Файл: Теоретические подходы к организации досуга и труда в семье.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дифференциация интересов «отцов» и «детей» прослеживается в тенденции современного досуга, в организации отдыха, ориентированного в основном не на семью, а на отдельно взятых ее членов. Остро стоит проблема участия всей семьи в работе социально-культурных и иных учреждений.

Совместный семейный досуг является достаточно совершенным механизмом сплочения членов семьи, разрешения конфликтов, достижения общих целей и ценностей. Через досуговую деятельность возможно проведение психолого-педагогиче­ских мероприятий учреждениями социально-культурной сферы, для восстановления дефицитарности функций семьи и в первую очередь воспитательной, эмоциональной, социального контроля [12].

Семейный досуг должен развивать всех членов семьи, способствовать повышению их образовательного, общекультурного уровня, ее сплочению благодаря общности интересов и переживания. В этом случае досуг выступает как действенное средство семейного воспитания: дети приучаются беречь время, у них воспитывается любовь к природе, приобретается культура восприятия искусства, накапливается опыт общения, приходит осознание общности семьи и пр.

Ю.Д. Красильникова отмечала, что роль досуга как действенного средства воспитания заключается в обогащении личности, ее духовности. Недостатки же в организации досуга, ослабляя сопротивляемость семьи разрушительным факторам (алкоголь, скука, взаимное психологическое пресыщение и отчуждение) способствуют снижению уровня семейного воспитания, негативно сказываются на содержании брачно-семейных отношений [15].

В целом можно отметить также следующие характеристики семейного досуга:

- Досуг играет специфическую роль, способствующую поддержанию семьи как целостной системы, как коллектива;

- досуг благодаря общности интересов, переживаний сплачивает семью;

- досуг – действенное средство семейного воспитания, поскольку дети привыкают беречь время, любить природу, осознавать общность семьи, учатся культуре восприятия искусства, накапливают опыт общения.

1.2. Пути вовлечения детей в трудовую деятельность

Трудовое участие детей в жизни семьи должно начинаться очень рано, уже в дошкольном возрасте.

Начинаться оно должно в игре. Ребенку должно быть указано, что он отвечает за целость игрушек, за чистоту и порядок в том месте, где стоят игрушки и где он играет. С возрастом трудовые поручения должны быть усложнены и отдалены от игры. Перед ребенком всегда должна стоять некоторая трудовая задача, которую он в силах разрешить. Эта задача может иметь как краткосрочный, так и длительный характер. Например: можно на долгое время поручить ребенку соблюдать чистоту в определенной комнате, а как он это будет делать – предоставьте решать и отвечать за решение ему самому. Этим вы поставите перед ним задачу организационную. Родители должны воспитывать у ребенка способность терпеливо и без хныканья выполнять работы неприятные. Потом, по мере развития ребенка, даже самая неприятная работа будет приносить ему радость, если общественная (для семьи) ценность работы будет для него очевидна.


Родителям нужно занимать детей не только уроками и «воспитательными» поручениями, но и просто работать вместе с ним: дома, на даче, в гараже, в мастерской и т.д. главное помнить, что лучше воспитывает та работа, которая по душе и выполняется с радостью. Это очень важно [36,c.143].

Рассмотрим, как следует стимулировать трудовые усилия ребенка.

Очень важно, что труд ребенка соответствовал его возрасту и состоянию здоровья.

Родители должны терпеливо учить ребенка трудиться, притом не торопя его. Со временем ребенок научится выполнять работу быстро, аккуратно.

Главное - предлагать ребенку совместное занятия, а не навязывать их [22].

Значительную роль в формировании положительного отношения учащихся к труду играет общественное признание. Это поднимает настроение ребенка, выявляет у него сознательное отношение к необходимости трудиться на общую пользу.

Одобрение взрослых особенно важно тогда, когда ребенок испытывает внутреннее удовлетворение от сознания, что он добился успеха в выполнении трудового задания. Столь же важно - в случае необходимости – и порицания. В процессе педагогически организованного труда вырабатывается правильная нравственная и эстетическая оценка каждой личности.

В современных условиях с ее жесткими требованиями к общетрудовым и профессиональным качествам работника неоспоримые преимущества получают те, кто приучен трудиться добросовестно, выполнять любую работу качественно и в срок, обладает для этого требуемыми знаниями и навыками.

Больше всего затрудняет родителей вопрос, как нужно обращаться с так называемыми ленивыми детьми. Лень развивается у ребенка благодаря неправильному воспитанию, когда с самого малого возраста родители не воспитывают у ребенка энергии, не приучают его преодолевать препятствия, не возбуждают у него интереса к семейному хозяйству, не воспитывают у него привычки к труду. Способ борьбы с ленью единственный: постепенное втягивание ребенка в область труда, медленное возбуждение у него трудового интереса.

Качество труда должно иметь самое решающее значение: высокого качества нужно требовать всегда, требовать серьезно. Не нужно поносить ребенка за плохую работу, стыдить его, упрекать. Нужно просто и спокойно сказать, что работа сделана неудовлетворительно, что она должна быть переделана или исправлена, или сделана заново. При этом никогда не нужно производить работу за ребенка силами самих родителей, только в редких случаях можно проделать такую часть работы, которая явно не по силам ребенку.


 Не следует применять в области труда какие-либо поощрения или наказания. Признание его работы хорошей работой должно быть лучшей наградой за его труд. Но даже и таким словесным одобрением никогда не нужно злоупотреблять, в особенности не следует хвалить ребенка за произведенную работу в присутствии знакомых ваших и друзей. Тем более не нужно ребенка наказывать за плохую работу. Самое важное в этом случае – добиться того, чтобы работа была все – таки выполнена.

Освобождение ребенка от каких-либо трудовых обязанностей нельзя применять как поощрение. Такое поощрение приносит вред, так как тормозит формирование трудолюбия, способствует появлению лени. Гораздо полезнее, если ребенок будет воспринимать отстранение от труда как своеобразное осуждение поступков.

В том случае, если необходимость или интерес недостаточны, чтобы вызвать у ребенка желание потрудиться, можно применить способ просьбы. Просьба тем отличается от других видов обращения, что она предоставляет ребенку полную свободу выбора.

Просьба – самый лучший и мягкий способ обращения, но и злоупотреблять просьбой не следует. Форму просьбы лучше всего употреблять в тех случаях, когда вы хорошо знаете, что ребенок с удовольствием просьбу вашу выполнит. Если же у вас есть какое-нибудь сомнение в этом, применяйте форму обыкновенного поручения, спокойного, уверенного, делового. Если с самого малого возраста вашего ребенка правильно чередовать просьбу и поручение и в особенности если возбуждать личную инициативу ребенка, учить его видеть необходимость работы самому и по собственному почину выполнять ее, в поручении не будет уже никаких прорывов. Только, если дело воспитания уже запущено, придется иногда прибегать к принуждению.

Принуждение может быть различное – от простого повторения поручения до повторения резкого и требовательного. Во всяком случае никогда не нужно прибегать к физическому принуждению, так как оно меньше всего приносит пользы и вызывает у ребенка отвращение к трудовой задаче.

Поощрение – одобрение, благодарности, награждения, выражающие «+» оценки деятельности ребенка.

Соревнование – метод направления естественной потребности к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Эффективность повышается, если задачи определяют сами дети.

Трудовое соревнование помогает увлечь детей делами, требующего длительного напряжения. Кроме того, соревнуясь, друг с другом, дети приучаются выполнять свою работу хорошо, тщательно, красиво и скоро [26,c.280].


Наказание – по этому вопросу до сих пор идут споры. Оно должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и др. людьми. Виды наказания: наложение дополнительных обязанностей, ограничение определенных прав и т. п. Употребляя наказание нельзя унижать ребенка, он должен осознавать справедливость наказания [33].

Д.О.Дзинтере в своем исследовании выявил, что формированию трудовой деятельности ребенка, укреплению любви и интереса к труду мешает неумение родителей создать у него эмоционально положительный настрой для выполнения обязанностей, поддержать его усилия, вовремя помочь, подчеркнуть полезность осуществленной работы. Негативно сказываются на развитии ребенка переоценка его возможностей, передозировка трудовых обязанностей. Родителям следует воздерживаться от споров, в присутствии младшего школьника, кто что делает и не делает в семье, так как ребенок принимает все всерьез и делает свои выводы о тяготах труда, о нежелании близких людей трудиться [13].

Для того, чтобы вызвать у детей желание трудиться, воспитать интерес к труду, необходимо отмечать результаты его усилий. Важно также руководить трудовой деятельностью ребенка, подсказывая рациональные пути его действий, приема работы.

Чтобы научить детей добросовестно, с желанием, выполнять посильную для них работу, нужно терпение и время, надо учитывать их индивидуальные, физические и психологические особенности. Конечно, физические силы детей 7-10 лет еще не велики, внимание их быстро ослабевает, навыки в труде очень ограничены. Все это родителям надо обязательно принимать во внимание.

Поручать нам только посильную работу, постепенно усложняя ее. Постепенное приучение ребенка к труду практически и выражается в том, что с начала ее он делает вместе с взрослыми, вникая в их объяснения. Потом уже самостоятельно выполняет отдельные ее операции и, наконец, выполняет всю работу полностью, но под контролем взрослых. Радостное, интересное дело быстро не утомляет, а захватывает на длительное время даже неустойчивое внимание ребенка [26,c.280].

Детям младшего школьного возраста самим необходимо участвовать в оборудовании своего места для учебных занятий. У каждого ребенка в доме должен быть, хотя бы маленький, но свой рабочий уголок. Инициатива в организации всего этого в начале должна принадлежать взрослому, затем переходить к ребенку. Младшие школьники могут делать все это сами, лишь, в крайнем случае обращаясь за помощью к взрослым. Родители, не отказывая ребенку в этом, должны побуждать его к самостоятельному мышлению, всячески стимулировать детскую инициативу и самостоятельность в труде [24].


Труд должен радовать школьника своим хорошим результатом и той пользой, которую он приносит окружающим. Важно, чтобы в домашней трудовой деятельности младшего школьника находили отражение и применялись знания, умения, которые он приобретает в школе. Домашний труд от этого сделается более привлекательным, и в большей степени будет способствовать закреплению получаемых теоретических знаний на практике, воспитанию у детей трудолюбия.

В качестве наглядного примера перечислим типичные ошибки, которые часто допускают родители в воспитании:

  • освобождение школьников от постоянных трудовых поручений;
  • наказание трудом: «Получил двойку, будешь мыть полы»;
  • деление работы на «мужскую» и «женскую»;
  • несоразмерность трудовых нагрузок с возможностями ребенка или наоборот, облегченность поручений;
  • требования беспрекословного подчинения: «Делай, как я сказал»;
  • смещение внимания родителей в сторону процесса деятельности в ущерб ее конечному результату. Следствие этого, низкие требования к качеству уже конечного продукта. Не надо «что-нибудь и как-нибудь»;
  • чрезмерная опека ребенка, стремление всячески предотвратить столкновение с трудностями (напоминание родителей, наводящие вопросы, подсказки способов действия;
  • поощрение интереса ребенка не столько к труду, сколько к награде за него: «Вымоешь посуду, заработаешь шоколад»;
  • злоупотребление привычной формулой: «Помоги маме», вместо более естественной: «Ты уже не маленький, возьми на себя часть посильной работы» [18].

Необходимо, чтобы у школьника было любимое дело. Обычно увлеченность каким-либо трудом передают детям родители. Нужно зажечь в каждом  сердце огонек увлечения трудом. Невозможно преувеличить в данном случае роль кружков, секций, клубов по интересам. Родители должны всячески содействовать и поощрять увлечение ребенка. Важно, чтобы школьник попробовал себя в разных областях деятельности, чтобы сделать свой выбор. Очень важно, чтобы в годы отрочества мальчики и девочки видели материальные ценности, созданные своими руками в детстве, что воспитывает чувство собственного достоинства, вырабатывает у ребенка ощущение творца [11].

1.3. Пути организации полноценного семейного досуга

Оценка полноценности семейного досуга определяется количеством времени, которое отводится на него всеми членами семьи, а также характером использования этого времени (сон, телевизор, чтение, прогулки, музеи, вязание и пр.). Здесь все определяется налаженностью быта семьи, сбалансированностью ее бюджета. Если, например, работа по домашнему хозяйству ложится не только на плечи женщины, а является трудовой обязанностью всей семьи, то у женщины остается больше времени для отдыха [4].