Файл: Профессиональная компетентность государственных гражданских служащих и пути её совершенствования (Проблемы в управлении профессиональной подготовкой государственных гражданских служащих).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

1.1 Становление и сущность профессиональной подготовки в государственной кадровой политике

1.2 Нормативно-правовое обеспечение и факторы управления профессиональной подготовкой государственных гражданских служащих

2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ И ПОДГОТОВКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

2.1 Анализ тенденций в развитии качественного состава кадров государственной службы в России

2.2 Проблемы в управлении профессиональной подготовкой государственных гражданских служащих

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

3.1 Направления развития профессиональной подготовки государственных гражданских служащих

3.2 Совершенствование организационного обеспечения формирования кадрового резерва и управления профессиональной подготовкой государственных гражданских служащих

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

В настоящее время подготовка квалифицированных профессиональныхуправленческих кадров и ее научно-методическое обеспечение является важнымнаправлением государственной кадровой политики Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом №79-ФЗ системапрофессионального образования и развития государственных гражданских служащихвключает в себя четыре элемента:

1) профессиональная подготовка кадров для государственной службы;

2) профессиональная переподготовка государственных гражданских служащих;

3) повышение квалификации государственных гражданских служащих;

4) стажировка государственных гражданских служащих.

Система подготовки представляет собой специально организуемую системуобучения государственных гражданских служащих, направленная на получениеспециальности по профилю профессиональной деятельности в сферегосударственной службы, приобретение соответствующих знаний, умений инавыков.

Под профессиональной подготовкой имеется в виду процесс обучениягражданина профессиональным знаниям, умениям и навыкам, необходимым длянадлежащего исполнения им должностных функций и полномочий позамещаемой должности государственной службы.

Система подготовки государственных и муниципальных служащихстроится на основе прогнозирования потребности в кадрах специалистов, учетатребований к ним в соответствии с профессионально – квалифицированнымихарактеристиками должностей.

Под профессиональными знаниями понимается целостная исистематизированная совокупность знаний в области государства и права, наукиуправления, политологии, экономики, социологии, психологии о теории ипрактике реализации полномочий органов государственной власти. Наряду сфундаментальными знаниями чрезвычайно важно, чтобы государственные имуниципальные служащие твердо знали свои задачи, функции, права иобязанности по замещаемой должности, способы и средства ее исполнения.

Под умениями понимаются профессиональные знания государственного имуниципального служащего, воплощенные, решение конкретных служебных,задач в соответствии с замещаемой должностью. Например, умениегосударственного служащего вникнуть в суть управленческой ситуации,проанализировать ее и предложить законное и целесообразнее решение.

Под навыками понимаются, умения государственного и муниципальногослужащего, осуществляемые им автоматически в режиме реального служебноговремени. Навыки приобретаются в процессе практической служебнойдеятельности в условиях типичных управленческих ситуаций. Они позволяютэкономить служебное время, сводить до минимума ошибки и просчеты.


Итак, профессиональные знания, умения и навыки – показателипрофессионализма служащего. Они определяют профессиональную пригодностьи компетентность государственного и муниципального служащего, егоспособность осуществлять служебную деятельность, как в штатных (обычных),так и в экстремальных условиях.

Профессиональная подготовка для государственной службыосуществляется на основании договора на обучение. Заключение договора наобучение между государственным органом и гражданином обязательствомпоследующего прохождения гражданской службы после окончания обучения втечение определенного срока осуществляется на конкурсной основе в порядке,установленном указом Президента Российской Федерации, постановлениемПравительства Российской Федерации и законодательством субъектаРоссийской Федерации. В рамках указанного договора, а также по согласованиюобразовательного учреждения профессионального образования сгосударственным органом в этом государственном органе осуществляютсяпрактика и, стажировка обучающихся.

Профессиональная подготовка кадров для гражданской службыосуществляется в образовательных учреждениях высшего профессионального исреднего профессионального образования в соответствии с федеральнымзаконом. Координация подготовки кадров осуществляется соответствующиморганом по управлению государственной службой.

Ответственность за организацию и проведение профессиональнойподготовки гражданских государственных гражданских служащих, обновление ихтеоретических и практических знаний, умений и навыков в соответствии спостоянно повышающимися требованиями государственных образовательныхстандартов возлагается на руководителей государственных органов.

Профессиональная подготовка управленческих кадров осуществляется всистеме образования. Как и любая система, образование состоит извзаимосвязанных элементов. Основными элементами данной системы являютсягосударственные образовательные стандарты и программы, учрежденияобразования, органы управления образованием, подведомственные иморганизации, общественные объединения. Подготовка кадров для управлениявключает относительно самостоятельные уровни, являющимися подсистемамиобразования – среднее, высшее, послевузовское, дополнительноепрофессиональное образование.

Рассмотрим особенности профессиональной подготовки государственных гражданских служащих. Все имеющиеся формы обучения, можно разделить на две основныхгруппы: на рабочем месте и вне рабочего места. Если используется какая-либоформа «вне рабочего места», то должны быть обязательно выполнены дваусловия:


– планомерность «отрыва» и заблаговременность подготовки заменыслужащего;

– компенсационная основа замены, например, последовательное отвлечениеслужащего с взаимозаменяемостью или материальная компенсация повышеннойнагрузки.

Известно несколько форм образования «на рабочем месте». Причем все этиформы должны рассматриваться в единстве и образовывать непрерывный цикл.

К этим формам относятся:

– введение дополнительных, планомерных заданий и указаний,направленных на овладение новыми приемами работы под руководством иконтролем наставника или куратора;

– смена рабочих мест (ротация) — планомерное изменение на определенноевремя профессионального и социального окружения;

– передача ограниченной ответственности за выполнение определенныхзадач более высокого уровня иерархии: особенно подходит данная форма припредлагаемом служебном продвижении работника;

– выдача особых заданий, участие в работе проектных целевых групп;

– участие в работе совещаний, комиссий более высокого иерархическогоуровня;

– подготовка аналитических обзоров информационных источников поопределенной проблеме.

Формы образования «вне рабочего места» также должны носитьпланомерный и непрерывный характер при обязательном выполнении условий,указанных ранее

Все мероприятия по повышению квалификации кадров вне рабочего местаподразделяются на:

– повышение квалификации работников, работающих в государственномаппарате управления первые два года. Это обучение включает семинары, гдеслушатели знакомятся с основами теории и практики управления, приобретаютюридические или экономические знания, а также изучают основыинформационной техники;

– повышение квалификации по отраслям функциям деятельностиспециалистов и руководящих работников государственного аппарата, т.е. ихготовят к выполнению более сложных задач и функций более ответственныхпостов.

Здесь преобладающее значение получают семинары по следующим темам:

– управление персоналом, отношения руководства и сотрудничества

– методы планирования и принятия решений, оценка проектов программ;

– информационная техника, делопроизводство, этика служебнойпереписки, техника личной работы;

– макроэкономика, основные экономические теории и закономерности ихвоплощения;

– отраслевые особенности микроэкономики;

– законодательство, его особые случаи применительно к отраслям;

– риторика, техника ведения переговоров;


– связи с общественностью;

– этика служебных отношений;

– иностранный язык с отраслевой специализацией.

Среди важнейших целей, профессиональной подготовки государственных имуниципальных служащих можно выделить следующие:

– дать знания, необходимые для успешного решения стоящих передруководителем задач;

– обучить навыкам и умениям, необходимым для эффективногоруководства;

– дать возможность творчески переосмыслить свою повседневную работу истимулировать потребность в совершенствовании собственной работы;

– способствовать успешному достижению целей акционерного общества.

Результатом обучения высшего звена управления должен стать болеевысокий уровень понимания руководителями стоящих перед нимиуправленческих задач и резервов более эффективного управления персоналом впроцессе реализации организационных целей. Чтобы реформа государственнойслужбы принесла практическую пользу, необходимо подготовить новые кадры,обеспечить условия для их профессионального отбора и роста, усвоения ими техзнаний и навыков, которые требуются для должного выполненияпрофессиональных обязанностей.

Принципы профессиональной подготовки государственных имуниципальных служащих могут быть разделены на профессиональные иобщегражданские (т.е. требуется формирование гражданских качеств,выраженных у государственных гражданских служащих в более концентрированном виде,нежели у других граждан), на внутрикорпоративные и задающие отношениякорпорации бюрократии с гражданами и другими общественными институтами;кроме того, выделяется группа принципов объединения профессиональныхприоритетов и волевых качеств.

Общегражданские принципы предполагают:

– развитие повышенного чувства ответственности и гражданскогосознания, в том числе ряда специфических этических качеств, таких, какгражданский долг;

– внедрение в поведение навыков мотивирующего и мотивированноговоздействия на окружающих;

– честность и неподверженность коррупционным воздействиям.

Профессиональные принципы включают:

– наличие специальных знаний из областей политологии, экономики,социальной психологии, истории и теории мирового и отечественногогосударственного управления, социологии, права и др.;

– умение использовать эти знания;

– стремление постоянно повышать свой профессиональный уровень;

– внутрикорпоративные принципы предполагают укоренение навыковруководящей работы, в том числе лидерских качеств, а также умениесоразмерять цели и способы их достижения.


Таким образом, профессиональное развитие государственных имуниципальных служащих представляет собой важный элемент прохождениягосударственной и муниципальной службы и решающий фактор повышенияуровня квалификации и профессионального мастерства работниковгосударственного аппарата.

Специфика государственной службы существенным образом влияет на характер государственной кадровой политики и подготовки кадров. Учет данной специфики жизненно необходим при разработке стратегии кадровой политики. Также важны законодательные особенности реализации государственной кадровой политики и направления административной реформы.

1.2 Нормативно-правовое обеспечение и факторы управления профессиональной подготовкой государственных гражданских служащих

На государственных гражданских служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным Законом «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 № 58-ФЗ.

Правовые основы государственной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также упомянутый Федеральный Закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о государственной службе), внутренние положения государственных учреждений, решения, принятые на сходах граждан, и иные правовые акты.

На уровне субъекта Российской Федерации устанавливаются законодательные акты, корректирующие правила пребывания на государственной службе, структуру государственных должностей и т.д. Осуществление норм и правил, связанных с правовым порядком, устанавливается в федеральном законодательстве и законах субъектов Российской Федерации, закрепляется в государственных нормативных правовых актах и других нормативных документах, приказах.

В современной России совершенствование правовых и нормативных основ государственной службы является одним из главных направлений реформирования государственной службы.