Файл: Правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий (Понятие приватизации, её объекты и правовое регулирование).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

События, происходившие в России в начале 90-х годов, повлекли за собой перемены, коснувшиеся изменения прав на собственность. В стране началась приватизация государственного и муниципального имущества. Приватизация означает переход собственности, принадлежащей государству, в частные руки, за некоторую плату или безвозмездно.

Приватизация в России шла полным ходом. Основные правовые рамки были установлены Законом о приватизации. Были созданы специальные комитеты для подготовки необходимых документов, оценки объектов и организации аукционов. Фонды недвижимости продавали организации и их акции. Приватизация и приватизация в России основывались на принципах равенства индивидуальных покупателей и абсолютной прозрачности процесса. Все это являлось принудительной мерой при переходе к рыночной экономике.

В то время акционерные общества были широко распространены в стране. При такой форме трансформации компании ее сотрудники получали льготы на приватизацию имущества. Акции были распределены среди них бесплатно. В 1992 году ваучерная приватизация получила широкое распространение в России. Каждому гражданину страны был выдан бесплатный купон, который давал ему право на приобретение части собственности на компанию. Эта мера позволила сохранить принцип равенства между различными социальными слоями общества. Каждый гражданин имел возможность приобрести часть имущества на равных условиях.

Вторым преимуществом бесплатного распространения ваучеров стало ускорение процесса приватизации государственной и муниципальной собственности. Такая модель приватизации применялась не только в России, но и в Румынии, Польше и Чехословакии. Льготная приватизация в России предоставляла скидки отдельным категориям граждан. Имеет место также возвращение собственности владельцам и их наследникам, которые в предыдущие годы находились в незаконном неблагоприятном положении. Этот процесс назывался реприватизацией.

Иногда с самого начала проводилась официальная приватизация, которая также включала передачу собственности в частные руки. При этом существенных изменений в структуре компании, в ее основных средствах не произошло. Это была подготовка к существенной приватизации. Реальная приватизация в России проходила через продажу государственной собственности в частные руки. Этот процесс осуществлялся посредством аукционов и тендеров. Конкурс проводился в открытой форме или с ограниченным числом инвесторов. Данный метод позволил привлечь большое количество потенциальных инвесторов. Отбор проводился не только на основе ценовых индикаторов. На первый план вышли многие другие факторы. Например, решающее значение имеет значительный приток капитала. При продаже государственной и муниципальной собственности на аукционе основным критерием являлась предлагаемая стоимость. Другие факторы имеют второстепенное значение. Компания была продана по реальной рыночной цене, что было очень важно на данном этапе. Кроме того, данная форма продажи позволила сократить количество коррупционных дел. В то время другие методы приватизации привели бы к массовому взяточничеству в связи с продажей. Была прямая продажа конкретному инвестору. Это было сделано с учетом важности инвестора. Таким образом, необходимо было правильно определить фактическую стоимость имущества. Приватизация в России шла быстрыми темпами. У организации были свои преимущества и недостатки. Только сейчас можно определить масштаб и выявить любые неточности.


Объектом исследования служит система условий, необходимая для реализации приватизации.

Предметом исследования является система взаимоотношений, возникающих между государством и другими хозяйственными субъектами по поводу приватизации.

Вопросам теории и практики приватизации, посвященные труды А. Городецкого, В. Львова, JI. Никифорова, Ю. Швыркова, Е. Ясина и др.

Целью настоящего исследования является анализ теоретических и практических аспектов правового регулирования приватизации государственных и муниципальных предприятий.

В соответствии с главной целью поставлены следующие основные задачи:

- раскрыть понятие приватизации, её объекты и правовое регулирование;

- рассмотреть гражданско - правовое обеспечение приватизации государственных и муниципальных предприятий в России.

Теоретической основой исследования послужили научные концепции в области теории приватизации, представленные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных ученых. В работе использованы законодательные и нормативные документы РФ.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

1. Понятие приватизации, её объекты и правовое регулирование

1.1 Понятие приватизации и разгосударствления

Развитие рыночной экономики в переходный период требует целого ряда мер по реструктуризации всей экономики, с тем чтобы сделать ее как можно более эффективной и динамичной. Одним из основных направлений этой работы является разгосударствление и приватизация имущества. Такие меры способствуют появлению новых форм организации производственной деятельности во всех без исключения секторах экономики.

В целом, такая деятельность очень болезненна для различных социальных групп населения, и речь не идет о разгосударствлении и приватизации, подразумевающей перераспределение собственности и прав пользования ею, в процессе ее реализации часто разрушаются привычные ценности, меняются системы ценностей, меняется философия экономического мышления и группы населения, вовлеченные в этот процесс.[1]


Поэтому разгосударствление и приватизация требуют разработки тщательно выверенных программ, обеспечивающих наилучшую практику для этого социально-экономического процесса.

Важным моментом в понимании содержания необходимых мер является вопрос о четком понимании содержания концепций денационализации и приватизации. Денационализация, в самом широком смысле этого понятия, означает понимание системы мер по демонополизации экономики и отказу от административно-командной стратегии ее развития, для выхода на путь формирования многослойного экономического механизма, развивающегося в соответствии с естественными законами цивилизованной рыночной экономики. При решении этой проблемы, как правило, речь идет о проведении и индивидуальном контроле деятельности по развитию и освобождению государства от возможности тотального и прямого вмешательства в экономический процесс.

Как показывает мировой опыт политики денационализации, эта деятельность является решением двух взаимосвязанных и взаимоисключающих задач:

- переход от административно-командных стратегий управления к экономическим технологиям, основанным на действии экономических законов;

- изменение содержания и форм производственно-экономических отношений на основе ее многоукладного и свободного развития. Процесс разгосударствления подразумевает реализацию следующих направлений деятельности:

- создание эффективного негосударственного сектора экономики развивающегося на основе многообразия типов хозяйствующих субъектов;

- преобразование и перевод предприятий государственной собственности на пути эффективного развития в условиях рыночной экономики, прежде всего – освобождение их от прямого управляющего воздействия государства при помощи административно-командных методов;

- приватизация части собственности непосредственно в руки граждан – создание частного сектора экономики.[2]

Из этого следует, что денационализация и приватизация являются системно взаимосвязанными процессами, в которых приватизация является структурно необходимым элементом политики денационализации. На практике приватизация может происходить вне процесса разгосударствления, и в этом случае она сводится к децентрализации корпоративного управления или смене собственника без смены собственника. Этот вариант приватизации обычно используется для восстановления экономики или отдельных ее секторов. Один из видов приватизации - приватизация муниципальной собственности - точно такой же. В основном осуществляется с целью привлечения инвестиций в регионы.


По сути, это процесс передачи в собственность, долгосрочной аренды земли, предприятий, инфраструктуры при условии их активного участия в развитии и модернизации передаваемой экономики. Приватизация собственности муниципальных субъектов также выгодна местным органам власти и предпринимателям, поэтому в некоторых странах, в том числе в регионах России, реализуются программы бесплатной приватизации. Такой механизм позволяет муниципальным учреждениям избавляться от объектов, которые они не могут эффективно использовать, и получать прибыль в случае компенсационной или обязательной приватизации.

Приватизация — это процесс добровольной передачи государственного имущества частным лицам безвозмездно или за определенную плату.

При этом объектами такой сделки могут быть предприятия крупной, средней и мелкой промышленности, а также сферы услуг и сельского хозяйства, жилищный фонд и т. п. Всего в мире насчитывается 22 формы приватизации, но в условиях российской действительности получили свое распространение только 6 из них. Это продажа акций, на аукционах, на коммерческих и инвестиционных конкурсах, продажа ликвидируемых предприятий и сдача в аренду. Российская приватизация берет свое начало еще в конце 80-х годов. Для этого периода, называемого спонтанной приватизацией, характерен вывод активов государственных предприятий в теневой сектор. Легализация приватизации упростила процесс перевода государственного имущества в частные руки. В таблице приведены временные рамки и основные методы этапов приватизации в России. Стратегия приватизации в России Этапы приватизации Период Основные методы Спонтанная 1987–1991 Вывод активов Массовая («ваучерный этап») 1992–1994 Раздача ваучеров Денежная 1994–1997 Продажа и перепродажа активов Перерыв 1997–2000 – «Точечная» 2001 – настоящее время Продажа активов Начало спонтанной приватизации положил процесс перестройки, когда рост полномочий местных начальников открывал им возможности для присвоения прибыли руководимого предприятия. Занимаемый руководителем пост позволял выкупать активы предприятия по балансовой стоимости, которая была существенно ниже установленной рыночной. Таким образом, в ходе первого неофициального этапа приватизации, к началу 1992 года большинство предприятий сферы услуг и легкой промышленности уже перешли в частную собственность. Государственная программа приватизации, утвержденная в июне 1992 года, положила начало второму — массовому этапу. Согласно программе, малые предприятия подлежали продаже на торгах или напрямую сотрудникам («малая приватизация»). Часть средних и крупных предприятий промышленности была преобразована в открытые акционерные общества, 29 % акций которых подлежали обязательной продаже через публичные аукционы за ваучеры («чековая приватизация»). Таким образом, подлежавшие обязательной продаже предприятия торговли, общественного питания, строительства, пищевой и легкой промышленности к концу 1994 года на 60–70 % являлись частными.


С 1 июля 1994 начался третий — денежный этап. Его суть заключалась в постепенной продаже предприятий в частную собственность за деньги. При этом предприятие было продано лицу, предложившему наибольшую сумму, а вырученные средства планировалось потратить на инвестиционные цели. На этом этапе продаже подлежали в основном государственные пакеты приватизированных предприятий, земельные участки этих предприятий, а также разного рода недвижимость. В поисках наиболее эффективного способа осуществления денежной приватизации правительство пришло к практике залоговых аукционов. Передача в доверительное управление отдельных «точечных» предприятий за первый год принесло в казну более 800 млн долл.

Последний этап приватизации, называемый точечным, начался в 2001 году и продолжается по сей день. Здесь упор был сделан на прозрачности сделок, а не на скорости и количестве приватизированных предприятий. Именно на этом этапе в частные руки полностью или частично перешли такие известнейшие российские компании, как Россгосстрах, Лукойл, Роснефть, Банк ВТБ, Сбербанк и другие. Всего в период с 1992 по 2006 год в стране перешли в частную собственность около 120 тысяч государственных и муниципальных предприятий.

Приватизация жилищного фонда берет свое начало 2 декабря 1988 в момент принятия постановления «О продаже гражданам в собственность квартир…». Согласно постановлению, каждая семья имела право на выкуп только одной квартиры или частного дома. Однако выкуп не оправдал ожиданий правительства, и 4 июля 1991 года в России была объявлена официальная добровольная приватизация жилфонда, с ограничением, что каждый гражданин имеет право приватизировать жилье только один раз в жизни. По данным Росстата, в частную собственность перешло 75 % жилищного фонда. Вопрос о приватизации земли был поставлен лишь в 2001 году с пересмотром Земельного кодекса. Наиболее экономически значимые земли были введены в оборот, а также был провозглашен принцип единства недвижимого имущества и занимаемой им территории. В 2002 году в оборот были введены земли сельскохозяйственного назначения, но лишь порядка 8 % земельного фонда страны перешло в частные руки. Каковы же итоги осуществления приватизации в России? Самое главное — переход от социализма к капитализму, основным условием которого является наличие частной собственности. Однако более 80 % граждан убеждены в нечестности проведенной приватизации и готовы к пересмотру ее итогов. Возможен ли пересмотр итогов? Скорее всего нет.