Файл: «Особенности профессиональной мотивации служащих организации».pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
Примечание: * С-Ю 1 – служащий-юрист под номером 1
Таким образом, основные мотивы выборами профессии юриста ‒ это:
- престижность профессии – 100,0%;
- профессия приносит материальную обеспеченность – 100%;
- по призванию и способностям – 60%.
Сопоставление мотивов выбора профессии служащими-психологами и служащими-юристами представлено на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Сопоставление мотивов выбора профессии служащими-психологами и служащими-юристами, %
С рис. 2.2. мы видим, что 60% как служащих-юристов, так и служащих-психологов избрали себе профессию по способностям. 15,3% служащих-юристов, так и служащих-психологов избрали себе профессию потому, что этого хотели их родители. Стремление получить диплом о высшем образовании среди служащих-юристов больше (20%), чем среди служащих-психологов. Также 15,3% как служащих-юристов, так и служащих-психологов выбрали профессию потому, что так сложились обстоятельства. При этом, как 100% как служащих-юристов, так и служащих-психологов основным мотивом выступает материальная обеспеченность, которую приносит профессия и ее престижность (100% и 86,6% соответственно).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе рассмотрены теоретические основы профессиональной мотивации, а также проведено эмпирическое исследование профессиональной мотивации среди служащих-психологов и служащих-юристов. В итоге мы можем сказать следующее:
1. Выявляя сущность мотивации в научной литературе, мы узнали, что к настоящему времени не достигнута еще теоретическая определенность и однозначность во взглядах на явление мотивации. Термином «мотивация» объясняется широкий круг неоднозначно интерпретированных явлений, таких, как потребность, мотив, побуждение и подобные. Мы придерживаемся мнения, что мотивация – это совокупность факторов, определяющих активность личности, к которым относятся мотивы, потребности, стимулы и ситуативные факторы, детерминирующие поведение человека.
2. Рассматривая теории профессиональной мотивации, мы узнали, что современное научное пространство представлено наличием разнообразных подходов к пониманию сущности мотивации. Концептуальный анализ основных теорий мотивации дает основания разделить их на две категории ‒ содержательные и процессуальные.
Содержательные теории мотивации направлены на объяснение сущности данного феномена через содержание ‒ совокупность потребностей личности. К ним относят модель иерархии потребностей по А. Маслоу, ERG ‒ теорию К. Альдерфера, двуфакторную теорию Ф. Герцберга, теорию приобретенных потребностей Д. Мак-Клелланда.
Процессуальные теории мотивации основываются, в первую очередь, на поведении человека: как он ведет себя, с учетом его восприятия и жизненного опыта. В них анализируется то, как человек распределяет усилие для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. К ним относят: теорию ожидания В. Врума, теорию справедливости (равенства) С. Адамса, теорию постановки целей Э. Локка и др.
3. Изучая факторы, влияющие на профессиональную мотивацию, мы узнали, что на профессиональную мотивацию влияют как материальные, так и нематериальные факторы. К основным материальным относятся комиссионные, денежные выплаты за выполнение конкретных целей, специальные индивидуальные вознаграждения в качестве признания ценности работника, программы распределения прибыли, акции и опционы на их покупку. К нематериальным относят льготы, связанные с графиком работы, участие в проведении общеорганизационных мероприятий, вознаграждение признательности, вознаграждения, связанные с изменением статуса сотрудника, вознаграждения, связанные с изменением рабочего места, использование системы «пакета услуг».
4. Также нами было проведено эмпирическое исследование профессиональной мотивации среди служащих-психологов и служащих-юристов. Базой эмпирического исследования послужили две организации, ведущие свою деятельность в абсолютно различных сфера – это ООО «Юрконсалтинг» и Центр психологической помощи «Просвет». В исследовании взяли участие 15 лиц служащих-юристов и 15 служащих-психологов.
Результаты эмпирического исследования следующие:
- как 100% как служащих-юристов, так и служащих-психологов основным мотивом выступает материальная обеспеченность, которую приносит профессия и ее престижность (100% и 86,6% соответственно);
- 60% как служащих-юристов, так и служащих-психологов избрали себе профессию по способностям;
- 15,3% как служащих-юристов, так и служащих-психологов избрали себе профессию потому, что этого хотели их родители;
- стремление получить диплом о высшем образовании среди служащих-юристов больше (20%), чем среди служащих-психологов;
- также 15,3% как служащих-юристов, так и служащих-психологов выбрали профессию потому, что так сложились обстоятельства.
Таким образом, гипотеза исследования, звучавшая следующим образом: личность осуществляет выбор своей профессии соответственно своим стремлениям и способностям, ‒ подтверждена нами не в полном объеме, так как на сегодняшний день основными мотивами выбора профессии становятся ее престижность и оплачиваемость.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Бугуцкий А. А. Факторы развития мотивации труда / А. А. Бугуцкий // Экономика ‒ 2009 – № 7 ‒ С. 78-86
- Веденцова Е.С. Мотивационный компонент выбора профессии: дис…канд. пед. наук / Е.С. Веденцова. – Магнитогорск, 2009 . – 185с.
- Волнухина Е. Новая система мотивации / Е.Волнухина , Ю.Мельник // Служба кадров и персонал. ‒ 2004 ‒ № 5 ‒ С. 12-16 .
- Все про мотивацию / Под ред. А. Г. Дербенева. ‒ Х., 2012. – 207 с.
- Гордеева Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002. – С. 47-102.
- Доронина М. С. Управление мотивацией / М. С. Доронина, Е. Г. Наумик, О. В. Соловьев. – СПб., 2008. – 242 с.
- Егоршин А.П. Основа управления персоналом: Учебное пособие для вузов. - 2- е изд., Перераб. и доп. ‒ М.: ИНФРА - М. , 2006. ‒ 352 с.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2007. – 513 с.
- Исследование мотивации социальной самореализации личности / Под ред. Р.А. Ахмерова, Е.И. Головахи, Е.Г. Злобиной, А.А. Кроника, Д.А.Леонтьева. – Х., 2008. – 422 с.
- Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. – М., 2007. – 464 с.
- Кручинин В.А. Формирование мотивации достижения успеха в подростковом возрасте – Н. Новгород: ННГАСУ, 2010. ‒ 155 с.
- Кубышкина М. Л. Психологические особенности мотивации социального успеха: дис…канд. псих. наук. ‒ СПб., 1997. – 209 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. – М.: Наука, 1999. – 350 с.
- Майерс Д. Социальная психология. – Спб.: Питер, 2002. – 752 с.
- Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2003. – С. 60-76
- Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособности способной личности / Л.М. Митина. – М. : НПО « МОДЭК», 2002. ‒ 400 с.
- Петрова С. М. Мотивационная обусловленность «Я-концепции» личности в юношеском возрасте: дис… канд. псих. наук. – СПб., 1995. – 201 с.
- Потеряхин А. Основные ошибки мотивации персонала / А. Потеряхин // Страховое дело. ‒ 2008. ‒ № 1 ‒ С. 72-79
- Радугин А.А., Радугина О.А. Социальная психология. Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Библионика, 2006. – 496 с.
- Ремизов Т. И. И все это называют мотивацией // Служба кадров и персонал. ‒ 2004. ‒ № 5. ‒ С. 12-16.
- Рощин Е.К. Мотивация персонала / Е.К. Рощин // Мотивация и оплата труда. ‒ 2006. ‒ № 3. ‒ С. 190-200
- Управление персоналом: Учебник / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - 2- е изд., Перераб. и доп. ‒ М.: ЮНИТИ , 2002. ‒ 560 с.
- Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. – СПб., 2001. – 218 с.
- Черная С.С. Доминирующие профессиональные мотивы преподавателя вуза // Образование, культура, наука как факторы инновационного развития: Материалы науч. конф. «Инновационное развитие общества в условиях кросс ‒ культурных взаимодействий». ‒ Ч.3. ‒ М.: СОИППО , 2008 ‒ С. 120-122 .
- Чирков В. И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии. ‒ 1996. ‒ № 3. ‒ С. 116-133.
- Шевелин Р. О формировании эффективного мотивационного механизма управления человеческими ресурсами // Социально-экономическая эффективность государственного управления: теория, методология и практика: Материалы ежегодной научно-практической. конф., 23 января 2003 г. ‒ М.: ЛРИДУ , 2003 ‒ С. 63.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
Анкета «Почему я стал(а) психологом?»
Инструкция. Анкета предназначена для определения основного мотива выбора профессии служащими-психологами.
Анкета содержит 10 вопросов. Предлагаются 3 вида ответов "Да", "Нет", "Не знаю".
Перед началом исследования каждый респондент получает инструкцию следующего содержания: "Дайте ответ на каждый вопрос, избрав один из предложенных вариантов".
Вопрос |
Да |
Нет |
Не знаю |
1. Психология - наука о душевной жизни человека. Согласны ли Вы с этим утверждением? |
|||
2. Вы избрали профессию психолога, так как вам был интересен этот учебный предмет? |
|||
3. Вы считаете, что профессия психолога отвечает Вашим способностям? |
|||
4. Вы избрали профессию психолога, так как эта профессия считается престижной? |
|||
5. Вы избрали профессию психолога, так как этого хотели Ваши родители (профессиональная династия)? |
|||
6. Вы стали психологом, потому что просто стремились получить высшее образование? |
|||
7. Вы избрали профессию психолога, так как так сложились обстоятельства? |
|||
8. Вы стали психологом, так как имеете желание посвятить себя помощи людям? |
|||
9. Профессия психолога может принести значительное материальное обеспечение? |
|||
10. Профессия психолога помогает личностному росту? |
Приложение Б
Анкета «Почему я стал(а) юристом?»
Инструкция. Анкета предназначена для определения основного мотива выбора профессии служащими-юристами.
Анкета содержит 10 вопросов. Предлагаются 3 вида ответов "Да", "Нет", "Не знаю".
Перед началом исследования каждый респондент получает инструкцию следующего содержания: "Дайте ответ на каждый вопрос, избрав один из предложенных вариантов".
Вопрос |
Да |
Нет |
Не знаю |
1. Правоведение - это наука, изучающая особую систему социальных норм, принятых и действующих в обществе. Согласны ли Вы с этим утверждением? |
|||
2. Вы выбрали профессию юриста, так как Вам интересен был тот учебный предмет? |
|||
3. Вы считаете, что профессия юриста отвечает вашим способностям? |
|||
4. Вы выбрали профессию юриста, так как эта профессия считается престижной? |
|||
5. Вы выбрали профессию юриста, так как этого хотели ваши родители (продолжение профессиональной династии)? |
|||
6. Вы стали юристом, так как просто стремились получить высшее образование диплом? |
|||
7. Вы избрали профессию юриста, так как так сложились обстоятельства? |
|||
8. Вы стали юристом, так как имеете желание посвятить себя восстановлению справедливости, законности и порядка? |
|||
9. Профессия юриста может принести значительное материальное обеспечение? |
|||
10. Профессия юриста помогает личностному росту? |