Файл: Процессы принятия решений в организации (ООО «Трейдпроект Роуз Интернэшнл»).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
1.1 Понятие и классификация управленческих решений
1.2 Методы, технологии и информация для приятия управленческих решений
1.3 Критерии эффективности и контроль реализации управленческих решений
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ООО «ТРЕЙДПРОЕКТ РОУЗ ИНТЕРНЭШНЛ»
2.1. Общая характеристика деятельности ООО «Трейдпроект Роуз Интернэшнл»
2.2. Анализ процессов подготовки принятия управленческих решений в ООО «ТРИ»
3.1. Общие рекомендации по совершенствованию процесса принятия управленческих решений в ООО «ТРИ»
3.2. Варианты принятия управленческого решения по выявленной проблеме
3.1. Общие рекомендации по совершенствованию процесса принятия управленческих решений в ООО «ТРИ»
Так как на генеральном директоре ООО «ТРИ» лежит слишком большая ответственность за достижение практически всех целей предприятия, это не является правильным и эффективным. Поэтому необходимо пересмотреть структуру предприятия с целью передачи части ответственности директора на соответствующих сотрудников.
Для полноценной функциональной работы не хватает дополнительных звеньев:
- Заместителя либо помощника генерального директора по стратегическому и маркетинговому планированию, так как в настоящее время такая работа практически не ведется;
- выделение отдельной службы закупки и доставки товаров;
- выделения в системе бухгалтерского учета системы управленческого учета для сбора и анализа данных для принятия управленческих решений.
Для постановки системы стратегического управления предприятиям необходимо ввести должность заместителя директора по стратегическим вопросам, в чьи обязанности будет входить:
- сбор и анализ информации для стратегического планирования на предприятии и принятия соответствующих управленческих решений;
- разработка стратегии предприятия совместно с директором и ведущими специалистами, включая маркетинговую стратегию.
Для совершенствования коммерческой деятельности необходимо создание коммерческого отдела, выполняющего функции поиска и закупки товаров, разработки маркетинговой стратегии предприятия и других заявленных целей.
Для обеспечения системы управления оперативной учетной информацией необходимо ввести должность бухгалтера-аналитика.
Поэтому необходимо перестроить организационную структуру ООО «ТРИ» следующим образом (рисунок 3.1). Данная структура остается линейно-функциональной, но введение новых должностей и поиск соответствующих сотрудников приведет к повышению эффективности управления магазином.
Генеральный директор
Главный бухгалтер
Бухгалтер-аналитик (1)
Заместитель генерального директора – коммерческий директор
Управляющий магазином
Маркетолог (1)
Старшие продавцы (2)
Продавцы (12)
Кассиры (4)
Обслуживающий персонал (3)
Бухгалтер-кассир (1)
Служба закупки и доставки (2)
Инспектор по кадрам (1)
Рисунок 3.1. Оптимизированная организационная структура ООО «ТРИ»
Часть полномочий генерального директора по разработке стратегии и обеспечению стратегического управления и маркетинговых задач предприятия перекладывается на заместителя - коммерческого директора, в том числе разработка плана маркетинговых мероприятий на целевом рынке, охватывающего использование всех составляющих комплекса маркетинга (продукт, цена, распределение, стимулирование), в соответствии с принятыми стратегическими решениями. Грамотное, профессиональное выполнение аналитической функции маркетинга в рамках мониторинга внешней среды и проведения маркетинговых исследований выводит предприятие в такие стратегические зоны хозяйствования в условиях конкурентного рынка, где достижение поставленных целей становится возможным с минимальной степенью риска и с большей определенностью, то есть обеспечивает преуспевающую позицию.
Также предлагается переквалифицировать бухгалтера для выполнения аналитических функций, что потребует постановки системы управленческого учета на предприятии.
В дальнейшем возможно построение организационной структуры магазина не на линейно-функциональной, а на дивизиональной основе, предполагающую разделение персонала магазина не по сменам, а по ассортиментным группам. ООО «ТРИ», проведя запланированные мероприятия по изменению организационной структуры, маркетинговой политики и стратегии деятельности, получит в течение 2 лет большой эффект, в виде улучшения соотношения затрат и выручки, и повышения рентабельности деятельности как результата улучшения системы управления.
Основная задача информационного обеспечения данного процесса заключается в том, чтобы в первую очередь умело использовать разнообразные виды коммуникации в новой организационной структуре, среди которых можно назвать такие:
а) передача информации, содержания, информирования (чтение лекции в аудитории, выступление по радио и тому подобное);
б) экспрессивная — выразительная, что характеризуется экспрессией — силой проявлению чувств, переживаний (например, встреча после длинной разлуки);
в) убеждающая — стремление повлиять на других, высказывание захвата, просьбы, что особенно важно для политических деятелей, юристов, торговых работников;
г) социально-ритуальная — использование норм и обычаев социально-культурного поведения (процедура знакомства, обычаи гостеприимства);
д) паралингвистическая коммуникация — общение с помощью мимики, выражения глаз и рта, а также поз и движений (передача разных оттенков сообщения, его скрытого содержания).
Существуют определенные правила успешного осуществления вертикальных коммуникаций:
а) правильный, вежливый стиль языка;
б) достаточная гласность, которая делает невозможными домыслы, сплетни;
в) недопущение пустяковой опеки над подчиненными;
г) не допускать передачу инструкций, указаний от вышестоящего руководителя непосредственно к последнему адресату, который ведет к потере ответственности, нарушения установленной иерархии.
Перед нисходящими коммуникациями ставится задача сообщить и сознания подчиненных и нижестоящих организаций суть решений, которые принимаются на высших уровнях, стратегические направления будущей деятельности.
Ярким примером горизонтальной коммуникации является обмен информацией между разными отделами и другими структурными подразделениями, в результате чего достигается координация и согласование деятельности для достижения общих целей организации. Условием эффективного осуществления горизонтальных коммуникаций является четкое распределение обязанностей, полномочий и ответственности структурных подразделений, соблюдения служебной этики взаимоотношений, использования современных средств связи и тому подобное.
3.2. Варианты принятия управленческого решения по выявленной проблеме
Разработка возможных способов достижения цели.
- Формирование системы должностных инструкций
В разработке актуальных должностных инструкций заинтересован в первую очередь непосредственный руководитель подразделения. Особенно это касается ситуаций, когда изменения в деятельности предприятия существенны или необходимо спроектировать деятельность новой службы. Тогда директор должен сам заняться разработкой должностных инструкций с привлечением ведущих специалистов подразделения.
Еще один распространенный вариант составления должностных инструкций - самостоятельная разработка инструкции сотрудником (описание своих должностных обязанностей и порядка взаимодействия с другими специалистами). Руководитель проверяет текст и вносит необходимые, на его взгляд, изменения. Такой подход дает качественный результат, если должностные инструкции разрабатываются для существующего подразделения впервые и стоит задача зафиксировать ситуацию «как есть».
Руководители структурных подразделений отвечают за содержательное наполнение инструкций, профессионально грамотное отражение специфики работы вверенных ему сотрудников, а кадровые специалисты обеспечивают решение организационных вопросов, анализируют ход работы, инструктируют руководителей и координируют работу всех подразделений.
Стоимость разработки должностных инструкций зависит от многих факторов и является договорной. При обращении в консалтинговую фирму цена разработки одной инструкции составляет от 700 руб., т.е. для ООО «ТРИ» единовременные затраты на данное мероприятие составят от 15000 до 25000 руб.
2. Разработка и внедрение модели делегирования полномочий
Проектные модели делегирования полномочий должны отражать то, каким образом сотрудники должны проявлять ответственность за выполнение дополнительных заданий, устанавливать отношения, исключающие конфликты в коллективе, и определять результаты завершения работы. Так, например, сотрудникам предлагается выбрать из обозначенных руководством проблем те, которые необходимо решать в первую очередь. Потом определяется степень назревания проблем: «какие были — какие стали — какими могут стать». Далее выясняется, кто больше всего заинтересован в их решении, и оценивается степень деловой активности каждого заинтересованного лица. После этого определяется ответственность всех тех, кто будет разрешать эти проблемы, а также критерии оценки конечных результатов на основе взаимной оценки заинтересованных сторон (служб).
В данном случае происходит взаимное наделение ответственностью подразделений, что объективно способствует и делегированию полномочий со стороны генерального директора. Технология делегирования полномочий подразумевает следующую последовательность (рис.3.2).
Подготовка \ планирование
Беседа с исполнителем
Контроль
Обратная связь
Рисунок 3.2. Общая технология делегирования полномочий от руководителя подчиненному
Таким образом, происходит делегирование полномочий и разрабатываются мероприятия без возникновения конфликтных ситуаций.
4.3. Для повышения лояльности сотрудников и снижения степени конфликтности можно предложить ввести следующие льготы и стимулирующие выплаты:
- материальная помощь работникам в случае непредвиденных обстоятельств;
- доплата среднего заработка к компенсациям, предусмотренным ст. 170 Трудового кодекса РФ, работникам, привлекаемым к исполнению государственных и общественных обязанностей;
- ежемесячные компенсационные выплаты в размере от 1000 руб. матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет;
- выплата родителям единовременного пособия при рождении ребенка в размере 1000 руб.;
- оплата 50% платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях работникам, имеющим 2 или более детей;
- организация отдыха работников и членов их семей на базах отдыха;
- оплата путевок на отдых и лечения неработающим пенсионерам;
- обеспечение питания работников предприятия в ресторане гостиницы обеденных перерывов за 30% стоимости;
- создание эффективной системы оплаты труда с учетом выполнения планов, стажа работы на предприятии и т.п.;
- расширение соцпакета (оплата связи, транспортных расходов, дополнительное медицинское обслуживание и т.п.).
4.4. Для формирования эффективного взаимодействия сотрудников следует проводить инсентив-мероприятия, организовывать тренинги как внутри предприятия, так и отправлять сотрудников в специализированные агентства. Также здесь подойдет вариант проведения корпоративных праздников и поздравлений, вошедших в традицию (Новый год, День рождения гостиницы и т.п.). В рамках проведения данных мероприятий сотрудники будут общаться в неформальной обстановке, что поможет им лучше узнать друг друга.
Основным риском данного этапа является преодоление сопротивления сотрудников планируемым изменениям.
Оптимальным в данном случае будет выполнение всего комплекса разработанных мероприятий. Но при недостатке времени или средств следует начать с разработки должностных инструкций и пересмотра системы оплаты труда. Далее можно будет разработать схемы делегирования полномочий и комплекс мер по материальному стимулированию и обеспечению сотрудников. И в заключении – разработать перечень корпоративных мероприятий для повышения сплоченности коллектива.
Для реализации выбранных решений необходимо:
- Сформировать рабочую группу по каждому направлению с назначением ответственного сотрудника.
- Разработать программу мероприятий с обоснованием графика реализации и бюджетом.
- Проводить работы согласно разработанным программам.
- Постоянно отслеживать как процесс выполнения решений, так и их влияние на уровень конфликтности в коллективе.
Здесь основными рисками будут - недостаток финансовых средств на воплощение данных мероприятий, отсутствие понимания со стороны сотрудников и их согласия с проводимыми мероприятиями, преодоление сопротивлений.