Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования (Налоги и их виды. Основные принципы налогообложения. Основные принципы налогообложения в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.Экономическая природа налогов и налогообложения
1.2. Основные принципы построения налоговой системы в экономике с развитым рынком
2. Экономическая сущность реформирования налоговой системы в России
2.1.Основные проблемы налоговой системы России и пути их решения.
2.2. Важнейшие вопросы налоговой реформы России и результаты ее проведения.
2.3. Основные направления налоговой политики на 2014-2017 гг.
3.Текущее состояние, проблемы и перспективы реформирования налоговой системы Российской Федерации
Рост налоговых доходов имеет место по всем уровням бюджетной системы РФ. Вместе с тем современная налоговая система России не приспособлена к реализации принципа налоговой автономии: большинство налогов взимается с юридических лиц, велика роль косвенных налогов, которые трудно преобразовать в региональные и местные, возможности органов власти субъектов РФ и местного самоуправления по налоговому администрированию ограничены, наиболее фискальные налоги сконцентрированы в федеральном бюджете и т. д.. На примере налогов России обозначилось явное противоречие двух реформ: налоговой и бюджетного федерализма. Если налоговая реформа преследует цели сокращения налогового бремени и развития на этой основе предпринимательства в России, то реформа бюджетного федерализма направлена на возрастание ответственности региональных и местных органов власти за обеспечение тех обязательств, которые закреплены за их уровнем. Но для реализации этих обязательств фискального потенциала у регионов явно недостаточно, и практически нет рычагов для его увеличения, кроме надежды на общий экономический рост. Поэтому необходимо, прежде всего на федеральном уровне, решить вопрос о расширении налоговых полномочий региональных и местных органов власти.
Динамика налоговой нагрузки на экономику РФ за 2009-2014 гг.
Таблица 4
2009 г. факт. |
2010 г. факт. |
2011г. факт. |
2012 г. факт. |
2013 г. факт. |
2014г. факт. |
|
Отношение объёма налоговых доходов к ВВП, % |
33,6 |
34,0 |
3,0 |
32,5 |
33,9 |
32,0 |
То же без учёта влияния изменения мировых цен на нефть (при цене нефти $18,5 за баррель) |
31,7 |
32,0 |
30,9 |
29,8 |
28,4 |
27,4 |
Справочно: среднегодовая мировая цена за нефть марки «Юралс», $ |
26,9 |
23,0 |
23,7 |
27,2 |
34,4 |
50,6 |
Динамика поступления налоговых доходов за 2006-2012 гг.[8]
Таблица 5
2006 г. факт. |
2007 г. факт. |
2008 г. факт. |
2009 г. факт. |
2010 г. факт. |
2011 г. факт. |
2012 г. факт. |
|
Всего налоговых и иных обязательных платежей, млрд. руб. |
1499,6 |
2453,0 |
3070,2 |
3608,7 |
4311,9 |
5661,6 |
5987,4 |
В % к предыдущему году |
- |
163,6 |
125,2 |
117,5 |
119,5 |
131,3 |
105,8 |
Всего указанных платежей без учёта влияния цен на нефть, млрд руб. |
1475,8 |
2314,3 |
2889,4 |
3285,7 |
3953,2 |
4743,1 |
5127,2 |
В % к предыдущему году |
- |
156,8 |
124,8 |
113,7 |
120,3 |
120,0 |
108,1 |
Уровень инфляции, % |
- |
20,2 |
18,6 |
15,1 |
12,0 |
11,7 |
11,1 |
Изменение без учёта уровня инфляции и цен на нефть, % |
- |
130,4 |
105,2 |
98,8 |
107,4 |
107,4 |
98,3 |
2.3. Основные направления налоговой политики на 2014-2017 гг.
Основными направлениями, по которым предполагается развивать налоговую политику в среднесрочной перспективе, являются следующие:
1. Контроль за трансфертным ценообразованием в целях налогообложения. 2. Совершенствование налогообложения дивидендов, выплачиваемых российским лицам.
3. Регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний.
4. Решение проблемы определения налогового резидентства юридических лиц.
5. Введение института консолидированной налоговой отчетности при исчислении налога на прибыль организаций.
6. Совершенствование налога на добавленную стоимость.
7. Индексация ставок акцизов.
8. Совершенствование налогообложения налогом на прибыль организаций
при свершении сделок с ценными бумагами.
9. Совершенствование налога на имущество физических лиц (введение налога на недвижимость).
10. Совершенствование системы вычетов, предоставляемых по налогу на доходы физических лиц
11. Совершенствование налога на добычу полезных ископаемых.
12. Создание особых экономических зон портового типа.
13. Изменения в налоговом законодательстве в связи с созданием целевого капитала некоммерческих организаций и создания благоприятных условий для функционирования некоммерческих организаций в социально значимых областях.
14. Совершенствование налогового законодательства в части регулирования
учетной политики налогоплательщиков.
15. Международное сотрудничество, интеграция в международные организации
и соглашения, информационный обмен.
16. Введение в налоговое законодательство понятия индексируемой налоговой
единицы.
17.Создание налоговых стимулов для осуществления инновационной деятельности
18. Реформирование налога на игорный бизнес.
19. Совершенствование порядка налогообложения при реализации концессионных соглашений.
20. Совершенствование налогом на доходы физических лиц при совершении сделок с ценными бумагами
Итак, программа реформирования налогообложения должна создать единую, согласованную и стабильную налоговую систему в границах России, развить налоговый федерализм при обеспечении доходов федерального, региональных и местных бюджетов. Тогда налоговая система станет рациональной, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов; будет содействовать развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности, наращиванию национального богатства России и благосостояния ее граждан.
3.Текущее состояние, проблемы и перспективы реформирования налоговой системы Российской Федерации
3.1. Проблемы реформирования налоговой системы
Во всех развитых странах основными стимулами к реформированию налогообложения является стремление превратить налоговую систему в образец справедливости, простоты, эффективности и снять все налоговые преграды на пути экономического роста.
В России определены приоритетные направления налоговой политики, которые сводятся к формированию стимулов к повышению собираемости налогов. Налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов экономической политики государства. С одной стороны, она обеспечивает формирование доходных источников бюджетов всех уровней. С другой стороны, меняя объемы финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, государство влияет на экономическое поведение налогоплательщиков, реализуя тем самым регулирующую функцию налогов.
Проводимая в России налоговая реформа является одним из важнейших факторов обеспечения экономического роста, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, привлечения в Россию полномасштабных иностранных инвестиций. Само понятие «реформа» несет в себе смысл переустройства чего-нибудь, в какой либо сфере общественной жизни, области знаний.
Необходимость проведения налоговых реформ объясняется следующими фактами, во-первых, налоговое законодательство по-прежнему претерпевает серьезные изменения. Проведение налоговой реформы должно быть основано на научных концепциях, должна быть четко установлена цель реформы. Во-вторых, отсутствует «системность» проведения реформ, которая означает, что реформирование налоговой системы должно проводиться комплексно, параллельно с проведением других реформ, таких, как административная, судебная. В-третьих, имеющиеся недостатки во многом обусловлены том, что при разработке концепции налоговой системы, налогового законодательства в полной мере не был обеспечен комплексный подход к проблеме налогообложения; не были учтены сложные взаимосвязи всех участников общественных отношений, складывающихся в процессе установления и взимания налогов. Отсутствие комплексного подхода при формировании налоговой системы РФ приводит к обострению экономических и социальных противоречий, бегству капитала за рубеж, развитию теневой экономики.
Причинами такого состояния налогового законодательства можно назвать следующие:
- В науке налогового права нет концептуального единства. Отмечаются многовариантность, разнонаправленность, разноуровневость и коллизионность концептуальных подходов к построению как отдельных институтов налоговых законов, так и всей системы актов в области финансовой деятельности государства.
- Несовершенство налогового законодательства, связанное с текущими потребностями практики. И это главная проблема совместимости проводимой налоговой политики и стремительно развивающейся экономики.
Таким образом, любая налоговая реформа должна быть связана с совершенствованием налоговых правовых институтов.
3.2 Пути повышения эффективности воздействия бюджетно-налогового регулирования на макроэкономические процессы в целях развития экономики России.
Основными задачами социально-экономического развития Российской Федерации являются: поддержание действующей экономической системы и стимулирование экономического роста; обеспечение роста человеческого капитала и на его основе повышение качества и уровня жизни граждан; обеспечение безопасности страны. Эти задачи могут быть решены посредством повышения эффективности государственного регулирования современной рыночной экономики с использованием финансово-бюджетных и налоговых механизмов и инструментов.
Практическое и теоретическое обоснование государственного регулирования рыночной экономики явилось жесткой необходимостью, возникшей после великой депрессии 30-х годов прошлого века. Ученые и специалисты предлагают конкретные сценарии, и рецепты в виде системы конкретных мер для преодоления возникших экономических и социальных проблем и предотвращения возможного повторения тяжелых кризисных ситуаций. Стабилизацию экономики наряду с использованием денежного обращения и кредитно-банковской системы предлагается осуществлять через фискальную или финансово-бюджетную и налоговую политику. Такая политика государства обычно предусматривает изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, обеспечивающие стимулирование экономического роста, производство неинфляционного валового национального продукта, максимальную занятость трудоспособного населения и другие меры.
Следует указать на ряд обязательных условий или методологических принципов, необходимых для исследования сущности взаимосвязей между макроэкономическими динамически ми процессами и показателями бюджетно-налоговой политики как важнейшего механизма государственного макроэкономического регулирования:
1. Связь бюджетно-налоговой политики с макроэкономическими процессами позволяет говорить о ней как об одном из элементов макроэкономики. При этом важно отметить, что макроэкономика, по определению, является разделом науки об экономике как едином целом, в отличие от микроэкономики — раздела науки об отдельных рынках и экономических субъектах (агентах).
Все макроэкономические исследования в качестве изучаемого объекта имеют систему совокупных (агрегированных), рассчитанных по конкретным методикам количественных показателей, выраженных в конечном счете в денежной (ценовой) форме — национальных деньгах или конвертируемой валюте. Поэтому в сфере макроэкономического анализа, прежде всего, фигурируют деньги как измеритель, с одной стороны, всех видов ограниченных ресурсов, примененных и потребленных в течение определенного периода времени, а с другой стороны — общей величины продуктов и услуг, созданных и реализованных, зато же время. Для того чтобы справиться с изучением названных процессов, используется метод системного анализа, моделирования макроэкономических объектов. Макроэкономическая модель позволяет с помощью рассчитанных совокупных показателей дать общее представление о состоянии национальной экономики не только с количественной, но и с качественной стороны; показатели бюджетно-налоговой политики являются ее органической составной частью.
2. Как и все другие количественные макроэкономические характеристики, показатели бюджетно-итоговой политики не являются статическими, а отражают непрерывное движение экономики — ее динамику. Поэтому для определения состояния рыночной экономической системы в целом за конкретный период (обычно год) необходим глубокий анализ совокупных расчетных макроэкономических показателей, отражающих основные параметры движения этой динамики: общий и агрегатные векторы, темпы — абсолютные и соотносительные, и многое другое.
Достоверно оцепить состояние экономики в той или иной стране можно лишь спустя какое-то время после происшедших в ней изменений. Ибо собрать статистические данные обо всех важнейших сторонах экономической жизни, обработать их. превратить в динамические ряды, проанализировать полученные результаты и т. д. и т. п. — все это исключительно трудоемкие и сложные процессы, которые занимают массу времени. По самое главное заключается и том, чтобы полученные выводы достаточно точно и полно выражали суть происходящих событий, их конкретную динамику. В современных условиях все эти проблемы решаемы, и в развитых странах осуществляются всесторонние разработки основных макроэкономических моделей; познаны законы, управляющие их динамикой; созданы методология и методики расчетов показателей, прогнозирования и др.