве закона о приватизации, не предусмотрено. Балансовая стоимость активов, нормативная цена предприятия как имущественного комплекса, начальная цена приватизированного имущества, фактическая цена покупки приватизированного имущества различна.

Балансовая стоимость активов состоит из суммы чистых активов в соответствии с промежуточным балансом предприятия и стоимостью земельных участков, занятых предприятием. Нормативная цена6 – это минимальная цена отчуждения государственного имущества, рассчитанная на основании Правил определения регулирующей цены государственной или муниципальной собственности, подлежащей приватизации, утвержденной Правительством Российской Федерации.

Правила определения регулирующей цены государственной или муниципальной собственности, подлежащей приватизации, были признаны недействительными Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 2011 года № 71. Подготовка решений об условиях приватизации федерального имущества предусматривает определение состава имущества, подлежащего приватизации, способа его приватизации и начальной цены, если иное не установлено законом, а также другую информацию, необходимую для приватизации имущества. Начальная цена (рыночная цена объекта) , созданная на основе отчета об оценке независимого оценщика, составленная в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, при условии, что с даты составления оценочного отчета объекта оценки день размещения на официальном интернет-сайте объявления о продаже государственной или муниципальной собственности состаляло не более шести месяцев. Решение о приватизации определяет способ приватизации имущественного комплекса. Методы приватизации выбираются в определенной последовательности. Если размер уставного капитала (стоимость чистых активов компании превышает минимальный размер уставного капитала (1000 минимальных заработных плат), установленный федеральным законом на дату регистрации компании, приватизация осуществляется только путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество (пункт 2 статьи 13 Закона о приватизации).