Файл: «Особенности профессиональной мотивации служащих организации».pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
ООО «Юрконсалтинг» ‒ это организация, которая существует уже более 8 лет в г. Москве и положительно зарекомендовала себя в делах, связанных с разлычними судебными разбирательствами. В организации работает 19 человек, имеющих юридическое образование и различный опыт работы.
Центр психологической помощи «Просвет» ‒ организация, работающая в г. Москве с 2003 и помогающая населению в целом ряду актуальных психологических проблем. Центр разделен на несколько подцентров, находящихся в различных районах г. Москвы. Всего в центре работает 31 человек.
Начиная эмпирическое исследование особенностей профессиональной мотивации служащих вышеупомянутых двух организаций, мы исходили из того, что на выбор личностью ее профессии повлияли определенные потребности, стимулы, цел и т.п.
Задачами эмпирического исследования мы определили следующие:
1) исследовать мотивы выбора профессии психолога;
2) исследовать мотивы выбора профессии юриста;
3) сопоставить мотивы выбора психологами и юристами их будущей профессии.
Гипотеза исследования заключается в том, что личность осуществляет выбор своей профессии соответственно своим стремлениям и способностям.
Эмпирическое исследование было проведено в феврале 2017 года.
Генеральная совокупность: служащие различных организаций.
Выборочная совокупность: 30 служащих, из которых:
- 15 лиц – служащие-юристы;
- 15 лиц ‒ служащие-психологи.
Возраст опрашиваемых: 24-43 года.
Половая дифференциация: 17 женщин и 13 мужчин.
Опыт работы: от 1 до 17 лет.
Форма проведения эмпирического исследования: анкетный опрос, письменный, раздаточный (респондент лично получает анкету и сам ее заполняет).
Этапы проведения эмпирического исследования профессиональной мотивации служащих-психологов и служащих-юристов:
1. Подготовительный ‒ анализ научной литературы по теме исследования и подбор соответствующей методологии для исследования;
2. Основной ‒ непосредственное осуществление исследования (опрашивание служащих по избранным методикам);
3. Завершающий ‒ обработка, анализ и интерпретация данных, формирование выводов.
Для осуществления эмпирического исследования нами были разработаны две анкеты:
1. Анкета «Почему я стал(а) психологом?». Анкета содержит 10 вопросов и позволяет выявить степень выразительности мотивации служащих-психологов относительно выбранной ими профессии. Образец анкеты предоставлен в приложении А.
2. Анкета «Почему я стал(а) юристом?». Анкета также содержит 10 вопросов и позволяет выявить степень выразительности мотивации служащих-юристов относительно выбранной ими профессии. Образец анкеты предоставлен в приложении Б.
Для подсчета количественных результатов эмпирического исследования мы использовали методы математической статистики.
2.2. Анализ результатов исследования профессиональной мотивации служащих-психологов и служащих-юристов
Первым этапом основной части эмпирического исследования профессиональной мотивации стало определение основных мотивов выбора профессии служащими-психологами.
Служащие-психологи в количестве 15 лиц (100%) дали следующие ответы на вопрос анкеты «Почему я стал(а) психологом?» - таблица 2.1.
Таблица 2.1
Количественные результаты исследования служащих-психологов
Вопрос |
Да |
Нет |
Не знаю |
|||
К-во |
% |
К-во |
% |
К-во |
% |
|
1. Психология - наука о душевной жизни человека. Согласны ли Вы с этим утверждением? |
15 |
100 |
- |
- |
- |
- |
2. Вы избрали профессию психолога, так как вам был интересен этот учебный предмет? |
9 |
60 |
5 |
33 |
1 |
7 |
3. Вы считаете, что профессия психолога отвечает Вашим способностям? |
9 |
60 |
2 |
14 |
4 |
26 |
4. Вы избрали профессию психолога, так как эта профессия считается престижной? |
13 |
86 |
- |
- |
2 |
14 |
5. Вы избрали профессию психолога, так как этого хотели Ваши родители (профессиональная династия)? |
2 |
14 |
13 |
86 |
- |
- |
6. Вы стали психологом, потому что просто стремились получить высшее образование? |
2 |
14 |
13 |
86 |
- |
- |
7. Вы избрали профессию психолога, так как так сложились обстоятельства? |
2 |
14 |
13 |
86 |
- |
- |
8. Вы стали психологом, так как имеете желание посвятить себя помощи людям? |
9 |
60 |
- |
- |
6 |
40 |
9. Профессия психолога может принести значительное материальное обеспечение? |
15 |
100 |
- |
- |
- |
- |
10. Профессия психолога помогает личностному росту? |
9 |
60 |
- |
- |
6 |
40 |
С таблицы 2.1. видно, что:
- 100% опрошенных служащих-психологов согласны с мнением о том, что «психология - это наука о душевной жизни человека»;
- 86% опрошенных служащих-психологов согласны с мнением, что сегодня профессия психолога является популярной и престижной в обществе, а 14% - не знают, так ли это;
- 60% опрошенных служащих-психологов избрали специальность «психология», так как им интересен был этот учебный предмет и профессия психолога отвечала их способностям, а также потому, что они имели желание посвятить себя помощи людям; у 40% опрошенных служащих-психологов были другие мотивы;
- 14% опрошенных служащих-психологов избрали специальность «психология», так как эту профессию выбрали для них родители (или они решили продолжить профессиональную династию); 14% служащих решили стать психологами, лишь бы просто иметь диплом о высшем образовании; 14% служащих-психологов решили стать психологами, так как так сложились обстоятельства (была возможность поступить в ВУЗ);
- 100% опрошенных служащих-психологов согласны с мнением о том, что профессия психолога может принести значительное материальное обеспечение;
- 60% опрошенных служащих-психологов считают, что профессия психолога помогает личностному росту, 40% ‒ не знают, так ли это.
Подытожив основные мотивы выбора профессии служащими-психологами, мы получили следующее ‒ таблица 2.2.
Таблица 2.2
Основные мотивы выбора профессии служащими-психологами
№ п/п |
Код респондента |
Мотив выбора профессии |
|||||
Престижность профессии |
Профессия приносит материальную обеспеченность |
По призванию и способностям |
Профессию выбрали родители |
Стремление получить диплом |
Так сложились обстоятельства |
||
1 |
С-П 1* |
+ |
+ |
+ |
|||
2 |
С-П 2 |
+ |
+ |
+ |
|||
3 |
С-П 3 |
+ |
+ |
||||
4 |
С-П 4 |
+ |
+ |
+ |
|||
5 |
С-П 5 |
+ |
+ |
+ |
|||
6 |
С-П 6 |
+ |
+ |
+ |
|||
7 |
С-П 7 |
+ |
+ |
+ |
|||
8 |
С-П 8 |
+ |
+ |
+ |
|||
9 |
С-П 9 |
+ |
+ |
+ |
|||
10 |
С-П 10 |
+ |
+ |
||||
11 |
С-П 11 |
+ |
+ |
+ |
|||
12 |
С-П 12 |
+ |
+ |
+ |
|||
13 |
С-П 13 |
+ |
+ |
+ |
|||
14 |
С-П 14 |
+ |
+ |
+ |
|||
15 |
С-П 15 |
+ |
+ |
+ |
Примечание: * С-П 1 – служащий-психолог под номером 1
Таким образом, основные мотивы выбора профессии психолога ‒ это:
- престижность профессии ‒ 86,6%;
- профессия приносит материальную обеспеченность ‒ 100%;
- по призванию и способностям – 60%.
Следующим этапом основной части эмпирического исследования профессиональной мотивации стало определение основных мотивов выбора профессии служащими-юристами.
Служащими-юристами в количестве 15 человек (100%) были даны следующие ответы на вопросы анкеты «Почему я стал(а) юристом?» ‒ таблица 2.3.
Таблица 2.3
Количественные результаты исследования служащих-юристов
Вопрос |
Да |
Нет |
Не знаю |
|||
К-во |
% |
К-во |
% |
К-во |
% |
|
1. Правоведение - это наука, изучающая особую систему социальных норм, принятых и действующих в обществе. Согласны ли Вы с этим утверждением? |
13 |
86 |
- |
- |
2 |
14% |
2. Вы выбрали профессию юриста, так как Вам интересен был тот учебный предмет? |
6 |
40 |
5 |
33 |
4 |
27 |
3. Вы считаете, что профессия юриста отвечает вашим способностям? |
9 |
60 |
1 |
7 |
5 |
33 |
4. Вы выбрали профессию юриста, так как эта профессия считается престижной? |
15 |
100 |
- |
- |
- |
- |
5. Вы выбрали профессию юриста, так как этого хотели ваши родители (продолжение профессиональной династии)? |
2 |
14 |
13 |
86 |
- |
- |
6. Вы стали юристом, так как просто стремились получить высшее образование диплом? |
3 |
20 |
12 |
80 |
- |
- |
7. Вы избрали профессию юриста, так как так сложились обстоятельства? |
1 |
7 |
14 |
93 |
- |
- |
8. Вы стали юристом, так как имеете желание посвятить себя восстановлению справедливости, законности и порядка? |
7 |
46 |
2 |
14 |
6 |
40 |
9. Профессия юриста может принести значительное материальное обеспечение? |
15 |
100 |
- |
- |
- |
- |
10. Профессия юриста помогает личностному росту? |
9 |
60 |
- |
- |
6 |
40 |
С таблицы 2.2. становится ясно, что:
- 86% опрошенных служащих-юристов согласны с мнением о том, что «правоведение ‒ это наука, изучающая особую систему социальных норм, принятых и действующих в обществе»; 14% ‒ не знают, так ли это;
- 100% опрошенных служащих-юристов согласны с мнением, что сегодня профессия юриста является популярной и престижной в обществе;
- 40% опрошенных служащих-юристов выбрали специальность «Правоведение», так как им интересен был этот учебный предмет; у 60% опрошенных служащих-юристов ‒ другие мотивы;
- 60% опрошенных служащих-юристов считают, что профессия юриста отвечает их способностям; остальные ‒ так не считает, или не знают, так ли это;
- 14% опрошенных служащих-юристов выбрали специальность «Правоведение», так как эту профессию избрали для них родители; 20% служащих-юристов решили стать юристами, лишь бы просто иметь диплом и высшее образование; 7% служащих-юристов решили стать юристами, так как так сложились обстоятельства;
- 100% опрошенных служащих-юристов соглашаются с мнением о том, что профессия юриста приносит значительное материальное обеспечение;
- 46% опрошенных служащих-юристов имеет желание посвятить себя восстановлению справедливости, законности и порядка, при этом остальные – сомневаются в этом;
- 60% опрошенных служащих-юристов считают, что профессия юриста помогает личностному росту, 40% ‒ не знают, так ли это.
Основные мотивы выбора профессии служащими-психологами представлены в таблице 2.4.
Таблица 2.4
Основные мотивы выбора профессии служащими-юристами
№ п/п |
Код респондента |
Мотив выбора профессии |
|||||
Престижность профессии |
Профессия приносит материальную обеспеченность |
По призванию и способностям |
Профессию выбрали родители |
Стремление получить диплом |
Так сложились обстоятельства |
||
1 |
С-Ю 1* |
+ |
+ |
+ |
|||
2 |
С-Ю 2 |
+ |
+ |
+ |
|||
3 |
С-Ю 3 |
+ |
+ |
+ |
|||
4 |
С-Ю 4 |
+ |
+ |
+ |
|||
5 |
С-Ю 5 |
+ |
+ |
+ |
|||
6 |
С-Ю 6 |
+ |
+ |
+ |
|||
7 |
С-Ю 7 |
+ |
+ |
+ |
|||
8 |
С-Ю 8 |
+ |
+ |
+ |
|||
9 |
С-Ю 9 |
+ |
+ |
+ |
|||
10 |
С-Ю 10 |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
11 |
С-Ю 11 |
+ |
+ |
+ |
|||
12 |
С-Ю 12 |
+ |
+ |
+ |
|||
13 |
С-Ю 13 |
+ |
+ |
+ |
|||
14 |
С-Ю 14 |
+ |
+ |
+ |
|||
15 |
С-Ю 15 |
+ |
+ |
+ |