Файл: Профессиональная компетентность государственных гражданских служащих и пути её совершенствования (Проблемы в управлении профессиональной подготовкой государственных гражданских служащих).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Становление и сущность профессиональной подготовки в государственной кадровой политике
2.1 Анализ тенденций в развитии качественного состава кадров государственной службы в России
2.2 Проблемы в управлении профессиональной подготовкой государственных гражданских служащих
3.1 Направления развития профессиональной подготовки государственных гражданских служащих
Формирование кадровой политики и системы профессиональной подготовки, функциональных компетенций государственных гражданских служащих представляет собой сложный аналитический процесс. Обобщающая цель государственной кадровой политики - формирование такого кадрового потенциала и кадрового состава, который бы удовлетворил потребности населения и в профессиональном, деловом и нравственном отношениях обеспечил динамичное и стабильное политическое и социально-экономическое развитие России.
В соответствии с Федеральным законом №79-ФЗ системапрофессионального образования и развития государственных гражданских служащихвключает в себя четыре элемента:
1) профессиональная подготовка кадров для государственной службы;
2) профессиональная переподготовка государственных гражданских служащих;
3) повышение квалификации государственных гражданских служащих;
4) стажировка государственных гражданских служащих.
Система подготовки представляет собой специально организуемую системуобучения государственных гражданских служащих, направленная на получениеспециальности по профилю профессиональной деятельности в сферегосударственной службы, приобретение соответствующих знаний, умений инавыков.
Согласно данным официальной статистики, на 1 октября 2017 г. в России органах государственной власти осуществляют профессиональную деятельность 758,8 тыс. лиц, замещающих государственные должности и должности гражданской службы, из них в федеральных государственных органах – 541,5 тыс. чел., в государственных органах субъектов Российской Федерации - 217,3 тыс. чел.
Анализ кадрового состава государственной службы, проведенный на статистических материалах Федеральной службы государственной статистики, позволяет сделать вывод о том, что сохраняется тенденция снижения численного состава государственной службы.
Практика государственной службы показывает значительное понижение уровня профессионализма гражданских служащих. Большей массе чиновников недостает ни опыта работы, ни квалификации, ни знаний в той или иной сфере их трудовой деятельности. На пути совершенствования кадровой политики государственных гражданских служащих стоят барьеры, такие как:
- нехватка ресурсов в области обеспечения ими системы профессиональной переподготовки кадров;
- негативное влияние экономической и социальной среды на развитие потенциала кадров государственной гражданской службы;
- существенные недостатки в законодательной базе по части кадровой политики;
- низкий уровень связи программ профессионального обучения с включением их в систему развития кадровой политики.
Все это говорит о необходимости совершенствования системы профессиональной подготовки и переподготовки государственных гражданских служащих, внедрения современных социальных технологий развития профессиональных компетенций государственных гражданских служащих в следующих направлениях:
- разработка и внедрение новых подходов к развитию профессиональных компетенций государственных гражданских служащих, пересмотр принципов организации дополнительного профессионального образования, в том числе отказ в обязательном проведении обучения государственных гражданских служащих в форме повышения квалификации не реже одного раза в три года; отработка перечня оснований для направления на обучение, особенно касающихся вновь принятых на государственную службу и впервые назначенных на руководящую должность; отработка процесса влияния профессионального развития на карьерный рост государственного служащего; трансформация механизма финансирования профессионального обучения государственных гражданских служащих за счет формирования государственного заказа на дополнительное профессиональное образование; разработка государственного задания образовательных учреждениям с использованием бюджетных ассигнований; предоставление образовательных сертификатов;
- разработка и внедрение новых подходов к развитию профессиональных компетенций государственных гражданских служащих, мотивирующих к непрерывному профессиональному развитию и повышающих результативность служебной деятельности; разработка положений, регулирующих порядок предоставления служебных командировок государственным служащим;
- взаимодействие органов государственной и муниципальной власти и образовательных учреждений высшего профессионального образования по внедрению новых подходов к развитию профессиональных компетенций государственных гражданских служащих, в части увеличения практики использования современных электронных методов обучения дистанционных образовательных методик; актуализация дополнительных профессиональных программ;
- формирование специализированного единого информационного ресурса для развития профессиональных компетенций государственных гражданских служащих на основе единой информационной системы; предоставление возможности самостоятельного профессионального развития на основе единой информационной системы; разработка и внедрение систему оценки качества образовательных программ дополнительного профессионального обучения государственных гражданских служащих, размещенных в едином информационном ресурсе.
Кроме того, автором в работе представлены принципы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, которые, будучи систематизированными, предполагают сумму практических мер, которые направлены на создание процесса постоянного профессионального роста кадров в органах государственного управления.
Также, мы считаем, что важное место принадлежит контролю над деятельностью кадров в организации. Хотя фотография рабочего дня известна еще с советской, в современной практике данный метод оценки деятельности персонала, тем более руководящего, применяется недостаточно, но при этом несет в себе существенный потенциал повышения производительности труда.
Мы полагаем, что было бы целесообразно разработать систему критериев оценки аттестуемого и шкалу для интерпретации результатов собеседования. Перед собеседованием или во время его проведения можно фиксировать ответы на вопросы, присуждая ответам соответствующие баллы, которые помогли бы сделать общий вывод о компетентности или некомпетентности кандидата и построить их рейтинг. Данная методика оценки компетенций госслужащих основана на принципах рейтинговой (интегральной) оценки, предложенной в научных трудах отечественных авторов.
Следует отметить, что подобный подход к аттестации государственных и муниципальных служащих находит все большее применение. Рейтинговая (интегральная) оценка компетенций государственных и муниципальных служащих способствует не только эффективности отбора руководителей, но и расстановке и перемещению кадров, планированию их карьеры, повышению профессионального мастерства и квалификации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Конституция Российской Федерации. – М: Эксмо, 2009. – 64 с.
- Трудовой Кодекс РФ. : [по состоянию на 01.10.2018г. : принят ГД 30 декабря 2001]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://base.consultant.ru.
- О занятости населения в Российской Федерации, № 36-ФЗ: [по состоянию на 01.10.2018г. : принят ГД 19 апреля 1991] . – Электрон. дан. – Режим доступа: http://base.consultant.ru.
- О системе государственной службы Российской Федерации. № 58-ФЗ: [по состоянию на 01.10.2018г.: принят ГД 27 мая 2003]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://base.consultant.ru.
- О государственной гражданской службе Российской Федерации, № 79-ФЗ: [по состоянию на 01.10.2018г. : принят ГД 27 июля 2004] . – Электрон. дан. – Режим доступа: http://base.consultant.ru.
- Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 - 2018 годы : [Указ Президента РФ от 11 августа 2016 г. № 403. – Бюл. нормат. актов федер. органов исполнит.власти, 2016. – № 27. – С. 34-42.
- Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления Российской Федерации : [Указ Президента Российской Федерации №601 : принят 07 мая 2012]. – Бюл. нормат. актов федер. органов исполнит.власти, 2012. – № 41. – С. 24-32.
- Указ Президента РФ от 28 декабря 2006 года № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации https://rg.ru/2005/02/03/konkurs-dok.html
- Аакин В.Я. Кадровая политика государственных учреждений / В.Я. Аакин. - 2017. - №7. - С. 21-24.
- Абрамов Д.Г. Трудовые правоотношения / Д.Г. Абрамов. – М.: Знание, 2014. – 378 с.
- Алехин Э.В. Государственные и муниципальные проблемы управления кадрами / Э.В. Алехин. - ПЕНЗА, 2016. - 378 с.
- Алешин А.В. Экономика труда / А.В. Алешин. – М.: Знание, 2015. – 457 с.
- Аникеев П.Р. Кадровая политика государства / П.Р. Аникеев // Социология. – 2018. - №7. – С. 21-25.
- Багаев А.Н. Реформа управления кадрами: все что о ней слышали и хотим знать. / А.Н. Багаев. - Ростов Н/Д: Феникс, 2016. – 224 с.
- Бородкин Ф.М. Государственное управление в условиях реформы. / Ф.М. Бородкин. – М.: СКВ, 2015. – 275 с.
- Баранов М.А. Управление персоналом на государственном уровне / М.А. Баранов // Социология. – 2018. - №6. – С. 41-52.
- Варич С.О. Как сформировать кадровую политику – С.О. Варич // Социум. – 2017. - №4. – С. 12-14.
- Грязнова А.Г. Трудовые ресурсы государственных органов власти / А.Г. Грязнова. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 496 с.
- Закорко Д.П. Кадровая политика органов власти России / Д.О. Закорко // Корреспондент. – 2018. - №8. – С. 22-28.
- Захарченко В.В. Кадровая политика России в государственных органах управления / В.В. Захарченко // Корреспондент. – 2017. - №4. – С. 22-25.
- Калашник И.А. Кадровое дело / И.А. Калашник. - М.: Знание, 2014. - 325с.
- Кашковар Е.М. Государственное управление и кадры / Е.М. Калашник // Социальный журнал. – 2017. - №8. – С. 15-20.
- Кукс И.Я. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года / И.Я. Кукс // Консультант. – 2016. - №7. – С. 26-35.
- ЛободаА.Е.Системаподготовки, переподготовкииповышенияквалификациигосударственныхгражданскихслужащих: российскийопытипрактиказарубежныхстран // ЭГО: Экономика.Государство.Общество. - 2016. -№4. - С. 41-45.
- Лобяк Р.Л. Трудоустройство? Не проблема! / Р.Л. Лобяк // Кадры и зарплата. – 2018. - №7. – С. 22-26.
- Жуков Д.М. Управление кадровой политикой государства / Д.М. Жуков. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2015. - 96 с.
- Махмутова Н.Н. Государственное и муниципальное управление / Н.Н. Махмутова. -М.: Инфра-М, 2015. – 278 с.
- Неретин А.С. Как правильно управлять кадрами в государственном учреждении? – А.С. Неретин // Обозрение. – 2017. - №6. – С. 12-18.
- Нешитой А.С. Управление персоналом / А.С. Нешитой. – М.: Дашков и К, 2015. - 525 с.
- Николаева П.П. Кадры в социальном пространстве России / П.П. Николаева. - М.: Инфра-М, 2016. – 315 с.
- Пылин В.В. Некоторые аспекты реформирования государственной службы / В.В. Пылин // Государственная власть и местное самоуправление. - 2017. - № 7. - С. 32-38.
- Пялкова О.Л. Влияние кадров на политику в России / О.Л. Пялкова // Социум. - 2018. - №4. - С. 11-13.
- Рой О. М. Исследования государственной кадровой политики в условиях административной реформы / О.М. Рой. - СПб.: Питер, 2016. - 405 с.
- Санжиев Д. Проблемы государственной кадровой политики // Экономика и жизнь. - 2017. - №4. - С. 10-14.
- Саруханов М.И. Перспективы управления кадрами в России в органах власти / М.И. Саруханов // Экономика. – 2017. - №11. – С. 10-13.
- Социум и государственная кадровая политика / И.И. Смешацкий. - М.: Веста-М, 2015. - 412 с.
- Турчинов А.В. Стратегия государственной кадровой политики / А.В. Турчинов // Кадры и заработная плата. - 2017. - №11. – С. 18-26.
- Федоров М.М. Государственная кадровая политика и ее перспективы // Социологические исследования. – 2017. - №11. – С. 14-19.
- Шамарова Г.М. Ответственность государственного служащего: проблемы правового регулирования / Г.М. Шамарова // Трудовое право. - 2018. - № 2. - С. 35-44.
- Экономико-политологический словарь / под ред. Я.С. Овчарова. - М.: Энциклопедия, 2015. - 478 с.
- Яковлев А.А. Правовое регулирование государственной кадровой политики. - М.: Знание, 2016. – 357с.
- Официальный портал Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.government.ru.
- Официальный портал Министерство труда и социальной политики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.rosmintrud.ru.
- Официальный портал Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gks.ru.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Карта фотографии рабочего дня
дата «___» _______________ 20_____ г.
Подразделение _______________________________________________________________
Должность ______________________________________
Начало рабочего дня _______ Окончание рабочего дня ________
№ п/п |
Наименование работы |
Текущее время |
Продолж. мин. |
Итог проделанной работы |
1 |
||||
2 |
||||
3 |
ИТОГО: ______________________________________ мин.
- Подготовительно-заключительное время _____________________________________ мин.
- Время основной работы _____________________________________________________ мин.
- Время на регламентированный перерыв ______________________________________ мин.
Исполнитель ______________________________________________________________
(подпись, фамилия, инициалы)