Файл: Исследование факторов, определяющих рыночную власть фирмы («БТК ТЕКСТИЛЬ»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Второй фактор, влияющий на рыночную власть – это количество фирм на данном рынке. При прочих равных условиях рыночная власть каждой фирмы будет уменьшаться при росте числа фирм. По мере того как все больше и больше фирм вступает в конкурентную борьбу, каждой из них будет все труднее поднимать цены и при этом избегать потери покупателей в пользу других фирм [[17]].

Характер поведения фирм может быть нестратегическим, когда фирмы, принимая решения, не учитывают реакции конкурентов, и стратегическим, когда они принимают во внимание возможность ответных действий со стороны соперников, а их рыночное поведение координируется в соответствии с поведением других фирм отраслевого рынка. Стратегическое поведение обычно присуще рынкам с небольшим количеством фирм, каждая из которых обладает значительной долей рыночного предложения [[18]]. Такие рынки характеризуются тесным взаимодействием фирм, усилением их рыночной власти и снижением конкурентного потенциала отрасли.

В качестве источника рыночной власти могут выступать исключительные права на ведение определенного рода деятельности или применение определенного способа производства. Субъектом установления исключительных прав выступает также фирма в случае с франшизой, когда она предоставляет другой фирме монопольные права на осуществление определенной деятельности в рамках установленной территории. Часто источником рыночной власти, хотя и ограниченной во времени, являются авторские права. Реализуясь через патенты и лицензии, они позволяют их владельцу занимать монопольное положение на рынке какого-либо товара (услуги) или в применении в производстве некой технологии [[19]].

Нечестная конкуренция может быть барьером вступления в отрасль. Формы её очень различны. Это давление на поставщиков ресурсов и банки, переманивание персонала, резкое снижение цен с целью довести до банкротства конкурента. Также высокие транспортные расходы могут способствовать формированию изолированных местных рынков, так что отрасль может представлять множество локальных монополистов [[20]].

Обладание рыночной властью отнюдь не означает, что данная фирма должна быть чистой монополией. В качестве предпосылки рыночной власти выступает то, что кривая спроса на продукцию данной фирмы имеет наклон вниз. В этом случае фирма имеет возможность изменять цену (повышать, понижать) на свой товар посредством изменения объема товара, предлагаемого ею. Обладание рыночной властью – это свобода установления цены на свой товар [[21]].


Таким образом, рыночная власть фирмы может быть достигнута различными способами. Заключается в способности устанавливать цену выше предельных издержек и величина, на которую цена превышает предельные издержки, обратно пропорциональна эластичности спроса для фирмы. Чем менее эластичен спрос для фирмы, тем большей рыночной властью обладает фирма.

1.4. Объединение фирм как фактор, определяющий рыночную власть

Поглощение фирмы можно определить как взятие одной фирмой под свой контроль, управление ею с приобретением абсолютного или частичного права собственности на нее. Мотив слияния заключается в стремлении получить и усилить синергетический эффект, т.е. взаимодополняющее действие активов двух или нескольких предприятий, совокупный результата которого намного превышает сумму результатов отдельных действий этих фирм [[22]].

Объединения могут создаваться как с сохранением юридического лица и самостоятельности входящих в него фирм, так и без сохранения статуса. Примеров разного рода объединений множество: ассоциации, террито-риальные и межотраслевые объединения, пулы, тресты, консорциумы, промышленные комплексы, узлы, концерны, холдинги, финансово-промышленные, интегрированные группы, транснациональные ком-пании [[23]]. В общем виде структура объединений приведена на рисунке 3.

Также мотивом к слиянию может послужить расчет на выигрыш от синергии, недоступный в ином случае, например, реализация от масштаба. При стремлении к слиянию фирма рассчитывает на определенные результаты [[24]]: возможность приобретения специфического ресурса в виде организованного производителя, имеющего собственный механизм комбинации ресурсов; автоматическое увеличение доли данного объекта а рынке; возможность обойти барьеры входа на рынок; значительное снижение задержки начала бизнеса; низкий уровень риска организации бизнеса на купленном предприятии и на проверенном рынке в сравнении с реализацией собственной инвестиционной программы.

Выделяют две современные формы концентрации производства: горизонтальную интеграцию (объединение технологически однородных производств) и вертикальную интеграцию (объединение производств, образующих единую технологическую цепочку, начиная от добычи сырья и заканчивая производством готовых продуктов). Горизонтальная интеграция дает экономический эффект благодаря ведению общих НИОКР, созданию совместных сбытовых и ремонтных служб, объединению усилий по рекламе и т.д. вертикальная интеграция, помимо этого, дает экономию от сокращения расходов на ведение рыночных операций, обеспечивает надежность сбыта и поставок [[25]].


Причинами вертикальной интеграции являются: снижение трансакционных издержек; роль специфических активов; обеспечение бесперебойной поставки ключевых ресурсов; устранение внешних эффектов производства и сбыта; уклонение от налогообложения; решение проблемы двойной монопольной надбавки; увеличение прибыли путем ценовой дискриминации; монополизация другой отрасли; предотвращение монополизации отрасли со стороны другой фирмы; устранение рыночной власти другой фирмы [[26]].

Основным способом при создании полностью интегрированных фирм служат слияния и поглощения. Покупка компании представляет собой не что иное, как приобретение активов в виде готовой фирмы. Такая сделка влечет за собой смену собственника. Впоследствии из двух и более компаний необходимо создать единую организационную структуру, которая будет соответствовать характеристикам активной фирмы. При этом важным вопросом является осуществление эффективного управления подразделе-ниями объединенных фирм. Рост размеров фирмы за счет слияния влияет на концентрацию на отраслевом рынке и на степень рыночной власти вновь образованной организационной структуры [[27]].

Таким образом, интеграция, осуществляющая в процессе приобретения одной фирмой другой, предполагает установление полного контроля как над собственностью, так и за поведением.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что рыночная власть всегда ограничена, даже если это власть фирмы-монополиста, поскольку ее решение зависит от параметров спроса, величины издержек производства, достигнутого уровня развития технологии, вследствие чего рыночная власть еще не гарантирует высокие прибыли. Величина такой власти не является статичной, а постоянно меняется в зависимости от изменения источников рыночной власти, которые связаны с факторами, определяющими эластичность спроса на продукцию фирмы.

ГЛАВА 2. ПОКАЗАТЕЛИ И АНАЛИЗ РЫНОЧНОЙ ВЛАСТИ ФИРМЫ «БТК ТЕКСТИЛЬ»

2.1. Общая характеристика фирмы «БТК Текстиль»


История фирмы «БТК» началась более 110 лет назад в Санкт-Петербурге. На заказ шили мужскую и женскую одежду самого высокого качества. Клиентами были многие известные люди. С момента открытия и до сегодняшнего дня производство одежды не прекращалось ни на минуту.

С 2006 года началась современная история компании «БТК». Тогда были объединены два крупных швейных производства – «Фабрика одежды Санкт-Петербурга» и фабрика «Труд». В результате слияния предприятий была создана компания «БТК групп».

В модернизацию фабрики «ФОС-П» были вложены значительные инвестиции. Была построена новая производственная база, швейные цеха были перенесены из центра города и оснащены новейшим японским и немецким оборудованием. На фабрике «Труд» была реализована стратегическая программа реорганизации в соответствии с современным российскими и европейскими требованиями рынка специальной и форменной одежды.

За 10 лет фирма «БТК групп» превратилась в высокотехнологичный холдинг полного цикла – Группу компаний БТК, который благодаря вертикальной интеграции обеспечивает контроль по всей цепочке создания стоимости – от производства пряжи и тканей до разработки и выпуска готовой одежды и обуви [[28]].

Сегодня одежду и форму, производимую Группой компаний БТК, можно увидеть в самых разных местах: на параде Победы 9 мая, в арктических льдах и пустынях, в небе и под землей. Но как и 110 лет назад самым главным для компании остается высочайшее качество производимой одежды.

В процессы Группы компаний БТК внедрен инновационный подход с четко отработанной технологической схемой, по которой строятся все этапы предпроизводственного и производственного циклов. Вертикальная интеграция позволяет компании обеспечивать контроль по всей цепочке формирования стоимости.

При разработке коллекций одежды специалисты «БТК» отталкиваются от потребностей клиента. Фирма постоянно обновляет парк оборудования и применяет новейшие технологии. На «БТК групп» используется современное европейское раскройное оборудование, с помощью которого создаются конструктивно сложные модели изделий. Окончательная отделка изделий производится в цехах влажно-тепловой обработки, где часть оборудования выполнена специально по заказу «БТК групп» с учетом специфики производства. В зависимости от вида выполняемой операции при пошиве изделий используются различные виды швейного оборудования. В продуктовой линейке фирмы представлены отраслевые решения, учитывающие возможные риски причинения вреда здоровью и жизни людей, занятых на производстве, а также особенности выполнения служебных обязанностей работников различных сфер деятельности. «БТК» комплексно решает задачи корпоративных клиентов в обеспечении сотрудников предприятий специальной и форменной одеждой, обувью, средствами индивидуальной защиты. Специалисты компании обладают уникальным опытом создания корпоративных стандартов профессиональной одежды – от разработки индивидуальных моделей до подготовки всей нормативно-технической документации [[29]].


Технологический процесс по изготовлению текстиля охватывает полный цикл производства – от прядения и ткачества до отделки полотна: ламинирование мембраной, инкапсулирование силиконом, водооттал-кивающая и антимоскитная обработка и другие виды отделок. Уникальные технологии отделки и самое передовое оборудование «БТК Текстиль» позволяет выпускать самые разнообразные ткани и материалы как технического направления, так и для фэшн индустрии, спорта, тканей для применения в медицине, автомобилестроении, авиастроении и других отраслях российской промышленности. «БТК Текстиль» обеспечивает собственное швейное производство «БТК» высокотехнологичными материалами, которые раньше импортировались в Россию.

Отлаженная технологическая схема производства, современное оборудование и технологии позволяют Группе компаний БТК качественно выполнять масштабные проекты.

2.2. Рыночная концентрация фирмы «БТК Текстиль»

Рыночную концентрацию можно трактовать как плотность размещения рыночных структур и неравномерность возможностей агентов рынка относительно объёмов предложения или спроса. «БТК Текстиль» является одной из четырех крупных фирм в отрасли легкой промышленности. Малое число фирм на рынке, а значит и малая их плотность, свидетельствует о высоком уровне концентрации продавцов.

Известно, что уровень концентрации агентов на рынке оказывает существенное влияние на их поведение. Чем меньше на рынке продавцов, тем выше их взаимозависимость. Это означает: вероятность их согласованных действий велика, а уровень конкурентности рынка ниже.

Приведем ряд количественных показателей концентрации:

  1. Индекс концентрации (CRk) [[30]]:

(2.1)

где Qi – объём реализации товара на данном отраслевом рынке i-й фирмой;

QΣ – общий объём реализации товара на данном отраслевом рынке.

Исходя из формулы (2.1) рассчитаем долю на рынке фирмы «БТК Текстиль», используя данные таблицы 1 приложения 2:

CRk = 116,8 / 350,4 * 100% = 33,3%

Значение данного показателя довольно значительно и является наибольшим по сравнению с другими фирмами, что выполняет роль одного из источника рыночной власти фирмы на данном отраслевом рынке, а именно: легкой промышленности.