Файл: Сервисное обслуживание в торговле и перспективы его развития в современных условиях (ООО «Брозекс»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2. Анализ уровня обслуживания в торговом предприятии ООО «Брозекс»

2.1. Краткая характеристика предприятия

ООО Брозекс» - торговое предприятия г. Екатеринбурга, занимающееся торговлей строительными материалами и инструментами.

Источниками формирования финансовых результатов предприятия являются прибыль, амортизационные отчисления. Предприятие имеет самостоятельный баланс, в котором отражается его имущество. Имущество предприятия состоит из основных и оборотных средств, а также иных материальных и финансовых ценностей. Управление деятельностью предприятия осуществляется его собственником, который является директором предприятия. Директор самостоятельно определяет структуру управления предприятия и формирует штаты. Предприятие обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников. Размеры оплаты труда работников предприятия установлены согласно штатному расписанию. Предприятие ведёт бухгалтерскую и статистическую отчётность в порядке, установленном законодательством РФ.

Структура управления ООО «Брозекс» представлена на рисунке 1. Директор магазина выполняет работы по планированию деятельности магазина на каждый календарный месяц, а также составляет перспективные ежеквартальные и годовые планы. Также на директора возлагаются следующие полномочия:

  • заключение договоров на приобретение и поставку товаров и товарных групп;
  • утверждение ежемесячных планов денежных поступлений по каждой из секций, предоставляемых товароведами;
  • осуществление контроля над выполнением товароведами, заведующими секциями своих обязательств, утвержденных ежемесячными планами и должностными инструкциями;
  • осуществление премирования товароведов по итогам деятельности за отчетный период.

Директор

Главный бухгалтер (1 работник)

Товароведы (1 работник)

Младший обслуживающий персонал (4 работника)

Продавцы (5 работников)


Рисунок 1. Структура управления ООО «Брозекс»

Товаровед магазина осуществляет следующие основные функции: осуществляют учет движения товаров и товарных групп; производят расчет прибыльности планируемых к заключению договоров; осуществляют постоянный контроль над оборачиваемостью товаров соответствующей товарной группы; планируют и осуществляют ассортиментную и ценовую политику по закрепленным за ними товарам и товарным группам; налаживают и поддерживают контакты с поставщиками продукции; осуществляют контроль над качеством поступающих на реализацию товаров; осуществляют контроль над работой вверенных им секций; другие функции в соответствии с должностной инструкцией.

В таблице 1 представлены основные экономические показатели деятельности предприятия за три года.

Таблица 1

Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия

Показатель

Год

Темп роста, %

2016

2017

2018

2018/

2016

2018/

2017

Объем товарооборота в сопоставимых ценах, тыс.руб.

6430

6660

6710

104,35

100,75

Валовый доход (без НДС), тыс.руб.

1744

1832

1879

107,74

102,57

Валовый доход в процентах к товарообороту %

27,5

27,5

28,0

-

-

Издержки обращения, тыс.руб.

1268

1332

1275

100,55

95,72

Издержки обращения к процентах к товарообороту %

20,0

20,0

19,0

-

-

Прибыль от торговой деятельности, тыс.руб.

476

500

604

126,89

120,80

Прибыль в процентах к товарообороту %

7,51

7,51

9,00

-

-

Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс.руб.

6154

7123

7345

119,35

103,12

Среднегодовая стоимость оборотных фондов, тыс.руб.

15649

17565

19875

127,00

113,15

Численность работников, чел.

В том числе продавцов, чел.

10

7

9

6

10

6

100,00

85,71

111,11

100,00

Производительность труда одного работника, тыс.руб.

Продавца, тыс.руб.

634,0

918,57

740,0

1110,0

671,0

1118,3

105,84

121,75

105,84

121,74

Рентабельность продаж, %

7,40

7,51

9,00

-

-


По данным таблицы 1 видно, что в 2018 г. товарооборот превысил аналогичный показатель 2016 г. на 5,84 %, а показатель 2017 г. – на 0,75 %. Валовый доход по отношению к товарообороту составил в 2018 г. 28 %, что на 0,5 процентного пункта выше показателей 2016-2017 гг. По абсолютной же величине этот показатель в 2018 г. на 7,74 % выше, чем в 2016 г. и на 2,57 % - выше, чем в 2017 г. Издержки обращения в 2018 г. составили 19 % от объема товарооборота. Удельный вес издержек обращения в объеме товарооборота в 2018 г. сократились на 1 процентный пункт по сравнению с показателями 2016-2017 гг.

Прибыль от торговой деятельности в 2018 г. составила 604 тыс.руб., что на 26,89 % выше, чем в 2016 г. и на 20,80 % выше, чем в 2017 г. Следует отметить положительный факт роста рентабельности реализации товаров, которая в 2018 г. составила 9 %, что на 1,49 процентного пункта выше, чем в 2016 г.

Проведенное исследование основных технико-экономических показателей деятельности предприятия позволяет сделать вывод, что в течение исследуемого периода отмечается позитивная динамика развития предприятия, рост его экономической устойчивости.

2.2. Оценка коммерческой деятельности и обслуживания покупателей в ООО «Брозекс»

В ООО «Брозекс» осуществляется продажа товаров методом самообслуживания, которая включает следующие операции: встреча покупателя и выявление его намерения; предложение и показ товаров; помощь выбора товаров и консультация; предложение сопутствующих и новых товаров; проведение технологических операций, связанных отмериванием, упаковкой и выдачей товаров; расчетные операции.

Торговый зал в ООО «Брозекс» можно разделить на следующие зоны или площади: установочную площадь; площадь проходов для покупателей; площадь рабочих мест продавцов.

Установочная площадь – это площадь, занимаемая под установку оборудования и крупногабаритных товаров, размещаемых на полу. Установочная площадь – это площадь, занимаемая под установку оборудования и крупногабаритных товаров, размещаемых на полу. Определим площади торгового зала в ООО «Инструмент Плюс» путем расчета коэффициента установочной площади по формуле:

Куст = Sy : Sт.з. (1)

где Ку – коэффициент установочной площади;

Sy – установочная площадь;


Sт.з. – площадь торгового зала, кв. м.

Рассмотрим результаты расчета коэффициента установочной площади ООО «Брозекс».

Рационально для установочной площади отводить 27-30% торгового зала. В ООО «Брозекс» коэффициент установочной площади в 2018 г. составил 0,35, что на 5 пунктов больше нормы. Это говорит о том, что в торговом зале перенасыщение оборудованием, площадь для проходов покупателей уменьшена. Необходимо пересмотреть планировку зала. Важно, чтобы установочная площадь была эффективно использована под выкладку товаров, что может быть достигнуто при оснащении торгового зала оборудованием, имеющим достаточно большую площадь выкладки.

Таблица 2

Результаты расчета коэффициента установочной площади

Площадь

Ед. изм

2016 год

2017 год

2018 год

Торговая

Кв.м

184,6

179,7

176,5

Установочная

Кв.м

51,69

53,91

61,78

Коэффициент установочной площади

-

0,28

0,30

0,35

Показателем, характеризующим степень использования площади торгового зала под выкладку товаров или коэффициент экспозиционной площади. Рассмотрим в таблице 3 результаты расчета коэффициента экспозиционной площади.

Таблица 3

Результаты расчета коэффициента экспозиционной площади

Площади

Ед.

изм

2016 год

2017 год

2018 год

Торговая

Кв. м

184,6

179,7

176,5

Экспозиционная

Кв.м

129,22

129,38

144,73

Коэффициент экспозиционной площади

-

0,70

0,72

0,82

Коэффициент экспозиционной площади в 2018 г. по сравнению с 2013 г. увеличился на 0,12 пункта, по сравнению с 2017 г. – на 0,10 пункта. Считается, что наиболее приемлемые отношениями между площадью выкладки товаров и площадью торгового зала в магазинах самообслуживания являются 70-75%. В ООО «Брозекс» коэффициент экспозиционной площади превышает норму на 7,0%, в результате этого пострадала рациональная организация технологических процессов, ухудшилась обозримость товаров.


Организация продаж в ООО «Брозекс» отвечает требованиям, предъявляемым к магазинам самообслуживания, однако есть резервы ее улучшения на основе использования современных тенденций в торговле.

В процессе исследования качества торгового обслуживания в магазине ООО «Брозекс» была разработана анкета для покупателей, которая позволила собрать данные и выполнить анализ оценки уровня удовлетворенности покупателей.

В результате опроса респондентов, в котором участвовало 83 человека, получили следующие результаты: 36,2% потребителей посещают данный магазин раз в месяц, 33,7% потребителей раз в полгода, а 30,1% раз в год; 42,2% потребителей считают, что уровень цен магазина ООО «Брозекс» высокий, а 57,8% - средний; 39,8% потребителей составляет «рабочий» статус, 7,3% - «служащий», 9,6% «учащийся», 26,5% «студент», 2,4% «безработный», 10,8% «пенсионер», 3,6% - «предприниматель».

На диаграммах (рис. 2-6) показан уровень удовлетворенности потребителей в оформлении торгового зала магазина ООО «Брозекс», оценка санитарного состояния магазина, оценка внешнего вида работников торгового зала, широта ассортимента магазина, наличие негативных факторов, возникающих в процессе обслуживания клиентов.

Рисунок 2. Оформление торгового Рисунок 3. Оценка санитарного

зала состояния магазина

Рисунок 4. Оценка внешнего вида Рисунок 5. Широта ассортимента

работников торгового зала магазина

Рисунок 5. Негативные факторы

Исследуя и анализируя полученные данные получили результаты: большая часть опрошенных ответили, что магазин ООО «Брозекс» соответствует их требованиям и ставят среднюю оценку и лишь малая часть респондентов, ответила критично.

Таблица 4

Система показателей качества обслуживания покупателей

Критерии

Способ оценки

Оценка по 5б шкале

Устойчивость и широта ассортимента

Стабильность данного товара за опре­деленный отрезок времени

5

Соблюдение технологии обслужива­ния покупателей

Соответствие фактической технологии обслуживания нормативам определен­ного типа магазина

4

Издержки потребителя

Затрата времени покупателей на ожи­дание обслуживание в часы пик

3

Активность продажи товаров, про­фессиональное мастерство работни­ков, обслуживающих покупателей.

Уровень профессионализма работников

4

Организация торговой рекламы и информации

Качество оформления витрин, выкладка товаров, правильное оформление цен­ников

4

Предоставление покупателям услуг

Торговые и другие услуги, оказываемые покупателям

3

Завершенность покупки

Покупатели, проявившие интерес к товару

5

Средняя оценка

Оценка качества торгового обслужива­ния по результатам опроса покупателей

4