Файл: Профессиональная компетентность государственных гражданских служащих и пути её совершенствования (Проблемы в управлении профессиональной подготовкой государственных гражданских служащих).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

1.1 Становление и сущность профессиональной подготовки в государственной кадровой политике

1.2 Нормативно-правовое обеспечение и факторы управления профессиональной подготовкой государственных гражданских служащих

2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ И ПОДГОТОВКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

2.1 Анализ тенденций в развитии качественного состава кадров государственной службы в России

2.2 Проблемы в управлении профессиональной подготовкой государственных гражданских служащих

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

3.1 Направления развития профессиональной подготовки государственных гражданских служащих

3.2 Совершенствование организационного обеспечения формирования кадрового резерва и управления профессиональной подготовкой государственных гражданских служащих

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

- на ликвидацию негативных тенденций и явлений в кадровой работе и кадровой политике в целом, например, субъективизм, коррупция, «кумовство», протекционизм, продажа должностей, непрозрачность и закрытость кадровых процедур и прочее. Очень важно поставить определенные препятствия на пути вторжения на различные управленческие должности, в частности в государственной службе, бесчестных и недостойных людей, которые склонны к бюрократизму, протекционизму, взяточничеству и прочим корыстным искушениям реальной власти.

Формирование кадровой политики и системы профессиональной подготовки, функциональных компетенций государственных гражданских служащих представляет собой сложный аналитический процесс. Таким образом, обобщающая цель государственной кадровой политики - формирование такого кадрового потенциала и кадрового состава, который бы удовлетворил потребности населения и в профессиональном, деловом и нравственном отношениях обеспечил динамичное и стабильное политическое и социально-экономическое развитие России.

2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ И ПОДГОТОВКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

2.1 Анализ тенденций в развитии качественного состава кадров государственной службы в России

Оценку профессионализма государственных гражданских служащих следует начинать с анализа кадрового состава государственной службы Российской Федерации в целом. Согласно данным официальной статистики, на 1 октября 2018 г. в России органах государственной власти осуществляют профессиональную деятельность 758,8 тыс. лиц, замещающих государственные должности и должности гражданской службы, из них в федеральных государственных органах – 541,5 тыс. чел., в государственных органах субъектов Российской Федерации - 217,3 тыс. чел.

Анализ кадрового состава государственной службы, проведенный на статистических материалах Федеральной службы государственной статистики, позволяет сделать вывод о том, что сохраняется тенденция снижения численного состава государственной службы. Так в 2013 г. численность лиц, замещающих государственные должности и должности гражданской службы, составляла 786,4 тыс., т.е. к 2018 году она снизилась на 4%. Примерно 82% от этого числа приходится на органы исполнительной власти (из них 5% - сотрудники центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти, 67% - территориальных подразделений, 28% - органов исполнительной власти субъектов РФ).


Отметим, что за последние два года увеличилась численность госслужащих в органах судебной власти и других государственных органах субъектов Российской Федерации. Это связано с процессом перераспределения функций между федеральным центром и регионами и передачей на месте ряда полномочий. По численности государственных гражданских служащих среди федеральных округов Российской Федерации лидирующие места занимают Центральный и Приволжский федеральные округа, а на последнем месте – Северо-Кавказский и Дальневосточный федеральные округа (рисунок 2). Данная тенденция остается актуальной на протяжении пяти лет.

Анализ социально-демографических характеристик кадров государственной службы Российской Федерации показывает, что за период с 2015 по 2017гг. значительных изменений не произошло.

Рисунок 2 - Численность государственных гражданских служащих в разрезе федеральных округов на 01.10.2018г., чел.

Соотношение мужчин и женщин практически не изменилось. В 2017 году количество мужчин составляло 28% и количество женщин - 72%, в 2016 году соответственно- 28,7% и 71,3%. Преобладание женщин в целом на государственной службе характерно для всех субъектов РФ, особенно для ведущих, старших и младших групп должностей. Важным количественным показателем мероприятий по повышению профессионализма возрастные характеристики служащих. В настоящее время в России отмечается тенденция к старению кадрового корпуса работников, замещающих государственные должности и должности госслужбы. Важным показателем качества кадров органов государственной власти, хотя и далеко не главным, является их возраст.

В настоящее время заметна тенденция некоторого омоложения кадров. По данным официальной статистики, численность государственных гражданских служащих региональных органов власти в возрасте до 30 лет составляет 21,7%, 30-39 лет – 23,6%, от 40–49 лет 23,7%, от 50–59 лет – 17,4%, от 60 до 65 лет – 2,4% и старше 65 лет – 0,1% (рисунок 3).

Рисунок 3 Структура государственных гражданских служащих по возрастному признаку на 01.10.2018г., %

Ранее, до 2014 года концентрация большинства служащих наблюдалась в возрастной группе старше 40 лет. Следует отметить определенный дисбаланс в использовании молодых – весьма невелик их удельный вес среди руководителей (1,8% - на федеральном уровне, 4,7% - на региональном уровне). Поэтому одной из важнейших проблем формирования кадрового состава является разработка практических мер по ускоренному притоку на государственную службу молодежи, развитию профессионализма у служащих среднего возраста, эффективному использованию профессионально-личностных способностей служащих старшего поколения.


С возрастной структурой тесно связано распределение работников по стажу. Стаж работы по специальности – одна из основных характеристик качества кадрового состава государственной службы. Это важно иметь в виду, поскольку, с одной стороны, в ряде нормативных документов наличие стажа выступает в качестве необходимого условия (например, при приеме на государственную службу, при изменении должностного статуса), а с другой стороны, стаж работы характеризует временной интервал приобретения профессионального опыта, эволюционность и интенсивность его накопления.

По данным Росстата, состав лиц, замещавших государственные должности и должности гражданской службы, по стажу работы на 1 октября 2018 г. распределился следующим образом: стаж до 1 года имели 6,8% государственных гражданских служащих, от 1 года до 5 лет - 21%, от 5 до 10 лет – 20,7%, от 10 до 15 лет – 19,6%; от 15 до 25 лет – 22,9% и свыше 25 лет – насчитывалось 9,9% (рисунок 4).

Рисунок 4 Структура государственных гражданских служащих по стажу работы на 01.10.2018г., %

Как видим, состав служащих по стажу распределился сравнительно равномерно. Это говорит о наличии на государственной гражданской службе как опытных руководящих кадров, так и сотрудников, нуждающихся в приобретении опыта работы.

В соответствии со ст.12 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004 г. «О государственной службе в Российской Федерации» уровень профессионального образования является одним из квалификационных требований, предъявляемых для замещения должностей государственной службы [5]. Так, Число лиц, замещающих должности государственной службы и государственные должности, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, в 2017 г. составляло соответственно 94,5% и 4,7%, при этом 0,7% не имели профессионального образования вообще. За последние годы наблюдается заметный рост людей, получивших высшее образование.

На 1 октября 2018 г. основную долю имеющих высшее образование лиц, замещавших государственные должности и должности государственной службы, составляют те, кто получил высшее образование по укрупненному блоку «гуманитарные и социальные науки» (42%), из них по направлению «юриспруденция» – 38,7%, по направлению «экономика и управление» - 36,8%, из него по специальности «государственное и муниципальное управление» – 2,7%; далее по направлениям «физико-математические и естественные науки», «образование и педагогика», «здравоохранение», «информатика и вычислительная техника», «сельское и рыбное хозяйство» и т.п. – от 0,2% до 2,6%. Следует отметить значительное преобладание госслужащих с «непрофильным» для государственной службы образованием (около 50%).


Для успешной реализации задач, стоящих перед органами государственной власти, кадровый состав Российской Федерации пока еще имеет недостаточный уровень профессионального образования по соответствующим их профилю деятельности направлениям подготовки. Компетентность и профессионализм государственных гражданских служащих в современных условиях во многом зависит от получения ими дополнительного профессионального образования. Определение важных количественных и качественных параметров современного кадрового состава органов государственной власти, тенденций его развития, позволяет говорить о необходимости большой работы по дополнительному профессиональному образованию служащих, изменению подходов к его осуществлению в соответствующих образовательных организациях, выпуску методических, учебных и информационно-аналитических изданий по различным аспектам теории и практики организации государственного управления.

Таким образом, представленный анализ кадрового обеспечения государственной службы выявил следующие тенденции:

1. Происходит постепенное снижение численности кадрового корпуса государственной службы.

2. Заметна тенденция к обновлению кадров, тем не менее, пока невелик удельный вес молодежи среди руководителей.

3. Наблюдается увеличение удельного веса государственных гражданских служащих в группе со стажем от 15 лет и более (около 53%). Это свидетельствует о недостаточном притоке на государственную службу «свежих» кадров.

4. Достаточно высоки показатели уровня образования (высшее образование имеют почти 95%). Однако по-прежнему остается невысоким удельный вес чиновников, имеющих профильное образование по направлениям «юриспруденция» и «экономика и управление» (около 37%, в том числе по направлению «государственное и муниципальное управление» – 2,7%). Недостаток профильного образования приводит к образованию у чиновников недостатка знаний в области государственного управления, политологии, психологии и информационных технологий управления.

5. Увеличивается количество государственных гражданских служащих, повышающих свой уровень профессионализма и компетентности в системе дополнительного профессионального образования. Резюмируя вышеизложенное, отметим, что исследование количественно-качественных показателей кадрового обеспечения государственной службы в условиях модернизации государственного управления приобретает все большую значимость и актуальность.


Без исследования количественного и качественного состава сотрудников государственной гражданский службы, без его глубокого анализа, без выявления факторов, влияющих на стабильность кадрового состава, его профессионализм и ответственность, невозможно строить и совершенствовать административную ветвь власти [6, с.38]. Мониторинг кадровых процессов государственной службы позволяет выявить параметры количественно-качественных характеристик, которые нуждаются в поиске новых методов управленческого воздействия на профессионализм государственных гражданских служащих.

2.2 Проблемы в управлении профессиональной подготовкой государственных гражданских служащих

С развалом Советского Союза предпринимались попытки восстановления госслужбы, но наиболее результативный характер они приобрели уже в 21 веке. На сегодняшний день, проблема повышения профессионализма так же актуальна, как и 300 лет назад, и требует особого внимания. Как было сказано ранее, профессиональное развитие государственных гражданских служащих является одной из важнейших целей в реализации положительной кадровой политики. На данном этапе времени происходит полное и кардинальное изменение в системе государственного управления Российской Федерации. Стали повышаться требования к уровню образовательного развития государственных гражданских служащих. Поэтому данный вопрос является актуальным и требует решительных действий.

Практика государственной службы показывает значительное понижение уровня профессионализма гражданских служащих. Большей массе чиновников недостает ни опыта работы, ни квалификации, ни знаний в той или иной сфере их трудовой деятельности. На пути совершенствования кадровой политики государственных гражданских служащих стоят барьеры, такие как:

- нехватка ресурсов в области обеспечения ими системы профессиональной переподготовки кадров;

- негативное влияние экономической и социальной среды на развитие потенциала кадров государственной гражданской службы;

- существенные недостатки в законодательной базе по части кадровой политики;

- низкий уровень связи программ профессионального обучения с включением их в систему развития кадровой политики.