Файл: Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность(Понятие содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Общие положения о содействии граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

1.1. Понятие содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

1.2. Задачи и значение содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

1.3. Принципы осуществления содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

1.4. Формы и условия содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

Глава 2. Проблемные вопросы, касающиеся содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

2.1. Оформление сотрудничества граждан с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

2.2. Социальная и иная защита граждан, осуществляющих сотрудничество с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

2.3. Предание гласности сведений о лицах, на конфиденциальной основе оказывавших содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

Заключение

Библиография

Какие-либо стандартные условия контракта отсутствуют: его содержание определяется индивидуально для каждого вида сотрудничества, особенностей личности и прочих качеств лица, с которым он заключается, а также обусловленных ситуацией ожидаемых результатов сотрудничества.

Контрактом могут также устанавливаться особые требования к обеспечению конфиденциальности и прочих условий осуществления оперативно-розыскных мероприятий, в частности, по сохранению государственной тайны. В частности, могут устанавливаться ограничения по выезду за пределы Российской Федерации лица, с которым заключается контракт.

В то же время при составлении контракта следует учитывать, что в нем недопустимо указывать сведения, составляющие государственную тайну, раскрывать сущность и детали оперативно-розыскных мероприятий.

Негласное сотрудничество граждан с оперативными подразделения-ми государственных органов, ведущих оперативно-розыскную деятель-ность, возможно лишь на добровольной основе после получения согласия на их участие в оперативно-розыскных мероприятиях, в устной или пись-менной форме .

Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, это специфический вид оказания помощи, поддержки в их работе. Выделяется также понятие сотрудничества, которое представляет собой разновидность содействия, предполагающий не просто помощь, а участие в совместной работе. Специфической особенностью рассматриваемого в работе содействия граждан является следующее: возможность установления отношений сотрудничества только органами, уполномоченными в соответствии с федеральным законодательством осуществлять оперативно-розыскную деятельность, для производства оперативно-розыскных мероприятий. Другие лица, например, частные детективы и журналисты, также имеют право использовать содействие граждан в своей деятельности, но такое использование выражается в иных правовых формах и значительно более ограничено, чем содействие органам, осуществляющим ОРД.

Органы, осуществляющие ОРД, имеют право привлекать к содействию граждан только для решения задач, предусмотренных законодательством об оперативно-розыскной деятельности, и только в пределах компетенции соответствующего органа. Сотрудничество осуществляется исключительно на добровольной основе (хотя мотивы лица при этом могут быть любыми) и может быть гласным или негласным (конфиденциальным), а также осуществляться разово или на постоянной основе (по контракту). Для последнего устанавливаются ограничения: ряд категорий лиц к сотрудничеству по контракту привлекаться не может (например, священнослужители и адвокаты). В то же время, представляется, что необходимо абсолютное установление ограничений на сотрудничество с органами, осуществляющими ОРД для некоторых категорий граждан (в частности, для упомянутых выше), так как и в случае временного сотрудничества возникает неустранимый этический конфликт.


Привлечение граждан к сотрудничеству с органами, осуществляющими ОРД, должно основываться на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на отраслевых принципах конспирации, а также сочетания гласных и негласных методов и средств. Кроме того, привлечение граждан к подготовке оперативно-розыскных мероприятий и к участию в них должно осуществляться целенаправленно и с учётом целесообразности использования содействия граждан. Ему должна предшествовать серьёзная информационно-аналитическая работа.

Сотрудничество граждан с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, подлежит оформлению в той или иной форме. Хотя закон не исключает устной или односторонней письменной формы оформления, наиболее надёжной и отвечающей потребностям практики следует признать письменную контрактную форму. Контракт о сотрудничестве может быть заключён с совершеннолетними дееспособными гражданами и представляет собой двусторонний договор, детализирующий права и обязанности сторон, а также вознаграждение, подлежащее предоставлению гражданину в случае добросовестного сотрудничества. Оно может носить материальный характер, в том числе выражаясь в виде регулярных или разовых денежных выплат, либо представлять собой предоставление определённых льгот в рамках уголовного, уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального и иного законодательства (например, освобождение от уголовной ответственности на основании деятельного раскаяния, предоставление льгот в период пребывания в пенитенциарных учреждениях), либо совершение государственныими органами иных действий в интересах сотрудничающего лица (устройство на работу, изменение внешности и т.п.).

Спорным является вопрос относительно правовой природы такого договора. Он имеет определённое сходство как с трудовым договором, заключаемым с работником, выполняющим определённые трудовые обязанности (особенно если речь идёт о сотрудничестве на постоянной основе, которое выступает для гражданина основной деятельностью), так и с гражданско-правовыми договорами. Однако, поскольку заключение, содержание и исполнение данного договора регулируется нормами публичного права, скорее, следует говорить о его административно-правовом характере.

Следует также отметить, что законодательство предусматривает в отношении лиц, осуществляющих сотрудничество с органами, осуществляющими ОРД, предоставление мер социальной и иной защиты. В частности, это право на пенсионное обеспечение, охрану, предоставление убежища, замену паспортов и так далее. В случае гибели лица, на постоянной основе сотрудничающего по контракту с органами, осуществляющими ОРД, в ходе производства оперативно-розыскных мероприятий, либо его увечья могут назначаться пенсии по инвалидности и в связи с потерей кормильца.


Сведения о лицах, сотрудничающих с органами, осуществляющими ОРД, составляют государственную тайну. Их предоставление каким-либо органами и должностным лицам возможно только при условии соблюдения режима секретности, а предание гласности сведений о таких лицах возможно лишь с их письменного согласия. В необходимых случаях их показания могут приобщаться к уголовным делам с сокрытием сведений, указывающих на личность данных субъектов. Секретность должна соблюдаться и при получении такими гражданами права на пенсионное обеспечение.

В целом по итогам исследования можно сделать вывод, что использование содействия граждан органами, осуществляющими ОРД, имеет важное значение в выполнении ими задач, которые поставлены перед ними законодателем, и должно осуществляться на основе строгого соблюдения принципов законности и защиты прав и свобод граждан, в том числе с предоставлением должной защиты лицам, осуществляющим такое сотрудничество.

Практикой оперативно-розыскной деятельности выработано три спо-соба оформления содействия граждан органам, осуществляющим опера-тивно-розыскную деятельность. Во-первых, это устная договорённость, которая применяется в ситуациях, когда обстановка исключает или делает неуместным получение письменного согласия. Во-вторых, это получаемая с гражданина расписка или подписка о сотрудничестве, в которой он в од-ностороннем порядке выражает своё согласие с условиями сотрудниче-ства. Наконец, третьей формой является контракт.

Современная теория оперативно-розыскной деятельности исходит из того, что именно третья, контрактная письменная форма является основ-ной, так как позволяет наиболее точно определить условия и пределы со-трудничества .

Закон об ОРД устанавливает, что заключить контракт органы, осу-ществляющие оперативно-розыскную деятельность могут с лицами, до-стигшими 18-летнего возраста, которые являются дееспособными. При этом не имеет значения, являются ли они гражданами Российской Федера-ции, какой они национальности, пола, к какому имущественному и соци-альному слою, религии относятся, каких политических убеждений при-держиваются. Ограничения касаются лишь отдельных категорий (таких, как депутаты, судьи, прокуроры, адвокаты, священники и иные представи-тели религиозных организаций) и установлены по морально-этическим со-ображениям.

По своей сущности контракт представляет собой договор, который заключается, с одной стороны, между органом, осуществляющим опера-тивно-розыскную деятельность, а с другой стороны — с лицом, которое берёт на себя обязательство оказывать ему и государству в целом в его ли-це содействие. В свою очередь, государство также берёт на себя обязатель-ства перед этим лицом. Содержание контракта довольно богато: это срок и цель сотрудничества, условия прекращения контракта, либо, напротив, его продления, характер и порядок предоставления вознаграждения, порядок обеспечения конфиденциальности, гарантии безопасности, которые предо-ставляются лицу, с которым заключается договор, ответственность его за неисполнение обязательств по сотрудничеству и так далее . В целом, зна-чение контракта заключается в том, что в нём можно крайне детально ого-ворить все существенные условия, касающиеся сотрудничества граждани-на с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность .


Какие-либо стандартные условия контракта отсутствуют: его содер-жание определяется индивидуально для каждого вида сотрудничества, особенностей личности и прочих качеств лица, с которым он заключается, а также обусловленных ситуацией ожидаемых результатов сотрудниче-ства.

Контрактом могут также устанавливаться особые требования к обес-печению конфиденциальности и прочих условий осуществления оператив-но-розыскных мероприятий, в частности, по сохранению государственной тайны. В частности, могут устанавливаться ограничения по выезду за пре-делы Российской Федерации лица, с которым заключается контракт.

Процедуры заключения и исполнения контракта о сотрудничестве регламентируются носящими закрытый характер ведомственными нормативными актами[36].

При этом согласно общим правилам письменный текст контракта составляется в двух экземплярах и подписывается лицом, обязующимся оказывать конфиденциальное содействие в осуществлении оперативно-розыскной деятельности, и руководителем соответствующего органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и заверяется гербовой печатью. Контракт от имени органа подписывают руководители, перечень которых определяется ведомственными актами[37].

Лицо, подписавшее контракт, имеет право получить один экземпляр контракта. В связи с этим рекомендуется заранее предусмотреть возможную форму хранения подписанного контракта. Вопрос о месте и условиях хранения контракта решается в индивидуальном порядке.

Контракт вступает в законную силу с момента подписания его сторонами, если иное не указано в тексте самого контракта. Как правило, оба экземпляра контракта хранятся в органе, осуществляющем оперативно-розыскную деятельность, с которым этот контракт подписан.

Возмездный характер контракта может означать не только денежную оплату услуг лица, оказывающего содействие, но и иные формы эквивалентного «вознаграждения»: освобождение от уголовной ответственности, передачу имущества в собственность, устройство на работу, выдачу новых документов, пластическую операцию и др.

Вознаграждение лицам, оказывающим содействие, выплачивается из финансовых средств, выделяемых на оперативно-розыскную деятельность в соответствии со ст. 19 Закона об ОРД.

Вознаграждение может носить характер ежемесячных и разовых выплат. При этом размер ежемесячного денежного вознаграждения лицам, оказывающим содействие по контракту, определяется в соответствии с ведомственными нормативными актами соответствующих органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.


Поощрение содействия со стороны граждан, используемых оперативными подразделениями органов, исполняющих наказание, допускает и такую специфическую форму вознаграждения, как предоставление им различного рода льгот в период пребывания в пенитенциарном учреждении, а также представление к досрочному освобождению из него, основываясь на соответствующих нормах уголовного, уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального законодательства[38]. Кроме того, лицам, оказывающим на конфиденциальной основе содействие осуществляющим оперативно-розыскную деятельность органам, могут оплачиваться путевки в санатории, лечение в различных учреждениях, а также выдаваться вознаграждения в форме ценных подарков.

Прекращение отношений конфиденциального сотрудничества на контрактной основе возможно при истечении срока контракта и отказа сторон или одной из сторон от его продления или при появлении оснований к досрочному расторжению контракта.

Досрочное расторжение контракта возможно:

— по согласованию сторон, в том числе в связи с досрочной реализацией целей контракта;

— по инициативе органа или лица, оказывающего содействие, в связи с объективными причинами, не зависящими от воли сторон, например, когда отпадает необходимость в сотрудничестве с конкретным лицом по причине изменения оперативной обстановки или утраты им необходимых для этого возможностей либо в связи с неудовлетворительным состоянием здоровья конфидента;

— в связи со смертью лица, оказывавшего конфиденциальное содействие по контракту;

— в связи с приобретением лицом, оказывающим конфиденциальное содействие на контрактной основе, статуса, лишающего возможности использовать его содействие по контракту: избрание депутатом, назначение судьей или прокурором, вступление в коллегию адвокатов или занятие положения, относящего это лицо к категории священнослужителей;

— в связи с неисполнением условий контракта.

К последнему основанию, в частности, относят[39]:

— разглашение сведений о конфиденциальном сотрудничестве;

— совершение конфидентом преступления, например, вступление конфидента в преступный сговор с лицами, подозреваемыми в подготовке, совершении и сокрытии преступления;

— использование конфидентом сотрудничества для сокрытия преступной деятельности;

— разглашение сведений конфиденциального характера, сопряженное с нанесением ущерба оперативно-розыскной деятельности;