Файл: Механизм перераспределения мировых финансовых ресурсов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В рамках происходящего реформирования МВФ изменяет механизмы финансирования своих клиентов. Прекращается функционирование нескольких фондов. Меняются его условия: от заемщиков требуются соблюдение международных стандартов и правил, урегулирование отношений с частными кредиторами. Имеется в виду сократить сроки кредитования, повысить процентные ставки, ускорить возвращение кредитов, ввести процентные надбавки за превышение лимитов финансирования и т.п.

Принято решение о создании независимой организации по оценке эффективности операций фонда.

В рамках выбранного направления исследования стоит упомянуть об актуальной тенденции мирового финансового рынка как «финансовый терроризм». Инициаторы такого явления выходцы из США, которые продемонстрировали единство более чем с 950 городами 82 стран и объявили свою акцию в середине сентября в Нью-Йорке, в Германии, Швейцарии, Италии, Новой Зеландии и т.д. «международным днем солидарности против жадности и коррумпированности одного процента самых богатых людей». Характер действий определен политикой властей и финансовых институтов в манифестации против засилья финансовых корпораций, безработицы и политики властей, ведущей к финансовому кризису мирового финансового рынка, что в свою очередь отражается и на современном финансовом рынке России.

Важно отметить, что согласно данным журнала Forbes 24% миллиардных состояний сделано людьми, занимающимися бизнесом на мировых финансовых рынках.

Еще одной из главных тенденций является виртуализация операций, их «долларизации» и виртуализации отношений предприятий финансового рынка. [23]

Функционирование финансового рынка подчинено действию определенного механизма, основу которого составляет взаимосвязь его элементов. Основными из этих элементов, которые определяют состояние и развитие как финансового рынка в целом, так и отдельных его видов, являются спрос, предложение и цена.

Таким образом, финансовый сектор является лидером глобальных процессов, его исключительно высокая динамичность и огромные размеры финансовых потоков оказывают влияние практически на все сферы жизни современного общества. Поэтому в формирующейся международной финансовой системе важно определить роль каждой экономической, юридической и административной структуры на любом уровне.


Глава 3 Механизм перераспределения мировых финансовых ресурсов и капитала

3.1 Рыночное и нерыночное международное перераспределение финансовых ресурсов

Нерыночный механизм перераспределения финансовых ресурсов между заемщиками и кредиторами регулируется через международные финансовые организации глобального и регионального уровня. Поэтому следующей важной составляющей международных финансов являются финансы международных организаций и международных финансовых институтов, роль которых в современных международных отношениях непрерывно растет.

Международная организация - созданное на основе международного договора и устава для выполнения определенных функций объединение суверенных государств, имеющее систему постоянно действующих органов, обладающее международной правосубъектностью и учрежденное в соответствии с международным правом.

Важный признак международных организаций - существование постоянных компетентных органов с соответствующими функциями и порядком функционирования, их создают, как правило, на основе многостороннего международного договора, дополненного рядом соглашений по определенным вопросам, определяют цель, задачи, структуру и концепцию органов, членство, права и обязанности членов, процедуру работы. Ведущие международные организации - ООН и ЕС.

Международный финансовый институт - стабильный институт многосторонних международных отношений, в своей деятельности выходит за пределы одной страны и имеет постоянную структуру органов наднационального регулирования.

Международные финансовые институты могут иметь взаимоотношения как с правительствами, так и с субъектами хозяйствования отдельных стран.

Взаимоотношения с правительствами формируются по двум направлениям:

1) отражения процесса формирования уставного капитала за счет взносов отдельных стран;

2) характеристика кредитных отношений (предоставление кредитов правительствам и их погашение и уплата процентов).

Взаимоотношения с предприятиями имеют двусторонний кредитный характер. Международные финансовые институты финансово обеспечивают определенные проекты, предоставляют кредиты отдельным предприятиям, как правило, на конкурсной основе. Важное место в системе институциональных структур регулирования мировой экономики и международных связей занимают межгосударственные валютно-кредитные организации.


К ним относятся международные организации (Международный валютный фонд, Группа Всемирного банка, Банк международных расчетов) и региональные (Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития, Африканский банк развития, Межамериканский банк развития и др.) валютно-финансовые учреждения.

Финансы международных организаций. Организация Объединенных Наций (ООН) была основана в конце Второй мировой войны (в 1945 году). К сферам ее деятельности согласно Уставу ООН входят также международные проблемы экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, поощрение и развитие уважения к правам человека, охрана окружающей природной среды.

Экономическая деятельность ООН включает в себя четыре главных направления:

1) решение общих для всех стран глобальных экономических проблем;

2) содействие экономическому сотрудничеству государств с разными уровнями социально-экономического развития;

3) содействие хозяйственному развитию развивающихся стран;

4) решение проблем регионального экономического развития.

Основными структурными подразделениями системы органов экономического и финансового сотрудничества в рамках ООН являются три из шести главных органов, указанных в Уставе: Генеральная Ассамблея, Экономический и социальный совет, Секретариат.

Кроме этих трех главных органов экономического и финансового сотрудничества, в рамках ООН успешно функционируют и другие организации ООН, деятельность которых в сфере экономических и финансовых отношений достаточно заметна. Среди них - Конференция по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация по промышленному развитию (ЮНИДО), Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) и региональные экономические комиссии (например, Европейская экономическая комиссия) и др.

Бюджет ООН формируется за счет взносов стран-членов. Хартия ООН обязывает страны-члены регулярно уплачивать членские взносы. Согласно действующим правилам ежегодные взносы в основной (так называемый регулярный) бюджет организации нужно вносить до 31 декабря соответствующего года. Размер взносов определяется Ассамблеей по рекомендации комитета по взносам. Квоты взносов зависят от уровня экономического развития страны и рассчитываются в соответствии с ВНП и уровнем доходов на лицо этой страны. Поэтому примерно 75 % средств в бюджет ООН поступает от десяти богатейших стран. Ассамблея установила максимум - 25 % бюджета, и минимум - 0,01 %. В частности США платят в регулярный бюджет ООН 25 % его суммы, Япония - 11,38, Германия - 8,9, Франция - 6,25, Великобритания - 4,86, Италия - 3,39, Канада - 3,09%. Дополнительным источником доходов бюджета являются добровольные взносы. Кроме отчислений в регулярный бюджет, для государств-членов устанавливаются также размеры взносов в соответствии с модифицированным вариантом основной шкалы покрытия затрат временных Вооруженных сил ООН.


По расходам бюджет ООН делится на две части: административные и накладные расходы (38%) и программные расходы (62%).

Финансирование из бюджета ООН отдельных стран осуществляется через реализацию на их территории соответствующих программ, а не в форме прямого выделения средств. Например, в Украине реализуются проекты по Программе развития (ПРООН), Управления Верховного комиссара по делам беженцев, Детского фонда ЮНИСЕФ, Фонд народонаселения, Международной организации труда, Международного агентства по атомной энергии.

Международные финансовые институты. Цель деятельности международных финансовых институтов - содействие развитию внешней торговли и международного та регионального валютно- финансового сотрудничества, поддержание равновесия платежных балансов стран, входящих в них, регулирование курсов их валют, предоставление кредитов этим странам и гарантирование частных займов за рубежом.

Важнейшую роль среди международных финансовых институтов играют так называемые Бреттон-Вудские институты - Международный валютный фонд и Всемирный банк.

Международный валютный фонд (МВФ) - международная наднациональная валютно-кредитная организация, имеющая статус специализированного учреждения представительного учреждения ООН. Официальную деятельность МВФ начал с марта 1947г. У1959р. членами Фонда были 49 государств, а на начало 2014 г. - 188, в том числе с сентября 1992 г. и Украина.

Целью создания МВФ было содействие международному валютному сотрудничеству и стабилизации валют, создание многосторонней системы платежей и расчетов, поддержание равновесия платежных балансов стран - членов Фонда, принятие системы мер, направленных на регулирование валютных курсов, повышение степени конвертируемости валют, предоставление краткосрочных кредитов странам - членам Фонда для покрытия временного дефицита их платежных балансов, ликвидация валютных ограничений, организация консультативной помощи по финансовым и валютным вопросам. Итак, МВФ в своей деятельности совмещает функции регулирования, финансирования, надзора и консультирования государств-членов в сфере валютно-финансовых отношений.

Капитал МВФ образуется за счет взносов стран - членов Фонда. Размер взноса каждой страны зависит от двух факторов: общего объема эмитированных "Специальных прав заимствования" (SDR) и доли (позиции) этой страны в Фонде. Доля каждой страны зависит от уровня экономического развития и ее места в мировой торговле. Квота стран - членов МВФ во время Бреттон-Вудской валютной системы состояла из 25 % в золоте и 75 % в национальной валюте этой страны, а с введением в действие Кингстонской валютной системы - эта квота составляет 22,7 % в свободно конвертируемой валюте и 77,3 % в национальной.


Как известно, в 1992 г. Украина вступила в МВФ. На время вступления в Фонд Украине была определена квота в сумме 665 млн. единиц SDR. С 1998 г. вследствие увеличения размера квот на 50 %, вклад Украины достиг 997,3 млн. SDR. На конец 2006 г. доля Украины составляет 0,65 %, а ее квота - 1,372 млрд. SDR. За резолюцией совета управляющих МВФ (№ 47-5) Украина платит 22,7 % ее подписного взноса в SDR или в валютах других государств-членов, что ие избрал директор-распорядитель МВФ, а остаток подписного взноса - в валюте Украины.

Устав МВФ предусматривает периодический (не менее одного раза в пять лет) общий пересмотр квот. Это связано с изменением уровня развития отдельных стран и их места в мировой торговле. Отметим, что изначально основной капитал Фонда составил 7,7 млрд. долл. США, а наибольшие размеры квот принадлежали Соединенным Штатам Америки, Великобритании, Франции, Китая и Индии. В 2002 г. оплаченный уставный капитал достиг 290 млрд. долл. США (212 млрд. SDR), из которых 2/3 (63%) принадлежит 25 промышленно развитым странам и лишь 1/3 - развивающимся странам, которые составляют 4/5 членов Фонда.

При необходимости, кроме собственного капитала, МВФ может использовать заемные средства. Источниками привлеченных ресурсов Фонда являются кредиты правительств стран-членов или их денежно-кредитных органов и кредитные линии с рядом правительств и банков, которые открываются один раз в пять лет с начала 60-х годов XX ст.

Обладая значительными денежными ресурсами и информацией, МВФ может влиять как на международное, так и национальное экономическое и финансовое развитие любой страны.

Международный валютный фонд поддерживает тесные взаимосвязи с другими международными финансовыми институтами, в частности с группой Всемирного банка.

Группа Всемирного банка является вторым по значению финансовым институтом в системе международных финансов.

Всемирный банк - многосторонняя кредитная организация, которая состоит из пяти тесно связанных между собой учреждений, входящих в систему ООН, общей целью которых является оказание финансовой помощи развивающимся странам и странам с переходной экономикой за счет развитых стран.

Группу Всемирного банка образуют: Международный банк реконструкции и развития (МБРР) - главная составляющая группы (основан в 1944 г.); Международная финансовая корпорация (МФК) (основана в 1956 г.); Международная ассоциация развития (МАР) (основана в 1960 г.); Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) (основано в 1988 г.); Международный центр решения инвестиционных споров (МЦРИС) (основан в 1966 г.).