Файл: «Особенности профессиональной мотивации служащих организации».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ООО «Юрконсалтинг» ‒ это организация, которая существует уже более 8 лет в г. Москве и положительно зарекомендовала себя в делах, связанных с разлычними судебными разбирательствами. В организации работает 19 человек, имеющих юридическое образование и различный опыт работы.

Центр психологической помощи «Просвет» ‒ организация, работающая в г. Москве с 2003 и помогающая населению в целом ряду актуальных психологических проблем. Центр разделен на несколько подцентров, находящихся в различных районах г. Москвы. Всего в центре работает 31 человек.

Начиная эмпирическое исследование особенностей профессиональной мотивации служащих вышеупомянутых двух организаций, мы исходили из того, что на выбор личностью ее профессии повлияли определенные потребности, стимулы, цел и т.п.

Задачами эмпирического исследования мы определили следующие:

1) исследовать мотивы выбора профессии психолога;

2) исследовать мотивы выбора профессии юриста;

3) сопоставить мотивы выбора психологами и юристами их будущей профессии.

Гипотеза исследования заключается в том, что личность осуществляет выбор своей профессии соответственно своим стремлениям и способностям.

Эмпирическое исследование было проведено в феврале 2017 года.

Генеральная совокупность: служащие различных организаций.

Выборочная совокупность: 30 служащих, из которых:

- 15 лиц – служащие-юристы;

- 15 лиц ‒ служащие-психологи.

Возраст опрашиваемых: 24-43 года.

Половая дифференциация: 17 женщин и 13 мужчин.

Опыт работы: от 1 до 17 лет.

Форма проведения эмпирического исследования: анкетный опрос, письменный, раздаточный (респондент лично получает анкету и сам ее заполняет).

Этапы проведения эмпирического исследования профессиональной мотивации служащих-психологов и служащих-юристов:

1. Подготовительный ‒ анализ научной литературы по теме исследования и подбор соответствующей методологии для исследования;

2. Основной ‒ непосредственное осуществление исследования (опрашивание служащих по избранным методикам);

3. Завершающий ‒ обработка, анализ и интерпретация данных, формирование выводов.

Для осуществления эмпирического исследования нами были разработаны две анкеты:

1. Анкета «Почему я стал(а) психологом?». Анкета содержит 10 вопросов и позволяет выявить степень выразительности мотивации служащих-психологов относительно выбранной ими профессии. Образец анкеты предоставлен в приложении А.

2. Анкета «Почему я стал(а) юристом?». Анкета также содержит 10 вопросов и позволяет выявить степень выразительности мотивации служащих-юристов относительно выбранной ими профессии. Образец анкеты предоставлен в приложении Б.


Для подсчета количественных результатов эмпирического исследования мы использовали методы математической статистики.

2.2. Анализ результатов исследования профессиональной мотивации служащих-психологов и служащих-юристов

Первым этапом основной части эмпирического исследования профессиональной мотивации стало определение основных мотивов выбора профессии служащими-психологами.

Служащие-психологи в количестве 15 лиц (100%) дали следующие ответы на вопрос анкеты «Почему я стал(а) психологом?» - таблица 2.1.

Таблица 2.1

Количественные результаты исследования служащих-психологов

Вопрос

Да

Нет

Не знаю

К-во

%

К-во

%

К-во

%

1. Психология - наука о душевной жизни человека. Согласны ли Вы с этим утверждением?

15

100

-

-

-

-

2. Вы избрали профессию психолога, так как вам был интересен этот учебный предмет?

9

60

5

33

1

7

3. Вы считаете, что профессия психолога отвечает Вашим способностям?

9

60

2

14

4

26

4. Вы избрали профессию психолога, так как эта профессия считается престижной?

13

86

-

-

2

14

5. Вы избрали профессию психолога, так как этого хотели Ваши родители (профессиональная династия)?

2

14

13

86

-

-

6. Вы стали психологом, потому что просто стремились получить высшее образование?

2

14

13

86

-

-

7. Вы избрали профессию психолога, так как так сложились обстоятельства?

2

14

13

86

-

-

8. Вы стали психологом, так как имеете желание посвятить себя помощи людям?

9

60

-

-

6

40

9. Профессия психолога может принести значительное материальное обеспечение?

15

100

-

-

-

-

10. Профессия психолога помогает личностному росту?

9

60

-

-

6

40


С таблицы 2.1. видно, что:

- 100% опрошенных служащих-психологов согласны с мнением о том, что «психология - это наука о душевной жизни человека»;

- 86% опрошенных служащих-психологов согласны с мнением, что сегодня профессия психолога является популярной и престижной в обществе, а 14% - не знают, так ли это;

- 60% опрошенных служащих-психологов избрали специальность «психология», так как им интересен был этот учебный предмет и профессия психолога отвечала их способностям, а также потому, что они имели желание посвятить себя помощи людям; у 40% опрошенных служащих-психологов были другие мотивы;

- 14% опрошенных служащих-психологов избрали специальность «психология», так как эту профессию выбрали для них родители (или они решили продолжить профессиональную династию); 14% служащих решили стать психологами, лишь бы просто иметь диплом о высшем образовании; 14% служащих-психологов решили стать психологами, так как так сложились обстоятельства (была возможность поступить в ВУЗ);

- 100% опрошенных служащих-психологов согласны с мнением о том, что профессия психолога может принести значительное материальное обеспечение;

- 60% опрошенных служащих-психологов считают, что профессия психолога помогает личностному росту, 40% ‒ не знают, так ли это.

Подытожив основные мотивы выбора профессии служащими-психологами, мы получили следующее ‒ таблица 2.2.

Таблица 2.2

Основные мотивы выбора профессии служащими-психологами

№ п/п

Код респондента

Мотив выбора профессии

Престижность профессии

Профессия приносит материальную обеспеченность

По призванию и способностям

Профессию выбрали родители

Стремление получить диплом

Так сложились обстоятельства

1

С-П 1*

+

+

+

2

С-П 2

+

+

+

3

С-П 3

+

+

4

С-П 4

+

+

+

5

С-П 5

+

+

+

6

С-П 6

+

+

+

7

С-П 7

+

+

+

8

С-П 8

+

+

+

9

С-П 9

+

+

+

10

С-П 10

+

+

11

С-П 11

+

+

+

12

С-П 12

+

+

+

13

С-П 13

+

+

+

14

С-П 14

+

+

+

15

С-П 15

+

+

+


Примечание: * С-П 1 – служащий-психолог под номером 1

Таким образом, основные мотивы выбора профессии психолога ‒ это:

- престижность профессии ‒ 86,6%;

- профессия приносит материальную обеспеченность ‒ 100%;

- по призванию и способностям – 60%.

Следующим этапом основной части эмпирического исследования профессиональной мотивации стало определение основных мотивов выбора профессии служащими-юристами.

Служащими-юристами в количестве 15 человек (100%) были даны следующие ответы на вопросы анкеты «Почему я стал(а) юристом?» ‒ таблица 2.3.

Таблица 2.3

Количественные результаты исследования служащих-юристов

Вопрос

Да

Нет

Не знаю

К-во

%

К-во

%

К-во

%

1. Правоведение - это наука, изучающая особую систему социальных норм, принятых и действующих в обществе. Согласны ли Вы с этим утверждением?

13

86

-

-

2

14%

2. Вы выбрали профессию юриста, так как Вам интересен был тот учебный предмет?

6

40

5

33

4

27

3. Вы считаете, что профессия юриста отвечает вашим способностям?

9

60

1

7

5

33

4. Вы выбрали профессию юриста, так как эта профессия считается престижной?

15

100

-

-

-

-

5. Вы выбрали профессию юриста, так как этого хотели ваши родители (продолжение профессиональной династии)?

2

14

13

86

-

-

6. Вы стали юристом, так как просто стремились получить высшее образование диплом?

3

20

12

80

-

-

7. Вы избрали профессию юриста, так как так сложились обстоятельства?

1

7

14

93

-

-

8. Вы стали юристом, так как имеете желание посвятить себя восстановлению справедливости, законности и порядка?

7

46

2

14

6

40

9. Профессия юриста может принести значительное материальное обеспечение?

15

100

-

-

-

-

10. Профессия юриста помогает личностному росту?

9

60

-

-

6

40


С таблицы 2.2. становится ясно, что:

- 86% опрошенных служащих-юристов согласны с мнением о том, что «правоведение ‒ это наука, изучающая особую систему социальных норм, принятых и действующих в обществе»; 14% ‒ не знают, так ли это;

- 100% опрошенных служащих-юристов согласны с мнением, что сегодня профессия юриста является популярной и престижной в обществе;

- 40% опрошенных служащих-юристов выбрали специальность «Правоведение», так как им интересен был этот учебный предмет; у 60% опрошенных служащих-юристов ‒ другие мотивы;

- 60% опрошенных служащих-юристов считают, что профессия юриста отвечает их способностям; остальные ‒ так не считает, или не знают, так ли это;

- 14% опрошенных служащих-юристов выбрали специальность «Правоведение», так как эту профессию избрали для них родители; 20% служащих-юристов решили стать юристами, лишь бы просто иметь диплом и высшее образование; 7% служащих-юристов решили стать юристами, так как так сложились обстоятельства;

- 100% опрошенных служащих-юристов соглашаются с мнением о том, что профессия юриста приносит значительное материальное обеспечение;

- 46% опрошенных служащих-юристов имеет желание посвятить себя восстановлению справедливости, законности и порядка, при этом остальные – сомневаются в этом;

- 60% опрошенных служащих-юристов считают, что профессия юриста помогает личностному росту, 40% ‒ не знают, так ли это.

Основные мотивы выбора профессии служащими-психологами представлены в таблице 2.4.

Таблица 2.4

Основные мотивы выбора профессии служащими-юристами

№ п/п

Код респондента

Мотив выбора профессии

Престижность профессии

Профессия приносит материальную обеспеченность

По призванию и способностям

Профессию выбрали родители

Стремление получить диплом

Так сложились обстоятельства

1

С-Ю 1*

+

+

+

2

С-Ю 2

+

+

+

3

С-Ю 3

+

+

+

4

С-Ю 4

+

+

+

5

С-Ю 5

+

+

+

6

С-Ю 6

+

+

+

7

С-Ю 7

+

+

+

8

С-Ю 8

+

+

+

9

С-Ю 9

+

+

+

10

С-Ю 10

+

+

+

+

11

С-Ю 11

+

+

+

12

С-Ю 12

+

+

+

13

С-Ю 13

+

+

+

14

С-Ю 14

+

+

+

15

С-Ю 15

+

+

+