Файл: Профессиональная компетентность государственных гражданских служащих и пути её совершенствования (Проблемы в управлении профессиональной подготовкой государственных гражданских служащих).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Становление и сущность профессиональной подготовки в государственной кадровой политике
2.1 Анализ тенденций в развитии качественного состава кадров государственной службы в России
2.2 Проблемы в управлении профессиональной подготовкой государственных гражданских служащих
3.1 Направления развития профессиональной подготовки государственных гражданских служащих
В настоящее время подготовка квалифицированных профессиональныхуправленческих кадров и ее научно-методическое обеспечение является важнымнаправлением государственной кадровой политики Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом №79-ФЗ системапрофессионального образования и развития государственных гражданских служащихвключает в себя четыре элемента:
1) профессиональная подготовка кадров для государственной службы;
2) профессиональная переподготовка государственных гражданских служащих;
3) повышение квалификации государственных гражданских служащих;
4) стажировка государственных гражданских служащих.
Система подготовки представляет собой специально организуемую системуобучения государственных гражданских служащих, направленная на получениеспециальности по профилю профессиональной деятельности в сферегосударственной службы, приобретение соответствующих знаний, умений инавыков.
Под профессиональной подготовкой имеется в виду процесс обучениягражданина профессиональным знаниям, умениям и навыкам, необходимым длянадлежащего исполнения им должностных функций и полномочий позамещаемой должности государственной службы.
Система подготовки государственных и муниципальных служащихстроится на основе прогнозирования потребности в кадрах специалистов, учетатребований к ним в соответствии с профессионально – квалифицированнымихарактеристиками должностей.
Под профессиональными знаниями понимается целостная исистематизированная совокупность знаний в области государства и права, наукиуправления, политологии, экономики, социологии, психологии о теории ипрактике реализации полномочий органов государственной власти. Наряду сфундаментальными знаниями чрезвычайно важно, чтобы государственные имуниципальные служащие твердо знали свои задачи, функции, права иобязанности по замещаемой должности, способы и средства ее исполнения.
Под умениями понимаются профессиональные знания государственного имуниципального служащего, воплощенные, решение конкретных служебных,задач в соответствии с замещаемой должностью. Например, умениегосударственного служащего вникнуть в суть управленческой ситуации,проанализировать ее и предложить законное и целесообразнее решение.
Под навыками понимаются, умения государственного и муниципальногослужащего, осуществляемые им автоматически в режиме реального служебноговремени. Навыки приобретаются в процессе практической служебнойдеятельности в условиях типичных управленческих ситуаций. Они позволяютэкономить служебное время, сводить до минимума ошибки и просчеты.
Итак, профессиональные знания, умения и навыки – показателипрофессионализма служащего. Они определяют профессиональную пригодностьи компетентность государственного и муниципального служащего, егоспособность осуществлять служебную деятельность, как в штатных (обычных),так и в экстремальных условиях.
Профессиональная подготовка для государственной службыосуществляется на основании договора на обучение. Заключение договора наобучение между государственным органом и гражданином обязательствомпоследующего прохождения гражданской службы после окончания обучения втечение определенного срока осуществляется на конкурсной основе в порядке,установленном указом Президента Российской Федерации, постановлениемПравительства Российской Федерации и законодательством субъектаРоссийской Федерации. В рамках указанного договора, а также по согласованиюобразовательного учреждения профессионального образования сгосударственным органом в этом государственном органе осуществляютсяпрактика и, стажировка обучающихся.
Профессиональная подготовка кадров для гражданской службыосуществляется в образовательных учреждениях высшего профессионального исреднего профессионального образования в соответствии с федеральнымзаконом. Координация подготовки кадров осуществляется соответствующиморганом по управлению государственной службой.
Ответственность за организацию и проведение профессиональнойподготовки гражданских государственных гражданских служащих, обновление ихтеоретических и практических знаний, умений и навыков в соответствии спостоянно повышающимися требованиями государственных образовательныхстандартов возлагается на руководителей государственных органов.
Профессиональная подготовка управленческих кадров осуществляется всистеме образования. Как и любая система, образование состоит извзаимосвязанных элементов. Основными элементами данной системы являютсягосударственные образовательные стандарты и программы, учрежденияобразования, органы управления образованием, подведомственные иморганизации, общественные объединения. Подготовка кадров для управлениявключает относительно самостоятельные уровни, являющимися подсистемамиобразования – среднее, высшее, послевузовское, дополнительноепрофессиональное образование.
Рассмотрим особенности профессиональной подготовки государственных гражданских служащих. Все имеющиеся формы обучения, можно разделить на две основныхгруппы: на рабочем месте и вне рабочего места. Если используется какая-либоформа «вне рабочего места», то должны быть обязательно выполнены дваусловия:
– планомерность «отрыва» и заблаговременность подготовки заменыслужащего;
– компенсационная основа замены, например, последовательное отвлечениеслужащего с взаимозаменяемостью или материальная компенсация повышеннойнагрузки.
Известно несколько форм образования «на рабочем месте». Причем все этиформы должны рассматриваться в единстве и образовывать непрерывный цикл.
К этим формам относятся:
– введение дополнительных, планомерных заданий и указаний,направленных на овладение новыми приемами работы под руководством иконтролем наставника или куратора;
– смена рабочих мест (ротация) — планомерное изменение на определенноевремя профессионального и социального окружения;
– передача ограниченной ответственности за выполнение определенныхзадач более высокого уровня иерархии: особенно подходит данная форма припредлагаемом служебном продвижении работника;
– выдача особых заданий, участие в работе проектных целевых групп;
– участие в работе совещаний, комиссий более высокого иерархическогоуровня;
– подготовка аналитических обзоров информационных источников поопределенной проблеме.
Формы образования «вне рабочего места» также должны носитьпланомерный и непрерывный характер при обязательном выполнении условий,указанных ранее
Все мероприятия по повышению квалификации кадров вне рабочего местаподразделяются на:
– повышение квалификации работников, работающих в государственномаппарате управления первые два года. Это обучение включает семинары, гдеслушатели знакомятся с основами теории и практики управления, приобретаютюридические или экономические знания, а также изучают основыинформационной техники;
– повышение квалификации по отраслям функциям деятельностиспециалистов и руководящих работников государственного аппарата, т.е. ихготовят к выполнению более сложных задач и функций более ответственныхпостов.
Здесь преобладающее значение получают семинары по следующим темам:
– управление персоналом, отношения руководства и сотрудничества
– методы планирования и принятия решений, оценка проектов программ;
– информационная техника, делопроизводство, этика служебнойпереписки, техника личной работы;
– макроэкономика, основные экономические теории и закономерности ихвоплощения;
– отраслевые особенности микроэкономики;
– законодательство, его особые случаи применительно к отраслям;
– риторика, техника ведения переговоров;
– связи с общественностью;
– этика служебных отношений;
– иностранный язык с отраслевой специализацией.
Среди важнейших целей, профессиональной подготовки государственных имуниципальных служащих можно выделить следующие:
– дать знания, необходимые для успешного решения стоящих передруководителем задач;
– обучить навыкам и умениям, необходимым для эффективногоруководства;
– дать возможность творчески переосмыслить свою повседневную работу истимулировать потребность в совершенствовании собственной работы;
– способствовать успешному достижению целей акционерного общества.
Результатом обучения высшего звена управления должен стать болеевысокий уровень понимания руководителями стоящих перед нимиуправленческих задач и резервов более эффективного управления персоналом впроцессе реализации организационных целей. Чтобы реформа государственнойслужбы принесла практическую пользу, необходимо подготовить новые кадры,обеспечить условия для их профессионального отбора и роста, усвоения ими техзнаний и навыков, которые требуются для должного выполненияпрофессиональных обязанностей.
Принципы профессиональной подготовки государственных имуниципальных служащих могут быть разделены на профессиональные иобщегражданские (т.е. требуется формирование гражданских качеств,выраженных у государственных гражданских служащих в более концентрированном виде,нежели у других граждан), на внутрикорпоративные и задающие отношениякорпорации бюрократии с гражданами и другими общественными институтами;кроме того, выделяется группа принципов объединения профессиональныхприоритетов и волевых качеств.
Общегражданские принципы предполагают:
– развитие повышенного чувства ответственности и гражданскогосознания, в том числе ряда специфических этических качеств, таких, какгражданский долг;
– внедрение в поведение навыков мотивирующего и мотивированноговоздействия на окружающих;
– честность и неподверженность коррупционным воздействиям.
Профессиональные принципы включают:
– наличие специальных знаний из областей политологии, экономики,социальной психологии, истории и теории мирового и отечественногогосударственного управления, социологии, права и др.;
– умение использовать эти знания;
– стремление постоянно повышать свой профессиональный уровень;
– внутрикорпоративные принципы предполагают укоренение навыковруководящей работы, в том числе лидерских качеств, а также умениесоразмерять цели и способы их достижения.
Таким образом, профессиональное развитие государственных имуниципальных служащих представляет собой важный элемент прохождениягосударственной и муниципальной службы и решающий фактор повышенияуровня квалификации и профессионального мастерства работниковгосударственного аппарата.
Специфика государственной службы существенным образом влияет на характер государственной кадровой политики и подготовки кадров. Учет данной специфики жизненно необходим при разработке стратегии кадровой политики. Также важны законодательные особенности реализации государственной кадровой политики и направления административной реформы.
1.2 Нормативно-правовое обеспечение и факторы управления профессиональной подготовкой государственных гражданских служащих
На государственных гражданских служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным Законом «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 № 58-ФЗ.
Правовые основы государственной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также упомянутый Федеральный Закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о государственной службе), внутренние положения государственных учреждений, решения, принятые на сходах граждан, и иные правовые акты.
На уровне субъекта Российской Федерации устанавливаются законодательные акты, корректирующие правила пребывания на государственной службе, структуру государственных должностей и т.д. Осуществление норм и правил, связанных с правовым порядком, устанавливается в федеральном законодательстве и законах субъектов Российской Федерации, закрепляется в государственных нормативных правовых актах и других нормативных документах, приказах.
В современной России совершенствование правовых и нормативных основ государственной службы является одним из главных направлений реформирования государственной службы.