Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования (Налоги и их виды. Основные принципы налогообложения. Основные принципы налогообложения в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.Экономическая природа налогов и налогообложения

1.1.Налоги и их виды. Основные принципы налогообложения. Основные принципы налогообложения в Российской Федерации

1.2. Основные принципы построения налоговой системы в экономике с развитым рынком

2. Экономическая сущность реформирования налоговой системы в России

2.1.Основные проблемы налоговой системы России и пути их решения.

2.2. Важнейшие вопросы налоговой реформы России и результаты ее проведения.

2.3. Основные направления налоговой политики на 2014-2017 гг.

3.Текущее состояние, проблемы и перспективы реформирования налоговой системы Российской Федерации

3.1. Проблемы реформирования налоговой системы

3.2 Пути повышения эффективности воздействия бюджетно-налогового регулирования на макроэкономические процессы в целях развития экономики России.

Заключение

Список использованной литературы.

Подходы к проблеме справедливости и эффективности распреде­ления налогового бремени нашли свое отражение в принципах на­логообложения.

По принципу получаемых благ физические и юридические лица должны уплачивать налог пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Наиболее характерным примером его приме­нения является налог на бензин, уплачиваемый автовладельцами, сред­ства от которого идут на поддержание дорог в хорошем состоянии. Од­нако, широкое применение этого принципа, несмотря на его привлека­тельность с точки зрения справедливости распределения налогового бремени, весьма проблематично. Во-первых, невозможно определить степень использования общественных благ, производимых государ­ством, каждым из экономических агентов. Очевидно, что даже в нашем примере с автодорогами от их хорошего качества получают дополни­тельные выгоды не только водители. Во-вторых, принцип полученных благ неприменим в отношении социальных расходов государства - в противном случае нужно было бы перекладывать бремя выплат посо­бий по безработице на самих же безработных.

Принцип платежеспособности предусматривает, что тяжесть нало­гового бремени должна зависеть от размера получаемого дохода, при­чем владелец более высокого дохода должен платить не только абсо­лютно, но и относительно более высокие налоги, В основе этого прин­ципа лежит анализ предельной полезности каждой дополнительной еди­ницы получаемого дохода. Такой подход приводит к выводу, что допол­нительный рубль дохода менее обеспеченного лица приносит ему большую полезность, чем дополнительный рубль дохода более обеспечен­ного. Следовательно, задача состоит в том, чтобы установить такой уро­вень налогов, при котором разные по величине потери дохода облада­ли бы равной полезностью для их владельцев. Однако, на практике та­кая задача вряд ли разрешима. Противники этого принципа выдвигают следующие аргументы. Во-первых, в случае его использования не неравномерно искажаются результаты рыночной деятельности людей; во-вторых, у обладателей высокого дохода либо снижаются стимулы к ведению хозяйственной деятельности, либо повышаются стимулы к соитию доходов от налогообложения.

Рассматривая вопросы налогообложения, мы неоднократно подчеркивали определяющую роль налогов в формировании доходов государства. В этом проявляется их собственно фискальная функция (поучение доходов казны). Однако, помимо задачи обеспечения финансирования государства, налоги могут существенно влиять как на структуру национальной экономики, так и на экономическое поведение людей. Эту функцию налогов принято называть регулирующей. Круг задач, которые решает с ее помощью государство, можно определить как регулирование качественных и количественных параметров, воспроизводство и стимулирование роста общественного богатства. Регулирующая функция проявляется в проводимой государством налоговой политике.


Первое направление налоговой политики связано с уровнем ее структурой налоговой нагрузки на бизнес. Существующие государствен­ные приоритеты могут выражаться в таких мерах налогового регулиро­вания, как установление льготных ставок налогов или налоговые осво­бождения для определенных отраслей экономики или, что встречается достаточно часто на практике, для фирм, представляющих малый и средний бизнес.

Второе направление имеет большое значение для формирования стимулов и ожиданий населения и, прежде всего, связано с величиной ставок налога на заработную плату и подоходного налога. Высокий уровень этих налогов может вызвать такие негативные эффекты, как уменьшение экономической активности населения и сокрытие доходов. Очевидно, что при установлении на­логовых ставок не стоит забывать о «на­логовой таблице умножения», автором которой является английский писатель и сатирик Джонатан Свифт. В 1728 г. он предупреждал политиков, что при повы­шении налогов действие дважды два не означает получения результата, равного четырем, и вполне вероятно может быть равным единице.

Трехуровневая система налогов и сборов Российской Федерации

Таблица 2

Федеральные налги и сборы

Региональные налоги и сборы

Местные налоги и сборы

1.Налог на добавленную стоимость

1. Налог на имущество организаций

1.Земельный налог

2.Акцизы на отдельные виды товаров и услуг и отдельные виды сырья

2.Налог на недвижимость

2. Налог на имущество физических лиц

3.Налог на прибыль организаций

3.Дорожный налог

3.Налог на рекламу

4.Налог на доходы от капитала

4.Транспортный налог

4.Налог на пользование или дарение

5.Подоходный налог с физических лиц

5.Налог с продаж

5.Местный лицензионные сборы

6.Взносы в государственные социальные внебюджетные фонды

6.Налог на игорный бизнес

7.Государственная пошлина

7.Региональные лицензионные сборы

8.Таможенная пошлина и таможенные сборы

9.Налог на пользование недрами

10.Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов

11.Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы

12.Сбор за право пользования объектами животного мира и водными ресурсами

13.Лесной налог

14.Водный налог

15.Экологический налог

16.Федеральные лицензионные сборы


Основные принципы налогообложения в Российской Федерации

В ст.3 «Основные начала законодательства о налогах и сборах» НК РФ формулируются отдельные принципы установления налогов и сборов. Нормы данной статьи имеют существенное значение для системы правового регулирования обложения налогами и сборами, однако подавляющее большинство положений статьи носит декларативный характер или сформулировано излишне кратко[1]. Важнейшие из основных принципов налогообложения отражены в НК РФ следующим образом:

- определённость налога: согласно п.6 ст.3 и ст.17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и основные элементы налогообложения;

- справедливость налогообложения (согласно п.3 ст.3 НК РФ): необходимость для налогов иметь экономическое обоснование и недопустимость применения налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав;

- запрет на применение налогов, не основанных на законе. Согласно п.5 ст.3 и ст.12 НК РФ не допускается введение налогов, не предусмотренных Кодексом;

- запрет налоговой дискриминации. Согласно п.2 ст.3 НК РФ не допускается дискриминации при налогообложении исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев; запрещается также дифференциация налогообложения в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (последнее не распространяется на ставки ввозных таможенных пошлин).

НК РФ устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в фе­деральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сбо­ров в Российской Федерации, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (без­действия) и их должностных лиц.[2]

Однако соблюдению принципов налогообложения не уделяется должного внимания – как при формировании налогового законодательства, так и при проведении налоговой политики. Так, хотя принцип справедливости декларируются в Налоговом Кодексе РФ как «всеобщность и равенство налогообложения» конкретные определения этих понятий отсутствуют; предполагается, что любой налог, введённый в соответствии с НК РФ как по ставкам, так и по режимам обложения, является экономически и социально обоснованным, справедливым и приемлемым для налогоплательщиков.


Аналогичным образом не определены минимальные финансовые обстоятельства (минимальный прожиточный доход), при которых для налогоплательщика не возникает обязанности платить налоги. В НК РФ также не содержится прямого запрета на экономическое двойное налогообложение; юридическое двойное налогообложение доходов физических лиц в отношениях с зарубежными странами считается законным и обоснованным может быть исключено только по условиям заключённых в России международных договоров. Не отражены в НК РФ и ограничения на обложение факторов труда (согласно нормам соответствующих режимов налогообложения именно факторы труда несут на себе основное налоговое бремя) и требование стабильности налогового законодательства.[3]

1.2. Основные принципы построения налоговой системы в экономике с развитым рынком

Под принципами налогообложения понимаются основные исходные положения системы налогообложения. Впервые принципы налогообложения были сформулированы А.Смитом, который считал основными принципами налогообложения справедливость, определённость, удобство для налогоплательщика и экономию на издержках налогообложения.[4] Эти классические принципы были сформулированы Смитом в вышедшей в 1776 году книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» следующим образом:

1. Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения.

2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произведен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому...

3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика...

4. Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства».

Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в них самих, они стали "аксиомами" налоговой политики.


Принципы налогообложения, обоснованные А.Смитом в конце 18 века, были расширены и систематизированы немецким учёным-экономистом Адольфом Вагнером, который объединил все принципы налогообложения в четыре группы. Система принципов А.Вагнера представлена в табл.3.

В современных условиях правильно организованная налоговая система должна отвечать следующим основным принципам:

- налоговое законодательство должно быть стабильно;

- взаимоотношения налогоплательщиков и государства должны носить правовой характер;

- тяжесть налогового бремени должна равномерно распределяться между категориями налогоплательщиков и внутри этих категорий;

- взимаемые налоги должны быть соразмерны доходам налогоплательщиков: принцип платежеспособности;[5]

Система принципов налогообложения А.Вагнера. [6]

Таблица 3.

Финансовые принципы организации

налогообложения

Достаточность налогообложения.

Эластичность (подвижность) налогообложения

Народнохозяйственные принципы

Надлежащий выбор источника налогообложения (в частности, решение вопроса – должен ли налог падать только на доход или капитал отдельного лица либо населения в целом).

Правильная комбинация различных налогов такую систему, которая бы считалась с последствиями и условиями их предложения

Этические принципы

(принципы справедливости)

Всеобщность налогообложения.

Равномерность налогообложения

Административно-технические правила

(принципы налогового управления)

Определённость налогообложения.

Удобство уплаты налога.

Максимальное уменьшение издержек взимания

- способы и время взимания налогов должны быть удобны для налогоплательщика;

- существует равенство налогоплательщиков перед законом (принцип недискриминации);

- издержки по сбору налогов должны быть минимальны;

- нейтральность налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности;

- доступность и открытость информации по налогообложению;

- соблюдение налоговой тайны.

В качестве самостоятельного принципа налогообложения можно назвать и положение о необходимости нахождения оптимальных ставок налогообложения. Данное правило, ориентированное на стимулирование деловой активности предпринимателей, было выдвинуто американским экономистом А. Лаффером.