Файл: Исследование факторов, определяющих рыночную власть фирмы («БТК ТЕКСТИЛЬ»).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. РЫНОЧНАЯ ВЛАСТЬ ФИРМЫ КАК СУБЪЕКТА ОТРАСЛЕВОГО РЫНКА
1.1. Сущность и формы проявления рыночной власти фирмы
1.2. Стратегические барьеры входа фирмы на отраслевой рынок
1.3. Источники рыночной власти фирмы
1.4. Объединение фирм как фактор, определяющий рыночную власть
ГЛАВА 2. ПОКАЗАТЕЛИ И АНАЛИЗ РЫНОЧНОЙ ВЛАСТИ ФИРМЫ «БТК ТЕКСТИЛЬ»
2.1. Общая характеристика фирмы «БТК Текстиль»
2.2. Рыночная концентрация фирмы «БТК Текстиль»
2.3. Показатели рыночной власти фирмы «БТК Текстиль»
ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА РЫНОЧНУЮ ВЛАСТЬ ФИРМЫ «БТК ТЕКСТИЛЬ»
3.1. Анализ вертикальных взаимодействий фирмы
3.2. Анализ барьеров входа в отрасль
На следующем этапе исследования рассмотрены стратегические факторы влияния на рыночную власть фирмы. В работе был произведен анализ вертикальных взаимодействий фирмы, создающих возможности альтернативного использования внутренних ресурсов фирмы для приобретения организованных ресурсов в виде фирм или их частей. Для определения экономической эффективности специализации производства были рассчитаны и проанализированы три основных показателя такие, как экономия текущих затрат на производство продукции и транспортных расходов на ее доставку потребителям, экономия капитальных вложений и срок их окупаемости, экономия от производственных кооперированных связей. Исходя из этого был сделан вывод, что специализация создает условия для организации непрерывного производства, обеспечивает более полное использование действующего оборудования и, соответственно, способствует повышению прибыли.
Далее в работе рассмотрены барьеры входа-выхода, являющиеся важными показателями отраслевой структуры рынка, которые представляют собой факторы, препятствующие организации безубыточного производства в долгосрочном периоде. Сохранение рыночной власти фирмы «БТК Текстиль» в долгосрочном периоде требует проведения стратегической политики, направленной на предотвращение входа потенциальных конкурентов, в противоположность поведению, нацеленному на максимизацию текущей прибыли.
В связи с этим вопросом в работы были предложены способы повышения эффективности рыночной власти исследуемой фирмы. Это рост расходов на рекламу, позволяющий увеличивать минимально эффективный выпуск отрасли, так как, при наличии рекламы, увеличиваются расходы, необходимые для входа на рынок и организации безубыточного производства.
Еще одним способом повышения эффективности рыночной власти является использование более сложной стратегии ценообразования. Следует отметить также, что политика цен на исследуемой фирме должна способствовать реализации стратегии, направленной на расширение доли рынка, выхода на новые рынки сбыта по основным группам продукции.
Каждый из перечисленных способов создает и новые возможности, альтернативы, и новые системы рисков. Оценка этих последствий потребует новых более объективно и всесторонне описывающих исследований.
Приложение 1.
Рисунок 1
Зависимость между рыночной долей и нормой прибыли [[49]]
1 – поддерживаются «нормальные» условия;
2 – входные барьеры низкие;
3 – входные барьеры высокие;
4 – олигополисты кооперируются;
5 – олигополисты враждуют.
Рисунок 2
Существующие стратегические барьеры входа на рынок [[50]]
Стратегические барьеры
входа на рынок
Связанные с неценовыми стратегиями поведения
Связанные с ценовыми стратегиями поведения
Дополнительное инвестирование
в оборудование
Стабильные связи с другими участниками рынка
Дифференциация продукта
Диверсификация фирмы
Рисунок 3
Структурная характеристика объединений [[51]]
Таблица 1
Рыночные доли фирм на рынке
№ |
Фирма |
Объем поставки за 2017 г., млн. шт. |
Доля на рынке, % |
I |
ЗАО «Корпорация «Глория Джинс» |
50 |
14,3 |
II |
ООО «БТК Текстиль» |
116,8 |
33,3 |
III |
ООО «АПО «Алеко-полимеры» |
94,2 |
26,9 |
IV |
ООО «Донецкая мануфактура М» |
89,4 |
25,5 |
Всего |
350,4 |
100 |
Источники: Росстат (официальный сайт, ЕМИСС), ФТС РФ.
Таблица 2
Ранжирование фирм
Фирма |
Доля, % |
Ранг |
ООО «БТК Текстиль» |
33,3 |
1 |
ООО «АПО «Алеко-полимеры» |
26,9 |
2 |
ООО «Донецкая мануфактура М» |
25,5 |
3 |
ЗАО «Корпорация «Глория Джинс» |
14,3 |
4 |
Источники: Росстат (официальный сайт, ЕМИСС), ФТС РФ.
Таблица 3
Показатели отчета о прибылях фирм
№ |
Фирма |
Бухгалтер-ская прибыль, тыс. руб. |
Экономи- ческая прибыль, тыс. руб. |
Нор-мальная прибыль, тыс. руб. |
Собствен-ный капитал, тыс. руб. |
I |
ЗАО «Корпорация «Глория Джинс» |
4 770,65 |
2 032,26 |
2 738,39 |
43 087 |
II |
ООО «БТК Текстиль» |
466,5 |
284,32 |
182,18 |
39 138 |
III |
ООО «АПО «Алеко-полимеры» |
321,04 |
169,21 |
151,83 |
37 281 |
IV |
ООО «Донецкая мануфактура М» |
305,2 |
172,74 |
132,46 |
29 842 |
Источник: портал проверки контрагентов РФ «За честный бизнес» (официальный сайт).
Таблица 4
Основные экономические показатели
Показатели |
I ЗАО «Корпорация «Глория Джинс» |
II ООО «БТК Текстиль» |
III ООО «АПО «Алеко-полимеры» |
IV ООО «Донецкая мануфак-тура М» |
Постоянные издержки, тыс. руб. |
1 056, 6 |
2 190,7 |
810,54 |
1 024,8 |
Прирост общих издержек фирмы (ΔТС), тыс. руб. |
123,3 |
1 079,75 |
627,1 |
332,6 |
Прирост объема производства (ΔQ), тыс. шт. |
1 700 |
6 550 |
4 460 |
3 800 |
Предельные издержки фирмы (MC=, тыс. руб. |
0,073 |
0,165 |
0,141 |
0,088 |
Монопольная цена продукции фирмы, тыс. руб. |
1,021 |
2,386 |
1,879 |
1,932 |
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
14 584,5 |
17 368,3 |
7 114,1 |
10 241,6 |
Источники: форма №11 «Отчет о наличии и движении ОС», форма N БМ «Баланс производственной мощности».
Таблица 5
Данные для расчета коэффициента q-Тобина
№ |
Фирма |
Активы, тыс. руб. |
Капитализация, тыс. руб. |
I |
ЗАО «Корпорация «Глория Джинс» |
20 938 513 |
41 762 420 |
II |
ООО «БТК Текстиль» |
17 257 176 |
59 932 272 |
III |
ООО «АПО «Алеко-полимеры» |
16 295 000 |
13 951 000 |
IV |
ООО «Донецкая мануфактура М» |
19 841 430 |
23 134 200 |
Источник: портал проверки контрагентов РФ «За честный бизнес» (официальный сайт).
Таблица 6
Данные для расчета коэффициента Папандреу
Экономические показатели |
I ЗАО «Корпорация «Глория Джинс» |
II ООО «БТК Текстиль» |
III ООО «АПО «Алеко-полимеры» |
IV ООО «Донецкая мануфактура М» |
Объем спроса (2016 г.), тыс. шт. |
46 800 |
112 400 |
90 300 |
87 600 |
Объем спроса (2017 г.), тыс. шт. |
50 000 |
116 800 |
94 200 |
89 400 |
Изменение объема спроса, тыс. шт. |
3 200 |
4 400 |
3 900 |
1 800 |
Цена товара (2016 г.), тыс. руб. |
0,973 |
2,134 |
1,638 |
1,724 |
Цена товара (2017 г.), тыс. руб. |
1,021 |
2,386 |
1,879 |
1,932 |
Планируемый объем выпуска продукции, тыс. шт. |
55 000 |
133 000 |
100 000 |
95 000 |
Среднегодовой выпуск продукции, тыс. шт. |
48 400 |
114 600 |
92 250 |
88 500 |
Коэффициент ограниченности производственной мощности (λi) |
0,88 |
0,86 |
0,92 |
0,93 |
Источники: форма №11 «Отчет о наличии и движении ОС», форма N БМ «Баланс производственной мощности».
Таблица 7
Данные для определения экономической эффективности специализации производства фирмы «БТК Текстиль»
Показатели |
Значения показателей до специализации производства |
Значения показателей после специализации производства |
Средняя себестоимость продукции, тыс. руб. |
2,751 |
2,386 |
Транспортные расходы по доставке потребителю на единицу продукции, тыс. руб. |
0,216 |
0,134 |
Транспортно-заготовительные расходы на единицу продукции, тыс. руб. |
- |
0,248 |
Годовой выпуск продукции, тыс. шт. |
98 630 |
116 800 |
Финансовые вложения, тыс. руб. |
- |
55 915 |
Оптовая цена изделия, тыс. руб. |
- |
1,983 |
Источники: форма №11 «Отчет о наличии и движении ОС», форма N БМ «Баланс производственной мощности».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков: учебник / С.Б. Авдашева, Н.М. Розанова. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 2012. – 320 с.
Басовский Л.Е. Экономика отрасли: учебное пособие / Л.Е. Басовский. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 145 с.
Бойцова Е.Ю., Корчагина З.А. Экономика отраслевых рынков: учебно-методическое пособие / Е.Ю. Бойцова, З.А. Корчагина. – М.: МАКС Пресс, 2014. – 96 с.
Булатов А.С. Экономика: учебник. 3-е изд., перераб. И доп. / А.С. Булатов. – М.: Экономист, 2013. – 896 с.
Васильева С.В., Секисов А.Г. Экономика отраслевых рынков: учебное пособие / С.В. Васильева, А.Г. Секисов. – Чита: ЧитГУ, 2013. – 125 с.
Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика: учебник для вузов / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. – СПб: Питер, 2012. – 464 c.
Вурос А.Д, Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков: учебное пособие / А.Д. Вурос, Н.М. Розанова. – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2013. – 253 c.
Добрынин Л.А. Теория отраслевых рынков: учебное пособие / Л.А. Добрынин. – СПб: СПбГУЭФ, 2013. – 94 c.
Зороастрова И.В, Розанова Н.М. Микроэкономика фирмы: учебное пособие / И.В. Зороастрова, Н.М. Розанова. – М.: Интуит, 2013. – 162 с.
Кириченко Л.П., Возбранная Т.В. Теория отраслевых рынков: учебное пособие / Л.П. Кириченко, Т.В. Возбранная. – Комсомольск-на-Амуре: КнАГТУ, 2012. – 163 c.
Кунцман М.В. Микроэкономика: курс лекций / М.В. Кунцман. – М.: МАДИ, 2014. – 193 c.
Лебедев О.Т. Экономика отраслевых рынков: учебное пособие / О.Т. Лебедев. – СПб: Изд-во Политехнического университета, 2014. – 340 с.
Макашева Н.П. Экономика отраслевых рынков. Методические материалы: учебное пособие / Н.П. Макашева. – Томск: ТГУ, 2015. – 35 с.
Мошкина О.А. Ценообразование: учебно-практическое пособие / О.А. Мошкина. – Бузулук: БГТИ, 2014. – 136 с.
Новикова И.В., Ясинский Ю.М. Микроэкономика: учебное пособие / И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский. – Минск: Акад. упр. При Президенте Респ. Беларусь, 2014. – 389 с.
Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов / Р.М. Нуреев. – М.: НОРМА, 2012. – 572 с.
Пиндайк Р.С., Рабинфельд Д.Л. Микроэкономика: учебник для вузов / Р.С. Пиндайк, Д.Л. Рабинфельд. – СПб: Питер, 2013. – 608 с.
Поздняков В.Я., Казаков С.В. Экономика отрасли: учебное пособие / В.Я. Поздняков, С.В. Казаков. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 309 c.
Порезанова Е.В. Экономика отраслевых рынков: учеб.-метод. пособие / Е.В. Порезанова. – Саратов: Лотос, 2012. – 52 с.