Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования (Налоги и их виды. Основные принципы налогообложения. Основные принципы налогообложения в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.Экономическая природа налогов и налогообложения

1.1.Налоги и их виды. Основные принципы налогообложения. Основные принципы налогообложения в Российской Федерации

1.2. Основные принципы построения налоговой системы в экономике с развитым рынком

2. Экономическая сущность реформирования налоговой системы в России

2.1.Основные проблемы налоговой системы России и пути их решения.

2.2. Важнейшие вопросы налоговой реформы России и результаты ее проведения.

2.3. Основные направления налоговой политики на 2014-2017 гг.

3.Текущее состояние, проблемы и перспективы реформирования налоговой системы Российской Федерации

3.1. Проблемы реформирования налоговой системы

3.2 Пути повышения эффективности воздействия бюджетно-налогового регулирования на макроэкономические процессы в целях развития экономики России.

Заключение

Список использованной литературы.

Среди макроэкономических расчетных показа­телей особо важную роль играют: валовой националь­ный продукт (ВНП) валовой внутренний продукт (ВВП), чистый национальный продукт (ЧНП), на­циональный доход (НД), а также другие показатели, характеризующие отдельные стороны единого мак­роэкономического процесса. Такие, например, как интересующие нас величины доходов, расходов и сальдо государственного бюджета страны. Послед­ние, будучи важными элементами макроэкономики, функционируют во взаимосвязи со всеми другими макроэкомическими показателями.

3. Макроэкономика как наука изучает много различных проблем. Исходя из того, что бюджетно-налоговая политика является элементом макроэко­номики, необходимо более конкретно определить ее место и взаимосвязи с другими элементами макроэкономической структуры. Не детализируя, следует заметить, что макроэкономические ис­следования включают в себя два блока проблем: макроэкономическое равновесие и прикладная макроэкономика, изучающая экономическую политику, необходимую для поддержания рав­новесия, обобщающая практику и служащая для макроэкономических прогнозов — краткосрочных и долговременных.

Естественно, что бюджетно-налоговая поли­тика входит в сферу прикладной макроэкономики и тесно взаимодействует со всеми другими ее на­правлениями (денежно-кредитной, структурной, инвестиционной и т.д.). Эти взаимосвязи обуслов­ливают необходимость согласования всех показа­телей, выработанных для различных направлений макроэкономической политики.

Показатели бюджетно-налоговой политики одновременно влияют и на показатели других фак­тических мероприятий и находятся в зависимости от последних. Таким образом, взаимодействие меж­ду показателями бюджетно-налоговой политики и других направлений экономической политики носит характер координации и происходит в ос­новном по горизонтали. Иное дело - зависимость между показателями бюджетно-налоговой полити­ки: налоги, доходы, расходы, их сальдо, прочее — и основными макроэкономическими показателями: ВНП, ВВП, ЧИП, НД и др. Эта зависимость имеет характер строгой субординации.

Две названные системы макроэкономических показателей — основные и относящиеся к области бюджетно-налоговой политики — соотносятся как целое и часть, в силу чего основные макроэконо­мические показатели являются первичными. В то же время показатели, характеризующие бюджет­но-налоговую политику, являются производными от первичных, так как служат реализации главных целей: экономическому росту или стабилизации экономики, заложенных в ВНП, ЧНП и др. Ска­занное, однако, не исключает, а предполагает и обратное воздействие вторых на первые (произ­водных на первичные).


4. Динамические макроэкономические моде­ли непосредственно связаны со статистическими системами измерения, позволяющими вести национальные счета, представляющие собой ста­тистическую систему измерения ВНП и других макроэкономических показателей.

Организация и ведение национального сче­товодства во многом зависит от состояния науки — эконометрики, которая включает в себя такие составляющие, как конкретные математические модели (системные уравнения) для экономики и математическую статистику. Но важно и их наполнение — это состояние реальной статистики, т е. наличие достаточно достоверных фактических макроэкономических данных, взятых за опреде­ленный период.

Возможность использования основных коли­чественных макроэкономических показателей, в том числе и обоснованных показателей в области финансово-бюджетной и налоговой политики, возникла в середине прошлого столетия. Система этих показателей получила к настоящему времени достаточно глубокое обоснование в мировой эконо­мико-финансовой науке и значительное количество примеров успешного осуществления на практике в различных странах. Правда, у нее имеются не только сторонники, но и противники, скептически относящиеся к эффективности применения этих приемов в экономической жизни. Однако можно предположить на основании реальных опенок, что к числу последних относятся главным образом те, кто не преодолел трудностей в овладении методологией и практикой осуществления финансово-бюджетной и налоговой политики в сложных реалиях совре­менной экономики. Их мнением нельзя, конечно, пренебрегать, но преодолеть его можно и нужно за счет совершенствования научно-аналитической основы финансово-бюджетных мероприятий, а также профессиональной подготовки специалистов, занимающихся бюджетной политикой.

Эти проблемы являются актуальными и об­щими для всех экономически развитых стран. В то же время степень их практического решения в разных государствах мира различна. Существенно облегчает решение вышеназванных проблем про­ведение систематических расчетов при разработке ближайших и долгосрочных прогнозов, наличие стабильных методик (включая методики ООН и международных финансовых организаций). Именно данные методики служат основой для по­лучения сравнимых результатов, дают возможность представить весь процесс финансово-бюджетной и налоговой политики в динамике, корректируя его показатели по мере необходимости, и оценить ожи­даемые результаты от использования конкретных механизмов бюджетно-налогового регулирования национальной экономики.


Итак, бюджетное регулирование экономики, как правило, имеет в качестве целевой установки обеспечение стабильности и сбалансированности экономики, т. е. необходимо наличие макроэконо­мической цели. На наш взгляд, любая глобальная цель должна быть детализирована локальными и соподчиненными целями, которые позволяют обеспечить результативность воздействия на экономические процессы, на деятельность хозяйствующих субъектов и в последующем оце­нить эффективность усилий государства в этом направлении.

Бюджетное регулирование в зависимости от направленности должно исследоваться с двух позиций. Под направленностью понимаются про­цессы, задействованные относительно конкретного объекта. Таковыми, на наш взгляд, во-первых, являются бюджеты, входящие в национальный консолидированный бюджет, во-вторых, бюджеты хозяйствующих субъектов, составляющих частный сектор экономики.

С учетом этого, с одной стороны, бюджетное регулирование представляет собой систему взаимо­отношений между разными уровнями бюджетной системы Российской Федерации. Оно определяется как межбюджетное регулирование и реализуется с помощью распределения расходных и доходных полномочий между федеральными и региональ­ными органами государственной власти, а также органами местного самоуправления.

С другой стороны, бюджетное регулирование можно рассматривать как воздействие на экономику региона и страны в целом посредством доходных и расходных статей бюджетов, входящих в националь­ный консолидированный бюджет в целях обеспече­ния функционирования экономики, хозяйствующих субъектов в рамках заданных параметров.

Эффективность бюджетного регулирования определяется содержанием и организацией бюд­жетных процедур, обеспечивающих поступление средств в бюджет и расходование средств из бюдже­та. Реформирование бюджета и экономики должно сопровождаться не только изменением количес­твенных пропорций и масштаба распределения финансовых ресурсов и ВВП посредством бюджета, но и изменением качественной составляющей всех бюджетных процедур, что сказывается на эффек­тивности бюджетного регулирования.

Бюджетное регулирование экономики оказы­вает либо позитивное, либо негативное воздействие бюджетной системы страны (субъекта Российской Федерации, муниципального образования) на развитие национальной экономики (региональной экономики, экономики муниципального образова­ния) посредством бюджетных рычагов, механизмов и инструментов.


Налогово-бюджетные рычаги воздействуют на соотношения расходов и доходов как потребителей (домохозяйств).таки производителей (фирм). Это означает, что они влияют и на совокупный спрос, и ил совокупное предложение .

Подоходные налоги уменьшают ту долю рас­полагаемых доходов, которые превращаются в расходы и обеспечивают часть совокупного спроса, которая представлена расходами потребителей. Налоги влияют и на объем производства через совокупный спрос. Понижение налогов способс­твует росту производства, а увеличение налогов, наоборот, сдерживает его. Том самым подоходный налог, влияя на совокупный спрос, выступает и как форма принудительного сбережения.

Необходим учет эффекта мультипликатора совокупного спроса при применении налоговых рычагов. Зависимость совокупного спроса и на­логов выражается в следующем: во время повы­шения налогов совокупный спрос уменьшается, и наоборот, при понижения налогов совокупный спрос возрастает.

Учет отмеченных выше зависимостей позво­ляет государству ставить задачи и достигать их с помощью налоговых методов. Если, например, государство ставит целью увеличение совокупного спроса, то в этом случае оно уменьшает прямые налоги, устанавливая соответствующий налог

Аналогичным образом государство использует и косвенные налоги. Косвенные налоги вклю­чаются в пену товаров и, тем самым, уменьшают совокупный спрос. Поскольку эти налоги по сравнению с прямыми более регрессивны, то они способны оказывать на совокупный спрос еще большее влияние

Политика государства в области налогов по отношению к фирмам оказывает влияние и на совокупное предложение, потому что налоги на капитал или прибыль включаются предприятием в издержки, при этом соответствующим образом воздействуя на предложение с их стороны.

Основным преимуществом косвенных налогов является их оперативность. Прямые налоги изме­няют редко, так как их состав и величина тесно свя­заны с формированием государственного бюджета, а косвенные налоги можно менять в течение года. Именно поэтому косвенные налоги выступают средством проведения дискретной политики, а прямые налоги — недискретной.

Дискретная налоговая политика предполагает сознательное изменение ставок налогов в зависи­мости от экономической конъюнктуры. Кризисная ситуация и экономике предполагает снижение ставок налогов. Когда экономика на подъеме и есть опасность ее «перегрева», чреватого резким вхождением в кризис, ставки налогов могут повы­шаться, сдерживая тем самым совокупный спрос и экономический рост.


Недискретная налоговая политика обусловлена тем, что ставки налогов в течение длительного време­ни не пересматриваются и эффект ее мер оказывается в зависимости от экономической конъюнктуры. Если происходит экономический рост, то это предполагает рост доходов субъектов экономики. Соответственно происходит рост налогов на личные доходы, прибыль, добавленную стоимость и т.д., что оказывает сдерживающее влияние, как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение и тормозит эко­номический рост, предотвращая «перегрев» эконо­мики. В условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры доходы снижаются, соответственно, и снижается объем налогов, что сдерживает сокращение совокупного спроса и совокупного предложения, падение темпов экономического роста. Таким образом, как бы автоматически действуют своего рода «встроенные стабилизаторы».

Бюджетная политика государства тесно связана с налогами, потому как общеизвестно, что налоги — основной источник доходов государства. Бюджетные расходы, в отличие от налогов, преимущественно влияют на совокупный спрос, а не на совокупное предложение. В то время когда уменьшается потребление, уменьшаются, соответс­твенно, расходы бюджета, и наоборот, увеличение расходов государства неразрывно связано с увели­чением потребления. В этой зависимости аналогичным образом действует эффект мультипликации, который выражается в том, что в результате уве­личения расходов госбюджета происходит общий рост совокупного спроса. Исходя из этого, если при установлении конкретной пели, допустим, увели­чить объем производства, зная мультипликатор, то соответственно можно определить, насколько должны быть увеличены бюджетные расходы.

Бюджетная политика государства также может быть дискретной и недискретной.

Дискретный характер обусловлен возможностью пересмотра государством нормативов своих расходов в зависимости от экономической конъюнктуры. Например, во время кризисного спада государство пересматривает нормативы своих расходов в сторону увеличения, благодаря чему возрастает абсолютная величина его расходов

Недискретный характер обеспечивается постановкой государственных расходов в непосредствен­ную зависимость от состояния экономики. Вовремя экономического подъема, когда на сравнительно высоком уровне находятся доходы значительной части населения, при существующих нормативах расходов происходит автоматическое сниже­ние их абсолютной величины, так как часть населения по уровню своего благосостояния уже не попадает под эти нормы. Кризисная ситуация в экономике приводит к тому, что резко возрастает число нуждающихся в го­сударственной поддержке и государс­тву приходится увеличивать расходы на эту поддержку.