Файл: Процессы принятия решений в организации (на примере ООО «Центр программирования»).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы процессов принятия решений в организации
1.1 Понятие, сущность и виды управленческих решений
1.2 Процесс принятия управленческих решений
2. Анализ процесса принятия управленческих решений в ООО «Центр программирования»
2.1 Общая характеристика ООО «Центр программирования»
2.2 Процесс принятия управленческих решений в ООО «ЦП»
3. Совершенствование процессов принятия решений в организации ООО «ЦП»
3.1. Анализ типологии принятия управленческих решений в ООО «ЦП»
3.2. Предложения по повышению эффективности управленческих решений в деятельности ООО «ЦП»
Анализ типологии управленческих решений приведена в таблице 5.
Таблица 5
Анализ типологии управленческих решений
Лицо, принимающее решение |
Оценка качества принятия решений |
Пояснения |
Директор |
3 |
Слишком авторитарные решения, редко использует мнения других специалистов |
Главный бухгалтер |
3 |
Решения шаблонные, не рассматривает другие альтернативы и возможности |
Коммерческий директор |
4 |
Проявляются попытки творческого подхода, ограничен властью директора |
Начальник отдела закупок |
3 |
Решения шаблонные, опираются на указания генерального директора |
Секретарь |
3 |
Решения шаблонные, не рассматривает другие альтернативы и возможности |
Итак, как видно из процесса принятия управленческих решений у лиц принимающих решения частично проявляются попытки творческого подхода, но в основном весь процесс реализован на выполнении конкретного решения поставленного генеральным директором. Процесс руководства принятия решения в ООО «ЦП» авторитарный. Принятие управленческих решений сильно зависит от личностного фактора, так как по сути решения в фирме ООО «ЦП» принимает только один человек генеральный директор.
Проведен анализ типов принятия решений генеральным директором за три года 2016–2018 гг. (таблица 6).
Таблица 6
Типология решений по степени участия руководителей разного уровня и специалистов ООО «ЦП» за 2016–2018 гг.
Показатель |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Коллегиальные |
Открытие новых кредитных программ |
Разработка новой структуры отдела маркетинга с ведением новых должностей, внедрение новой системы оплаты труда |
Расширение отдела продаж, контроля финансовых расходов, разработка стратегического плана |
Коллективные |
Разработка программы премирования сотрудников |
Введение новых программ материально и морального стимулирования |
Проведение коллективных мероприятий и выпуск корпоративной газеты |
Индивидуальные |
Приказы (например, о назначение на должности, увольнения и др.) |
Приказы определение кадровой политики, |
Приказы (например, о назначение на должности, увольнения и др.) |
Итак, мы видим, что в 2016–2018 гг. были приняты коллегиальные решения (экспертные и по согласованию); коллективные (демократические) и индивидуальные (единоличные).
Типология решений по уровням планирования и времени реализации мероприятий за 2016–2018 гг. представлена в таблице 7.
Таблица 7
Типология решений по уровням планирования и времени реализации мероприятий в ООО «ЦП» за 2016–2018 гг.
Показатель |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Стратегические |
Разработка стратегического плана выход на новые региональные рынки |
Расширение деятельности (заключение контрактов с новыми поставщиками и марками) |
Изменение ассортиментной политики (увеличение ассортимента офисной техники) |
Тактические |
Организация рекламных акций |
Разработка и внедрение системы скидок и льгот для крупных заказчиков |
Организация рекламных акций, внедрение системы бонусов |
продолжение таблицы 7
Оперативные |
Проведение ремонта секции офисной техники |
замена кассового оборудования |
Ремонт и расширение склада магазина |
Итак, мы видим, что в 2016–2018 гг. были приняты стратегические, тактические и оперативные мероприятия.
Таблица 8
Типология решений по содержанию управленческого процесса в ООО «ЦП» за 2016–2018 гг.
Типология по содержанию управленческого процесса |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Социальные |
Разработка программы премирования сотрудников, Провести модернизацию комнаты отдыха |
Разработка кодекса сотрудника ООО «ЦП» |
выпуск корпоративной газеты, по результатам работы премирование путевками в санаторий |
Экономические |
Снижении издержек за счет продажи бракованных и испорченных товаров со скидками |
Введение новых программ стимулирования |
Сокращение штатных единиц грузчиков |
Организационные |
Общее собрание сотрудников, Выбор начальников групп продаж |
Общее собрание сотрудников, перераспределение полномочий, с целью исключения дублирования функций |
Общее собрание сотрудников, обновление должностных инструкций некоторых штатных единиц |
Технические |
Замена стеллажей под кухонной посудой |
Обновление программного обеспечения |
Замена униформы сотрудников |
Итак, управленческие решения ООО «ЦП» различны по содержанию, временным параметрам, уровням планирования, однако все они, — неотъемлемая составляющая процесса управления. Эффект их реализации напрямую зависит от способности менеджера прогнозировать ситуацию, предвидеть последствия принятых решений, умения использовать не только собственный потенциал, но прежде всего возможности группы и коллектива в целом.
3.2. Предложения по повышению эффективности управленческих решений в деятельности ООО «ЦП»
По своей содержательности управленческие решения ООО «ЦП» достаточно разнообразны. Одно и то же решение может классифицироваться по разным признакам. Тем не менее, каждое из них должно всесторонне охватывать соответствующую ему ситуацию для ее своевременного, полного и точного анализа и разрешения.
Главный недостаток в управленческой деятельности ООО «ЦП» – это не плохое решение, а отсутствие решения. Можно выделить следующие причины некачественных решений ООО «ЦП»:
- значительный объем принимаемых решений, что не позволяет каждое из них тщательно разрабатывать и обосновывать;
- несогласованность вновь принимаемых решений с ранее принятыми, что вызывает дублирование, рассогласование действий и конфликтность;
- недостаточное информационное обеспечение, следствием чего является выработка слабых решений, реализация которых не снимет сути той или иной проблемы.
Субъекты, принимающие управленческие решения, должны ориентироваться в главных организационных предпосылках, которые могут помочь повысить качество решений, тем самым способствовать повышению эффективности управления в целом.
Чтобы обеспечить эффективность процесса разработки и принятия решений, предлагаются следующие рекомендации ООО «ЦП»:
- люди предпочитают не брать на себя ответственность добровольно, и этого ждать от них не следует;
- нельзя пускать на самотек процессы согласования на всех этапах, включая совещания и заседания;
- нельзя во всем полагаться на память, многое рекомендуется фиксировать в записной книжке или иных материальных носителях;
- необходимо осваивать и пополнять знания по теории разработки управленческих решений.
Важную проблему составляет низкая мотивация исполнителей управленческого решения. Для решения этого вопроса в настоящее время рекомендуется своевременно доводить решения до исполнителей для предупреждения потери принятым управленческим решением своей актуальности; повысить мотивацию через расширение привлечения населения территорий, городов и районов к разработке концепций, парадигм, ключевых положений, стратегий, а не только путем согласования с ним сформированных решений; формировать общественное мнение по проблемам через средства массовой информации, проводить конференции, семинары, симпозиумы; создавать системы кадрового обеспечения реализации решений; организовывать контроль за исполнением решения, что позволит руководству города, района вносить своевременно необходимые коррективы. Правильным на все времена решение быть не может, так как любая социально–экономическая система движется во времени и пространстве, меняется ситуация внутри нее. В новой ситуации возникают иные проблемы, стратегический курс корректируется, принимается новое решение. Так начинается очередной управленческий цикл. Поэтому необходимо стремиться к гибкости управления и принятия управленческих решений.
На эффективность управленческих решений значительное влияние оказывает информационное обеспечение, которое должно быть комплексным и охватывать весь процесс принятия решений.
Важная роль также принадлежит системе планирования. Распространение данного процесса на все уровни управления гарантирует прозрачность деятельности подразделений, позволяет установить характеристики результативности работы. Планы должны лечь в основу оперативных совещаний, оценки деятельности подразделений и их руководителей, анализа объема исполняемых функций, эффективности использования бюджетных средств и т. д.
Поэтому необходимым является повышение эффективности управленческих решений, что является главной предпосылкой рационального управления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Принятие решения – это способность осуществить анализ важнейшей информации и сделать оптимальный выбор.
В основе процесса принятия решений по управлению фирмой лежат четыре основных принципа:
-
- принцип организационного соответствия, политика;
- стратегия и цели должны быть четко сформулированы;
- достаточное количество надежных данных об изменяющейся обстановке;
- гибкость, без которой могут остаться неиспользованными бесчисленные возможности.
ООО «Центр программирования» зарегистрировано 28 июня 2006 года.
Основной вид деятельности ООО «ЦП»:
47.41 Торговля розничная компьютерами, периферийными устройствами к ним и программным обеспечением в специализированных магазинах.
В результате проведенного анализа финансовой деятельности ООО «ЦП» можно сделать следующие выводы. За 2017–2018 гг. выручка увеличилась на 6446 тыс. руб. или 33,53 %, что вызвана увеличением реализации продукции. Рассчитанные показатели финансового состояния указывают на проблему ООО «ЦП» обеспечить оборотные активы за счет собственных средств.
Существующие проблемы в процессе принятия решений в ООО «ЦП»:
1. Недостаточность у организации ресурсов для реализации принятых решений;
2. Недостаточное число работников, имеющих требуемую квалификацию и опыт, в частности менеджеров по продажам;
3. Существенным ограничителем всех управленческих решений в ООО «ЦП» является определяемое высшим руководящим звеном сужение полномочий всех членов организации, то есть менеджер может принимать или осуществлять решение только в том случае, если высшее руководство наделило его этим правом;
Для обеспечения эффективности процесса разработки и принятия решений были предложены рекомендации ООО «ЦП»:
- люди предпочитают не брать на себя ответственность добровольно, и этого ждать от них не следует;
- нельзя пускать на самотек процессы согласования на всех этапах, включая совещания и заседания;
- нельзя во всем полагаться на память, многое рекомендуется фиксировать в записной книжке или иных материальных носителях;
- необходимо осваивать и пополнять знания по теории разработки управленческих решений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Айрапетов А. Г. Процессы принятие решений//Экономика и управление.–2018.–№3.– 371 с.
- Бердников В. В. Этапы принятия решений // Менеджмент. – 2017. – №3. – 411 с.
- Балашов А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. – М.: Вузовский учебник, ИНФРА–М, 2016. – 288 c.
- Бережная Е.В. Методы и модели принятия управленческих решений: Учебное пособие / Е.В. Бережная, В.И. Бережной. – М.: Инфра–М, 2016. – 384 c.
- Бухалков М.И. Организация производства и управление предприятием: Учебник / М.И. Бухалков. – М.: ИНФРА–М, 2017. – 506 c.
- Голубков Е.П. Методы принятия управленческих решений в 2 ч. Часть 2: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.П. Голубков. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 264 c.
- Гукова А.В. Основы менеджмента: Курс лекций для бакалавров. Учебное пособие / А.В. Гукова, И.Д. Аникина, Р.С. Беков. – М.: ФиС, ИНФРА–М, 2016. – 184 c.
- Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием: Учебное пособие / Н.Л. Зайцев. – М.: ИНФРА–М, 2016. – 455 c.
- Золотова Т.В. Методы принятия управленческих решений (для бакалавров) / Т.В. Золотова. – М.: КноРус, 2018. – 381 c.
- Кабанова Л.А. Основы менеджмента: теоретические основы профессиональной деятельности: Учебное пособие / Л.А. Кабанова, Н.Ю. Чернова; Науч. ред. С.В. Соколова. – М.: Академкн./Учебник, 2016. – 144 c.
- Коротков Э.М. Основы менеджмента: Учебное пособие / И.Ю. Солдатова, Э.М. Коротков; Под ред. И.Ю. Солдатова, М.А. Чернышева. – М.: Дашков и К, Академцентр, 2017. – 272 с.
- Личко К.П. Менеджмент на предприятии. – М.: Гардарики, 2016. – 350 с.
- Логинов В.Г. Функции принятия решений /Основы менеджмента, 2018. – №3. – С.15–18.
- Логинов, В.Н. Методы принятия управленческих решений: Учебное пособие / В.Н. Логинов. – М.: КноРус, 2018. – 309 c.
- Павлова А.М. Менеджмент: Учеб.пособие. – М.: МИЭТ, 2016. – 80с.
- Папирян Е.А. Менеджмент в торговле/Е.A. Папирян.–М.:Изд–во «Экономика», 2016. – 190 с.
- Попов С.Г. Основы менеджмента: Учебное пособие / С.Г. Попов. – М.: Ось–89, 2018. – 176 c.
- Переверзев М.П. Менеджмент: Учебник / М.П. Переверзев. – М.: ИНФРА–М, 2016. – 330с.
- Репина Е.А. Основы менеджмента: Учебное пособие / Е.А. Репина, М.А. Чернышев, Т.Ю. Анопченко. – М.: НИЦ ИНФРА–М, Академцентр, 2017. – 240 c.
- Орлов А.И. Методы принятия управленческих решений (для бакалавров) / А.И. Орлов. – М.: КноРус, 2018. – 317 c.
- Хотяшева О.М. Основы менеджмента: Учебное пособие. Спб.: Питер, 2017. – 384 с.
- Черняк В.З. Методы принятия управленческих решений: Учебник / В.З. Черняк. – М.: Academia, 2019. – 296 с.