Файл: «Особенности профессиональной мотивации служащих организации».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. На определенном этапе своего развития каждый человек выбирает себе профессию, осуществляя в дальнейшем свою профессиональную деятельность. У большинства людей работа становится существенной частью их жизни, а избранная ими профессия накладывает отпечаток на развитие их личности. При этом чрезвычайно важным фактором, влияющим на удовлетворенность трудом, с одной стороны, и на эффективность профессиональной деятельности, с другой стороны, является профессиональная мотивация личности.

Благодаря профессиональной мотивации человек выбирает себе профессию и осуществляет соответствующую профессиональную деятельность, в то же время, понятие и особенности профессиональной мотивации личности на данный момент изучены, по нашему мнению, недостаточно. Данная курсовая работа посвящена изучению особенностей профессиональный мотивации служащих организации.

Цель исследования: рассмотреть теоретические основы профессиональной мотивации, а также провести эмпирическое исследование профессиональной мотивации среди служащих-психологов и служащих-юристов.

Задачи исследования:

1. Выявить сущность мотивации в научной литературе.

2. Рассмотреть теории профессиональной мотивации.

3. Изучить факторы, влияющие на профессиональную мотивацию.

4. Произвести эмпирическое исследование профессиональной мотивации среди служащих-психологов и служащих-юристов.

Объект исследования: служащие различных профессий.

Предмет исследования: сравнительный анализ профессиональной мотивации у служащих различных профессий.

Методология исследования включала:

а) теоретические методы (для анализа и обобщение научных источников);

б) эмпирические методы (анкеты «Почему я стал(а) психологом?», «Почему я стал(а) юристом?»);

в) методы математической статистики.

Информационной основой исследования послужили работы Е.С. Веденцовой, М.С. Доронин, А.П. Егоршина, Е.П. Ильина, М.Л. Кубышкиной, Л.М. Митиной и др., статьи в периодических изданиях, а также информационные базы сети Интернет.

Теоретическое значение исследования состоит в обогащении новыми знаниями про профессиональную мотивацию.

Практическое значение исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы для дальнейших исследований по данной теме.


Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, библиографию, приложения.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ЛИЧНОСТИ

1.1. Сущность мотивации в научной литературе

В структуре личности мотивация занимает особое место и является основным понятием, используемым для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека. К настоящему времени не достигнута еще теоретическая определенность и однозначность во взглядах на явление мотивации. Термином «мотивация» объясняется широкий круг неоднозначно интерпретированных явлений, таких, как потребность, мотив, побуждение и подобные.

А.А. Кроник отмечает, что мотивация – это совокупность факторов, что определяют активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, детерминирующие поведение человека [9, с. 36].

Б.Ф. Ломов говорит, что мотивированное поведение является результатом действия двух факторов: личностного и ситуационного. Под личностным фактором он понимает мотивационные диспозиции личности (потребности, мотивы, установки, ценности), а под ситуационным – внешние условия, окружающие человека (поведение других людей, отношения, оценки, реакции окружающих, физические условия и пр.) [13, с. 185].

С.Л. Рубинштейн, Б.В. Зейгарник и др. утверждают, что мотивационный компонент является абсолютно необходимым для любого целостного психического акта, любого процесса (умственного, процесса восприятия и др.); мотивация определяет содержательную избирательность процессов; динамическая характеристика побуждения (сила, значимость) определяет продолжительность и интенсивность процесса, готовность к тому или другому предельному уровню его функциональной напряженности. Функциональные возможности психических процессов определяют качественно-содержательную сторону мотивации (характер интересов, основных потребностей в том или ином виде деятельности и пр.) и динамическую сторону (интенсивность побуждения) [17, с. 48].

В научных работах Е.Б. Моргунова, В.П. Зинченко, С.Л. Рубинштейна, Г.М. Андреевой так или иначе затрагивается вопрос эмоционально-волевой или/и мотивационной саморегуляции. Очевидно, это связано с тем, что для личностного или профессионального роста, для самоактуализации и самореализации личности необходима определенная мобилизация внутренних сил, разумные, гармоничные затраты и наращивание внутренних резервов, концентрация на поставленных целях, поиск стимулов, побуждений к действию, к некоторой направленной активности. На это указывали также А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, Д. Маерс [17, с. 49].


Е.В. Веденеева отмечает, что мотивация – это совокупность причин психологического характера, которые объясняют поведение человека, направленность и активность этого поведения [2, с. 34].

М.С. Доронина допускает, что мотивация привлечена к выполнению всех видов человеческой деятельности, т.е. деятельность не будет происходить без толчка [6, с. 93]

В.А. Кручинин определяет такие причины, побуждающие к мотивации:

- внутреннее состояние или условие, которое активизирует поведение и определяет его направление;

- желания, которые дают толчок и направляют целенаправленное поведение;

- влияние потребностей и желаний на интенсивность действий и направленность поведения;

- возбуждение, направленность и настойчивость, которые влияют на поведение [11, с. 52].

В основе мотивации лежит мотив. Мотив – это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта. Мотив – это также причина, являющаяся почвой для избрания определенных действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, активизирующих субъекта.

По Е.П. Ильину мотив – это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, которое изнутри побуждает к осуществлению определенных действий. Мотивы могут быть осознанными и неосознанными. Осознанным мотивам принадлежит ведущая роль в формировании направленности личности. Соответственно, мотивация также может быть сознательной и несознательной [8, с. 235].

Мотивационную сферу человека, учитывая ее развитость, можно оценить по таким параметрам: широта, гибкость и иерархичность [12, с. 22].

Широта мотивационной сферы – это качественное разнообразие мотивационных факторов – мотивов, потребностей и целей. Чем больше человек имеет разнообразных мотивов, нужд и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

Гибкость мотивационной сферы выражается в том, что для удовлетворения мотивационного побуждения высшего уровня возможным является использование мотивационных возбудителей низшего уровня. Например, один индивид потребность в информации удовлетворяет только с помощью телевидения, радио и кино, а другой – с помощью разнообразных книг, газет, общения с другими людьми. Мотивационная сфера второго индивида гибче.

Следует отметить, что широта и гибкость характеризуют мотивационную сферу по-разному. Широта – это многообразие потенциального круга предметов, способных удовлетворить актуальные потребности человека, а гибкость – это подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организации мотивационной сферы: мотивами и потребностями, мотивами и целью, потребностями и целью.


Иерархичность мотивов также характеризует мотивационную сферу. Одни мотивы являются более сильными и возникают чаще; иные – более слабыми и актуализируются реже. Чем более отличима будет сила и частота актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем высшей будет иерархичность мотивационной сферы [12, с. 23].

Вопрос о мотивации деятельности возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека. Т.е., любую форму поведения можно объяснить как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае это объяснимо психологическими свойствами субъекта поведения, во втором – внешними условиями и обстоятельствами его деятельности. В первом случае речь идет о целях, мотивах, потребностях, намерениях, желаниях, интересах и т.п., во втором – о стимулах, которые являются производными от ситуации, что сложилась [4, с. 79].

Стимулы – это награды, мотивирующие поведение. Абсолютно все, что делает человек, имеет или внутреннюю, или внешнюю мотивацию. Внутренняя мотивация – это побуждение к какой-то деятельности благодаря собственному внутреннему стремлению удовлетвориться работой. Человек действует под влиянием внутренней мотивации, если занимается чем-то, что ему нравится. Деятельность самая по себе удовлетворяет его.

Если деятельность не удовлетворяет человека, относительно нее может быть применен определенный внешний стимул, т.е. вознаграждение, поступающее извне. Поэтому довольно часто материальное вознаграждение приводит к угасанию внутренней мотивации, а похвала и общественное одобрение повышают внутреннюю привлекательность деятельности [4, с. 80].

Движущей силой мотивации являются потребности, даже мотивы формируются из них.

Потребностью называют необходимость в ком-то (чем-то), что требует удовлетворения, или то, без чего нельзя обойтись, требования, которые необходимо удовлетворить.

Некоторые наши мотивы основаны на физиологических или эмоциональных потребностях, заставляя нас вести себя определенным образом. К базовым потребностям относят: потребности в еде, питье, в безопасности и пр. Иная форма мотивации возникает тогда, когда нас привлекает что-нибудь: например, кусок пиццы (если мы голодны), холодный напиток (в знойный день) или представитель противоположного пола.

Потребность, как и любое состояние личности, всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворения или неудовольствия. Если человеку чего-то не хватает (пищи, сна, одобрения или уважения), он направляет свои поступки на удовлетворение потребности, чтобы компенсировать этот недостаток. Потребности подталкивают людей к деятельности, стимулируя их поведение [4, с. 81].


Потребности имеют все живые существа, именно этим живая природа отличается от неживой. Количество и качество потребностей, что имеют живые существа, зависит от уровня их организации, способа и условий жизни, места, которое они занимают на эволюционных ступеньках. Меньше всего потребностей у растений, более всего – у человека, который рядом с физическими и органическими потребностями имеет еще и духовные, социальные. Социальные потребности – это стремление человека жить в обществе, взаимодействовать с другими людьми.

Диапазон человеческих потребностей является довольно широким. Некоторые из них присущи всем людям (например, все стремятся жить и быть здоровыми). Потребности в пище, отдыхе и кислороде являются общими для всех. Но каждый человек имеет еще и индивидуальные потребности. Одни, например, испытывают потребность одеваться только в брендовые вещи, вторые не видят своего существования без путешествий, третьи – без восхождения на горные вершины, четвертые – без миссионерства в слаборазвитых странах.

Ведущие характеристики человеческих потребностей – это сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но довольно существенной характеристикой, если речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т.е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых эту потребность можно удовлетворить [4, с. 82].

В зависимости от следствий деятельности мотивацию разделяют на положительную и отрицательную. Положительная мотивация – когда человек в процессе выполнения получает какое-то вознаграждение. Отрицательная – когда человек выполняет деятельность, чтобы избежать определенных отрицательных следствий.

На основе уровня осознания, мотивацию еще разделяют на сознательную и несознательную (человек не осознает потребности, которая влияет на ее поведение).

Следует сделать ударение на том, что не нет прямой линейной зависимости уровня мотивации и активности и качества деятельности. Характер зависимости качества (производительности) деятельности от интенсивности (уровня) мотивации определяется двумя законами Йеркса-Додсона, которые утверждают, что:

1) по мере увеличения интенсивности мотивации качество деятельности повышается к определенному максимальному значению, а потом постепенно снижается. Уровень мотивации, при котором деятельность выполняется наиболее успешно, называется оптимумом мотивации;

2) чем более сложная для индивида деятельность, которую он выполняет, ты более низкий уровень мотивации является для него оптимальным [23, с. 82].