Файл: Понятие и виды наследования (Анализ судебной практики по делам наследования по Тамбовской области).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 114
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика правового института наследования по завещанию
1.1 Понятие наследования и его правовое поле
1.2 Гражданско-правовая природа завещания
Глава 2. Особенности и проблемы правового регулирования наследования по завещанию
2.1 Некоторые проблемы правового регулирования в российском законодательстве
2.2 Проблемы правового регулирования наследования по завещанию в международном законодательстве
2.3 Анализ судебной практики по делам наследования по Тамбовской области
Содержание:
Введение
Актуальность исследования. В российском законодательстве за последние несколько лет наиболее полной переработке подверглась третья часть Гражданского кодекса РФ - наследственное право. По сравнению с предыдущим законодательством о наследовании количество статей наследственного права Российской Федерации выросло вдвое. Это обусловлено, прежде всего, расширенным толкованием основных понятий наследственного права – наследование по закону и наследование по завещанию.
И если законодатель наделяет наследодателя большими полномочиями по распоряжению своим имуществом по завещанию, что в общем-то вполне справедливо, так как человек волен распоряжаться своим имуществом, как ему угодно, то увеличение числа наследников по закону, на мой взгляд, является несколько чрезмерным.
Российское законодательство о наследовании предоставляет гражданину самому решить судьбу принадлежащего ему имущества. По сложившемуся в наследственном праве определению завещание является личным распоряжением гражданина о своем имуществе на случай смерти с назначением наследников, сделанным в установленной законом форме и удостоверенным лицами, указанными в законе.
Термин "завещание" применяется в двух значениях: завещанием признается как сам документ, в котором находит выражение воля завещателя, то есть определенная "форма" выражения, так и акт непосредственной воли завещателя, который, в свою очередь, предполагает наличие еще двух моментов: интеллектуального и волевого.
Завещание - это и есть, по сути, "адресованное одному или нескольким лицам предложение". То есть первоначально у наследника возникает право - право на принятие наследства или отказа от него. Вот тут, пожалуйста, вам и акцепт - ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии (ч. 1 п. 1 ст. 438 ГК РФ).
А вот после принятия возникает и обязанность. Как уж они им воспользуются, своим правом, с учетом положения пункта 1 статьи 9 ГК РФ - это их личное дело. В данном случае мы имеем дело с заключением договора путем обмена письменными документами (завещание - заявление о принятии наследства (п. 1 ст. 438 ГК РФ) либо завещание - совершение в установленный срок действий, свидетельствующих о принятии наследства фактически (п. 3 ст. 438 ГК РФ)).
В подтверждение вышеуказанного можно привести также абзац 3 пункта 2 Определения Конституционного Суда РФ "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гр. Горшковой Анны Васильевны на нарушение ее конституционных прав положениями ст. 532 ГК РСФСР", в частности, что "право быть наследником - неотъемлемый элемент правового статуса каждого гражданина. Однако само по себе конституционное право не порождает у гражданина прав в отношении конкретного имущества - такие права возникают только на основании завещания или закона".
Таким образом, наследственные правоотношения в отношении содержания завещаний (или "завещания по содержанию") следует рассматривать как двухсторонние и договорные. Здесь попутно касаюсь вопроса об участии нотариуса в спорах наследников по поводу составленного завещания. Хотя и оспаривается завещание, совершенное нотариусом, в котором указанный наследник не участвовал и не мог участвовать, тем не менее, нотариус в споре не может и не должен участвовать стороной, а исключительно и только третьим лицом, а ответчиком все-таки будет указанный в завещании наследник.
Цель работы – рассмотреть и проанализировать проблемы правового регулирования наследования по завещанию.
В связи с поставленной целью решаются следующие задачи:
- Рассмотреть теоретические основы о наследовании по российскому законодательству;
- Выявить проблематику наследования по завещанию в российском праве;
- Наметить пути совершенствования российского законодательства в сфере наследования.
Объект работы – российское законодательство, регулирующее наследование по завещанию, практика его применения.
Предмет данного исследования – общественные отношения, которые складываются при наследовании по завещанию.
Степень разработанности исследования. Исследуемая тема очень широко изучена многими авторами. Теоретическую базу работы составили труды таких ученых как Э.Б. Эдвиновой, Б.М. Гордона, С.П. Гришаева, М.Ю. Барщевского, М.В. Тимокиной, И.С. Тарарышкиной, Н.В. Ростовцевой, М.Г. Прониной, В.И. Серебровского, Р.М. Мусаева. Особого внимания заслужил труд Костычевой А.И. «Наследование по завещанию».
Методы исследования выполнения работы являются анализ, синтез, сравнение, моделирование, анкетирование, эксперимент.
Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Общая характеристика правового института наследования по завещанию
1.1 Понятие наследования и его правовое поле
История возникновения и развития норм российского наследственного права являлась предметом многих цивилистических исследований как в дореволюционный, так и в советский период развития науки гражданского права[1].
К первым писаным источникам наследственного права можно отнести договоры Руси с греками 912 и 945 гг. В силу данных договоров родственники при наследовании призывались к наследству в следующем порядке: первоначально брат, за его отсутствием - прямые нисходящие потомки первой степени мужского пола (сыновья), а при бездетности - прямой восходящий предок первой степени мужского пола (отец), далее племянники (дети брата и сестры). Следовательно, договоры с греками придерживались семейно-родственного начала в наследовании, причем к наследованию призывались только наиболее близкие кровные родственники (среди боковых родственников только родственники первой боковой линии, т.е. от братьев и сестер и только до третей степени родства)[2].
Наследственное право в Древней Руси характеризовалось классовым подходом законодателя к регулированию наследственных отношений. В силу данного подхода наследодатель не имел права наследовать имущество сторонним лицам. Воля наследодателя в этот период времени была связана узами кровного и семейного родства, в соответствии с которыми он вынужден свои права наследовать семье и роду. Несомненно, оказывали свое влияние и источники римского (византийского) права ввиду того, что дела о наследовании по тесной связи их с семьей подлежали ведению духовенства[3].
Наследство именовалось в Русской Правде "статком" или "задницей", т.е. тем, что оставляет после себя умерший. Первоначально подлежали наследованию только движимые вещи, дом, двор, товар, рабы, скот. Был установлен общий порядок наследования и особенные, применяемые в отношении смердов, бояр и членов дружины.
Русская правда не делала различий между наследованием по закону и по завещанию, т.к. целью завещания являлось не изменение обычного порядка, а лишь распределение имущества между наследниками и наказ об управлении имуществом, а в случае отсутствия завещания наследниками являлись только члены семьи.
Согласно общему наследственному порядку после отца, не оставившего завещания, наследовали дети, но незамужние дочери ничего не получали, если наследовали братья, которым вменялось в обязанность выдать их замуж и наделить каким-нибудь имуществом-приданым. К наследованию не призывались дети от рабынь, равно как и они сами. После бояр и дружинников, если среди их наследников не было сыновей, к правопреемству привлекались и дочери: «Аже в боярех либо в дружине, то за князя задниця не идеть; но оже не будеть сынов, а дчери возмуть»[4]. О возможности наследования боковыми родственниками в Пространной редакции Русской Правды не упоминается.
В Псковской судной грамоте различалось наследство, оставленное по завещанию « приказное» и наследство по закону, которое называлось «отморщина». Завещание должно было составляться в письменной форме.
Первые общерусские правовые своды - Судебник 1497 г. и Судебник 1550 г. содержали тождественные друг другу нормы. Прежние нормы о наследовании по завещанию не изменились. В ст. 60 Судебника 1497 г. и ст. 92 Судебника 1550 г.: «А который человек умрет без духовной грамоты, а не будет у него сына, ино статок весь и земли взяти дочери; а не будет у него дочери, ино взяти ближнему от его роду»[5]. Таким образом, Судебниками было установлено, что если умерший не составил завещания, то возникает следующий порядок наследования: вначале наследует сын, за его отсутствием - дочь, при бездетности - ближайший из рода. Сообразно данному порядку среди женщин наследовали только дочери, но за отсутствием братьев. О наследовании матери Судебники вообще не упоминают.
Коренные изменения в российском наследственном праве произошли с принятием в 1649 г. Соборного уложения, которым был установлен общий порядок наследования, в случае если наследодатель не составил завещания. первоначально наследуют сыновья, за их смертью - их дети (внуки), за их отсутствием - дочери, затем боковые родственники
Жены не наследовали родовые и выслуженные вотчины, но им предоставлялась четверть движимого имущества и возвращалось приданое. Наследственное законодательство того периода нередко называют хаотичным, т.к. в наследственной практике нередко возникали проблемы с определением, кто вправе наследовать[6].
В эпоху Петра 1 наконец-то были разрешены противоречия, которые возникали при наследовании имущества боковыми родственниками (родом). Указы 1691 и 1692 гг. установили принцип наследования по праву представления и в этой очереди.
Эпохальным актом петровского реформаторства в области наследственного права принято считать Указ 1714 г. "О наследии имений", именуемый также Указом о единонаследии и неделимости имений, который установил правило единонаследия имений, то есть возможность наследственного правопреемства только одним человеком, который избирался в завещании самим наследодателем из нисходящих или при их отсутствии из рода, а при отсутствии завещания, то есть при наследовании по закону, - определялся исходя из возраста (старший сын, старший племянник[7]. В силу данного Указа, если наследодатель не назначил сам себе наследника (не составил завещания) из числа своих сыновей, то имущество переходило по закону к старшему сыну. В силу чего свобода завещания состояла только в выборе члена семьи. Иным лицам завещать имущество наследодатель не мог.
Во второй половине XVIII в. наследственное право приобретает новые черты.
Указом от 15 марта 1770 г. "О порядке наследства в имениях по линиям восходящей, нисходящей и боковой" было установлено, что «после отца сыновья с потомством суть наследники, а сестры при братьях не вотчинницы; когда же нет сыновей, то дочери и дети их по вышеписанному же уложенному порядку суть наследники».[8] Следует заметить, что подобные указы, которые касались наследования в конкретных родовитых фамилиях, внесли некоторую сумятицу в общий наследственный правопорядок. Подобное положение сложилось и в регулировании других общественных отношений. Так объективно сложилась необходимость кодификации российского законодательства, результатом которой стал Свода законов Российской империи (Свод гражданских законов), введенный в действие 1 января 1836 г.
В соответствии со Сводом гражданских законов наследование по завещанию сохранило свое основание на семейном или родственном союзе.
Данный Свод гражданских законов содержал прямой запрет на совершение наследственных договоров, что обосновывалось тем, что невозможность последующего изменения либо отмены этого договора по воле одной из сторон противоречит свободе завещания. Этот довод не утратил своего значения для современного российского наследственного права.
Если завещание двух или более граждан содержит распоряжения взаимного назначения друг друга наследниками, то оно утрачивает односторонний характер и превращается в договор, получивший название наследственного договора.
Ближайшими наследниками после отца или матери были названы законные дети мужского пола (ст. 1127 ч. 1 т. X), которые за отсутствием сестер получали наследство в равных долях.
В Своде был сохранен принцип, что дети, принадлежащие одному из супругов (сводные), наследовали только в имуществе своих родителей; на наследство же после отчима или мачехи никакого права не приобретали (ст. 1129 ч. 1 т. X). Усыновленные дети приобретали наследственные права только в благоприобретенном имуществе усыновителя, а к наследованию после родственников последнего, например детей, позднее родившихся, они не призывались (ст. 156, 156 ч. 1 т. X). За неимением наследников в нисходящей линии наследство переходило в боковые (ст. 1134 ч. 1 т. X), причем ближайшая боковая линия исключает дальнейшую (ст. 1136 ч. 1 т. X). При наличности первой боковой линии вторая и дальнейшие от наследования устраняются, а при их отсутствии призываются, причем если равных между собой линий будет несколько, то наследство делилось между ними так же, как и в линиях нисходящих, то есть равные степени делят имущество поголовно, а ближайшая степень исключает дальнейшую (ст. 1136 ч. 1 т. X).