Файл: Учет поступления основных средств (Особенности учета основных средств при упрощенной системе налогообложения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если основное средство ликвидируется, то актуальным становится вопрос о необходимости восстановления НДС. Несмотря на то, что ликвидация объектов до того, как истечет срок их полезного использования, не включена в перечень случаев, когда нужно восстановить НДС, Минфин РФ считает, что НДС должен быть восстановлен (письма Минфина России от 17.02.2016 № 03-07-11/8736, № 03-07-11/61, № 03-07-11/22).

Однако в судах данная точка зрения поддержки не находит (см. определение ВАС РФ № ВАС-9903/09 по делу № А32-26937/2008-19/491, постановление АС Северо-Кавказского округа № Ф08-7499/2014 по делу № А53-17381/2013, ФАС Северо-Кавказского округа по делу № А32-36919/2011, ФАС Московского округа от 23.03.2012 по делу № А40-51601/11-129-222, ФАС Поволжского округа по делу № А55-7952/2010, ФАС Западно-Сибирского округа по делу № А45-4004/2009, ФАС Центрального округа по делу № А35-8336\08-С8).

  При этом НДС по работам, связанным с процессом ликвидации, фирма может принять к вычету, но только после того, как будет подписан акт о приемке соответствующих работ и получен счет-фактура на эти работы (п. 6 ст. 171, п.1 ст.172 НК РФ).

В части налога на прибыль при ликвидации ОС возникают определенные последствия:
- остаточная стоимость по ОС и расходы на ликвидацию включаются во внереализационные расходы (подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ); 

- рыночная стоимость материалов, которые фирма получила в результате ликвидации ОС, учитывается как внереализационные доходы (п. 13 ст. 250 НК РФ).

Если предприятие по вопросу восстановления НДС по ликвидированным основным средствам придерживается вышеприведенной позиции Минфина РФ, то восстановленный НДС подлежит включению в прочие расходы (п. 3 ст. 170, ст. 264 НК РФ, письмо Минфина России от 04.05.2016 № 03-07-11/25579). 
Механизм учета ОС в 2017 году в основе своей остался прежним. С 01.01.2017 изменилась классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы. Для корректного отражения в отчетности операций по учету ОС важно понимать, как определяется СПИ объекта, как исчисляется его первоначальная и остаточная стоимость, как операции приобретения и продажи влияют на механизм обложения НДС и налогом на прибыль. Кроме того, большое значение имеют вопросы исчисления амортизации по ОС.

1.2.Лимит основных средств

В бухгалтерском и налоговом учете лимит стоимости активов различен. С 2016 года для налогового учета предельная планка увеличена, а в бухучете ожидаются новые поправки.

Согласно ПБУ 06/01 активы считаются амортизируемыми, если их лимит свыше 40 тыс. рублей, и им одновременно присущи следующие признаки:
- предназначены для изготовления товаров, оказания услуг или работ; 


- срок использования – более 12 месяцев; 

- объекты не для перепродажи контрагентам;

 - цель - приносить компании выгоду[7]

Эти критерии действуют с 2011 года и не изменились до настоящего времени. Однако ожидаются поправки в ПБУ. 
В скором времени ПБУ 06/01 будут поименованы как Федеральный стандарт бухгалтерского учета «Основных средств». Проект стандарта разработал Фонд развития бухучета «НРБУ «БМЦ». 
Минфин обещает, что для всех стандарт будет обязательным не раньше 2018 года. Как только он вступит в силу, компания уже сможет применять его добровольно. Переходный период – 2017 год. 

Новый стандарт будет приближен к МСФО (Международным стандартам финансовой отчетности). Согласно проекту, исчезнет стоимостной порог активов. Сейчас, как мы уже отметили, он составляет 40 тыс. рублей. Но с 2018 года компании смогут назначить лимит стоимости основных средств и 100 тыс. рублей, тем самым сравнять его с налоговым учетом. 
Согласно проекту, объект можно признать основным средством независимо от стадии его готовности к использованию. Например, если залили только фундамент постройки - это неоконченное строительство. Его тоже допустимо учесть по правилам, как для основных средств. 
Со стандартом компания будет вправе самостоятельно выбирать периодичность начисления амортизации. То есть списать стоимость актива можно раз в год, либо чаще. Сейчас амортизация ежемесячная (п. 19 ПБУ 6/01). 
По новым правилам у организаций появятся и новые обязанности - не реже, чем раз в год проверять и при необходимости корректировать срок полезного использования активов. Сейчас по правилам ПБУ делать это надо только, если вы реконструировали, либо модернизировали объект (п. 20 ПБУ 6/01). 
Отправная точка для начисления амортизации также изменится. Согласно ПБУ 06/01, начислить ее надо с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором средство поставили на учет (п. 21 ПБУ 6/01). По стандарту - со дня, как объект будет полностью готов к использованию. Это может быть любой день недели, месяца, квартала или года.

Основные отличия нового ПБУ от правил налогового учета основных средств приведем в таблице.

Стандарт основных средств: расхождения в бухгалтерском и налоговом учете[8]:

Критерии отличий

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Лимит стоимости основных средств

+

Право собственности компании на ОС (кроме, недвижимости)

Остается в силе (кроме, недвижимости)

Активы можно перевести из внеоборотных в оборотные

+

Пересмотр срока использования

+

Первоначальная цена минус скидка

+

Согласно налоговому кодексу скидка учитывается, как доход или расход

Первоначальная цена при рассрочке, посредством дисконтирования

+

НК не предусматривает

Переоценка

+

Учет износа, обесценивание

+

Неамортизируемая величина

+

Срок полезного использования

Предполагаемы срок использования, с учетом износа ОС, реконструкция, замена деталей и др.

По ОКОФ



В 2017 году в налоговом учете имущество считается амортизируемым, если его стоимость превышает 100 тыс. (ст. 256 НК РФ). Новый критерий действует уже год, но только к тем объектам, которые эксплуатируются с 2016 года. 

На 2017 год правила не изменятся, а значит объекты дешевле 100 тыс. рублей надо списывать сразу, а дороже – амортизировать. Но здесь важно не запутаться, как списывать малоценку – цена актива до 40 тыс. рублей. Ведь в 2016 году с учетом новых поправок возникла путаница. Из-за того, что в бухучете стоимость основных средств осталась прежняя – 40 тыс. рублей, компании списывали малоценку сразу – единовременно, а активы от 40 до 100 тыс. рублей - постепенно. 

Минфин в письме от 20.05.2016 № 03-03-06/1/29194 разъяснил, что это неверно. Если организация в налоговом учете списывает активы от 40 до 100 тыс. рублей постепенно, то такой же порядок надо применять и к малоценным основным средствам. Например, спецодежда, оснастка, инвентарь, оборудование и др.

Но с позицией Минфина можно поспорить. Ведь НК РФ разрешает организациям самостоятельно определить, как списывать малоценные объекты. И нигде нет предопределяющих правил, что надо использовать одинаковый подход к списанию активов. 

По общему правилу малоценку компания вправе списать сразу. А если компания будет постепенно учитывать часть объектов, то она завысит налог, а не занизит. По сути спорить с инспекторами нет снований, но из-за позиция Минфина претензий со стороны налоговиков можно не избежать. 

Лимит стоимости основных средств в 2017 году:

Стоимость

Компания купила актив

До 2017 г.

После 2017 г.

Дешевле 40 тыс. рублей

Спишите сразу, как приобрели

Спишите сразу, как приобрели

От 40 до 100 тыс. рублей

Начисляйте амортизацию

Спишите сразу, как приобрели

Дороже 100 тыс. рублей

Начисляйте амортизацию

Начисляйте амортизацию


Для основных средств дороже 100 тыс. рублей есть новые поправки. С 1 января 2017 года сроки амортизации в налоговом учете следует определять исходя из новой классификации основных средств с 2017 года. Правительство постановлением от 07.07.2016 № 640 внесло поправки в классификатор ОС – ОК 013–2014 (СНС 2008), утв. приказом Росстандарта № 2018-ст.

В новом классификаторе сменились коды ОКОФ. Кроме того, некоторые ОС «перепрыгнули» из одной амортизационной группы в другую. Например, металлические ограды (старый ОКОФ 12 3697050). В старой классификации ограды были в двух группах. Комбинированные из металла и кирпича – в 6 группе, а чисто металлические - в 8. В новой классификации все металлические ограды в 6 группе. Срок службы для 6 амортизационной группы от 10 до 15 лет, для 8 группы - от 20 до 25 лет. 


Из-за таких изменений компании не надо пересчитывать норму амортизации. Для всех старых активов сроки использования прежние. А вот для основных средств, принятых к учету в 2017 году следует применять сроки из нового классификатора. Чтобы не запутаться, используйте сравнительную таблицу старых и новых ОКОФ, ее разработал Росстандарт в приказе от 21.04.2016 № 458.

Напомним, изменения по налогу на прибыль с 2017 года касаются не только классификации основных средств. Изменится порядок формирования резерва по сомнительным долгам, переноса убытков, порядка признания долговых обязательств организации контролируемой задолженностью. Также будет новая форма декларации по налогу на прибыль.

1.3.НДС основных средств

Налоговые вычеты - это суммы, на которые можно уменьшить налог, начисленный к уплате в бюджет. В большинстве случаев это те суммы НДС, которые поставщики указали в счетах-фактурах на товары (работы, услуги), приобретенные фирмой[9].

Чтобы принять к вычету НДС, предъявленный поставщиками основных средств и нематериальных активов, должны быть выполнены условия, перечисленные в статье 172 Налогового кодекса. 
Условия для получения налогового вычета:

Первое условие. Купленные товары (работы, услуги), имущественные права должны быть приобретены для осуществления производственной деятельности или иных операций, облагаемых НДС, либо для перепродажи. 
Второе условие. Купленные ценности должны быть приобретены на территории РФ и приняты к учету, то есть, оприходованы на балансе фирмы. 
Третье условие. Покупатель (заказчик) должен иметь документы, подтверждающие право на вычет. Прежде всего, это счет-фактура, выставленный поставщиком в соответствии с пунктом 3 статьи 168 Налогового кодекса. Кроме того, НДС должен быть выделен отдельной строкой в первичных документах (в накладных, актах выполненных работ и оказанных услуг, платежных поручениях и т. п.). 
Согласно правилам бухгалтерского учета первоначальную стоимость приобретенных фирмой основных средств (нематериальных активов), как правило, сначала формируют на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». И лишь после того, как объект введен в эксплуатацию, эту сумму переносят на счет 01 «Основные средства» (04 «Нематериальные активы»). 
Финансисты и налоговики настаивают, чтобы НДС, уплаченный при покупке основного средства, не требующего монтажа, был принят к вычету только после ввода его в эксплуатацию, то есть отражения на счете 01 (письма Минфина РФ № 03-07-11/19, № 03-07-11/303, № 03-07-11/330, ФНС России № 03-1-03/530/8).


Так, в письме Минфина России № 03-07-11/19 указано, что «…суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные продавцами при приобретении основных средств, подлежат вычету после принятия их на учет в качестве основных средств».

Некоторые суды согласны с тем, что право на вычет НДС у фирмы возникает только после ввода объектов в эксплуатацию (постановления ФАС Московского округа № А40-56010/11-91-242 и ФАС Поволжского округа № А12-24919/2009). 
Однако в Налоговом кодексе не сказано, на каком счете должно быть принято к учету основное средство: 01 «Основные средства» или 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Это подтвердил и Высший Арбитражный Суд России. 
Судьи ВАС заявили, что для вычета НДС не важно, на каком счете отражено основное средство – 01 или 08. И вычет НДС по приобретенному основному средству при отражении его на счете 08 правомерен (Определение ВАС России № ВАС-1795/09). 

Руководствуясь выводами высших арбитров, большинство федеральных судов не поддерживают позицию контролеров (постановления ФАС Северо-Западного округа № А56-10457/2011, ФАС Московского округа № А40-113023/09-126-735, ФАС Уральского округа № Ф09-5226/11).

Значит, фирмы, ссылаясь на упомянутые судебные решения, могут претендовать на вычет НДС до отражения основного средства на счете 01. Однако, такую позицию, скорее всего, придется отстаивать в суде. 
Рассмотрим пример:

В сентябре ООО «Пассив» купило деревообрабатывающий станок за 70 800 руб. (в том числе НДС – 10 800 руб.). Станок был оприходован в сентябре, а введен в эксплуатацию и оплачен в октябре. 
ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60 – 60 000 руб. (70 800 руб. - 10 800 руб.) – отражены затраты по приобретению станка (без НДС);

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 – 10 800 руб. – учтена сумма НДС, предъявленная поставщиком; 
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19 – 10 800 руб. – НДС принят к вычету; 

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08 – 60 000 руб. – деревообрабатывающий станок введен в эксплуатацию. 

А вот в письме № 03-07-11/185 Минфин России сделал совершенно противоположный вывод, но в отношении НДС-вычетов по объектам недвижимости. Суммы НДС, предъявленные по объектам недвижимости, которые приобретены с целью их дальнейшей реконструкции и использования в деятельности, облагаемой НДС, принимаются к вычету в момент принятия их на учет на счете 08. 

Дело в том, что к такому заключению финансисты пришли, основываясь на положениях пункта 6 статьи 171 Налогового кодекса, в котором прописан порядок применения вычетов по товарам, приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ. В этом письме Минфин рассматривает объект недвижимости, купленный с целью реконструкции, не как объект основных средств, а как товар, приобретенный для выполнения строительно-монтажных работ.