Файл: Процессы принятия решений в организации (на примере ООО «Центр программирования»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стадия принятия решения состоит из этапов разработки, оценки и выбора альтернатив. Как только определены факторы, ограничивающие решение, менеджер начинает работу по поиску альтернатив или возможных направлений действий для решения проблемы.

Многие из альтернативных решений легко обнаружить. Они обычно известны из предыдущего опыта, стандартны и легко вписываются в критериальные границы лучшего решения.

Однако нередко возникают новые, уникальные проблемы, решение которых не укладываются в стандартные рамки. В этом случае необходим творческий подход. Секрет творческой среды — в умелом управлении. Существует много методов творческого поиска альтернатив: «мозговой штурм», метод выдвижения предложений, групповой анализ ситуации, карта мнений и т.п.

При выборе альтернативы могут использоваться три подхода:

  1. Прошлый опыт;
  2. Проведение эксперимента;
  3. Исследование и анализ[12].

Эксперимент как метод выбора альтернативы основан на том, что берется одна или несколько альтернатив и они апробируются на практике. Эксперимент широко используется в науке. Однако следует принять во внимание дороговизну техники экспериментирования.

Исследование и анализ предусматривает решение проблемы через ее понимание. Метод предусматривает разложение проблемы на части и изучение каждой из них. Сами изучение и анализ в этом случае намного дешевле, чем эксперимент. Важным инструментом данного метода является разработка различных моделей решения.

Организация выполнения принятого решения — решение должно быть доведено до исполнителей, которые получают четкие директивы по его выполнению. Обязательно также определение сроков и ресурсов.

Организация выполнения решения как этап предусматривает координацию усилий многих людей. Менеджера здесь должно интересовать стремление сделать людей заинтересованными и мотивированными в реализации решения. Данный этап состоит из нескольких шагов. Сюда относится составление плана мероприятий (конкретные действия, которые превращают решение в реальность). Необходимо распределить права и ответственности среди участников. Необходимо также построить коммуникационную сеть для обмена информацией и отрегулировать соответствующие отношения подчинения между участниками.

Такой подэтап — это встраивание в решение механизма получения информации о ходе выполнения решения (обратная связь). То есть должна осуществляться функция контроля — установление стандартов и измерение показателей в отношении этих стандартов.


Трудности в принятии решений вызваны, в основном, состоянием среды, в которой они принимаются. Окружение характеризуется условиями неопределенности, риска и определенности.

Далее следует выбор наилучшего варианта – кульминация принятия решения.

Под условиями определенности понимают такое положение, при котором руководитель точно знает результат каждого из вариантов альтернативных решений и остается выбрать только наиболее предпочтительный из них, исходя из целей управленческого решения. Таких решений очень мало.

Если результаты не являются определенными, но вероятность каждого результата известна, то их относят к принятым в условиях риска. Риск — это степень неопределенности, с которой прогнозируется результат. Она изменяется от 0 до 1: сумма вероятности всех альтернатив равна единице. Объективность степени вероятности зависит от объема и качества информации, используемой для ее определения[13].

Если возможность определить будущие результаты отсутствует, то считается, что решение принято в условиях неопределенности. Подобные решения принимаются по абсолютно новым факторам производства и окружающей среды. Условия неопределенности означают, что действия имеют множество частных исходов, но вероятность этих исходов неизвестна, а также характеризуются неполнотой и неточностью информации о решаемой проблеме.

Динамизм производства и среды постоянно меняют ситуацию, поэтому решение необходимо принимать быстро, пока не изменились условия, на которых они были основаны. Влияние фактора времени частот требует принятия интуитивных решений. Без учета этого фактора они могли бы быть приняты на основе рационального анализа[14].

Последний этап – создание волевого усилия для реализации решения (передача сигнала эффекторам).

Эффективные решения должны приниматься с учетом следующих принципов (рисунок 3).

В целом, процесс принятия решений можно представить в виде древовидной, иерархической структуры. Она содержит множество альтернатив, которые порождаются возможные варианты и отсекаются наименее перспективные "ветви". Этот процесс завершается, когда остается одна единственная "ветвь" – принятое решение.

После принятия решения конечно требуется его реализовать. Для этого, кроме создания волевого усилия, требуется контролирование, регулирование и управление процессом реализации.

Рис. 3. Принципы принятия решений[15]


А после достижения цели и получения результата нужно оценить, насколько он совпадает с ожидаемым. Если не соответствует, является недостаточным, т.е. проблемная ситуация не разрешена, тогда принимается новое решение и выполняются дополнительные действия.

2. Анализ процесса принятия управленческих решений в ООО «Центр программирования»

2.1 Общая характеристика ООО «Центр программирования»

ООО «Центр программирования» зарегистрировано 28 июня 2006 года.

Полное фирменное наименование: Общество с ограниченной ответственностью «Центр программирования».

Краткое наименование: ООО «ЦП».

Организационно–правовая форма – Общество с ограниченной ответственностью.

Основной вид деятельности ООО «ЦП»: 47.41 Торговля розничная компьютерами, периферийными устройствами к ним и программным обеспечением в специализированных магазинах.

Дополнительные ООО «ЦП»:

  • 62.01 Разработка компьютерного программного обеспечения.
  • 62.02 Деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий.
  • 62.09 Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая.
  • 63.11.1 Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов.
  • 69.10 Деятельность в области права.
  • 69.20 Деятельность по оказанию услуг в области бухгалтерского учета, по проведению финансового аудита, по налоговому консультированию.
  • 70.22 Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления.

Уставный капитал – 10 000 руб.

ООО «ЦП» применяет упрощенную систему налогообложения.

Руководитель организации: Николаев Александр Анатольевич.

Юридический адрес ООО «ЦП» – 443011, Самарская область, город Самара, улица 22 Партсъезда, дом 207 этаж 9, офис 35.

Организационная структура управления ООО «ЦП» представлена на рисунке 4.

Генеральный директор

Секретарь

Коммерческий директор

Главный бухгалтер


Отдел закупок

Старший менеджер по продажам

Бухгалтер

Менеджеры

Менеджер по продажам

Рис.4. Организационная структура управления ООО «ЦП»

Генеральный директор имеет право первой подписи и распоряжения финансовыми и имущественными средствами общества, осуществляет руководство предприятием, представляет фирму во внешних организациях, организует выполнение планов производства и реализации продукции.

Главный бухгалтер организует бухгалтерский учет и составление отчетности предприятия в соответствии с функциональными обязанностями, определенными Законом о бухгалтерском учете.

Коммерческий директор руководит процессом продаж, в его подчинении находится старший менеджер по продажам и менеджеры.

Отдел закупок обеспечивают организацию закупкой канцелярских товаров, предназначенных для пперепродажи.

Секретарь занимается кадровой работой, выполняет поручение генерального директора.

Таким образом, сложившаяся организационная структура управления в ООО «ЦП» имеет линейную структуру.

Цель: ООО «ЦП» получение прибыли путем удовлетворения потребностей населения.

Миссия: Стать лучшим среди магазинов–конкурентов и занять позицию на рынке товаров.

Стратегическими целям развития ООО «ЦП» является расширение сферы деятельности, увеличение рыночной доли, выявление наиболее перспективных целевых групп, основными долгосрочными целями являются следующие:

  • Лидерство по издержкам;
  • Полное использование предоставляемых рынком возможностей;
  • Обеспечение устойчивого развития предприятия.

Основные показатели деятельности ООО «ЦП» проанализированы в таблице 1, на основании форм бухгалтерской отчетности (Приложение 1, 2, 3).

Таблица 1

Основные показатели деятельности ООО «ЦП» за 2016–2018 гг., тыс. руб.

Показатели

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Абсолютное отклонение, +,–

Относительное отклонение, %

2017/
2016

2018/
2017

2017/
2016

2018/
2017

Выручка

10506

19226

25672

8720

6446

183,00

133,5

Себестоимость

9114

16386

23874

7272

7488

179,79

145,7

Чистая прибыль

1061

2416

1532

1355

–884

227,71

63,41

Численность персонала, чел.

28

35

35

7

0

125

100

Рентабельность услуг, %

10,1

12,57

5,97

2,47

–6,6

124,46

47,49


Сравнивая основные показатели деятельности ООО «ЦП» за 2017–2018 годы можно сделать вывод, что выручка увеличилась на 6446 тыс. руб. или 33,53 %, что вызвана увеличением реализации продукции.

За период 2016–2018 гг. происходит рост себестоимости услуг, в 2018 г. она возросла на 45,7 % по сравнению с 2017 г., что вызвано ростом цен на товары. Чистая прибыль ООО «ЦП» за анализируемый период уменьшилась, что вызвано ростом расходов на товары, повышением конкурентов. Рентабельность оказываемых услуг в 2018 г. составила 5,97%, что на 4,13% меньше 2016 г., уменьшение рентабельности вызвано тем, что темпы роста себестоимости услуг опережают темпы роста выручки.

Далее в таблице 2 рассмотрим показатели платежеспособности.

Таблица 2

Коэффициенты платежеспособности ООО «ЦП» за 2016–2018 гг., коэфф.

Показатель

2016

г.

2017 г.

2018

г.

Абсолютное отклонение, +,–

Норматив

2017/
2016

2017/
2016

Общий показатель ликвидности

0,668

0,808

1,09

0,14

0,282

не менее 1

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,0948

0,257

0,442

0,1622

0,185

от 0,2

Коэффициент срочной ликвидности

0,574

0,648

0,826

0,074

0,178

не менее 1.

Коэффициент текущей ликвидности

1,545

1,364

1,287

–0,181

–0,077

1,5.

Коэффициент маневренности функционирующего капитала

0,384

0,359

0,308

–0,025

–0,051

Положительная динамика

Коэффициент обеспеченности собственными средствами

0,561

0,508

0,623

–0,053

0,115

не менее 0,1

По данным данной таблицы можно сделать выводы о том, что за анализируемый период произошли изменения в соотношении оборотных активов и краткосрочных обязательств.