Файл: Исследование факторов, определяющих рыночную власть фирмы («БТК ТЕКСТИЛЬ»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Индекс Херфиндаля-Хиршмана рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей всех фирм отрасли и показывает степень её концентрации [[31]]:

, (2.2)

где HHI – значение этого индекса; Si – доля фирмы в общем объеме выпуска отрасли в процентах; n – количество фирм в отрасли.

По формуле (2.2) рассчитаем индекс Херфиндаля-Хиршмана:

HHI = (14,3)2 + (33,3)2 + (26,9)2 + (25,5)2 =

= 204,49 + 1108,89 + 723,61 + 650,25 = 2687,24

Показатели концентрации довольно велики. Это свидетельствует о том, что данный рынок является олигопольным. Кроме того, можно увидеть явного лидера рынка – фирму «БТК Текстиль», доля которой приближается к критическому показателю в 35% - доле доминирующей фирмы, согласно российскому антимонопольному законодательству [[32]].

Со стороны государства здесь необходим контроль за деятельностью ООО «БТК Текстиль», ограничение возможностей данной фирмы злоупотреблений ее рыночной власти.

  1. Дисперсия рыночных долей рассчитывается как отклонение долей фирм рынка от среднего размера компании:

σ2 = 2, (2.3)

где = = – средняя рыночная доля; N – число фирм в отрасли.

Рассчитаем дисперсию рыночных долей по формуле (2.3):

σ2 = ((0,333-0,25)2 + (0,143-0,25)2 + (0,269-0,25)2 + (0,255-0,25)2)=0,0046

Приведенная формула позволяет разграничить влияние на индекс Херфиндаля-Хиршмана числа фирм на рынке и распределения рынка между ними. Показатель дисперсии приближается к нулю, следовательно все фирмы на рынке контролируют примерно одинаковую долю. При неизменном числе фирм на рынке чем больше различаются их доли, тем выше значение индекса.

  1. Индекс энтропии показывает среднюю долю фирм, действуюзих на рынке, взвешенную по натуральному логарифму обратной ей величины [[33]]:

E = , i = 1,..., n, (2.4).

где Yi – доля фирмы на рынке.

Рассчитаем индекс энтропии для каждой фирмы отрасли (таблица 1 приложения 2) по формуле (2.4):

Е1 = 0,143·ln( = 0,28; Е2 = 0,333·ln( = 0,37;

Е3 = 0,269·ln( = 0,35; Е4 = 0,255·ln( = 0,34.

Энтропия измеряет неупорядоченность распределения долей между фирмами рынка. Наибольший показатель энтропии у фирмы «БТК Текстиль» – 0,37, что означает меньшие возможности фирмы влиять на рыночную цену.

  1. Кроме этого существует класс показателей оценки рыночной концентрации, учитывающих не только количественные размеры фирм, но и информацию о степени их значимости на рынке в порядковой шкале, т.е. с помощью рангов. Одним из таких показателей является индекс Холла-Тайдмана (НТ) [[34]]:

(2.5)

где Ri – ранг i-ой фирмы на рынке (самой крупной фирме присваивается ранг, равный единице, остальным по нарастающей – 2, 3, 4 и т.д.); δi – доля i-ой фирмы на рынке.

Рассчитаем индекс Холла-Тайдмана для каждой фирмы по фор-муле (2.5), используя данные таблицы 2 приложения 2:

НТ = = 0,29

НТ = 0,29 – рынок умеренно концентрированный.

По всем рассчитанным индексам можно сделать вывод, что рынок умеренно концентрированный, а значит в целом конкуренция во всей отрасли легкой промышленности является средне интенсивной. Конкуренция на рассматриваемом рынке является интенсивной, так как со стороны фирм наблюдается постоянное улучшение качества выпускаемой продукции, применение новых маркетинговых акций с целью продвижения товара на рынке, а также выпуск обновленной продукции.

2.3. Показатели рыночной власти фирмы «БТК Текстиль»

Основным свидетельством (результатом осуществления) рыночной власти фирм служит полученная ею прибыль, а точнее величина доходности капитала. Наиболее удален от рынка совершенной конкуренции рынок монополии, поэтому показатели, характеризующие рыночную власть фирмы, также называют показателями монопольной власти.

К числу таких показателей относят:

  1. Коэффициент Бейна (Кб) (норма экономической прибыли) показывает экономическую прибыль на один доллар (рубль) собственного инвестированного капитала.

Кб = , (2.6)

где Пб – бухгалтерская прибыль; Пн – нормальная прибыль; Кс – собст-венный капитал фирмы.

Рассчитаем коэффициент Бейна по формуле (2.6) для каждой фирмы в отрасли, согласно данным таблицы 3 приложения 2:

Кб1 = = 0,047; Кб2 = = 0,073;

Кб3 = = 0,005; Кб4 = = 0,006.

По результатам расчетов наибольшее значение коэффициента у второй фирмы – «БТК Текстиль» – 0,073. Из этого можно сделать вывод, что фирма «БТК Текстиль» обладает большей рыночной властью по сравнению с другими фирмами отрасли легкой промышленности.

  1. Коэффициент Лернера (IL) рассчитывается как отношение разности цены продукции и предельных издержек ее производства к цене продукции и показывает уровень рыночной власти фирмы [[35]]:

IL = = , (2.7)

где Рm – монопольная цена продукции; МС – предельные издержки производства продукции; - эластичность спроса для данной фирмы.

Рассчитаем индекс Лернера по формуле (2.7) для каждой фирмы:

IL1 = = 0,928; IL2 = = 0,954;

IL3 = = 0,925; IL4 = = 0,931.

В данном случае из расчетов видно, что индекс Лернера приближается к единице – чистой монополии с нулевыми предельными издержками. Наибольшее значение индекса у фирмы «БТК Текстиль», следовательно и выше рыночная власть. Тем не менее в сложившейся ситуации рынок далек от идеального состояния совершенной конкуренции.

  1. Коэффициент Тобина основан на сравнении рыночной стоимости активов (рыночная цена её акций) с восстановительной стоимостью активов, равной сумме расходов, необходимых для приобретения активов в текущий момент времени [[36]]:

q = , (2.8)

где Р – рыночная стоимость активов фирмы (обычно определяется по курсу акций); С – восстановительная стоимость активов фирмы, равная сумме расходов, необходимых для приобретения активов фирмы по текущим ценам.

Используя данные таблицы 5 приложения 2, рассчитаем коэффициент Тобина по формуле (2.8) для каждой фирмы:

q1 = = 1,9; q2 = = 3,4;

q3 = = 0,8; q4 = = 1,2.

По данным расчетов у всех фирм коэффициент Тобина имеет положительную тенденцию, однако более перспективной является фирма «БТК Текстиль». У фирм со значением коэффициента больше 1 (оценка активов фирмы фондовым рынком превышает их восстановительную стоимость) это может расцениваться как свидетельство полученной или ожидаемой положительной экономической прибыли. Наибольшее значение коэффициента у фирмы «БТК Текстиль», из этого можно сделать вывод, что фирма обладает уникальными факторами производства или выпускает уникальные товары.

  1. Коэффициент Папандреу (PI) учитывает действие двух факторов: степень взаимозаменяемости товара одного производителя товаром другого производителя и количества предприятий на рынке. Также необходимо учитывать производственные мощности производителей товаров-заменителей. Вполне возможна ситуация, что в условиях высокой взаимозаменяемости товаров, ни один из производителей не может существенно повлиять на ситуацию на товарном рынке вследствие ограниченности производственных мощностей. Для этих целей рассчитывается коэффициент проникновения (показатель монопольной власти Папандреу) [[37]]:

PI = λi * , (2.9)

где Qi - объем спроса на товар предприятия, обладающего монопольной властью; Pj - цена конкурента (конкурентов), ден. ед.; λj - коэффициент ограниченности производственной мощности конкурента, как отношение потенциального увеличения объемов выпуска в случае увеличения спроса на товар при снижении цены (0 <= λj <= 1); j - конкурент.

Рассчитаем коэффициент Папандреу по формуле (2.9), используя данные таблицы 6 приложения 2, для каждой фирмы:

PI1 = 0,9 · · = 0,51; PI2 = 0,91 · · = 0,53;

PI3 = 0,89 · · = 0,39; PI4 = 0,87 · · = 0,17.

В результате расчетов наибольшим значением коэффициента Папандреу обладает фирма «БТК Текстиль», соответственно и большей рыночной властью. Коэффициент Папандреу также учитывает при оценке степени монопольной власти ограниченность мощностей конкурентов [[38]]. Действительно, степень взаимозаменяемости продукции на рынке достаточно велика, но если мощности конкурентов максимально загружены, фирмы-конкуренты никоим образом не смогут повлиять на положение рассматриваемой фирмы.

Таким образом, проанализировав основные показатели рыночной власти, можно увидеть, что рыночная доля отражает наиболее важные результаты конкурентной борьбы и показывает степень доминирования фирмы на рынке. Исследование рыночных долей позволило выявить распределение сил в конкурентной борьбе и показало, что наибольшей долей на рынке обладает фирма «БТК Текстиль». При рассмотрении показателей рыночной концентрации – основной количественной характеристики структуры рынка, также фирма «БТК Текстиль» имеет наибольшую оценку степени монополизации рынка. Проанализированные индексы рыночной власти фирмы основаны на измерении прибыльности или относительного превышения цены над предельными издержками. Рыночная власть фирмы проявляется, как способность удерживать высокую цену и получать положительную экономическую прибыль в долгосрочном периоде.

ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА РЫНОЧНУЮ ВЛАСТЬ ФИРМЫ «БТК ТЕКСТИЛЬ»


3.1. Анализ вертикальных взаимодействий фирмы

Усиление рыночной власти фирмы «БТК Текстиль» создает возможности альтернативного использования внутренних ресурсов фирмы для приоб-ретения организованных ресурсов в виде фирм или их частей. Вертикальная интеграция – степень владения холдингом. Вертикально интегрированный холдинг «БТК Текстиль» контролируется общим владельцем. Каждая компания холдинга производит различный продукт для удовлетворения общих потребностей.

Вертикально интегрированная фирма «БТК Текстиль» ориентируется сразу на конечный спрос. На основе условия первого порядка функции прибыли фирмы можно найти оптимальные объем продаж и рыночную цену товара [[39]]:

Qоп = (3.1)

где Qоп – оптимальный объем продаж; УПЗ – сумма условно-постоянных затрат; EBIT – прибыль до момента вычета из нее процентов; МП – маржинальная прибыль на единицу продукции.

МП = P – V, (3.2)

где Р – цена за единицу продукции; V – переменные затраты на единицу продукции.

Рассчитаем маржинальную прибыль фирмы «БТК Текстиль» по фор-муле (3.2), используя данные таблицы 4 приложения 2:

МП = 2 386 – 165 = 2 221 (руб.)

Далее, по формуле (3.1), используя данные таблицы 4 приложения 2, рассчитаем оптимальный объем продаж:

Qоп = = 8 806,4 (тыс. шт.)

Оптимальную рыночную цену рассчитаем по формуле (3.3) [[40]], используя данные таблиц 1 и 4 приложения 2:

Роп = (3.3)

Роп = = 1,675 (тыс. руб.)

Прибыль вертикально интегрированной фирмы «БТК Текстиль» найдем по формуле (3.4):

П(верт. интегр.) = Роп + МС × Qоп , (3.4)

где Роп – оптимальная рыночная цена товара; МС – предельные издержки; Qоп –оптимальный объем продаж.

П(верт. интегр.) = 1,675 + 0,165 × 8 806,4 = 1 454,731 (тыс. руб.)

Назначение рыночной цены выше уровня оптовой цены производителя гарантирует, что, по крайней мере, один торговец будет участвовать в рекламной кампании. Чем больше разница между устанавливаемой производителем рыночной ценой и оптовой ценой, тем выше будут совокупные отраслевые расходы на рекламу, и тем выше в конечном итоге будет прибыль производителя. Контроль уровня рыночной цены ведет к увеличению спроса на рынке за счет его стимулирования со стороны торговцев. К росту вследствие этого прибыли и торговцев и производителя.

Для определения экономической эффективности специализации производства используются три основных показателя: