Файл: Россия на международном валютно-финансовом рынке (Особенности функционирования валютной системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Частично конвертируемые валюты – это валюты стран, где валютное регулирование и валютный контроль ограничивают валютные операции. Различают: внутреннюю конвертируемость валюты – способность национальной денежной единицы свободно обращаться в любые товары и услуги на внутреннем рынке, а также обмениваться на другие валюты для резидентов; внешнюю конвертируемость валюты – возможность для нерезидентов свободно обменивать данную национальную валюту на любую иностранную по действующему валютному курсу;

3. Экзотические валюты – это валюты, котировка по которым всегда есть, но возможны значительные ограничения по объемам операций, а также рынку срочных сделок, последний может совсем отсутствовать; не исключены и законодательные лимиты со стороны соответствующих стран на более широкую торговлю их валютами. Это справедливо для Индонезии, Таиланда, Гонконга.[11]

В 1992 году РФ была введена частичная конвертируемость рубля по текущим операциям платежного баланса, а в середине 1996 года официально присоединилась к статье VIII (п. 2-4) устава МВФ о введении конвертируемости валют. Тем самым РФ вошла в число 147 стран – членов Фонда (на сегодняшний день в МВФ входит 184 страны), признавших эту статью и ориентирующихся на рыночный механизм конкуренции в валютно-экономической сфере.

Существенное влияние на момент темпа размена рубля на иностранные валюты повлиял внешний фактор – давление МВФ. Были выдвинуты требования немедленного введения конвертируемости рубля в качестве одного из условий предоставления кредита РФ. Таким образом был выбран шоковый вариант без создания необходимых предпосылок конвертируемости рубля. РФ не использовала опыт развитых стран Западной Европы, Японии, которые предпочли более эффективный вариант поэтапного введения размена национальных валют на иностранные, создав солидные предпосылки. В их числе: стабилизация экономики, сокращение бюджетного дефицита, сдерживание инфляции, уменьшение дефицита платежного баланса, урегулирование внешней задолженности, нормализация социально-экономической обстановки в стране. Требование МВФ о введении конвертируемости валют по истечении пяти лет после вступления в Фонд эти страны выполнили спустя 14 лет, в конце 1958 г. (Япония к 1980 г. ввела конвертируемость и по финансовым операциям), по текущим операциям платежного баланса.

В отличие от мировой практики, согласно которой конвертируемость валют вводилась сначала для нерезидентов РФ, с целью заинтересовать иностранных партнеров в сотрудничестве отдала предпочтение резидентам – юридическим и физическим лицам страны. Это вызвало негативные последствия – нерациональное использование инвалютной выручки, «бегство» капитала. Только присоединение РФ в 1996 году к статье 8 Устава МВФ предусматривало официальное распространение конвертируемости рубля на нерезидентов. Переход от частичной к полной конвертируемости рубля требует создания необходимых предпосылок.


3. Под валютными ограничениями понимается система государственных мер по установлению правил поведения на валютном рынке. Несмотря на отмену валютных ограничений по текущим операциям, в РФ они сохранены по финансовым операциям платежного баланса. Это соответствует мировой практике. Даже развитые страны либерализовали их постепенно в течение двадцати лет (с середины 70-х гг.). Например, страны ЕС окончательно отменили валютные ограничения по финансовым операциям платежного баланса лишь в середине 90-х гг. ХХ в. Это объясняется стремлением стран защитить свою экономику от негативных последствий бесконтрольного движения мировых финансовых потоков и кризисных финансово-экономических потрясений. При отмене валютных ограничений по международным финансовым операциям и переходе к свободной конвертируемости валюты большинство стран предпочитают обеспечить ее стабилизацию, а не падение курса. В мировом сообществе либерализация валютных отношений сочетается с сохранением валютного контроля для надзора и учетно-статистических функций.

4. В 1992 году РФ ввела единый курс рубля, при этом отменив множественность курсовых соотношений валют и режим плавающего валютного курса, который зависит от ряда факторов, влияющих на спрос и предложение на валютном рынке.

Режим плавающего валютного курса, практикуемый большинством стран с марта 1973 года, имеет некоторые особенности в РФ. Так, с июля 1995 года по август 1998 года регулирование валютного курса рубля осуществлялось путем установления пределов его колебания в абсолютных величинах, а не в относительных, как в европейской валютной системе (± 15 процентов с августа 1993 года) до введения евро. Границы валютного коридора в РФ неоднократно расширялись в условиях падения курса рубля. После августовского кризиса 1998 года валютный коридор был отменен. Но режим валютного курса не стал свободным. В Российской Федерации, как и в большинстве стран, сохранилось регулируемое плавание валютного курса. Но регулирование курса рубля стало осуществляться иными методами. Центральный банк РФ ежедневно объявляет официальный курс рубля по итогам торговой сессии Московской межбанковской валютной биржи. Курс рубля не привязан к какой-либо иностранной валюте или валютной корзине в отличие от ряда стран. Как и в большинстве стран, в РФ применяется, прямая котировка валют, т. е. единица иностранной валюты приравнивается к определенному количеству рублей. Курс других инвалют к рублю определяется на основе кросс-курса: в качестве промежуточных показателей используется их курс по отношению к доллару.


5. Элементом валютной системы РФ, как и других стран, является регулирование международной валютной ликвидности (МВЛ), т. е. способность страны обеспечивать своевременное погашение своих международных обязательств приемлемой для кредитора валютой. МВЛ служит показателем платежеспособности страны.

МВЛ включает четыре основных компонента: валютные и золотые резервы, счета в СДР, резервную позицию в МВФ.

(СДР представляет собой расчетную (виртуальную) валюту МВФ, именуемую специальными правами заимствований (Special Drawing Rights). СДР не имеет реального эквивалента, а применяется как резервный актив дополнение к золотовалютным позициям стран-членов МВФ.

2/3 официальных резервов – валютные – находятся во владении и распоряжении Центрального банка РФ и Министерства финансов РФ. Структура валютных резервов официально не раскрывается и, по оценкам экспертов, включает доллары (75 процентов), евро (20 процентов) и другие валюты (5 процентов). Эти средства вложены в первоклассные ценные бумаги США, ФРГ. В валютные резервы включаются также поступления в Министерство финансов РФ государственных кредитов, полученных РФ от международных организаций и правительств других стран.

1/3 официальных резервов составляют золотые запасы, которые значительно сократились в период перехода РФ к рыночной экономике (до 400 т в 2000 года). Их объем колеблется в зависимости от состояния экономики, внешнеэкономической деятельности, платежного баланса, динамики курсовых соотношений валют.[12]

Объем золотовалютных резервов в середине 1997 г. составил 24,6 млрд долл., затем снизился вдвое (около 12 млрд) в связи с августовским кризисом 1998 г., далее превысил 28 млрд долл. в 2000 г. и 49 млрд долл. в феврале 2003 г. В середине 2005 г. он превысил 140 млрд долл.

Российский счет в СДР в МВФ незначителен, как и квота РФ в этой международной организации.

Резервная позиция в МВФ дала право РФ при вступлении в Фонд автоматически получить безусловный кредит в долларах в пределе 25% ее квоты.[13]

6. Наша страна давно руководствуется унифицированными международными правовыми нормами, которые регламентируют их использование. Существует определенная форма, реквизиты, условия выставления и оплата векселей регулируются вексельным законодательством, которое базируется на Единообразном вексельном законе, который был принят Женевской вексельной конвекцией 1930 года.

Аналогично формы и реквизиты чека регламентируются Чековой конвенцией 1931 года.


7. Регламентация международных расчетов как элемента валютной системы РФ также осуществляется на базе национального законодательства с учетом Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов, инкассо, банковских гарантий.

8. Деятельность валютного рынка определена национальным законодательством с учетом мировой практики. Как принято в мировом сообществе, в условиях валютных ограничений в РФ проводится лицензирование валютных операций, которые могут осуществлять уполномоченные банки и восемь валютных бирж.

9. Рынок золота постепенно формируется в РФ. Его двойственность заключается в том, что он сочетает в себе черты финансового и товарного рынка и в силу этого роль золота реальна резервным активам как и сырьевому товару. Его функционирование регламентируется Законом РФ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», вступившим в силу 26 марта 1998 г, и другими нормативными документами. Коммерческие банки и физические лица получили право приобретать, хранить и продавать золото, платину и серебро. Центральный банк РФ ежедневно осуществляет куплю-продажу драгоценных металлов, ориентируясь на цены Лондонского рынка.

10. Институциональная структура валютной системы включает органы управления и регулирования валютных отношений страны. В их числе: Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ и др. Эти институты призваны разрабатывать валютную стратегию и валютную политику и обеспечивать режим безопасного, бескризисного развития международных валютно-кредитных отношений РФ.

Национальная валютная система должна удовлетворять требования рыночной экономики: обеспечивать международные экономические отношения достаточным объемом приемлемых всемирному хозяйству платежно-расчетных средств; поддерживать относительную валютную стабильность; приспосабливать валютный механизм к изменениям в национальной и мировой экономике с учетом тенденции к глобализации и либерализации; способствовать развитию национальной экономики и благосостоянию народа.

Таким образом, с 90-х гг. ХХ в. валютная система РФ постепенно формируется и адаптируется к принципам рыночной экономики и мировой валютной системы

2.3. Анализ фактического состояния валютного рынка государства.


Рубль в 2018 г. получил два внешнеполитических удара: в апреле массовые распродажи российских активов были вызваны введением санкций против Русала и En+. В результате пара USD/RUB взлетела с отметки 57,7 руб., установленного на закрытии 5 апреля до уровня 65 руб. 11 апреля, в моменте незначительно превысив его, после чего несколько месяцев консолидировалась в диапазоне 61-64 руб. 

Второй санкционный удар по российскому рынку был нанесен в начале августа, когда Госдеп США анонсировал первую часть пакета мер, направленного против России в связи с инцидентом в Солсбери. На этом фоне пара USD/RUB впервые с апреля 2016 г. достигла уровня 68 руб., после чего продолжила расти, установив в начале сентября новый максимум за последние 2,5 года на отметке 70,6 руб. Далее рубль существенно скорректировал потери, перейдя к консолидации около уровня 66 руб. в паре с USD/RUB.
Таким образом, внешнеполитический фактор стал определяющим для динамики рубля в уходящем году. Несколькими восходящими импульсами российская валюта отреагировала на возможное улучшение внешнеполитической обстановки. Соответствующие ожидания усиливались после объявления летом о встречи президентов России и США, а также анонсированного диалога лидеров двух стран на саммите G20.[14]

Однако какого-то прогресса в российско-американских отношениях не произошло. После проведенной встречи в середине июля все закончилось тем, что общие декларативные заявления и переговоры на саммитет были отменены. На начало 2019 года рубль стабилизировался во второй половине ноября, перейдя на боковой формат.
Воздействию внешнеполитических трендов подверглась политика российских монетарных властей в 2018 году.

Если в начале года Банк России продолжил снижать ключевую ставку, опустив ее в конце марта до минимального за 4 года уровня в 7,25%, то затем регулятор был вынужден взять длительную паузу, сохраняя ставку неизменной.

Впервые банк России повысил ставку с декабря 2014 года и это решение стало неожиданным для участников рынка и экпертов. Регулятор отметил, что за прежние месяцы произошло изменения внешних условий, и после этого усилилась инфляционные риски.

Чтобы ограничить влияние этих факторов Банк России поднял ставку на ценовую и финансовую стабильность.
Причиной такого решения выступила рыночная нестабильность, что отмечалось в материалах заседания ЦБ и последующих комментариях чиновников Банка России.
Кроме того, в условиях возросшей санкционной неопределенности, а также увеличившихся инфляционных ожиданий, ЦБ на упреждение повысил ключевую ставку, чтобы не делать это вынужденно в случае реализации ключевых рисков, так как он бы потребовал более существенного ужесточения монетарной политики, а это способно усилить негативное влияние данных мер на денежно-кредитные условия и рыночную конъюнктуру.