Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования (Налоги и их виды. Основные принципы налогообложения. Основные принципы налогообложения в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.Экономическая природа налогов и налогообложения

1.1.Налоги и их виды. Основные принципы налогообложения. Основные принципы налогообложения в Российской Федерации

1.2. Основные принципы построения налоговой системы в экономике с развитым рынком

2. Экономическая сущность реформирования налоговой системы в России

2.1.Основные проблемы налоговой системы России и пути их решения.

2.2. Важнейшие вопросы налоговой реформы России и результаты ее проведения.

2.3. Основные направления налоговой политики на 2014-2017 гг.

3.Текущее состояние, проблемы и перспективы реформирования налоговой системы Российской Федерации

3.1. Проблемы реформирования налоговой системы

3.2 Пути повышения эффективности воздействия бюджетно-налогового регулирования на макроэкономические процессы в целях развития экономики России.

Заключение

Список использованной литературы.

Проведем анализ того, каким образом на­логовые рычаги взаимосвязаны с бюджетными расходами. Из всего вышесказанного очевиден тот факт, что налоговые рычаги применяются вместе с бюджетными расходами, исходя из чего, следует говорить о единой налогово-бюджетной полити­ке. Государство в случае угрозы экономического кризиса уменьшает налоговое бремя на население и предприятия и увеличивает свои бюджетные расходы. Когда наблюдается подъем экономики, государство поступает наоборот: оно увеличивает налоги и сокращает бюджетные расходы.

Исходя из изложенного выше, необходимо в рамках нашего анализа определиться с тем, каким образом государство при циклическом спаде может увеличить бюджетные расходы при одновремен­ном сокращении налогов, ведь налоги являются источником его расходов. Спасает ситуацию ста­билизационный фонд. На этапе экономического подъема поступающие в госбюджет налоговые доходы превышают государственные расходы, в результате чего образуется профицит бюджета. Именно за счет этого формируется специальный стабилизационный фонд, который позволяет го­сударству расходовать, в случае необходимости, средств больше, чем получать.

Таким образом, налогово-бюджетная поли­тика государства выступает тем целенаправленно используемым «стабилизатором», который основывается на возможности меньше средств гос­бюджета тратить в период экономического подъема и больше — в период экономического спада, тем самым сглаживая циклические колебания эконо­мики. Необходимо, однако, заметить, что нельзя исключать необходимость дефицита госбюджета во время экономического спада даже при отсутствии стабилизационного фонда.

Представим действие налогово-бюджетных рычагов в виде схемы, отраженной на рис. 1

Рисунок 1

Медленные (чрезмерно высокие ) темпы экономического роста

Сокращение(повышение) ставок налогов

Рост(сокращение) расходов государства

Рост(сокращение) располагаемых доходов населения

Увеличение(сокращение) собственных средств предприятий

Рост (сокращение) совокупного спроса

Рост (сокращение) инвестиций предприятий

Ускорение(замедление) темпов экономического роста

Рис.1 Общая схема действия налогово-бюджет­ных рычагов по ускорению (замедлению) темпов экономического роста


Общую схему действия налогово-бюджет­ных рычагов по ускорению (замедлению) темпов экономического роста можно унифицировать и использовать в качестве конкретного механизма применения налогово-бюджетных рычагов, но ус­корению темпов роста национальной экономики, а также механизма применения налогово-бюд­жетных рычагов по предотвращению замедления темпов роста национальной экономики.

Для ускорения темпов экономического роста национальной экономики правительству страны необходимо использовать следующий механизм бюджетно-налогового регулирования. Прежде всего, необходимо реализовать меры по сокраще­нию ставок налогов и одновременно увеличить бюджетные расходы государства. Эти меры неиз­бежно повлекут за собой рост располагаемых дохо­дов населения и увеличение собственных средств предприятий и организаций, а также приведут к росту совокупного спроса и росту инвестиций предприятий и организаций и в конечном итоге обеспечат ускорение темпов роста национальной экономики (рис. 2).

Рисунок 2

Исходное состояние национальной экономики

(медленные темпы экономического роста)

Сокращение ставок налогов

Рост расходов государства

Рост располагаемых доходов населения

Увеличение собственных средств предприятий

Рост совокупного спроса

Рост инвестиций предприятий

Ожидаемое состояние национальной экономики

(Ускорение темпов экономического роста)

Рис. 2. Механизм бюджетно-налогового регулирования по ускорению темпов роста национальной экономики

Таким образом, следует сделать однозначный вывод о том, что важнейшей проблемой развития экономики России на современном этапе, решение которой повлияет на оздоровление национального хозяйства, является проблема взаимосвязи нало­говой нагрузки и экономического роста. С одной стороны, по мере экономического роста и соответс­твующего расширения базы обложения налоговые поступления будут расти в абсолютном выражении. При этом в зависимости от прогрессивности или регрессивности налоговой системы в целом это может приводить как к росту, так и к падению доли налогов в ВВП либо к ее сохранению на текущем уровне. С другой стороны, чрезмерная налоговая нагрузка может стать тормозом для полноценного экономического развития (см. табл.6).


Исходя изданных таблицы, динамика налого­вой нагрузки в Российской Федерации начиная с 2012 г. держится примерно на одинаково стабиль­ном уровне, что происходило на фоне роста наци­ональной экономики. В настоящее время в связи с общемировым финансовым кризисом, который затронул и нашу страну, целесообразно снижать на­логовую нагрузку на экономику, что будет одним из действенных механизмов исправления кризисной экономической ситуации.

В заключение необходимо отметить следующее:

1. В качестве конкретных мер государственного регулирования рыночной экономики для преодоления, возникших экономических и социальных проблем в результате последствий мирового фи­нансового кризиса, стабилизации и дальнейшего поступательного развития национальной эконо­мики наряду с совершенствованием деятельности кредитно-банковской системы и нормализацией денежного обращения предлагается осуществлять порядка формирования бюджетов и взаимоотношений между ними, организации налогообложения, осуществления государственных расходов, ориентиру­ясь на конечный результат (бюджетиро­вание, ориентированное на результат), а также совершенствование механизма бюджетно-налогового регулирования национальной экономики, обеспечива­ющие стимулирование экономического роста, производство неинфляционного валового национального продукта, мак­симальную занятость трудоспособного населения .

2. Практическое применение финансово-бюд­жетных и налоговых механизмов и инструментов в государственном регулировании, в конечном счете, должно привести к макроэкономической стабили­зации. При этом наиболее важным механизмом, позволяющим обществу решить задачи стабили­зации и развития экономики, является механизм бюджетно-налогового регулирования. Именно благодаря управлению бюджетно-налоговым про­цессом поддерживается целостность системы бюд­жетно-налогового воздействия на национальную экономику, регулируется ее функционирование, в результате чего обеспечивается стабильное разви­тие экономики и социальной сферы.

3. Экономическая и социальная политика Российской Федерации в условиях становления рыночной экономики, ее интеграции в мировую экономическую систему в значительной степени зависит от мировой экономической конъюнктуры и ситуации на мировых сырьевых, товарных и финансовых рынках. Кроме того, колебания темпов экономического роста в России напрямую зависят от состояния национальной банковской системы, доступности кредита для бизнеса и населения, состояния национального бюджета, динамики и объемов социальных расходов, гибкости и прозрач­ности национальной налоговой системы, развития реального сектора экономики, малого и среднего бизнеса, масштабов жилищного строительства. В конечном итоге, они напрямую связаны с качес­твом и уровнем жизни граждан страны. Все это, безусловно, влияет на выбор, использование и совершенствование государством механизма бюд­жетно-налогового регулирования национальноq экономики.


4. В России, где существует большое количес­тво регионов, которые отстают в своем экономи­ческом развитии от других, необходимо находить оптимальное сочетание региональных интересов с общенациональными. Оказывая бюджетную помощь территориям, государству следует ориенти­роваться на ускорение общеэкономического роста при одновременном стремлении к стабилизации относительно выравнивания межрегиональных различий. Субъектам Федерации в большей сте­пени необходимо придерживаться бюджетной самостоятельности в решении их внутренних со­циально-экономических проблем.

5. Формируя новые бюджетные механизмы и совершенствуя механизм бюджетно-налогового регулирования национальной экономики, важно следовать принципам открытости, «прозрачности»

отношений между центром и отдельными терри­ториями, ограничивая использование индивиду­ально-договорных форм. В связи с этим особое значение имеет совершенствование нормативно-расчетных бюджетных методов.

6. В современных условиях важнейшее зна­чение для поступательного развития экономики России имеет реформирование межбюджетных от­ношений и налогового законодательства. В резуль­тате уточнения доходных и расходных полномочий, имеющегося налогового потенциала, критериев оценки их эффективности и совершенствования механизма бюджетно-налогового регулирования национальной экономики у федеральных, реги­ональных и местных властей возрастут права и ответственность за использование находящихся в их распоряжении бюджетных средств и налоговых источников.

Динамика уровня налоговой нагрузки и поступлений основных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2000-2007 гг. (в % от ВВП) [9]

Таблица 6

Год

Уровень налоговой нагрузки

Налоговые доходы

Страховые взносы

на обязательное

пенсионное

страхование

Доходы от внешнеэконо­мической деятельности

Всего:

в том числе:

Налог

на прибыль

НДФЛ

ЕСН*

НДС

Акцизы

ндпи*

2009

38,46

28,02

5,39

2,37

-

6,20

2,27

-

7,30

3,14

2010

33,91

27,69

5,75

2,86

5,29

7,17

2,72

0,74

2,31

3,71

2011

32,74

26,99

4,28

3,31

4,13

6,96

2,44

2,55

2,76

2,99

2012

31,97

25,61

3,98

3,44

3,68

6,66

2,59

2,50

2,94

3,42

2013

32.63

24,79

5,09

3,37

3,49

6,27

1,43

2,99

2,80

5,04

2014

36,20

25,55

6,16

3,27

1,99

6,81

1,17

4,20

2,88

7,77

2015

36,52

24,46

6,21

3,46

1,96

5,62

1,01

4,07

3,48

8,58

2016

36,75

25,84

6,58

3,84

1,99

6,86

0,95

3,63

3.61

7,30


*без учета страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

**В 2001 г. вместо НДПИ указано значение платежей за добычу полезных ископаемых.

Заключение

В ходе данной курсовой работы в соответствие с поставленной целью были сделаны следующие выводы:

- Налоговая система РФ является трехуровневой как по
видам налогов, так и по уровню власти (федеральной, реги­ональной, местной), каждый из которых имеет свои элементы: виды налогов (федеральные, региональные, местные); законодательную базу (федеральную, региональную, местную); субъекты налогов — налогоплательщиков (федеральные, региональные, местные); органы власти (федеральные, региональные, местные - муниципальные).

- Распределение и закрепление налогов и сборов между
территориальными образованиями осуществляются по согласованию органов государственной власти и органов власти местного самоуправления и утверждаются законами и зако­нодательными актами: Налоговым кодексом РФ, Бюджетным кодексом РФ, Таможенным кодексом РФ, постановлениями Правительства РФ, законами субъектов РФ, постановления­ми местных представительных органов власти.

- Основными проблемами, требующими незамедлительного решения, признаются следующие: неоправданная усложненность систем налогообложения, недостаточный уровень налогового администрирования, завышенные ставки подоходных налогов, широкие масштабы уклонения от налогов.

- Российская налоговая политика нуждается в серьёзных коррективах с точки зрения принципов налоговой справедливости и равномерности распределения налогового бремени. Необходима её переориентация в сторону содействия структурной перестройке экономики, инвестициям в новые, высокотехнологичные отрасли, радикальному изменению характера российского экспорта. Следует устранить неоправданные пробелы в законодательстве, которые позволяют целым слоям и категориям населения успешно избегать всякого налогообложения.

В заключение подчеркнем, что за последние годы в условиях заметного снижения налогового бремени опережающий рост налоговых доходов в значительной степени определялся благоприятной конъюнктурой мировых цен на энергоноси­тели. Однако, увеличение налоговых поступлений в бюджетную систему РФ дол­жно в большей степени определяться факторами, обусловленными проводимой налоговой реформой, включая расширение налоговой базы за счет отмены не эффективных налоговых льгот, ликвидацию каналов ухода от налогообложения, развития наметившейся тенденции сокращения теневого сектора экономики и легализации доходов, ранее укрываемых от налогообложения Поддержание оп­тимального уровня налоговой нагрузки на экономику должно обеспечить благо­приятные условия для развития и диверсификации структуры экономики при одновременном устойчивом формировании доходов бюджетной системы. Таким образом, главной целью развития налоговой системы РФ в долгосрочной перспек­тиве является формирование конкурентоспособной налоговой системы, стимули­рующей экономический рост и обеспечивающей необходимый уровень доходов бюд­жетной системы.