Файл: «Особенности профессиональной мотивации служащих организации».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Примечание: * С-Ю 1 – служащий-юрист под номером 1

Таким образом, основные мотивы выборами профессии юриста ‒ это:

- престижность профессии – 100,0%;

- профессия приносит материальную обеспеченность – 100%;

- по призванию и способностям – 60%.

Сопоставление мотивов выбора профессии служащими-психологами и служащими-юристами представлено на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Сопоставление мотивов выбора профессии служащими-психологами и служащими-юристами, %

С рис. 2.2. мы видим, что 60% как служащих-юристов, так и служащих-психологов избрали себе профессию по способностям. 15,3% служащих-юристов, так и служащих-психологов избрали себе профессию потому, что этого хотели их родители. Стремление получить диплом о высшем образовании среди служащих-юристов больше (20%), чем среди служащих-психологов. Также 15,3% как служащих-юристов, так и служащих-психологов выбрали профессию потому, что так сложились обстоятельства. При этом, как 100% как служащих-юристов, так и служащих-психологов основным мотивом выступает материальная обеспеченность, которую приносит профессия и ее престижность (100% и 86,6% соответственно).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В курсовой работе рассмотрены теоретические основы профессиональной мотивации, а также проведено эмпирическое исследование профессиональной мотивации среди служащих-психологов и служащих-юристов. В итоге мы можем сказать следующее:

1. Выявляя сущность мотивации в научной литературе, мы узнали, что к настоящему времени не достигнута еще теоретическая определенность и однозначность во взглядах на явление мотивации. Термином «мотивация» объясняется широкий круг неоднозначно интерпретированных явлений, таких, как потребность, мотив, побуждение и подобные. Мы придерживаемся мнения, что мотивация – это совокупность факторов, определяющих активность личности, к которым относятся мотивы, потребности, стимулы и ситуативные факторы, детерминирующие поведение человека.

2. Рассматривая теории профессиональной мотивации, мы узнали, что современное научное пространство представлено наличием разнообразных подходов к пониманию сущности мотивации. Концептуальный анализ основных теорий мотивации дает основания разделить их на две категории ‒ содержательные и процессуальные.

Содержательные теории мотивации направлены на объяснение сущности данного феномена через содержание ‒ совокупность потребностей личности. К ним относят модель иерархии потребностей по А. Маслоу, ERG ‒ теорию К. Альдерфера, двуфакторную теорию Ф. Герцберга, теорию приобретенных потребностей Д. Мак-Клелланда.


Процессуальные теории мотивации основываются, в первую очередь, на поведении человека: как он ведет себя, с учетом его восприятия и жизненного опыта. В них анализируется то, как человек распределяет усилие для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. К ним относят: теорию ожидания В. Врума, теорию справедливости (равенства) С. Адамса, теорию постановки целей Э. Локка и др.

3. Изучая факторы, влияющие на профессиональную мотивацию, мы узнали, что на профессиональную мотивацию влияют как материальные, так и нематериальные факторы. К основным материальным относятся комиссионные, денежные выплаты за выполнение конкретных целей, специальные индивидуальные вознаграждения в качестве признания ценности работника, программы распределения прибыли, акции и опционы на их покупку. К нематериальным относят льготы, связанные с графиком работы, участие в проведении общеорганизационных мероприятий, вознаграждение признательности, вознаграждения, связанные с изменением статуса сотрудника, вознаграждения, связанные с изменением рабочего места, использование системы «пакета услуг».

4. Также нами было проведено эмпирическое исследование профессиональной мотивации среди служащих-психологов и служащих-юристов. Базой эмпирического исследования послужили две организации, ведущие свою деятельность в абсолютно различных сфера – это ООО «Юрконсалтинг» и Центр психологической помощи «Просвет». В исследовании взяли участие 15 лиц служащих-юристов и 15 служащих-психологов.

Результаты эмпирического исследования следующие:

- как 100% как служащих-юристов, так и служащих-психологов основным мотивом выступает материальная обеспеченность, которую приносит профессия и ее престижность (100% и 86,6% соответственно);

- 60% как служащих-юристов, так и служащих-психологов избрали себе профессию по способностям;

- 15,3% как служащих-юристов, так и служащих-психологов избрали себе профессию потому, что этого хотели их родители;

- стремление получить диплом о высшем образовании среди служащих-юристов больше (20%), чем среди служащих-психологов;

- также 15,3% как служащих-юристов, так и служащих-психологов выбрали профессию потому, что так сложились обстоятельства.

Таким образом, гипотеза исследования, звучавшая следующим образом: личность осуществляет выбор своей профессии соответственно своим стремлениям и способностям, ‒ подтверждена нами не в полном объеме, так как на сегодняшний день основными мотивами выбора профессии становятся ее престижность и оплачиваемость.


БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Бугуцкий А. А. Факторы развития мотивации труда / А. А. Бугуцкий // Экономика ‒ 2009 – № 7 ‒ С. 78-86
  2. Веденцова Е.С. Мотивационный компонент выбора профессии: дис…канд. пед. наук / Е.С. Веденцова. – Магнитогорск, 2009 . – 185с.
  3. Волнухина Е. Новая система мотивации / Е.Волнухина , Ю.Мельник // Служба кадров и персонал. ‒ 2004 ‒ № 5 ‒ С. 12-16 .
  4. Все про мотивацию / Под ред. А. Г. Дербенева. ‒ Х., 2012. – 207 с.
  5. Гордеева Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002. – С. 47-102.
  6. Доронина М. С. Управление мотивацией / М. С. Доронина, Е. Г. Наумик, О. В. Соловьев. – СПб., 2008. – 242 с.
  7. Егоршин А.П. Основа управления персоналом: Учебное пособие для вузов. - 2- е изд., Перераб. и доп. ‒ М.: ИНФРА - М. , 2006. ‒ 352 с.
  8. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2007. – 513 с.
  9. Исследование мотивации социальной самореализации личности / Под ред. Р.А. Ахмерова, Е.И. Головахи, Е.Г. Злобиной, А.А. Кроника, Д.А.Леонтьева. – Х., 2008. – 422 с.
  10. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. – М., 2007. – 464 с.
  11. Кручинин В.А. Формирование мотивации достижения успеха в подростковом возрасте – Н. Новгород: ННГАСУ, 2010. ‒ 155 с.
  12. Кубышкина М. Л. Психологические особенности мотивации социального успеха: дис…канд. псих. наук. ‒ СПб., 1997. – 209 с.
  13. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. – М.: Наука, 1999. – 350 с.
  14. Майерс Д. Социальная психология. – Спб.: Питер, 2002. – 752 с.
  15. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2003. – С. 60-76
  16. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособности способной личности / Л.М. Митина. – М. : НПО « МОДЭК», 2002. ‒ 400 с.
  17. Петрова С. М. Мотивационная обусловленность «Я-концепции» личности в юношеском возрасте: дис… канд. псих. наук. – СПб., 1995. – 201 с.
  18. Потеряхин А. Основные ошибки мотивации персонала / А. Потеряхин // Страховое дело. ‒ 2008. ‒ № 1 ‒ С. 72-79
  19. Радугин А.А., Радугина О.А. Социальная психология. Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Библионика, 2006. – 496 с.
  20. Ремизов Т. И. И все это называют мотивацией // Служба кадров и персонал. ‒ 2004. ‒ № 5. ‒ С. 12-16.
  21. Рощин Е.К. Мотивация персонала / Е.К. Рощин // Мотивация и оплата труда. ‒ 2006. ‒ № 3. ‒ С. 190-200
  22. Управление персоналом: Учебник / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - 2- е изд., Перераб. и доп. ‒ М.: ЮНИТИ , 2002. ‒ 560 с.
  23. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. – СПб., 2001. – 218 с.
  24. Черная С.С. Доминирующие профессиональные мотивы преподавателя вуза // Образование, культура, наука как факторы инновационного развития: Материалы науч. конф. «Инновационное развитие общества в условиях кросс ‒ культурных взаимодействий». ‒ Ч.3. ‒ М.: СОИППО , 2008 ‒ С. 120-122 .
  25. Чирков В. И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии. ‒ 1996. ‒ № 3. ‒ С. 116-133.
  26. Шевелин Р. О формировании эффективного мотивационного механизма управления человеческими ресурсами // Социально-экономическая эффективность государственного управления: теория, методология и практика: Материалы ежегодной научно-практической. конф., 23 января 2003 г. ‒ М.: ЛРИДУ , 2003 ‒ С. 63.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

Анкета «Почему я стал(а) психологом?»

Инструкция. Анкета предназначена для определения основного мотива выбора профессии служащими-психологами.

Анкета содержит 10 вопросов. Предлагаются 3 вида ответов "Да", "Нет", "Не знаю".

Перед началом исследования каждый респондент получает инструкцию следующего содержания: "Дайте ответ на каждый вопрос, избрав один из предложенных вариантов".

Вопрос

Да

Нет

Не знаю

1. Психология - наука о душевной жизни человека. Согласны ли Вы с этим утверждением?

2. Вы избрали профессию психолога, так как вам был интересен этот учебный предмет?

3. Вы считаете, что профессия психолога отвечает Вашим способностям?

4. Вы избрали профессию психолога, так как эта профессия считается престижной?

5. Вы избрали профессию психолога, так как этого хотели Ваши родители (профессиональная династия)?

6. Вы стали психологом, потому что просто стремились получить высшее образование?

7. Вы избрали профессию психолога, так как так сложились обстоятельства?

8. Вы стали психологом, так как имеете желание посвятить себя помощи людям?

9. Профессия психолога может принести значительное материальное обеспечение?

10. Профессия психолога помогает личностному росту?

Приложение Б

Анкета «Почему я стал(а) юристом?»

Инструкция. Анкета предназначена для определения основного мотива выбора профессии служащими-юристами.

Анкета содержит 10 вопросов. Предлагаются 3 вида ответов "Да", "Нет", "Не знаю".

Перед началом исследования каждый респондент получает инструкцию следующего содержания: "Дайте ответ на каждый вопрос, избрав один из предложенных вариантов".

Вопрос

Да

Нет

Не знаю

1. Правоведение - это наука, изучающая особую систему социальных норм, принятых и действующих в обществе. Согласны ли Вы с этим утверждением?

2. Вы выбрали профессию юриста, так как Вам интересен был тот учебный предмет?

3. Вы считаете, что профессия юриста отвечает вашим способностям?

4. Вы выбрали профессию юриста, так как эта профессия считается престижной?

5. Вы выбрали профессию юриста, так как этого хотели ваши родители (продолжение профессиональной династии)?

6. Вы стали юристом, так как просто стремились получить высшее образование диплом?

7. Вы избрали профессию юриста, так как так сложились обстоятельства?

8. Вы стали юристом, так как имеете желание посвятить себя восстановлению справедливости, законности и порядка?

9. Профессия юриста может принести значительное материальное обеспечение?

10. Профессия юриста помогает личностному росту?