Файл: Организация страхового дела в РФ (Создание страхового рынка в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.Совершенствование правовых основ деятельности участников страхового рынка;

4.Формирование направлений и подходов к осуществлению как добровольных и обязательных, так и вмененных видов страхования с учетом региональных потребностей;

5.Создание благоприятного налогового режима в целях стимулирования развития страховой отрасли;

6.Совершенствование качества отраслевого образования с учетом перехода на двухуровневую систему вузовского образования.

1.2. Государственное регулирование страховой деятельности в РФ

Под страховой деятельностью (в законодательстве отождествляется с понятием страхового дела) понимается одно из направлений финансовой деятельности в сфере функционирования страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, перестрахованием.[7]

На государство возлагается организация страхового дела, целью которой является обеспечение защиты имущественных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении страховых случаев.

Для достижения указанной цели государству необходимо решить следующие задачи:

1. Проведение единой государственной политики в сфере страхования;

2. Установление принципов страхования и формирования механизмов страхования, обеспечивающих экономическую безопасность граждан и хозяйствующих субъектов на территории Российской Федерации.

В целом организаторская деятельность государства должна быть направлена на обеспечение надежной и финансово устойчивой системы страхования, на повышение эффективности государственного регулирования страховой деятельности, а также на развитие сотрудничества с международным страховым рынком.[8]

Государственное регулирование страховой деятельности должно обеспечить выполнение названных выше мер и действенный контроль страхового сектора экономики. Оно должно осуществляться по следующим направлениям:

1. Прямое участие государства в становлении страховой системы;

2. Законодательное обеспечение защиты национального страхового рынка;


3.Совершенствование государственного надзора за страховой деятельностью.

Воздействие государства на участников страховых обязательств проводится по нескольким направлениям:

1. Прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов;

2. Законодательное обеспечение становления и защиты национального страхового рынка;

3. Государственный надзор за страховой деятельностью; 4. Защита добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждение и пресечение монополизма.

Прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов обусловливается необходимостью:

1. Предоставления гарантий социальной защиты определенных групп населения и проведения обязательного Государственного страхования за счет бюджетных средств;

2. Определения основ и порядка участия государства в страховании некоммерческих рисков для защиты инвестиций, в том числе и иностранных, в страховании экспортных кредитов;

3. Предоставления дополнительных гарантий тем средствам страховщиков, которые размещаются в форме специальных нерыночных государственных ценных бумаг с гарантированным доходом;

4. Создания целевых резервов, компенсирующих несостоятельность отдельных страховых организаций при исполнении ими обязательств по договорам долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования граждан.

Высокая доля ответственности страховщика за социальные последствия его деятельности требует организации государственного страхового надзора.

При государственной экономике существовал Госстрах, который был единственным в России страховщиком, он же осуществлял надзор за страховой деятельностью.

В июле 1992 г. был создан самостоятельный орган — Государственный страховой надзор РФ (Госстрахнадзор), который в сентябре 1992 г. был преобразован в Федеральную инспекцию по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор).

В 1993 г. в соответствии с вступившим в силу законом РФ "О страховании" Федеральная инспекция была переименована в Федеральную службу России по надзору за страховой деятельностью.

В августе 1996 г. Федеральная служба как самостоятельная структура была ликвидирована, а ее функции переданы Департаменту страхового надзора, созданного в составе Минфина РФ.

Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.


Система государственного надзора за страховой деятельностью должна предполагать:

1. Организацию основ страхового надзора в РФ, в первую очередь, путем создания специальных органов по надзору за страховой деятельностью на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ;

2. Создание нормативных актов надзора за страховой деятельностью, выработку единых методических принципов организации и осуществления страхового дела;

3. Определение специальных требований к страховым организациям, установление лицензирования и сертификации страховой деятельности;

4. Установление единых квалификационных требований к руководителям и специалистам страховых организаций, сюрвейерам, аварийным комиссарам.

Федеральная служба страхового надзора (ФССН) — орган, регулирующий деятельность страховых организаций, занимающийся лицензированием страховой деятельности, контролирующий операции страховых компаний на предмет соответствия лицензии и законодательству РФ. Страховая организация на основании ст. 19 НК РФ является налогоплательщиком, на которого в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.[9]

Страховые организации в соответствии с законодательством Российской Федерации уплачивают федеральные, региональные и местные налоги.

К федеральным налогам относятся: налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц.

К республиканским налогам относятся: налог на имущество организаций, транспортный налог. Обеспечение финансовой устойчивости страховых организаций, компаний и фирм имеет важное значение для успешного их функционирования, и для обеспечения стабильности предпринимательской деятельности.

В соответствии с Законом РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" основой финансовой устойчивости страховщиков является наличие у них оплаченного уставного капитала и страховых резервов.

Можно сделать вывод, что потребность в страховой защите носит всеобщий, публичный характер, пронизывает все сферы общественного производства, деятельность всех хозяйствующих субъектов, всего населения, всю социально-экономическую систему общества. Иными словами, страховой рынок взаимосвязан с финансами предприятий, финансами населения, банковской системой, государственными финансами, муниципальными финансами.


ГЛАВА 2. Виды страхования в РФ.

2.1. Классификация видов страхования в РФ

Классификация страхования представляет собой систему взаимосвязанных звеньев, сфер деятельности, различных видов, отделение их один от другого по различным критериям.[10]

Согласно Закону в качестве объекта личного страхования провозглашаются имущественные интересы, связанные:

1. С дожитием граждан до определенного возраста или срока, со смертью, с наступлением иных событий в жизни граждан (страхование жизни);

2. С причинением вреда жизни, здоровью граждан, оказанием им медицинских услуг (страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование).[11]

Объектами имущественного страхования могут быть имущественные интересы, связанные:

1. С владением, пользованием и распоряжением имуществом (страхование имущества - ст. 930 ГК РФ);

2. С обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхование гражданской ответственности);

3. С осуществлением предпринимательской деятельности (страхование предпринимательских рисков - ст. 933 ГК РФ).

Такая классификация по видам страховой деятельности предусматривает 23 вида и является новшеством в страховом деле в России.

Согласно Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" выделяются следующие виды страхования:

1. Страхование жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события;

2. Пенсионное страхование;

3. Страхование жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) или с участием страхователя в инвестиционном доходе;

4. Страхование от несчастных случаев и болезней;

5. Медицинское страхование;

6. Страхование средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта);

7. Страхование средств железнодорожного транспорта;

8. Страхование средств воздушного транспорта;

9. Страхование средств водного транспорта;

10. Страхование грузов;

11. Сельскохозяйственное страхование (страхование урожая, сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений, животных);

12. Страхование имущества юридических лиц, за исключением транспортных средств и сельскохозяйственного страхования;


13. Страхование имущества граждан, за исключением транспортных средств;

14. Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;

15. Страхование гражданской ответственности владельцев средств воздушного транспорта;

16. Страхование гражданской ответственности владельцев средств водного транспорта;

17. Страхование гражданской ответственности владельцев средств железнодорожного транспорта;

18. Страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты;

19. Страхование гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков товаров, работ, услуг;

20. Страхование гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам;

21. Страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору.

В соответствии с законодательством предусмотрены две формы страхования: добровольное (в силу соглашения) и обязательное (в силу закона):

Схема 1.1.

Формы страхования

Формы страхования

Добровольное

страхование

Обязательное

страхование

Существуют различные основания классификации видов страхования в Российской Федерации.

Одним из оснований классификации видов страхования является основание по форме организации страхования: государственное, акционерное, взаимное, кооперативное. Особой организационной формой является медицинское страхование.

В литературе имеется и другая точка зрения на классификацию страхования, которая основывается на следующем делении:

1. По статусу страхователя и страховщика на территории государства (резидент, нерезидент):

1) Внутренний рынок;

2) Страхование внешнеэкономической деятельности.

2. По иерархии последствий наступлений страхового случая для субъектов страхования (индивидуум, предприятие, государство):

1) Социальное страхование;

2) Индивидуальное.

3. По характеру денежных отношений:

1) Распределительное страхование (не фондовая форма);

2) Перераспределительное (фондовая форма).

4. По характеру отношений страхователя и страховщика:

1) Обязательное страхование;

2) Добровольное страхование.

5. По объектам страхования:

1) Морское страхование;

2) Транспортное страхование и т.д.

6. По роду опасностей:

1) Огонь;

2) Засуха;

3) Наводнение и т.д.