Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования (Налоги и их виды. Основные принципы налогообложения. Основные принципы налогообложения в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.Экономическая природа налогов и налогообложения

1.1.Налоги и их виды. Основные принципы налогообложения. Основные принципы налогообложения в Российской Федерации

1.2. Основные принципы построения налоговой системы в экономике с развитым рынком

2. Экономическая сущность реформирования налоговой системы в России

2.1.Основные проблемы налоговой системы России и пути их решения.

2.2. Важнейшие вопросы налоговой реформы России и результаты ее проведения.

2.3. Основные направления налоговой политики на 2014-2017 гг.

3.Текущее состояние, проблемы и перспективы реформирования налоговой системы Российской Федерации

3.1. Проблемы реформирования налоговой системы

3.2 Пути повышения эффективности воздействия бюджетно-налогового регулирования на макроэкономические процессы в целях развития экономики России.

Заключение

Список использованной литературы.

Содержание:

Введение

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

Рассмотрение налогообложения как средства регулирования предпринимательской активности требует более тщательного рассмотрения элементов налоговой системы для нахождения баланса интересов государства и предпринимательства. Основными задачами социально-экономичес­кого развития Российской Федерации являются: поддержание действующей экономической сис­темы и стимулирование экономического роста; обеспечение роста человеческого капитала и на его основе повышение качества и уровня жизни граждан; обеспечение безопасности страны. Эти задачи могут быть решены посредством повышения эффективности государственного регулирования современной рыночной экономики с использова­нием финансово-бюджетных и налоговых меха­низмов и инструментов.

Практическое и теоретическое обоснование государственного регулирования рыночной эконо­мики явилось жесткой необходимостью, возникшей после великой депрессии 30-х годов прошлого века. Ученые и специалисты предлагают конкретные сценарии, и рецепты в виде системы конкретных мер для преодоления возникших экономических и социальных проблем и предотвращения возмож­ного повторения тяжелых кризисных ситуаций. Стабилизацию экономики наряду с использованием денежного обращения и кредитно-банковской сис­темы предлагается осуществлять через фискальную или финансово-бюджетную и налоговую политику. Такая политика государства обычно предусматрива­ет изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, обеспечивающие стимулирование экономического роста, производство неинфляционного валового национального продукта, максимальную занятость трудоспособного населения и другие меры.

Выше сказанное результат того, что тема актуальна и требует дальнейшего изучения.

Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики. На данный момент существует масса всевозможной литературы по налогообложению в западных странах, накоплен огромный многолетний опыт по налогообложению.


При изучении проблемы были использованы следующие методы исследований: научной абстракции, эмпирический (описательный), анализа и синтеза, сравнительного анализа.

Данную проблему изучали многие экономисты: Чепурин М.Н., Киселёва Е.А., Перов А.В., Толкушкин А.В., Аронов А.В., Кашин В.А., Бармин Д.А.

Целью данной работы является: выяснить особенности функционирования налоговой системы в современной России.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

- провести теоретический анализ на основе обобщения экономических исследований в области налогов, принципов налогообложения, инструментов налоговой политики государства;

- систематизировать информацию о структуре действующей налоговой системы и дать характеристику видам налогов и сборов РФ;

- проанализировать направления налоговой политики России в среднесрочной перспективе.

Поскольку объёмы курсовой работы ограничены, остановимся на рассмотрении только тех проблем, которые по нашему мнению, являются более значимыми.

1.Экономическая природа налогов и налогообложения

1.1.Налоги и их виды. Основные принципы налогообложения. Основные принципы налогообложения в Российской Федерации

Основным источником поступлений в доходную часть бюджета являются налоги. В 2009 г. на налоговые доходы приходилось, приблизительно 86% доходов Федерального бюджета РФ.

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Обязанность граждан платить законно установленные налоги закреплена в ст. 57 Конституции РФ.

В соответствии с новым Налоговым Кодексом РФ (ст. 8) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый c организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства. От налога следует отличать сбор, представляющий собой обязательный взнос, уплата кото­рого является одним из условий совершения в интересах плательщиков юриди­чески значимых действий государственными органами, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).


Основными категориями в налоговом законодательстве являются понятия объекта налогообложения и налоговой ставки. Объектом налогообложения называется имущество, на стоимость которого на­числяется налог. Например, при взимании налога на прибыль закон устанавливает, какие виды затрат и в каком размере могут быть от­несены фирмой на себестоимость продукции, тем самым определяя, какая часть выручки считается прибылью и облагается налогом. На­логовая ставка представляет собой размер налога на единицу обло­жения.

По способу изъятия налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с непосредственного владельца объекта налогообложения. Среди этого вида налогов наиболее известен подоходный налог, хотя с точки зрения истории налогообложения он еще достаточно молод (впервые он был введен в Англии в 1799 г., а в США применяется лишь с 1913 г.). Примерами прямых налогов могут также служить налог на прибыль, налог на наследство и дарения, налог на имущество.

Косвенные налоги, в отличие от прямых, уплачиваются конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств го­сударству. Некоторые из них даже указываются отдельной строкой в счете за товар или на его ценнике. К таким налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж, акцизы (аналог налога с продаж, дополнительно начисляемый на определенные виды товаров - алкоголь, табак, деликатесы, ювелирные изделия и др., который иног­да называют «налогом на вредные привычки» или роскошь), таможен­ные пошлины.

Косвенные налоги являются весомой частью налоговых платежей в Федеральный бюджет РФ. Так, в бюджете РФ за 2001 г. доля доходов государства, полученных за счет косвенных налогов, составляла около 60% от всех налоговых поступлений.

По характеру начисления на объект обложения налоги и, соответ­ственно, налоговые системы подразделяются на прогрессивные, рег­рессивные и пропорциональные.

При прогрессивном налогообложении ставки налога увеличиваются по мере роста объекта налога. Другими словами, владелец большего дохода платит не только большую сумму в абсолютном выражении, и в относительном по сравнению с владельцем меньшего дохода.

Наиболее характерным примером прогрессивного налога является подоходный налог с физических лиц.

Из приведенной ниже таблицы 1 можно уяснить принцип действия прогрессивной шкалы подоходного налога, действовавшего в России до 1 января 2001 г.


Предельные налоговые ставки на доходы физических лиц в 2000 г

Таблица 1

Размер облагаемого совокупного дохода, полученного в календарном году

Предельные налоговые ставки и сумма налога

До 50 000 руб.

12%

От 50 001 руб. до 150 000 руб.

6000 руб. + 20% с суммы, превышающей 50 000

От 150 001 руб. и свыше

26 000 руб. + 30% с суммы,

превышающей 150 000

С 1 января 2001 г. в Российской Федерации введена «плоская шкала налогообложения доходов физических лиц, или пропорциональная система налогообложения. В соответствии со ст. 224 Налогового Кодекса РФ, «налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей».

Для прогрессивных налогов большое значение представляют понятия средней и предельной налоговой ставки. Средней ставкой налога называется отношение суммы налога к величине облагаемого им до хода. Предельная налоговая ставка - это ставка обложения налогом дополнительной единицы дохода. В соответствии с представленной выше шкалой подоходного налога предельная ставка налога может принимать строго 3 значения. Среднюю же ставку легко вычислить для любого уровня дохода. Например, при совокупном доходе 75 000 руб. предельная ставка будет равна 20%, а средняя вычисляется по формуле:

Средняя налоговая ставка = Валовой уплачиваемый налог / валовой полученный доход:

Регрессивный налог - это налог, который в денежном выражении равен для всех плательщиков, т. е. составляет большую часть низкого дохода и меньшую часть высокого дохода. Это, как правило, косвенные налоги: при покупке облагаемого акцизом товара (например, черной икры) государство не может установить, а продавец получить с покупа­теля с более высоким уровнем дохода сумму по более высокой ставке

налога.

Пропорциональный налог - это налог, при котором налоговая

ставка остается неизменной, независимо от стоимости объекта обложе­ния. К такого рода налогам, в частности, относятся налоги на имущество предприятий и физических лиц. Вне зависимости от различной стоимо­сти имущества разных предприятий при начислении этого налога в Рос­сии действуют равные ставки налога.

Система налогообложения в России, закрепляемая Налоговым Кодексом, представляет собой три уровня: федеральный, региональный и местный. Конкретные виды налогов и сборов в разбивке по уровням представлены в таблице 2.


Таким образом, Налоговый Кодекс РФ закрепляет 28 видов налогов и сборов. На сегодняшний день количество налогов остается в России достаточно большим, что существенно усложняет порядок их исчисле­ния и уплаты. К примеру, в США действует только 10 основных налогов и еще 4 вида, применяемые на уровне отдельных штатов. Несмотря на такое разнообразие налогов, существенную долю в доходах бюджета составляют, как правило, лишь несколько из них. Структура поступле­ний налоговых платежей в консолидированный бюджет Российской Фе­дерации такова, что львиная доля налоговых доходов приходится на НДС, налог на прибыль и акцизы, т. е. 24,7%, 27,8% и 10,8% соответ­ственно. Подоходный налог с физических лиц в РФ составил в 2006 г. лишь 12,1% в общей сумме налоговых поступлений, в то время как в США, Западной Европе и других промышленно развитых странах он составляет 20-30%.

Как правило, существует определенный перечень льгот по каждому налогу. Однако существует особый порядок комплексных налоговых льгот, устанавливаемых государством, которые могут оказывать суще­ственное влияние на процесс воспроизводства. Такими льготами явля­ются ускоренная амортизация и инвестиционный налоговый кредит.

Политика ускоренной амортизации способствует сокращению сроков амортизационных отчислений путем увеличения размеров годовой нормы отчислений. Таким образом, сокращаются сроки окупаемости обору­дования и у производителей появляются стимулы для инвестиций в пе­редовые технологии. Проводя такую политику, государство тем самым вызывается от определенного дохода в виде части налога на прибыль - пользу увеличения степени конкурентоспособности национальной экономики. Наиболее ярким примером политики такого рода служит поли­тика администрации Рейгана в США, оказавшая существенное влияние на увеличение темпов роста экономики США в 1980-х гг.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой отсрочку по уплате части налоговых платежей на определенный срок. По российс­кому законодательству воспользоваться такой отсрочкой имеют право предприятия, проводящие НИОКР или техническое перевооружение производства. Кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет. Сумма кредита ограничивается 30% от стоимости оборудова­ния и не может превышать 50% от суммы начисленного к уплате нало­га. Размер процентов по инвестиционному налоговому кредиту устанав­ливается в пределах от 1/2 до 3/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ.