Файл: Механизм перераспределения мировых финансовых ресурсов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Современное состояние финансового рынка РФ

Начинать рассмотрение современного состояния кредитного рынка целесообразно с 2014 года, так как именно в это время происходили основные события, оказавшие фундаментальное влияние на становление нынешней денежно-кредитной политики страны. Это и экономические санкции со стороны Европы и стран Запада, и переход Банка России к режиму плавающего валютного курса в ноябре 2014 года в рамках обеспечения таргетирования инфляции и ценовой стабильности, и снижение, а затем и полное прекращение валютных интервенций.

Основными показателем, характеризующим кредитный рынок и экономику страны в целом, является ключевая ставка, и именно она служит главным инструментом Банка России при реализации денежно-кредитной политики. Так в ночь с 15 на 16 декабря 2014 года мегарегулятор в экстренном порядке повысил значение ключевой ставки до 17% (на 6,5 процентных пункта), чтобы ограничить возросшие девальвационные и инфляционные риски и стабилизировать курс рубля. [16]

На рисунке 2 показано изменение процентных ставок на рынке МБК по кредитам, предоставленным московскими банками в рублях (MIACR).

Рисунок 2 - Показатели ставок межбанковского рынка, %2

Максимальное значение процентной ставки наблюдалось 22 декабря 2014 года по кредитам сроком от 8 до 30 дней и составило 30,54%, а максимальное значение ставки по однодневным кредитам, доля которых на рынке МБК достигает порядка 90%, составило 28,25% (18.12.2014 года).

В целом состояние банковского сектора на данный момент характеризуется следующими показателями: совокупные активы на конец 2017 года составили 85191,8 млрд. руб. (92,5% от ВВП), что на 5128,5 млрд. больше, чем за 2016 год (прирост на 6,4%) и на 27768,7 млрд. руб. больше, чем по результатам 2013 года (прирост на 48,3%). Кредиты физическим лицам в 2017 году выросли на 12,7%, (на 1,1% в 2016 году), вклады физических лиц возросли на 7,4% (4,2% в 2016 году). Это свидетельствует о рациональности проводимой макроэкономической политики Банка России: с начала 2014 года по январь 2018 количество действующих кредитных организаций сократилось на 362 (с 923 до 561), что позволило увеличить стабильность банковского сектора и использовать его ресурсы в экономике более эффективно (не говоря уже о достижении рекордно низкого уровня инфляции в 2,2% по результатам 2017 года) [3, стр.192].


На рынке золота основные тенденции связаны с накоплением золотых запасов Банком России. За период с января 2013 по январь 2018 года объемы монетарного золота возросли с 30,8 до 59,1 млн. чистых тройских унций, или с 51039 до 76647 млн. долларов США соответственно. Кроме того, доля монетарного золота в общей структуре международных резервов Российской Федерации за рассматриваемый период увеличилась почти в два раза, с 9,5% в январе 2013 до 17,7% в январе 2018 года (рис.3). [17]

Рисунок 3 - Доля монетарного золото в структуре международных резервов РФ, %3

Это говорит о том, Центральный банк предпочитает накапливать золото с целью возможного его использования для удовлетворения потребностей в дефиците платежного баланса и ликвидности банковского сектора, проведения интервенций на валютных рынках для оказания воздействия на обменный курс национальной валюты и в других целях [5, стр.126]. Стоит отметить, что в современных условиях политической напряженности и экономической нестабильности, роль золота как особенного резервного актива при чрезвычайных обстоятельствах возрастает. Так, Джим Рикардс, известный американский финансовый эксперт, сообщает, что у России самый высокий в мире показатель соотношения запасов золота к ВВП страны.

Далее рассмотрим современное состояние валютного и фондового рынков. Укреплению рубля на валютном рынке в 2016 году способствовали рост мировых цен на нефть, сохранение умеренно жесткой денежно-кредитной политики Банка России и приток иностранных портфельных инвестиций в российские ценные бумаги. Ужесточение денежно-кредитной политики ФРС США способствовало удорожанию доллара и оказало сдерживающее воздействие на укрепление рубля. По итогам 2016 года (на 31 декабря) официальный курс доллара США к рублю понизился на 16,8% по отношению к 31.12.2015 и составил 60,6569 рубля за доллар, курс евро к рублю понизился на 19,9%, до 63,8111 рубля за евро (рис. 4). [16]

Рисунок 4 - Динамика курса рубля и его волатильность

Фондовый рынок по итогам 2017 года стабильно развивался: объем выпущенных на внутреннем рынке долговых ценных бумаг продолжил расти и достиг 18,7 трлн руб., что на 20,2% больше, чем в 2016 г. Объем корпоративных долговых ценных бумаг за год увеличился с 9 трлн до 10,9 трлн руб., или на 21,5%; федеральных – с 6,6 трлн до 7,8 трлн руб., или на 9,5%. В целом за последние три года (с 2015 по 2017) рынок долговых ценных бумаг характеризуется ростом доли корпоративного сектора и снижения доли государственного.


Капитализация рынка акций на ПАО Московская Биржа увеличилась за 2016 год на 31,5% до 37,8 трлн рублей, а торговый оборот составил 36,88 млрд рублей, что на 21,2 млрд больше, чем по итогам 2015 года. В 2017 году произошло снижение торгового оборота на 40,7% до 21,86 млрд рублей. Индекс РТС за 2017 год снизился на 0,5%, а индекс ММВБ – на 5,8%. Спустя почти 9 лет после своего падения в мае 2008 года валютный индекс РТС (рассчитывается на основе цен акций, номинированных в долларах США), достиг лишь 50,2% от максимального значения (1249,41 против 2487,92 пункта). Если провести аналогию с восстановлением фондового рынка после кризиса 1998 года, для реабилитации индекса РТС необходимо восстановление нефтяных цен до предкризисного уровня. Но пока за все время, прошедшее после достижения нефтью марки Brent ценового максимума в июле 2008 года (133,9 долларов за баррель), ее текущая цена остается на уровне 51,8% (69,35 долларов за баррель на 30 марта 2018 года). Это означает, что текущий спад фондового рынка носит в большей мере структурный характер, а также иллюстрирует его зависимость от нефтяного рынка.

Подводя итоги, следует отметить, что дальнейшее устойчивое развитие финансового рынка России невозможно без определенных структурных преобразований, главным образом снижающих экономическую (в силу сырьевой направленности) и политическую зависимость экономики страны [8, стр.114]. Так среди основных направлений развития финансового рынка Банк России выделяет: обеспечение защиты прав потребителей финансовых услуг и повышение финансовой грамотности населения, повышение доступности финансовых услуг для населения и малого и среднего бизнеса, повышение инвестиционной привлекательности публичных компаний, развитие рынка облигаций и синдицированного кредитования, совершенствование регулирования финансового рынка.

В заключение, хочется сказать, что финансовый рынок России сравнительно молодой, и, несмотря на все проблемы и угрозы, имеет огромный потенциал, реализация которого позволит обеспечить долгосрочное развитие экономики и занять устойчивую конкурентную позицию на международной арене. [18, 19]

2.3 Развитие мирового финансового рынка

Глобализационные тенденции в мировом экономическом пространстве сопровождаются специфическими противоречиями. Во-первых, сохраняется несоответствие между глобальной природой экономических процессов и их регулированием преимущественно в рамках национальных хозяйственных и законодательных систем. Во-вторых, исключительно велики и нарастают различия в темпах отдельных глобализационных процессов. В-третьих, ослабление роли государства в плане повышения проницаемости границ превращает все большее число хозяйствующих субъектов в фактических участников конкуренции на глобальной уровне. В этой связи все большую значимость приобретают регулирующие механизмы финансового сектора, деятельность которого характеризуется высокой мобильностью и огромными межстрановыми переливами капитала. [21]


Главными регулирующими структурами мировой экономики являются «группа 7» (группа высших руководителей ведущих индустриальных стран с обслуживающими ее органами), принимающая наиболее важные политические и экономические решения; крупные интеграционные объединения (ЕС, НАФТА, АСЕАН), организация ОПЕК. [17]. Работа регулирующих органов осуществляется в направлениях:

-укрепление и реформирование главных международных финансовых институтов Международного валютного фонда и Всемирного банка и соответствующие меры в области международного сотрудничества;

- повышение прозрачности финансовых институтов и рынков, поощрение любых акций, позволяющих рыночным субъектам принимать решения с учетом возможных рисков на основе качественной информации;

- усиление регулирования финансовых систем индустриальных стран, нацеленного на укрепление кредитной дисциплины и побуждающего кредиторов к более тщательному взвешиванию рисков, связанных операциями;

- совершенствование макроэкономической политики и финансовых систем стран с формирующимися рынками, обеспечивающее заемщикам возможность полностью использовать выгоды интеграции международную финансовую систему;

- улучшение работы по предотвращению и управлению кризисом с привлечением к ней частного сектора, создание условий, при которых рыночные субъекты ощущали бы неотвратимость негативных для себя последствий своих рискованных действий;

- проведение социальной политики, нацеленной на защиту бедных и уязвимых слоев населения.

В процессе регулирования мировой финансовой системы участвуют многочисленные структуры и институты национального, наднационального и глобального уровней. Ведущая роль отводится также институтам, как МВФ, ВБ, а также Базельский комитет по банковскому надзору и Международная организация органов надзора за финансовыми рынками. Все они участвуют в формировании правил и стандартов различных кодексов и деклараций. [20]

Существует международно признанная практика регулирования финансовых рынков, формализованная рядом крупных международны организаций, таких как Международная организация комиссий по ценным бумагам, Международная ассоциация по услугам в области ценных бумаг, Мировой банк, МВФ, Организация экономического содействия и развития.

Определены три цели регулирования финансового рынка:

- защита инвесторов (против вводящей в заблуждение манипулятивной, мошеннической и инсайдерской практики);


- справедливость, эффективность и прозрачность рынков (равенство участников на рынке, равный и широкий доступ к информации, предупреждение нечестной торговой практики);

- сокращение системного риска (эффективное управление рисками).

Выступая в качестве основного международного регулирующего органа, МВФ занимается надзором с 1971 года - с момента прекращения режима фиксированных валютных курсов. Ему было поручено осуществлять жесткий надзор за курсовой политикой стран и обеспечением бесперебойного функционирования мировой финансовой системы. Фонд следит за усилиями стран в проведении денежной и курсовой политики, не допускающей хаотических колебаний и срывов. Инструменты надзора и мониторинга - ежегодные консультации со странами- членами, ежегодные и полугодовые обзоры, а также аналитические разработки исследовательских структур фонда. [22]

В 1997 году произошло реформирование методов надзора МВФ, принципы новой стратегии надзора таковы:

1.Повышение достоверности информации об экономическом и финансовом положении в мире и в отдельных странах.

2.Непрерывность надзора. Заблаговременное прогнозирование нестабильных ситуаций в результате реализации этого принципа позволит с меньшими потерями адаптироваться к изменениям.

3.Концентрация надзора. Меняющийся глобальный экономический и финансовый климат требует сосредоточения надзорных усилий на потоках частного капитала, на новых инструментах и явлениях финансового рынка, на положении в «проблемных» странах.

4.Полнота и достоверность надзора. Решение этой проблемы возможно при том условии, что каждая страна подходит к своей информации с теми же повышенными требованиями, которые она применяет к информации других стран.

МВФ был разработан «Специальный стандарт распространения данных», в соответствии с которым страны, имеющие доступ к международным финансовым рынкам, на добровольной основе предоставляют сведения о своем экономическом и финансовом положении.

МВФ имеет в Интернет специальный бюллетень, позволяющий пользователю получать необходимую информацию для принятия взвешенных решений при проведении операций на финансовых рынках.

Главное внимание в надзоре по-прежнему уделяется режиму и эффективности обменных курсов, но большее значение придается и ситуации на финансовом рынке, а также состоянию платежного баланса и банковской сектор отдельных стран, следить за соблюдением банками международных стандартов и правил.