Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования (Налоги и их виды. Основные принципы налогообложения. Основные принципы налогообложения в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.Экономическая природа налогов и налогообложения

1.1.Налоги и их виды. Основные принципы налогообложения. Основные принципы налогообложения в Российской Федерации

1.2. Основные принципы построения налоговой системы в экономике с развитым рынком

2. Экономическая сущность реформирования налоговой системы в России

2.1.Основные проблемы налоговой системы России и пути их решения.

2.2. Важнейшие вопросы налоговой реформы России и результаты ее проведения.

2.3. Основные направления налоговой политики на 2014-2017 гг.

3.Текущее состояние, проблемы и перспективы реформирования налоговой системы Российской Федерации

3.1. Проблемы реформирования налоговой системы

3.2 Пути повышения эффективности воздействия бюджетно-налогового регулирования на макроэкономические процессы в целях развития экономики России.

Заключение

Список использованной литературы.

Рост налоговых доходов имеет место по всем уровням бюджетной системы РФ. Вместе с тем современная налоговая система России не приспособлена к реализа­ции принципа налоговой автономии: большинство налогов взимается с юриди­ческих лиц, велика роль косвенных налогов, которые трудно преобразовать в ре­гиональные и местные, возможности органов власти субъектов РФ и местного самоуправления по налоговому администрированию ограничены, наиболее фис­кальные налоги сконцентрированы в федеральном бюджете и т. д.. На примере налогов России обозначилось явное противоречие двух реформ: налоговой и бюд­жетного федерализма. Если налоговая реформа преследует цели сокращения на­логового бремени и развития на этой основе предпринимательства в России, то реформа бюджетного федерализма направлена на возрастание ответственности региональных и местных органов власти за обеспечение тех обязательств, кото­рые закреплены за их уровнем. Но для реализации этих обязательств фискально­го потенциала у регионов явно недостаточно, и практически нет рычагов для его увеличения, кроме надежды на общий экономический рост. Поэтому необходи­мо, прежде всего на федеральном уровне, решить вопрос о расширении налого­вых полномочий региональных и местных органов власти.

Динамика налоговой нагрузки на экономику РФ за 2009-2014 гг.

Таблица 4

2009 г.

факт.

2010 г. факт.

2011г. факт.

2012 г. факт.

2013 г. факт.

2014г. факт.

Отношение объёма налоговых доходов к ВВП, %

33,6

34,0

3,0

32,5

33,9

32,0

То же без учёта влияния изменения мировых цен на нефть (при цене нефти $18,5 за баррель)

31,7

32,0

30,9

29,8

28,4

27,4

Справочно: среднегодовая мировая цена за нефть марки «Юралс», $

26,9

23,0

23,7

27,2

34,4

50,6

Динамика поступления налоговых доходов за 2006-2012 гг.[8]

Таблица 5

2006 г.

факт.

2007 г.

факт.

2008 г.

факт.

2009 г.

факт.

2010 г.

факт.

2011 г.

факт.

2012 г.

факт.

Всего налоговых и иных обязательных платежей, млрд. руб.

1499,6

2453,0

3070,2

3608,7

4311,9

5661,6

5987,4

В % к предыдущему году

-

163,6

125,2

117,5

119,5

131,3

105,8

Всего указанных платежей без учёта влияния цен на нефть, млрд руб.

1475,8

2314,3

2889,4

3285,7

3953,2

4743,1

5127,2

В % к предыдущему году

-

156,8

124,8

113,7

120,3

120,0

108,1

Уровень инфляции, %

-

20,2

18,6

15,1

12,0

11,7

11,1

Изменение без учёта уровня инфляции и цен на нефть, %

-

130,4

105,2

98,8

107,4

107,4

98,3


2.3. Основные направления налоговой политики на 2014-2017 гг.

Основными направлениями, по которым предполагается развивать налоговую политику в среднесрочной перспективе, являются следующие:

1. Контроль за трансфертным ценообразованием в целях налогообложения. 2. Совершенствование налогообложения дивидендов, выплачиваемых россий­ским лицам.

3. Регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний.

4. Решение проблемы определения налогового резидентства юридических лиц.

5. Введение института консолидированной налоговой отчетности при исчис­лении налога на прибыль организаций.

6. Совершенствование налога на добавленную стоимость.

7. Индексация ставок акцизов.

8. Совершенствование налогообложения налогом на прибыль организаций
при свершении сделок с ценными бумагами.

9. Совершенствование налога на имущество физических лиц (введение налога на недвижимость).

10. Совершенствование системы вычетов, предоставляемых по налогу на дохо­ды физических лиц

11. Совершенствование налога на добычу полезных ископаемых.

12. Создание особых экономических зон портового типа.

13. Изменения в налоговом законодательстве в связи с созданием целевого капитала некоммерческих организаций и создания благоприятных условий для функционирования некоммерческих организаций в социально значимых областях.

14. Совершенствование налогового законодательства в части регулирования
учетной политики налогоплательщиков.

15. Международное сотрудничество, интеграция в международные организации
и соглашения, информационный обмен.

16. Введение в налоговое законодательство понятия индексируемой налоговой
единицы.

17.Создание налоговых стимулов для осуществления инновационной деятельности

18. Реформирование налога на игорный бизнес.

19. Совершенствование порядка налогообложения при реализации концессион­ных соглашений.

20. Совершенствование налогом на доходы физических лиц при совершении сделок с ценными бумагами

Итак, программа реформирования налогообложения должна соз­дать единую, согласованную и стабильную налоговую систему в границах России, развить налоговый федерализм при обеспече­нии доходов федерального, региональных и местных бюджетов. Тогда налоговая система станет рациональной, обеспечиваю­щей сбалансированность общегосударственных и частных инте­ресов; будет содействовать развитию предпринимательства, ак­тивизации инвестиционной деятельности, наращиванию на­ционального богатства России и благосостояния ее граждан.


3.Текущее состояние, проблемы и перспективы реформирования налоговой системы Российской Федерации

3.1. Проблемы реформирования налоговой системы

Во всех развитых странах основными стимулами к реформированию налогообложения является стремление превратить налоговую систему в образец справедливости, простоты, эффективности и снять все налоговые преграды на пути экономического роста.

В России определены приоритетные направления налоговой политики, которые сводятся к формированию стимулов к повышению собираемости налогов. Налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов экономической политики государства. С одной стороны, она обеспечивает формирование доходных источников бюджетов всех уровней. С другой стороны, меняя объемы финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, государство влияет на экономическое поведение налогоплательщиков, реализуя тем самым регулирующую функцию налогов.

Проводимая в России налоговая реформа является одним из важнейших факторов обеспечения экономического роста, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, привлечения в Россию полномасштабных иностранных инвестиций. Само понятие «реформа» несет в себе смысл переустройства чего-нибудь, в какой либо сфере общественной жизни, области знаний.

Необходимость проведения налоговых реформ объясняется следующими фактами, во-первых, налоговое законодательство по-прежнему претерпевает серьезные изменения. Проведение налоговой реформы должно быть основано на научных концепциях, должна быть четко установлена цель реформы. Во-вторых, отсутствует «системность» проведения реформ, которая означает, что реформирование налоговой системы должно проводиться комплексно, параллельно с проведением других реформ, таких, как административная, судебная. В-третьих, имеющиеся недостатки во многом обусловлены том, что при разработке концепции налоговой системы, налогового законодательства в полной мере не был обеспечен комплексный подход к проблеме налогообложения; не были учтены сложные взаимосвязи всех участников общественных отношений, складывающихся в процессе установления и взимания налогов. Отсутствие комплексного подхода при формировании налоговой системы РФ приводит к обострению экономических и социальных противоречий, бегству капитала за рубеж, развитию теневой экономики.


Причинами такого состояния налогового законодательства можно назвать следующие:

  1. В науке налогового права нет концептуального единства. Отмечаются многовариантность, разнонаправленность, разноуровневость и коллизионность концептуальных подходов к построению как отдельных институтов налоговых законов, так и всей системы актов в области финансовой деятельности государства.
  2. Несовершенство налогового законодательства, связанное с текущими потребностями практики. И это главная проблема совместимости проводимой налоговой политики и стремительно развивающейся экономики.

Таким образом, любая налоговая реформа должна быть связана с совершенствованием налоговых правовых институтов.

3.2 Пути повышения эффективности воздействия бюджетно-налогового регулирования на макроэкономические процессы в целях развития экономики России.

Основными задачами социально-экономичес­кого развития Российской Федерации являются: поддержание действующей экономической сис­темы и стимулирование экономического роста; обеспечение роста человеческого капитала и на его основе повышение качества и уровня жизни граждан; обеспечение безопасности страны. Эти задачи могут быть решены посредством повышения эффективности государственного регулирования современной рыночной экономики с использова­нием финансово-бюджетных и налоговых меха­низмов и инструментов.

Практическое и теоретическое обоснование государственного регулирования рыночной эконо­мики явилось жесткой необходимостью, возникшей после великой депрессии 30-х годов прошлого века. Ученые и специалисты предлагают конкретные сценарии, и рецепты в виде системы конкретных мер для преодоления возникших экономических и социальных проблем и предотвращения возмож­ного повторения тяжелых кризисных ситуаций. Стабилизацию экономики наряду с использованием денежного обращения и кредитно-банковской сис­темы предлагается осуществлять через фискальную или финансово-бюджетную и налоговую политику. Такая политика государства обычно предусматрива­ет изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, обеспечивающие стимулирование экономического роста, производство неинфляционного валового национального продукта, максимальную занятость трудоспособного населения и другие меры.


Следует указать на ряд обязательных условий или методологических принципов, необходимых для исследования сущности взаимосвязей между макроэкономическими динамически ми процесса­ми и показателями бюджетно-налоговой политики как важнейшего механизма государственного мак­роэкономического регулирования:

1. Связь бюджетно-налоговой политики с макроэкономическими процессами позволяет говорить о ней как об одном из элементов макро­экономики. При этом важно отметить, что макро­экономика, по определению, является разделом науки об экономике как едином целом, в отличие от микроэкономики — раздела науки об отдельных рынках и экономических субъектах (агентах).

Все макроэкономические исследования в качестве изучаемого объекта имеют систему со­вокупных (агрегированных), рассчитанных по конкретным методикам количественных показа­телей, выраженных в конечном счете в денежной (ценовой) форме — национальных деньгах или конвертируемой валюте. Поэтому в сфере мак­роэкономического анализа, прежде всего, фигу­рируют деньги как измеритель, с одной стороны, всех видов ограниченных ресурсов, примененных и потребленных в течение определенного периода времени, а с другой стороны — общей величины продуктов и услуг, созданных и реализованных, зато же время. Для того чтобы справиться с изучением названных процессов, используется метод систем­ного анализа, моделирования макроэкономических объектов. Макроэкономическая модель позволяет с помощью рассчитанных совокупных показателей дать общее представление о состоянии националь­ной экономики не только с количественной, но и с качественной стороны; показатели бюджетно-налоговой политики являются ее органической составной частью.

2. Как и все другие количественные макроэкономические характеристики, показатели бюджетно-итоговой политики не являются статическими, а отражают непрерывное движение экономики — ее динамику. Поэтому для определения состояния рыночной экономической системы в целом за кон­кретный период (обычно год) необходим глубокий анализ совокупных расчетных макроэкономичес­ких показателей, отражающих основные параметры движения этой динамики: общий и агрегатные векторы, темпы — абсолютные и соотносительные, и многое другое.

Достоверно оцепить состояние экономики в той или иной стране можно лишь спустя какое-то время после происшедших в ней изменений. Ибо собрать статистические данные обо всех важней­ших сторонах экономической жизни, обработать их. превратить в динамические ряды, проанализи­ровать полученные результаты и т. д. и т. п. — все это исключительно трудоемкие и сложные процессы, которые занимают массу времени. По самое глав­ное заключается и том, чтобы полученные выводы достаточно точно и полно выражали суть проис­ходящих событий, их конкретную динамику. В современных условиях все эти проблемы решаемы, и в развитых странах осуществляются всесторон­ние разработки основных макроэкономических моделей; познаны законы, управляющие их дина­микой; созданы методология и методики расчетов показателей, прогнозирования и др.