Файл: Исследование факторов, определяющих рыночную власть фирмы («БТК ТЕКСТИЛЬ»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Экономия текущих затрат на производство продукции и транспортных расходов на её доставку потребителям. Это так называемая условно-годовая экономия:

Э = [(С1 + Т1) ­– (С2 + Т2)]×В, (3.5)

где С1 и С2 – полная заводская себестоимость единицы продукции до и после специализации; Т1 и Т2 – транспортные расходы по доставке готовой продукции потребителям, приходящиеся на единицу продукции до и после специализации; В – годовой выпуск продукции после проведения специализации.

Рассчитаем условно-годовую экономию фирмы «БТК Текстиль» по формуле (3.5), используя данные таблицы 7 приложения 2:

Э = [(2,751+0,216) ­­– (2,386+0,134)] × 116 800 = 52 209,6 (тыс. руб.)

Условно-годовая экономия характеризует общую эффективность мероприятия; её расчет необходим, чтобы определить эффективность мероприятий, направленных на покрытие затрат для их осуществления.

  1. Экономия капитальных вложений и срок их окупаемости [[41]]:

Ток = , (3.6)

где Ток – срок окупаемости капиталовложений, необходимых для осуществления намеченной специализации; К – объем капиталовложений в основные производственные фонды и средства для пополнения оборотных фондов; Э – условно-годовая экономия в связи с проводимой специализацией.

Используя формулу (3.6) и данные таблицы 7 приложения 2, вычислим срок окупаемости капитальных вложений при специализации производства фирмы «БТК Текстиль»:

Ток = = 1,071 (лет)

По результатам расчета видно, что спустя чуть больше года спе-циализация производства полностью вернет свою стоимость и начнет приносить прибыль. Из этого следует, что капиталовложения являются эффективными и целесообразными.

  1. Экономия от производственных кооперированных связей [[42]]:

ЭК = (Ц + ТР) · В – С, (3.7)

где ЭК – экономия от кооперативных связей, руб.; С – полная заводская себестоимость изделия, передаваемого для изготовления на специали-зированные предприятия; Ц — оптовая цена, по которой это изделие будет поступать от специализированного предприятия; Тр – транспортно-заготовительные расходы, приходящиеся на единицу изделия; В – количество изделий, впервые получаемое по кооперации в планируемом году.

Проведем расчет экономии от производственных кооперированных связей фирмы «БТК Текстиль», подставив в формулу (3.7) данные таблицы 7 приложения 2:


ЭК = (1,983 + 0,248) · 116 800 – 2,386 = 260 578,4 (тыс. руб.)

Полученный экономический эффект от кооперирования может быть получен при условии, если поставляемые заготовки, полуфабрикаты лучшего качества обходятся потребителю дешевле, чем при собственном их производстве.

Таким образом, интеграция и специализация производства проявляется главным образом в снижении себестоимости за счет повышения технического уровня производства и качества продукции и уменьшения условно-постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции. Специализация создает условия для организации непрерывного производства, обеспечивает более полное использование действующего оборудования и, соответственно, способствует повышению прибыли.

3.2. Анализ барьеров входа в отрасль

Факторы стратегических и нестратегических барьеров отраслевого рынка являются важнейшими характеристиками структуры рынка. Анализ показателей входа и выхода фирм на отраслевой рынок позволяет зафиксировать динамику развития рынка.

Одним из показателей оценки динамики рынка является норма входа фирм на отраслевой рынок [[43]]:

НВ = , (3.8)

где МВ – число вошедших за год на рынок фирм; МВ+Д – общее число фирм, действующих в отрасли на конец года.

Рассчитаем норму входа фирм на данный отраслевой рынок легкой промышленности по формуле (3.8):

НВ = = 0,25 = 25%

Наряду с нормой входа фирм на рынок рассчитывается показатель нормы проникновения новых фирм на действующий рынок, который характеризует степень влияния продукции вошедших фирм на общее состояние отраслевого рынка:

Нпр = , (3.9)

где QB – объем выпуска или объем продаж, осуществленные вошедшими фирмами; Q – выпуск (объем продаж) действующих фирм.

Используя данные таблицы 1 приложения 2, вычислим по формуле (3.9) показатель проникновения на рынок данной отрасли:

Нпр = = 0,34

Распространенным показателем выхода фирм с отраслевого рынка является норма выхода [[44]]:

Нвых = , (3.10)

где Му – число фирм, ушедших с рынка в течение года; Мд – число действующих фирм на конец года.

Показатель нормы выхода с отраслевого рынка легкой промыш-ленности, рассчитанный по формуле (3.10), будет составлять:


Нвых = = 0,5 = 50%

Как показывают результаты вычислений, существует высокая степень зависимости между уровнями барьеров входа и выхода фирм на рынок. В данном случае, так как уровень барьеров входа невысокий, то высокая активность входа фирм на рынок сопровождается высокими темпами их ухода с рынка.

Сохранение рыночной власти фирмы «БТК Текстиль» в долгосрочном периоде требует проведения стратегической политики, направленной на предотвращение входа потенциальных конкурентов, в противоположность поведению, нацеленному на максимизацию текущей прибыли.

Модель Бэйна основана на мспользовании абсолютных преимуществ в издержках (АСлидера < АСконкурента) и предлагает установление цены ниже средних издержек конкурентов (Рлидера < АСконкурента).

Согласно модели Бэйна, для предотвращения входа новой фирмы в отрасль фирме «БТК Текстиль» необходимо установить цену на уровне чуть ниже издержек на единицу продукции у фирмы-аутсайдера, которая потенциально могла бы войти в отрасль.

Средние издержки потенциального конкурента составят 2 086 тыс. руб. Исходя из модели Бэйна, фирме «БТК Текстиль» необходимо сократить средние издержки до 1 852 тыс. руб. Графически модель Бэйна для фирмы представим на рисунке 3.1.

РL

2 070

1 852

ACn

ACn

2 248

2 086

A

ACL

B

E

M

N

MR

D

P

Q (млн. шт.)

116,8

121,4

ACn – средние издержки потенциального конкурента;

ACL – средние издержки фирмы «БТК Текстиль»;

PLAB – сокращение прибыли вследствие снижения цены;

BENM – увеличение прибыли вследствие увеличения продаж.

Рис. 3.1. Графическая интерпретация модели Бэйна [[45]]

Фирма «БТК Текстиль» благодаря относительному преимуществу в издержках, может назначить такую цену, что для новой фирмы вход окажется бессмысленным. Она назначает ограничивающую вход цену и ограничивающий вход объем продаж Q1 таким образом, чтобы при данном остаточном спросе новая фирма не могла получить прибыль ни при каком объеме выпуска.

Еще одним способом создания барьера входа в отрасль является диверсификация деятельности фирмы. Диверсификация отражает распределение выпуска фирмы между разными целевыми рынками. В качестве показателя диверсификации удобно рассматривать индекс энтропии, рассчитанный следующим образом [[46]]:


Е = , (3.11)

где i = 1, 2, …, n – продукты, производимые и продаваемые фирмой; Рi –доля от реализации i-го продукта в общей выручке фирмы.

Фирма «БТК Текстиль» производит четыре вида направления продукции с соответствующими долями от реализации в общей выручке. Рассчитаем индекс энтропии, как показатель диверсификации по формуле (3.11):

Е = 0,2ln() + 0,35ln() + 0,4ln() + 0,05ln() = 1,21

В данном случае число производимых наименований продукции, оказывающее существенное воздействие на значение индекса, само по себе отражает уровень диверсификации. В силу диверсифицированности фирмы повышается минимально эффективный объем выпуска в отрасли, что затрудняет вход новых фирм.

Таким образом, барьеры входа-выхода являются важными показателями отраслевой структуры рынка и представляют собой факторы, препятствующие организации безубыточного производства в долгосрочном периоде. Уже действующие на рынке фирмы могут иметь абсолютные преимущества в издержках при установлении контроля над сырьевыми ресурсами, в технологии производства по сравнению с фирмами-конкурентами, желающими войти на рынок.

3.3. Способы повышения эффективности рыночной власти фирмы

С целью повышения эффективности рыночной власти, фирма «БТК Текстиль» должна стараться организовать свое производство и свою деятельность на рынке таким образом, чтобы это приводило к укреплению ее позиций на рынке, к усилению ее рыночной власти на рынке. Среди факторов, которые фирма может использовать для этих целей, можно выделить расходы на рекламу.

Рост расходов на рекламу может, с одной стороны, увеличивать минимально эффективный выпуск отрасли, так как, при наличии рекламы, увеличиваются расходы, необходимые для входа на рынок и организации безубыточного производства. С другой стороны, реклама, постоянно воздействуя на потребителя, способствует созданию имиджа фирмы. И то и другое укрепляет позиции фирмы на рынке. Поэтому расходы на рекламу играют роль инструмента увеличения рыночной власти фирмы и снижения ценовой конкуренции.

Руководить фирмой, имеющей рыночную власть, труднее, чем управлять фирмой на конкурентном рынке. Руководителям фирмы «БТК Текстиль» необходимо думать не только о затратной стороне операций, но и о характеристиках спроса. Они должны получить по меньшей мере приблизительный расчет эластичности спроса, чтобы определить, какой будет цена и соответствующий объем производства. В этом случае можно существенно преуспеть, используя более сложную стратегию ценообразования (возможный уровень, направление, скорость и периодичность изменения цен в соответствии с рыночными целями фирмы [[47]]), назначая, например, различную цену для различных потребителей. Чтобы разработать такую стратегию ценообразования, руководителям нужна не только изобретательность, но и подробная информация о рыночном спросе.


Основной же целью рыночной стратегии должно являться захват потребительского излишка (разницы между максимальной суммой, которую потребитель готов отдать за данное благо и той суммой, которую он за неё действительно платит [[48]]) и превращения его в дополнительную прибыль фирмы.

Следует отметить также, что политика цен на исследуемой фирме должна способствовать реализации стратегии, направленной на расширение доли рынка, выхода на новые рынки сбыта по основным группам продукции.

Таким образом, рыночная власть фирмы — это ее возможность распространять контроль и деятельность на механизм рынка и его процессы (формирование спроса и предложения, уровень цен и пр.) и, как следствие, на конкурентов. Рыноч­ная власть определяет масштабы деятельности фирмы: нас­колько свободно она может распоряжаться на рынке и какими рамками ограничено ее существования. Когда этот показатель слишком высок, получается, что доли конкурентов в общей сумме значительно ниже. Следовательно, большая часть потребителей находится во власти такой фирмы. Столь край­няя форма зачастую принимает вид монополизма. Только фирма-монополист способна жестко регулировать процесс ценообразования и объема выпуска продукции, а также вести собственную торговую политику, даже если она идет в ущерб другим организациям и самим потребителям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В курсовой работе для изучения факторов, определяющих рыночную власть фирмы, в соответствии с темой были определены цель и задачи исследования, а также предмет, объект и актуальность данной темы. В разделе теоретической части были рассмотрены вопросы, касающиеся определения и форм проявления рыночной власти фирмы, выделены основные барьеры входа фирмы на отраслевой рынок, а также источники рыночной власти фирмы.

Для анализа факторов, определяющих рыночную власть фирмы, в работе была рассмотрена фирма «БТК Текстиль», технологический процесс которой охватывает полный цикл производства – от прядения и ткачества до отделки полотна – позволяющее выпускать самые разнообразные модели.

С целью оценки рыночной власти выбранной фирмы на данный момент времени были произведены расчеты индексов рыночной концентрации (Херфиндаля-Хиршмана, Холла-Тайдмана, индекс энтропии) и таких показателей рыночной власти, как коэффициент Бейна, коэффициент Лернера, коэффициент Тобина, коэффициент Папандреу. На основе этих расчетов и исследования рыночных долей всех фирм в отрасли легкой промышленности было выявлено распределение сил в конкурентной борьбе, показывающее, что наибольшей долей на рынке обладает исследуемая фирма «БТК Текстиль». При рассмотрении показателей рыночной концентрации – основной количественной характеристики структуры рынка, также фирма «БТК Текстиль» имеет наибольшую оценку степени монополизации рынка.